Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологические нормы русского литературного языка



2020-02-03 981 Обсуждений (0)
Морфологические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Имя существительное

1. Выпишите несклоняемые существительные, определите их род: мужской, женский, средний, общий, парный (для существительных, не имеющих формы единственного числа).

а) Авеню, бигуди, бикини, боржоми, бьеннале, бренди, бюро, виски, гастроли, гетто, дитя, домино, жалюзи, иваси, какао, коала, конфетти, кофе, метро, мюсли, пальто, пенальти, повидло, подмастерье, рагу, самбо, соль (нота), сопрано, спагетти, травести, филе, хачапури, хиппи.

б) Афины, Дели, Жигули, Миссисипи, Сочи, Тбилиси, Фивы, Хельсинки, Чебоксары, Чили; Бологое, Колпино, Купчино, Репино, Рощино.

2. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания «существительное + прилагательное».

Бибабо, галифе, евро, жако, иваси, какао, кенгуру, колибри, кофе, кураре, монпансье, ноу-хау, окапи, паспарту, пенсне, пианино, реноме, сирокко, сольфеджио, сулугуни, суши, такси, урду, харчо, хинди, цеце, эскимо.

 

3. Разделите существительные на 3 группы: существительные мужского рода; существительные женского рода; существительные общего рода. Докажите свою точку зрения, составляя предложения и словосочетания.

Атташе, балда, бездарь, брюзга, визави, ворона, выскочка, громила, жадина, жертва, забияка, зазнайка, змея, импресарио, инженю, инка, инкогнито, какаду, кенгуру, колибри, контральто, конферансье, кровопийца, крупье, манси, молодчина, недотрога, одиночка, папарацци, побирушка, повеса, пони, попрошайка, портье, прислуга, протеже, простофиля, пьяница, работяга, свинья, сластена, слуга, сорвиголова, судья, тамада, тезка, умница, чукча, шимпанзе, ябеда, янки.

 

4. Подберите к существительным, обозначающим специальности, соответствующие существительные мужского или женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия соответствия.

а) агроном, адвокат, аспирант, бригадир, воспитатель, врач, губернатор, директор, заведующий детским садом, защитник, инженер, инспектор, корректор, корреспондент, космонавт, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, поэт, профессор, редактор, руководитель, секретарь, следователь, студент, управляющий трестом, учитель, языковед;

б) акушерка, балерина, доярка, консьержка, маникюрша, машинистка, медсестра, няня, санитарка, свинарка, сиделка, судомойка, уборщица, укладчица.

5. Подберите к названиям животных соответствующие существительные мужского или женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия соответствия и объясните их причины.

Баран, боров, бык, верблюд, вол, волк, воробей, гусак, гусь, жираф, змея, индюк, ишак, кабан, канарейка, кобыла, кошка, кролик, медведь, мерин, мул, орел, осел, перепел, собака, соболь, соловей, слон, тетерев, тигр.

6. Разбейте приведенные ниже существительные на 2 группы: существительные мужского рода 2 склонения; существительные женского рода 3-го склонения. Образуйте форму творительного падежа единственного числа. Какое существительное допускает вариантные формы?

Аэрозоль, антресоль, бандероль, вермишель, вуаль, выхухоль, мозоль, моль, нашатырь, овощ, тюль, канифоль, псалтирь, табель, толь, шампунь.

 

7. Поставьте приведенные ниже существительные в форму единственного числа, определите их род и тип склонения.

Кудрявые бакенбарды (бакены, бачки), поджаристые гренки, большие домины, маленькие домишки, африканские жирафы, противные заусеницы, белые георгины, черные клавиши, детские коленки, накрахмаленные манжеты, отважные мангусты, больные мозоли, румяные оладьи, бабушкины оладушки, китайские пельмени, дешевые плацкарты, офицерские погоны, бумажные полотенца, свежие простыни, стальные рельсы, железные ставни, домашние тапки, новые туфли, дорогие шампуни, спелые яблоки.

 

8. Определите род аббревиатур. Объясните свою точку зрения.

АЭС, БДТ, ВЧК, ГИБДД, ЕГЭ, ЕС, ИНН, КГБ, КПРФ, ЛДПР, МВД, МВФ, МХАТ, МЧС, МРОТ, НТВ, ОМОН, ООН, ОРТ, РГПУ, РТР, РСФСР, СКВ, СМИ, СНГ, СОЭ, СПС, СССР, США, ТСО, ФСБ, ЮНЕСКО.

 

9. Определите род сложных существительных. Составьте предложения, используя приведенные ниже существительные в формах косвенных падежей.

Альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, диван-кровать, идея-фикс, имя-отчество, музей-квартира, музей-усадьба, опера-буфф, планета-гигант, театр-студия, крем-сода, кресло-качалка, луна-парк, плащ-палатка, ракета-носитель, счет-фактура, школа-интернат, штаб-квартира, ясли-сад.

 

10. Определите, являются ли выделенные существительные одушевленными или неодушевленными, вставьте пропущенные окончания.

Читать «Рудин…», слушать «Евгени… Онегин…», вспоминать «Варяг…», листать «Уолт… Дисне…», смотреть на Юпитер…, наблюдать Плутон…, уничтожать микроб…, исследовать зародыш…, обнаружить бацилл…, подкинуть туз…, открыть валет…, отдать ферз…, переставить пеш(е)к…, кормить кук(о)л…, сшить марионет(о)к…, играть в казак…-разбойник…, верить в привидени…, поймать 3 бабоч(е)к…, поймать 33 бабоч(е)к…, пригласить 2 человек… пригласить 22 человек….

 

11. Прочитайте фрагменты газетных статей. Определите, где допущены ошибки в образовании форм числа и с чем они связаны.

1. Детские дома не могут существовать без финансовых поддержек. 2. На качеле сидел подросток и дымил в рукав. 3. У депутатов возникли озабоченности, на которые они не всегда адекватно отвечали. 4. В последнее время кассир может отказаться принять у вас к оплате большую деньгу, мотивируя это отсутствием сдачи. 4. Из-за поздних заморозков урожай черешен, слив и абрикосов может сильно пострадать. 5. На столе давно уже стояла открытая консерва. 6. Долгие годы И.Н.Матвеева воспитывала в детях правильные отношения к явлениям окружающей нас жизни.

 

12. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже существительных. По толковому словарю определите значение неизвестных вам слов.

Баретки, бахилы, босоножки, ботинки, ботики, ботфорты, бутсы, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, мокасины, онучи, пуанты, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, унты, черевики, чешки, шлепанцы, штиблеты.

 

13. Определите, какие изменения происходят в основах приведенных ниже существительных при образовании форм множественного числа.

Армянин, гроздь, дно, курица, масленок, мусульманин, опенок, римлянин, судно, стремя, щенок.  

14. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Определите, в чем заключается сходство между словами каждой группы.

а) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, инженер, кондитер, конструктор, контейнер, крем, лектор, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, прииск, свитер, торт, фронт, шофер;

б) веер, директор, доктор, желоб, катер, купол, мастер, обшлаг, сторож паспорт, профессор, череп;

в) ворох, договор, инспектор, инструктор, крейсер, отпуск, плинтус, прожектор, пудель, сектор, тополь, трактор, флигель, флюгер, цех, штабель, якорь.

 

15. Определите значение приведенных словоформ, составьте с ними словосочетания или предложения.

Колени – колена, колы – колья, корни – коренья, корпусы – корпуса, лагери – лагеря, образы – образа, ордены – ордена, ордеры – ордера, поясы – пояса, проводы – провода, пропуск – пропуска, соболи – соболя, счеты – счета, сыны – сыновья, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба.

16. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных, запомните слова, в которых вы делали ошибки.

Авиаконструктор, аэропорт, бампер, брокер, бухгалтер, бюстгальтер, колер, контейнер, крем, лекарь, месяц, отрасль, очередь, паспорт, полис, почерк, профиль, редактор, ректор, сторож, шафер, шофер.

17. Выпишите существительные, не образующие в литературном языке особых форм предложного падежа в местном значении (с окончанием –у)́. Определите стилистическую окраску вариантных форм с окончанием –е и –у́.

Бой, ветер, дуб, зуб, квас, отпуск, пар, пляж, полк, порт, рай, снег, спирт, сук, суп, таз, терем, труд, уголок, хлев, холод, холм, чай, шкаф.

 18. Поставьте приведенные ниже собственные и нарицательные имена существительные в форму предложного падежа с предлогом В или НА.

Пир, «Пир» Платона; нос, «Нос» Н. В. Гоголя, Лисий Нос; лес, «Лес» А. Н. Островского; Сосновый бор; дым, «Дым» И. С. Тургенева; аэропорт, «Аэропорт» А. Хейли; сад, «Вишневый сад» А. П. Чехова.

19. Определите значение приведенных словоформ, составьте с ними словосочетания или предложения.

В быте – в быту, в цвете – в цвету, на корне – на корню, в ряде – в ряду, в круге – в кругу, в угле – в углу, на крае – на краю.

20. Из «Фразеологического словаря русского языка» выпишите фразеологические обороты, в которых используется форма родительного и предложного падежа единственного числа существительных мужского рода с окончанием –у́, растолкуйте значение данных оборотов.

21. Поставьте заключенные в скобки существительные в форму творительного падежа, объясните причины возможных ошибок.

1. И вот на площади (глашатай) был прочитан указ. 2. Спала Марья с (дети) в столовой, а муж один в кабинете. 3. Федор только улыбался, встречаясь со знакомыми (люди). 4. Он, казалось, уже сотню лет не сиживал за этим столом, не разговаривал с родным (дядя), не ел теткиных пирогов с капустой да с (повидло). 5. Ирина так и ходила при госте с (бигуди) на влажной челке. 6. Мало кто поверил, что Наташа гуляет с таким видным (юноша). 7. Жена честила его бездельником, (бездарь), (пьяница), но ничего не помогало. 8. Дрова в печке вспыхнули ярким (пламя).

 22. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных ниже существительных. Сформулируйте правило, позволяющее правильно образовать данную форму для каждой группы слов.

а) валенки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки – гольфы, кеды, носки;

б) кальсоны, каникулы, макароны, панталоны, шахматы – консервы, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры – яблоки;

г) гренадеры, гусары, драгуны, кирасиры, партизаны, солдаты;

д) амперы, ватты, вольты, рентгены – гектары, граммы, килограммы, центнеры;

е) армяне, башкиры, болгары, карелы, осетины, туркмены, цыгане – буряты, казахи, французы, хорваты;

ж) вафли, кухни, свечи, туфли – клешни, ноздри, сопли;

з) болотца, блюдца, коленца, полотенца, щупальца;

и) воскресенья, дела, кладбища, места, увечья, ущелья.

 

22. Разделите слова на четыре группы: имеющие в форме родительного падежа множественного числа окончание –ов(-ев); нулевое окончание; окончание –ей; не образующие формы родительного падежа множественного числа.

Англичанин, афиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, вафля, ведьма, воскресенье, грабли, гусар, дядя, кастрюля, каторга, кед, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, сапог, серьга, солдат, тамада, тапка, тахта, тетя, туфля, ханжа, чипсы, ясли.

24. Раскройте скобки, правильно склоняя имена художников и скульпторов. Пользуясь справочной литературой, узнайте о жизни и творчестве мастеров.

«Амур и Психея» (Антонио Канова), «Апостолы Петр и Павел» (Доменико Эль Греко) «Венера и Адонис» (Питер Пауль Рубенс), «Лот с дочерьми» (Франсуа де Труа), «Нимфа и сатир» (Анри Матисс), «Одиссей и Навзикая» (Сальватор Роза), «Отдых на пути в Египет» (Антонис ван Дейк), «Поклонение младенцу Христу» (Филиппино Липпи), «Прощание Абеляра и Элоизы» (Анжелика Кауфман), «Святое семейство» (Никола Пуссен), «Флора» (Этьен Моррис Фальконе), «Юнона у Эола» (Жан Ресту), «Явление Христа Марии Магдалине» (Пьетро да Кортона).

 

25. Закончите предложения, используя имена и фамилии, данные в скобках, в форме нужного падежа.

На русских концертах 1841 года взошла звезда немецкой оперной актрисы (Сабина Гейнефеттер), которая исполняла романсы, написанные (Франц-Петер Шуберт). В искусстве (Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) песня и инструментальная миниатюра играли второстепенную роль. О (Бедржих Сметана) знают не только как о великом чешском композиторе, но и как о хоровом и оперном дирижере, талантливом музыкальном критике. В 1725 один из амстердамских издателей обратился к (Антонио Лючио Вивальди) с просьбой написать шесть концертов для флейты. Многие произведения (Роберт Шуман) были впервые исполнены его женой, выдающейся пианисткой (Клара Жозефина Вик Шуман).

 

26. Образуйте форму предложного падежа единственного числа от названий петербургских улиц и районов.

 Живу в  Автов…, Купчин…, в Колпин…, на Басков… переулке, на улице Большой Зеленин…, на улице Опочинин…, на улице Плуталов…, на улице Подрезов…

27. Прочитайте отрывки из рассказа М.А. Зощенко «Кочерга». Подумайте, какие явления русской грамматики вызвали затруднения у героев рассказа. Найдите и прокомментируйте отступления от литературной нормы в их речи.

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении. <…> В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую, Надю Р. <…> Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

— Тоже, ходишь со своей кочергой — выводишь мне из строя служащих. Надо не зевать по сторонам, а глядеть то, что видишь.

Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда бы и можно придираться. А при таких обстоятельствах он не может гарантировать неприкосновенность служащих. Эта простая мысль — иметь кочергу на каждую печку — понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад. Шагая по комнате, директор диктовал: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...» Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесавши затылок, сказал машинистке:

— Что за черт. Не помню, как пишется — пять коче... Три кочерги — ясно. Четыре кочерги — тоже понятно. А пять? Пять — чего? Пять кочерги...

<…> Секретарь сказал:

— Есть отличный выход. Напишем на склад два требования — на три кочерги и на две кочерги. Итого получим пять.

Директор нашел это неудобным. Он сказал, что посылать две одинаковые бумажки — это разводить канцелярщину. Найдутся пройдохи, которые при случае уколют его этим. <…> Хорошо бы еще раз позвать истопника, чтоб услышать это слово из его уст. Все-таки человек всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему-то известно, как произнести пять коче... Тотчас снова позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ. Истопник, предполагая, что его опять будут жучить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно. Он бормотал: дескать, нужно пять штук, тогда, дескать, еще можно оберечься. А иначе пущай отдают его под суд.

Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.

— Сами знаете что,— угрюмо ответил истопник.

Но тут, под давлением секретаря и директора, истопник наконец произнес искомое слово. Однако это слово в устах истопника звучало не так, как ожидалось, что-то вроде — «пять кочерыжек».

Тогда секретарь смотался в юридический отдел и оттуда привел служащего, который отличался тем, что умел составлять любые бумаги так ловко, что обходил все подводные камни. Служащему разъяснили его задачу — составить нужное требование таким образом, чтобы слово «кочерга» не упоминалось во множественном числе и вместе с тем, чтобы склад выдал пять штук.

Немного покусав карандаш, служащий набросал черновик:

«До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать еще пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать — пять штук».

Уже эту бумажку хотели послать на склад, но тут к директору явилась машинистка и сказала, что она сейчас звонила своей мамаше, старой машинистке с тридцатилетним стажем. И та ее заверила, что нужно писать: пять кочерег. Или пять кочерг. Тотчас бумажка была составлена и послана на склад. Самое смешное из всей этой истории это то, что вскоре бумажка была возвращена назад с резолюцией заведующего складом: «Отказать за неимением на складе кочережек». <…>

Имя прилагательное

1. Образуйте краткие формы приведенных ниже имен прилагательных, поставьте ударение.

Бессмысленный, большой, взрослый, длинный, древний, добрый, искренний, кислый, мужественный, острый, полный, сильный, синий, темный, теплый, хитрый, хриплый, щуплый.

 

2.  Образуйте все возможные формы сравнительной степени имен прилагательных, прокомментируйте те случаи, когда форма сравнительной степени не образуется.

Бойкий, ветхий, главный, громкий, деловой, дешевый, емкий, жестокий, звонкий, зябкий, крепкий, младший, передовой, плоский, плохой, тонкий, топкий, соленый, старый, узкий, хороший.

3. Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам, прочитайте предложения, исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Мариинская впадина – самое глубочайшее место. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. Как более деловой менеджер Эпштейн добился сбыта свеклы в самый наикороткий срок. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

Имя числительное

1. Просклоняйте приведенные ниже словосочетания

Полтора яблока, четверо друзей, 1945-й год, 945 лет, 467 кг, 134 га.

 

4. Прочитайте правильно предложения из детских сказок, обращайте внимание на форму имени числительного.

Около 400 лет тому назад маленькое привидение помогло графине найти драгоценные золотые серьги, которые стащила с подоконника сорока (О. Пройслер «Маленькое привидение»). Так вот, в те времена хозяйничал на горах Брендах знаменитый и грозный разбойник Мерзавио, самый страшный злодей из всех злодеев со своими 21 подручным, 50 ворами, 30 воришками и 200 пособниками и укрывателями (К.Чапек «Разбойничья сказка»). А вот, к примеру, у ратиборжского водяного не меньше 200 тысяч карпов да еще вдобавок лини, сазаны, караси и, глядишь, здоровенная щука (К.Чапек «Сказка про водяных»). Итак, когда прошел ровно год и один день снова предстал Франтишек Король перед судом по обвинению в убийстве неизвестного человека и похищении 1 367 815 крон 92 геллеров и сверх того зубной щетки (К. Чапек «Бродяжья сказка»).

 

1. Прочитайте математические записи, используя глаголы «прибавить» и «отнять».

а) к сумме 358 и 245 прибавьте 56; от суммы 783 и 971 отнимите 34; к произведению 694 и 237 прибавьте 82.

б) 421 + 297; 893 + 248; 687 – 345; 395 – 654.

3. Прочитайте, употребляя числительные и заключенные в скобки существительные в форме нужного падежа.

В 1739 году 38-летнему механику из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299,3 (сантиметр), а шириной, равной 4148,67 (сантиметр) макет своего родного города в 3/236 натуральной величины. На ней механик разместил 23601 дом, более 340 церквей с 276 колокольнями, около 94 кузниц. На 167 шпилях красовалось не менее 152 флюгеров. В игрушечном городе нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 человеческими фигурами, «росло» не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 22 (сутки). Макет экспонировался в (полторы мили) от Парижа, в первый же день павильон был посещен 1471 посетителем, сфотографирован 346 корреспондентами.

 

4. Прочитайте отрывки из книги рекордов Гиннеса, ставьте числительное в нужную форму.

В момент погребения в 1927 г. уроженца Эйдсролла, Норвегия, Ганса Н. Лангета длина его бороды равнялась 533 см.

Кальян Рамджи Саин из Сундареарха, Индия, отращивает усы с 1976 г., в июле 1993 г. их размах составлял более 338 см., при этом длина правого уса равнялась 172 см, левого – 167 см.

Измерение ногтей левой руки Шридхара Чиллала из Индии в конце марта 1997 г. показало, что их общая длина равна 612 см . 4. Джон Бровер Миннок в октябре 1981 г. за 7 дней набрал более 89 кг, Дорис Джеймс из Сан-Франциско из штата Калифорния за последний год своей жизни прибавила более147 кг.

Розали Брэдфорд с января 1987 г. по февраль 1994 г. похудела с 544 до 128 кг, установив рекорд потери веса среди женщин, равный 416 кг.

Самая высокая супружеская пара. Предполагалось, что рост Анны Хэнен Суон из Канады был равен 246 см, но на самом деле он равнялся 227 см. Она вышла замуж за Мартина Ван Бурен Бейтса из Уайтсберга, рост которого был равен 220 см.

Когда 14 апреля 1990 г. во Франции Фабиан Прету, ростом более 188 см, женился на Натали Локью ростом не более 94 см, они стали самой контрастной в мире супружеской парой. Разница в росте достигает у них 945 см.

 

5. Поставьте существительное в нужную форму, просклоняйте полученные словосочетания

356, 284 (человек), 653, 189, (ребенок), 572, 237 (год).

 

6. Прочитайте предложения, следуя акцентологическим и орфоэпическим нормам русского языка, исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

В этом году в зоопарке появились новые жители: двое медведей и трое диких свиней. Обои рабочие получили с оптового склада новые джинсовые спецовки и комбинезоны на фланелевой подкладке. В обоих никелированных кастрюлях варился сливовый компот. Оба молодые столяра были знакомы с виндсерфингом и мастерски играли в бадминтон. В новом центре отдыха на русско-украинской границе нашли приют оба несчастные сироты. Обе декольтированных брюнетки щегольски прикрывали плечи гофрированными шарфами.

Местоимение

1. Прочитайте предложения, следуя произносительным нормам. Устраните лексические повторы, используя личные местоимения 3-го лица. Прокомментируйте, чем обусловлен выбор формы с начальным н и без него.

 а) Анастасия Ильинична показала коллегам каталог. В каталоге Анна Никитична увидела свитер со спущенной проймой, о котором давно мечтала. б) Акушер вышел из кабинета дерматолога. Напротив кабинета дерматолога располагался кабинет невропатолога, а около кабинета невропатолога - кабинет психиатра. в) Киоскер заключил договор с перекупщиком. Согласно договору все книги Бальзака и Пастернака стали продаваться втридорога. г) Кармен любила, как цветут орхидеи, но считала, что жасмин красивее орхидей. д) Астма – тяжелое легочное заболевание. Перенесшие астму должны пройти флюорографию. е) Во всем Белграде остался только один звонарь. Кроме звонаря никто уже не звонит в колокола. ж) Тефтели были сыроваты, а гренки подгорели. За исключением тефтелей и гренков, все было очень вкусно. з) В пять часов начался крестный ход. По случаю крестного хода было остановлено движение троллейбусов и трамваев.

 

2. Сформулируйте, в чем состоит разница в значении определительных местоимений каждый, всякий, любой. Придумайте предложения, демонстрирующие это различие.

3. Сформулируйте, в чем состоит разница в значении неопределенных местоимений некто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто. Придумайте предложения, демонстрирующие это различие.

4. Прочитайте предложения, выбрав наиболее подходящий из заключенных в скобки. Мотивируйте свой выбор.

Мать была очень взволнована, и в глазах у (нее, ней) стояли слезы. Неопределенное положение Ивана Кондратьевича усугублялось еще и тем, что он осознавал (его, свое) несчастье и ушел (в самого, самоё, сам в) себя. Катя жалко улыбнулась, стыдясь (саму, самоё) себя. Графа, возведенного в графское достоинство за (свой, его) личные заслуги спросили, почему на (его, егонной) карете нет герба. На Олимпийских играх атлет преодолел планку, установленную на 30 см выше (его, егонного, своего) роста. Благодаря (его, егонной, своей) эффективности, эспумизан быстро завоевал рынок сбыта. Андрей Григорьевич был представлен наконец (некой, некоей) Анфисе Саввичне, уездной помещице.

Глагол

1. Образуйте видовую пару к приведенным ниже глаголам. Укажите, в каких случаях глаголы совершенного и несовершенного вида образуются от разных основ.

Вложить, выплатить, захлопнуть, изготовить, обособить, обусловить, оплатить, опорочить, класть, кусать, найти, поймать, положить, посадить, прочитать,разложить, узаконить, условиться.

2. Разделите приведенные ниже глаголы на 3 группы: глаголы, не имеющие в нормативном языке видовой пары; глаголы, сочетающие в себе значение совершенного и несовершенного вида; глаголы, способные к образованию видовой пары. Проверьте, во всех ли формах могут употребляться образованные вами глаголы несовершенного вида, зависит ли способность к образованию видовой пары от значения, в котором употреблен глагол в предложении.

Арестовать, воздействовать, жениться, исповедовать, использовать, исследовать, командировать, обещать, организовать, отстоять, очутиться, положить, походить, ранить, сочетать.

 

3. Образуйте формы 3 лица единственного и множественного числа настоящего-будущего времени от приведенных ниже глаголов. Продолжите заполнение таблицы.

В литературной речи 1 и 3 лицо образуются только одним способом Возможны варианты литературной нормы при образовании форм 1 и 3 лица
Ездить: езжу, ездит … Мучить: мучу, мучаю; мучит, мучает …

Ездить, зажечь, колебаться, кудахтать, лазить, махать, мерить, мурлыкать, мучить, мяукать, плескать, полоскать, рыскать, трепать, чтить, щипать.

4. Образуйте форму настоящего-будущего времени 1 лица единственного числа от приведенных ниже глаголов. Если какая-либо форма не употребляется, замените ее описательным оборотом.

Блестеть, вознаградить, выздороветь, дерзить, ездить, затмить, запретить, индеветь, мерить, молотить, обессилеть, опротиветь, очутиться, ощутить, победить, предотвратить, прекратить, принудить, пылесосить, раздавать, состариться, убедить, чудить.

 

5. Составьте словосочетания или предложения с приведенными ниже глагольными формами.

Блистает – блещет, брызгает - брызжет, глодает - гложет, двигает - движет, двигается - движется, капает - каплет, метает – мечет, страдает - страждет.

 

6. Образуйте личные формы прошедшего времени и действительное причастие прошедшего времени от приведенных ниже глаголов. Охарактеризуйте, в чем состоит сложность при образовании форм прошедшего времени данных глаголов.

Вторгнуться, высохнуть, глохнуть, киснуть, липнуть, оглохнуть, ошибиться, погаснуть, прилипнуть, промокнуть, сохнуть, скиснуть, ушибиться.

 

 7. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа следующих глаголов. Отметьте, у каких глаголов формы повелительного наклонения можно образовать разными способами. Подумайте, какими дополнительными способами можно выразить приказание или просьбу в русском языке.

 Выбросить, вылезти, вырезать, ехать, корчить, кроить, махать, молоть, морщить, положить, портить, пощипать, примерить, прополоскать, растрепать, уведомить.

 8. Разделите глаголы на 2 группы: глаголы, от которых возможно образование 4 форм причастий (действительного, страдательного настоящего и прошедшего времени), глаголы, от которых образуются не все формы. Объясните причины, по которым невозможно образовать некоторые причастные формы.

Гнать, заклеймить, идти, купить, обезопасить, обгрызть, петь, порвать, пронзить, сломать, спеленать, сыпать.

 

9. Исправьте ошибки в словосочетаниях с действительными причастиями и отглагольными прилагательными.

Бьющая посуда, выдающие личности, вьющие волосы, млекопитающиеся животные, моющие обои, пресмыкающие животные, трудящие массы.

 


5. Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Разбейте слова на 2 группы: 1) сочетающиеся с предлогами В, ИЗ; 2) сочетающиеся с предлогами НА, С. Составьте с ними словосочетания.

Белград, Белоруссия, Молдова, Украина, Полтавщина, Крым, Донбасс, Алтай, Кавказ, Карпаты, Куба, Сахалин, Басков переулок, Дворцовая площадь, Большой Сампсониевский проспект, 15 линия; институт, почта, школа, факультет дошкольного воспитания, аптека; опера, концерт, кино, театр, сеанс, дискотека, цирк, балет; автобус, трамвай, поезд.

 

2. Определите, какого управления требуют приводимые ниже слова. Составьте с ними словосочетания.

базироваться, опираться беспокоиться, тревожиться директор, заведующий    жалоба, характеристика идентичный, сходный исходить, отталкиваться касаться, относиться    обращать (уделять, проявлять)внимание оплатить, заплатить    отчитаться, сделать отчет превосходство, преимущество препятствовать, тормозить рассказать, указать, постановить руководить, курировать свойственный, характерный точка зрения, высказывание   уверенность, вера     удивляюсь, удивлен уплатить, оплатить упрекать, порицать      на что-л., на чем-л. за кого-л., о ком-л. чего-л., чем-л. на кого-л., кого-л. чему-л., с чем-л. из чего-л., от чего-л. кого-л., к кому-л. к чему-л., на что-л., чему-л. что-л., за что-л. в чем-л., о чем-л. над чем-л., перед чем-л. что-л., чему-л. на что-л., что-л., о чем-л. кого-л., кем-л. кому-л., для кого-л. на что-л., по чему-л. во что-л., в чем-л. чему-л., чем-л. за что-л., что-л. в чем-л., за что-л.

      

9. Соедините стрелочками предлоги с соответствующими вопросами, указывающими на падежную форму существительного. Придумайте словосочетания, в состав которых входят приведенные ниже предлоги.

благодаря ввиду вопреки исключая чего? чему? что? чем? между навстречу наперекор согласно

10.  Раскройте скобки, поставив существительное в форму нужного падежа, прокомментируйте свой выбор.

Отзыв, рецензия (книга); наблюдение, контроль (финансы); отчет (командировка); программа (литература, литература ХIХ века); выучить благодаря (старание); отличать, различать (враги, друзья); умалять (заслуги); не иметь (понятие); достичь (слава), прийти по (окончание спектакля), вершить (судьбы мира), не получить (подтверждение), не обращать (внимание), не упускать (возможность).

 

5. Составьте предложения с приведенными ниже глаголами. Определите, какие смысловые оттенки они приобретают в зависимости от формы управляемого слова.

Бросить камень/ камнем, искать место учителя/мéста учителя, лежать на постели/ в постели; вершить что/чем, воплотить во что/ в чем, жертвовать что/ чем, знать что/о чем; искать что/ чего, наблюдать что/ за чем, поражаться чем/ чему, согласиться на что/с чем, удовлетворять что/ чему, удостоить чего/ чем.

6. Употребите приведенные ниже географические названия в форме предложного падежа.

Город Керчь, город Москва, город Нижний Новгород, село Абрамцево, станция Бологое, станция Тула, порт Находка, река Висла, река Северная Двина, озеро Байкал, остров Кипр, гора Эльбрус, республика Молдавия, республика Молдова, республика Беларусь, республика Белоруссия, бухта Золотой Рог, провинция Мурсия, штат Техас.

 

7. Составьте предложения, используя в качестве однородных членов слова из левого столбика, а в качестве зависимых от них слов – слова из правого столбика.

подготовка и руководство подбор и наблюдение помощь и сотрудничество образовать и распоряжаться кормить и гулять интересоваться и коллекционировать магистранты факты образовательные учреждения бюджетные фонды дети старинные монеты

 

8. Исправьте ошибки из экзаменационных эссе школьников, связанные с неуместным использованием однотипных форм. Определите, какое максимальное количество существительных в форме родительного, дательного, творительного, предложного падежа не мешают свободному восприятию текста.

В моем эссе речь пойдет о тексте об охране окружающей среды. Я познакомился с изложением Лихачева проблемы и согласился с ним. Глиняные таблички писались египтянами заостренными палочками. Автор беседовал с мастером с большим опытом. Оценка Добролюбова темного царства резко отрицательна. Подтверждает эту точку зрения пример жизни ученика писателя – представителя литературы Германии ХХ века. В тексте в очередной раз поднимается проблема жизни природы севера родного края. Много важных мыслей надо донести автору читателю. Нельзя было ограничиться принятыми солдатами решениями.

9. Исправьте ошибки, допущенные при построении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами с точки зрения современного литературного языка. Сформулируйте правило, согласно которому в современном языке строятся предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.

На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась (И.А.Крылов). Услышав граф её походку и проклиная свой ночлег и своенравную красотку, в постыдный обратился бег(А.С.Пушкин). Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С.Пушкин). Бродя по улицам, мне, наконец, пришел в голову один приятель (А.И.Герцен) Уехав из Вятки, меня долго мучало воспоминание об Р. (А.И.Герцен).В одном конце зала, выходя из столовой, стоял стул (Л.Н.Толстой). Накурившись, между солдатами возникает разговор (Л. Н.Толстой). Проезжая на возвратном пути в первый раз весною знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С.Тургенев). Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин (А.П.Чехов).

 

10. Найдите грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом или придаточным инфинитивным. Прокомментируйте свой выбор.

а) Уехав из родных мест,   То ослабевая, то возрождаясь вновь,   б) Пробираясь сквозь толпу, Оттолкнув старуху в сторону,   в) Первый скрипичный концерт исполнялся на сцене много раз, Он познакомился со своей будущей женой,   г) Чтобы видеть сына офицером,   Чтобы получить офицерский чин к совершеннолетию,   д) Чтобы выйти в сад,   Чтобы поскорее проводить гостя,    меня долго мучило воспоминание об этой встрече. я подолгу вспоминал эти вечера.   трудно было не измять платья. ей к тому же пребольно отдавили ногу.   живя в Санкт-Петербурге.   непременно вызывая у слушателей бурю аплодисментов.   Петр Гринев с младенчества числился в полку. старик был готов на многие лишения.     необходимо было накинуть себе на плечи теплый платок. лакей широко распахнул перед ним парадные двери.

 

11. Прочитайте предложения, следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам русского языка. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство токарей и столяров Кировского завода получил... высокую квалификацию. Большинство хозяек суме...т приготовить украинский борщ или суп из щавеля. Ряд детективов А.Кристи переведен... на русский язык. Несколько бутербродов с паштетом лежал... на столе. Много лабораторий труд...тся над созданием нового проекта. Сколько угольщиков принял... участие в августовской забастовке! Десять гренадер бросил...сь в атаку. Три трамвая подъехал... одновременно. Два инсульта подорвал... его здоровье. Две юных танцовщицы мастерски исполнил... пасадобль. Вот два года моей жизни вычеркнут... В нашем институте работа...т 21 доцент. 31 античная статуя был... передан... в дар музею. Отпущен... миллион рублей на обеспечение нормальной работы нефтепровода. Все



2020-02-03 981 Обсуждений (0)
Морфологические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфологические нормы русского литературного языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (981)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)