Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфоэпические нормы русского литературного языка



2020-02-03 523 Обсуждений (0)
Орфоэпические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Разделите приведенные ниже слова на 3 группы: слова, в которых на месте ЧН произносится ЧН; слова, в которых на месте ЧН произносится ШН; слова, в которых возможно двоякое произношение

Булочная, горчичник, двоечник, девичник, достаточно, клубничный, маскировочный, нарочно, очечник, перечница, подсвечник, подсолнечник, позвоночник, полуночничать, прачечная, проверочный, скворечник, скучно, убыточный, яичница.

 

2. Образуйте женские отчества от приведенных ниже имен, правильно произнесите их.

Владислав, Вячеслав, Илья, Кузьма, Лука, Никита, Савва, Станислав, Фома.

 

3. Определите, какой вариант произношения (московский или петербургский) следует выбрать при чтении следующих стихотворных отрывков.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой И назовет меня всяк сущий в ней язык: И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин)   Роман заранее напишут, Приедут, былью той подышат, Сверяя с жизнью первый том. (А. Твардовский)   Уже противник скал достиг, Уже хватается за них (А.Пушкин)   На что им             сбор            болтунов                          дался? И отдавали              большевикам                        гроши,                    и силы,                         и голоса. (В.Маяковский) И в сих цветущих и поднесь садах Их легких ног скользит незримый шаг. (Ф.Тютчев)   Столетье за столетьем пронеслося, Никто еще не разрешилвопроса. (Ф.Тютчев)   Где вечный лавр и кипарис На воле гордо разрослись. (А.Пушкин)   Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой… (М.Лермонтов)  

4. Разделите слова на три группы: слова, в которых на месте буквы Е произносится звук Э; слова, в которых на месте буквы Е произносится звук О; слова, в которых возможно двоякое произношение.

а) Атлет, афера, безнадежный, белесый, береста, бытие, виндсерфинг, гололедица, желоб, женоненавистник, жердочка, жернов, зев, клест, крестное знамение, ксендз, леска, маневр, многоженец, многоженство, незаконнорожденный, никчемный, новорожденный, одновременный, околесица, опека, оседлость, поблекнуть, поденщина, свекла, скабрезный, смета, современный, трехведерный, фрекен, холеный, хребет, щелка, шофер.

б) Айрис Мердок, Роберт Бернс, Юрий Олеша, Григорий Остер, Афанасий Фет, Сельма Лагерлеф; станица Вешенская, Кенигсберг, Киево-Печерская Лавра, Мещерский край, Приозерск.

5. Прочитайте существительные с суффиксами –ер, ёр, –ир. Пользуясь словарем, определите их значение и происхождение.

Акушер, антрепренер, бретер, вахтер, волонтер, гаер, гравер, гренадер, доктринер, карабинер, коммивояжер, костюмер, мародер, планер, понтер, рутинер, рэкетир, стартер, суфлер, филер, филистер, шафер.

 

6. Определите разницу в значении следующих произносительных вариантов, составьте с ними словосочетания или предложения.

Небо – нёбо, маркер – маркёр, солитер – солитёр, падеж – падёж, крестный – крёстный, погруженный – погружённый,

 

7. Прочитайте, обращая внимание на качество согласного звука перед Е. Определите, что общего между словами каждой группы.

а) бутерброд, каравелла, компьютер, принтер, темп, тенденция, тендер, энергия;

б) акварель, бассейн, берет, компетентный, корректный, кофе, крем, музей, пресса, рентабельный, термин, фанера, шинель.

8. Разделите слова на три группы: произносимые с твердым согласным перед Е; произносимые с мягким согласным перед Е; допускающие двоякое произношение.

Академия, аксессуар, аутсайдер, бандероль, бартер, бассейн, берет, бестселлер, бутерброд, брюнет, дебаты, дезодорант, деканат, декларация, депозит, депонент, дерматолог, инерция, интервидение, Интернет, кафетерий, компетентный, конгресс, корректный, коттедж, корнет, кофе, крейсер, крекер, крем, ксерокс, купейный, модернистский, музей, патент, паштет, пресса, прогресс, резус-фактор, резюме, рейд, рейс, рейтинг, рельс, сарделька, свитер, сейф, секс, темп, тенденция, терапевт, терминология, термос, термоядерный, террорист, фанера, федерация, фланель, фрейдизм, фрейлина, чартер, шатен, шинель.

 

9. Прочитайте имена собственные, обращая внимание на качество согласного звука перед Е.

а) Ганс Христиан Андерсен, Даниель Дефо, Борис Заходер, Астрид Линдгрен, Морис Метерлинк, Шарль Перро, Мигель де Сервантес Сааведра, Вальтер Скотт, Марк Твен, Цакариас Топелиус, Памела Треверс,  Карел Чапек.

б) Дрезден, Кингисепп, Коктебель, Лодейное Поле, Одесса, Флоренция.

10. Определите, в каких словах на месте пропуска пишется и произносится Н.

Архима…дрит, беспреце…дентный, дерма…тин, инци…дент, компроме…тировать, конкурент…оспособный, конста…тировать, конфи…денциальный, конъю…ктивит, конъю....ктура, пи…джак, тра…сцедентальный.

 

11. Определите, в каких словах на месте пропуска пишется и произносится К.

Э...скаватор, э...страсенс, э...скалатор, э...стремальный, э...страверт, э...скадра, э...спансия, э...сгумация, э...слибрис, э...сквайр, э...скурс, э...стравагантный, э...скорт, э...стракт, э...скалация, э...страординарный, э...сцентрик, э...спандер, э…спромт, э…стерьер, э…сцесс, э…скапада, э…скулап, э…спаньолка.

 

12. Определите, в каких из приведенных ниже слов произносится звук J.

Азерба(й)джанский, англи(й)ский, гре(й)пфрут, кле(й)стер, кокте(й)ль, пожалу(й)ста, ре(й)тузы, тролле(й)бус, коп(ь)ирайт, н(ь)юанс, пен(ь)юар, п(ь)едестал, фел(ь)етон, шифон(ь)ер, алоэ, диета, коэффициент, пациент, пиетет, проект, полиомиелит, фиеста, бельэтаж, бульон, медальон, сеньор.

 

13. Разделите слова на 2 группы: слова, в которых на месте пропуска пишется и произносится М; слова, в которых на месте пропуска пишется и произносится Н.

А…бициозный, а…брозия, а…пир, а…фибия, а…филада, нонко…формизм, ко…бинезон, ко…венция, ко…пенсация, ко…пот, ко...пресс, ко…ферансье, ко…ференция, ко…форка, ко…форт, па…флет, се…бернар, со…намбула, тра…вай, триу…фальный.

 

14. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Определите количество слогов в словах.

Буду(ю)щий, вал(е/ь)ты, джент(е)льмен, дико(о)браз, ж(е)вачка, за(ё/й)м, ин(а)угурация, индивиду(у)м, комбин(е)зон, май(о)нез, меб(е)лировать, мете(о)рология, нав(о)лочка, на(ё/й)м, ори(е)нтироваться, офиц(и)альный, пел(ь/е)мени, пирож(е)ное, пожалу(й)ста, поли(о)ми(е)лит, поли(э)тилен, провол(о)ка, прот(и)вень, психиат(о)р, пул(ь/е)веризатор, сандал(и)и, спец(и)альный, универс(и)тет, уч(е)реждение, флю(о)рография, ч(е)резвычайный, ч(е)резмерный, на бюллет(е)не, на прот(и)в(е)не.

15. Вставьте пропущенные буквы в нужном порядке, чтобы получилось существительное.

Б(?)лл(?)тень (е, ю), д(??)шлаг (р, у), (?)або(?)атория (л, р), м(?)к(?)латура (а, у), о(??)орок (б, м), п(?)л(?)вер (о, у), т(?)б(?)ретка (а, у), т(??)туар (о, р), ск(??)пулезность (р, у).

16. Образуйте форму родительного падежа единственного числа приведенных существительных, вставив глухую или звонкую согласную.

Ботфорд/т, бутерброд/т, винегред/т, гардероб/п, геноцид/т, гранд/т, дивиденд/т, дуршлаг/к, кроссворд/т, малахид/т, маринад/т, серви́з/с, се́рвиз/с, сталактид/т, стрептоцид/т, фарингид/т.

 

17. Пользуясь этимологическим словарем и словарем иностранных слов, установите происхождение приведенных ниже слов.

Алименты, военачальник, грейпфрут, грести, интриган, картон, колготки, констатировать, крыжовник, ландшафт, педиатр, полис, постамент, пьедестал, смородина, тривиальный, шезлонг, эскалатор.

 

18. Разделите слова на 2 группы: слова, в которых произношение совпадает с написанием; слова, в которых произношение отличается от написания (фонетические закономерности не учитывать).

Астма, асфальт, бадминтон, бидон, бухгалтерия, бюстгальтер, восемь, гангстер, детектив, жалеть, жасмин, капюшон, квартплата, компьютер, крышечка, лошадиный, масштаб, мягкий, нарочно, нечто, ничто, поварёшечка, пожалеть, почтамт, проекция, семь, сельдерей, скучный, сосиски, сфинкс, темпера, юрисконсульт.

 

19. Запишите услышанные вами в речи окружающих ошибки, связанные с нарушением орфоэпических норм русского языка.

20. Запишите слова, в которых вы делали орфоэпические ошибки, приготовьтесь прочитать их правильно.




2020-02-03 523 Обсуждений (0)
Орфоэпические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфоэпические нормы русского литературного языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)