Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Л.В.Щерба “О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета»



2020-02-03 444 Обсуждений (0)
Л.В.Щерба “О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» 0.00 из 5.00 0 оценок




Если признать, что школа, помимо сообщения сведений, главной своей задачей ставит приучение своих воспитанников к самостоятельному мышлению в разных областях, то в ее программу должны входить науки, содействующие развитию как дедуктивного, так и индуктивного мышления. Для первого могут служить математика и логика, для второго — науки опытные, основанные на наблюдении, которое и является основой индуктивного мышления. Таким образом, педагогическое значение этих наук состоит в приучении к разным приемам наблюдения. А все, подлежащее нашему наблюдению, можно разделить с эмпирической точки зрения на два отдела: предметы внешнего опыта и предметы внутреннего опыта. К первым я отношу весь видимый мир, ко вторым нашу душевную жизнь — представления, чувства, желания и т. д. Очевидно, что для наблюдения тех и других требуются совершенно разные приемы, а потому школа должна приучать и к наблюдению над предметами внешнего опыта, что и составляет предмет естествоведения в разных его видах, и к наблюдению над предметами внутреннего опыта, чем занимаются так называемые гуманитарные науки. <…>

Здесь не место развивать эту мысль относительно права, этики и др.; достаточно будет, если я разовью ее относительно языка, на котором, по-видимому, надо остановиться при выборе для школы науки, занимающейся наблюдениями над предметами внутреннего опыта. Причины этого сводятся к следующему: наблюдать, а тем более приучать к наблюдению удобнее над тем, что существует уже в готовом виде, чем над тем, что еще образуется и находится в бесформенном состоянии, когда трудно уловить что-либо определенное. А в таком именно состоянии находятся у воспитанников этические, правовые, социальные и другие понятия: школа еще только старается насадить в них правильные, т. е. господствующие в данном обществе, понятия в этих областях. Самое преподавание словесности сводится главным образом к усвоению материала и образованию литературных понятий. Другое дело язык: дети, поступающие в школу, вполне владеют своим родным языком, и он представляет для наблюдений богатый и уже готовый материал, который очень легко поддается индуктивным обобщениям и к тому же всегда под рукой.

Что язык есть один из продуктов деятельности нашей психической организации — это давно всем известно. Но стоит несколько вдуматься в это положение, чтобы признать за языком полное право гражданства в школе. <….> oбратите внимание хотя бы на так называемые склонения. Отчего мы так правильно употребляем падежи? Ведь если даже неграмотному человеку сказать, что есть город Кяхта, которого он до сих пор и не знал, то он вам совершенно правильно скажет: торговое значение Кяхты, Кяхте дано было преимущество, я вижу Кяхту, я восхищен Кяхтой, я живу в Кяхте. <…> Значит, склонения (то же относится, конечно, и к спряжениям) существуют не только в учебниках — они имеют реальное бытие в нашей психике, и грамматики должны лишь описывать то, что существует. <…>

Сказанного, я думаю, достаточно, чтобы сделать ясным для всякого, что язык есть явление психическое и что, таким образом, наблюдения, над ним производимые, будут наблюдениями над предметами внутреннего опыта. Таким образом, вопрос является решенным: изучение грамматики живого произносимого языка вполне может иметь самостоятельное значение. Так, по крайней мере, мне представляется. Может быть, педагогика докажет со временем, что есть другие предметы, преподавание которых ведет с большим успехом к той же цели, что и преподавание языка — к приучению наблюдать над предметами внутреннего опыта,— но это покажет будущее.

Как же на практике должно вестись это изучение? <…> Очевидное дело, что ни о каких учебниках, заучивании чего бы то ни было, не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников, под руководством учителя, над собственным их языком. <…> путем очень интересных для детей наблюдений над органами произношения, могут быть выяснены представления отдельных физиологических работ, определяющих данную фонему, т. е. характерных для нее. На основании этого может быть сделана классификация фонем родного языка. Далее, можно указать на громадную роль ударения в русском языке; затем указать на существующие чередования, которые дети могут и сами понемногу отыскивать; особенное внимание нужно обратить при этом на чередования, соединенные с изменением значения, как например: чередование е \ о, соединенное с чередованиями значений — единственного числа с множественным: село \ сёла, гнездо \ гнёзда, метла \ мётлы и т. д. Такие же упражнения можно устроить и по морфологии, и по другим частям грамматики.


Словари и справочники

1. Определите тип словаря (толковый, энциклопедический, этимологический), из которого взяты следующие словарные статьи. Докажите свою точку зрения.

Дротик

а) Короткое метательное копье с каменным, костяным или металлическим наконечником. Употреблялся с каменного века до средневековья. В Древней Руси назывался сузлица.

б) Собственно русское. Образовано как уменьшительно-ласкательное с суффиксом ‑ик, от дрот (копье), заимствованного из греческого.

в) Метательное копье на коротком древке.

Душа

а) 1. Внутренний психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-то. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами характера. Добрая душа. 3. Вдохновитель чего-либо, главное лицо. Душа общества. 4. В царской России крепостной крестьянин и вообще человек, принадлежащий к податному сословию. Мертвые души.

б) Понятие, выражающее исторически изменившееся воззрение на психическую жизнь человека и животного. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного.

в) Общеславянское. Образовано от дух с помощью суффикса -j-.

Озеро

а) Общеславянское, имеющее соответствие в балтийских языках.

б) Природные водоемы в углублениях суши заполненные разнородными водяными массами и не имеющие одностороннего уклона. По происхождению делятся на тевтонические, ледниковые и речные, по водному балансу – на сточные и бессточные.

в) Замкнутый в берегах большой естественный водоем. Горное озеро. Глаза как озера.

 

2. Используя приведенный ниже текст, составьте словарные статьи для толкового энциклопедического и этимологического словаря.

Речь у нас пойдет об одном из видов коммуникативной деятельности людей – речи. Вступая в общение, мы стремимся понять друг друга и, конечно, не можем обойтись без тех широких возможностей, которые предоставляет нам речь. Неслучайно про человека, неспособного понять другого говорят: «Родной речи не понимает!» Даром речи овладеть сложно. В школах и университетах специально изучают правила устной и письменной речи. И все же, каждый, кому пришлось хоть раз произнести публично пусть даже маленькую речь, помнит, как тяжело было ее подготовить. Мало знать, что ты хочешь сказать, нужно еще добиться, чтобы речь была грамотной, благозвучной, богатой. С глубокой старины вошло в нашу речь это слово, изначально означавшее издавать звуки. Из древнего корня выросли в русском языке такие разные слова, как рычать, изрекать, прорицать, появились сербское ри jеч (слово), чешское řеč (речь), польское rzесz, украинское р iч (вещь).

 

3. Прочитайте фрагменты из толковых словарей, сравните структуру словарных статей (толкование значения слова, грамматические и стилистические пометы, иллюстративные цитаты и речения). Определите, в чем состоит основное отличие словаря В. И. Даля от других толковых словарей русского языка.

Шелуха – ж. шелупина зап. лушпинье малорос. скорлупа, лузга, луска, лущина, кожура. Шелуха стручка, яблока, ореха.|Яросл-пошех. рыбья чешуя, клёск. Гречишная шелуха, раковина, лузга; просяная, мякина.После сыпи шелуха сходит, струпики с плотью.Шелуховый или шелушной овощ, стручковый. Шелушить горох, лущить, выбирать горошины из стручков. Шелушить орехи, грызть, бить, очищая ядро. Шелушить картофель, лупить. -ся, страдат. Шелушенье, действ. по глаг. Шелухан м. тамб. калужск. обдирающий на ручных или конных жерновах гречиху, на мелкую продажу; | лабазник, мучник. Шелушник м. -ница, кто шелушит стручья и пр.



2020-02-03 444 Обсуждений (0)
Л.В.Щерба “О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Л.В.Щерба “О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)