Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Акцентологические нормы русского литературного языка



2020-02-03 607 Обсуждений (0)
Акцентологические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Поставьте правильно ударение в существительных мужского рода. Определите, в чем заключается сходство между словами каждой группы.

а) адюльтер, алкоголь, алфавит, апостроф, безмен, вандал, визирь, дефис, диспансер, договор, досуг, еретик, загиб, изыск, каталог, некролог, овен, призыв, процент, раструб, ревень, слепень, столяр, фетиш, христианин, цемент, цыган, шампур, шофер, щавель, эксперт;

б) бармен, батик, генезис, дебет, дискант, импульс, капор, катарсис, оникс, маркетинг, пасквиль, портер, триптих, форзац, фортель, щебень, экскурс;

в) арахис, артикул, пуловер, танцовщик.

 

2. Поставьте правильно ударение в существительных мужского рода.

Агент, аналог, арахис, арест, договор, досуг, инсульт, каталог, коклюш, кремень, мусоропровод, нарост, некролог, нефтепровод, ревень, ремень, созыв, столяр, трубопровод, украинец, христианин, щавель.

3. Поставьте правильно ударение в существительных женского рода. Определите причину наиболее частотных ошибок.

Айва, ворожея, баловница, досочка, злоба, искра, камбала, крапива, пройма, ракушка, свекла, статуя, таможня, танцовщица, туника, туфля, цепочка, щеколда, щепотка, щиколотка, ягодица.

 

4. Разделите существительные на три группы: имеющие ударение –и́я, имеющие ударение на корне, допускающие оба варианта произношения. Пользуясь толковым словарем, определите значение неизвестных вам слов.

Анархия, апатия, асимметрия, афазия, бижутерия, ветеринария, гегемония, деспотия, дизентерия, диоптрия, индустрия, кулинария, металлургия, патриархия, рефлексия, семинария, симметрия, томография, фанаберия, феерия, флюорография, эпилепсия.

 

5. Поставьте правильно ударение в существительных, определите, от каких частей речи они образованы. Попробуйте сформулировать правило постановки ударения в существительных с суффиксом – от-.

Дремота, зевота, ломота, икота, мокрота, немота, острота, сирота, перхота, тошнота, чихота.

 

6. Поставьте правильно ударение в существительных среднего рода.

Банджо, бистро, бунгало, брюшко, гражданство, грузило, древко, жерло, зеро, коммюнике, лассо, либидо, лечо, мытарство, огниво, паблисити, плато, приданое, сабо, саше, ушко, факсимиле, ходатайство, шасси, эссе.

 

7. Разделите существительные с суффиксом –ени j- на две группы: имеющие ударение на том же слоге, что и глаголы, от которых они образованы; образованные с переносом ударения.

Ваяние, вероисповедание, возвеличение, изобретение, квашение, крашение, мышление, намерение, обеспечение, одобрение, озвучение, приобретение, сосредоточение, упрочение.

8. Поставьте правильно ударение в именах собственных.

а) Белгород, Белград, Бостон, Вестминстер, Двина, Израиль, Ильмень, Йошкар-Ола, Каргополь, Кижи, Кингисепп, Корнуолл, Мурманск, Никарагуа, Нюрнберг, Осака, Перу, Чудское озеро, Эльбрус;

б) «Макбет» У.Шескпира, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, «Кармен» П.Мериме, «Отец Горио» О. де Бальзака, «Детство Люверс» Б. Пастернака, «Женитьба Фигаро» П.Бомарше, «Свадьба Фигаро» Д. Россини, «Тоска» Д.Пуччини, «Герника» П.Пикассо;

 в) Константин Бальмонт, Александр Иванов, Георгий Иванов, Лев Иванов, Исаак Ньютон, Жан Кальвин, Сергей Капица, Берджих Сметана, Сетон Томпсон.

 

9. Прочитайте правильно название петербургских улиц, островов, мостов, музеев, театров.

Александринский театр, Александрийский столп, Аничков дворец, Аничков мост, Басков переулок, Васильевский остров, Гренадерский мост, египетские сфинксы на Университетской набережной, Исаакиевский собор, Кронштадт, Кунсткамера, Мариинский театр, Ораниенбаум, Пантелеймоновская улица, Петербургская сторона, Почтамтская улица, Свердловская набережная, Шереметевский дворец.

 

10. Продолжите таблицу, распределяя существительные по акцентным группам.

ударение на основе во всех формах ударение на окончании во всех формах ударение на основе в ед. ч., на оконч. во множ. ч ударение на основе в ед. ч. и им.пад. множ. ч., на оконч. в косв. пад. множ.ч. ударение на окончании в ед. ч., на основе во множ. исключения
торт … крюк … штемпель … ведомость … сирота … борода …

Аэропорт, бал, бант, бинт, блюдо, винт, волк, вор, ведомость, гребень, деревня, договор, клык, коллаж, крюк, лишай, локоть, ломоть, мелочь, новость, площадь, скатерть, сковорода, свинья, слуга, средство, стопа, ступня, строка, туфля, тюрьма, фитиль, цена, церковь, чай, шарф, шприц, штабель, щека, щель.

 

11. Определите, на какой слог падает ударение в следующих формах существительных.

а) бантом, волом, зонтом, избой, кишкой, миндалем, ревенем, тортом, туфлей, ферзем, шарфом, шестом, щавелем.

б) аэропорты, банты, блюда, воры, гербы, кишки, клешни, сироты, склады, средства, ступни, торты, шарфы, шприцы.

в) ведомостей, выборов, воров, договоров, должностей, кранов, областей, местностей, похорон, скатертей, степеней, тортов, шприцев, яслей.

 

12. Образуйте форму дательного падежа единственного и множественного числа следующих существительных, поставьте правильно ударение.

Бант, волна, директор, кран, крюк, лишай, медведь, мелочь, ребенок, склад, стопа, церковь, торт, шарф, шприц.

 

13. Прочитайте, следуя акцентологическим нормам названия птиц. Образуйте формы предложного падежа единственного и множественного числа.

Вальдшнеп, голубь, гусь, дрофа, журавль, клест, коростель, лебедь, неясыть, перепел, сокол, тетерев, щегол.

 

14. Поставьте ударения в предложно-падежных формах, определите, в каких случаях ударение переносится на предлог.

Без году неделя, с году на год, год от году, из года в год; на голову выше, под голову; за волосы, ни на волос; на гору, на гору Эльбрус, под гору; за город, за городом; до дома, до дому, из дома, из дому, на дом, на дому; о крови, в крови; за реку, на реку; за руку, на руку, под руку, рука об руку, под руки; до полу, по полу, на пол, об пол; по носу, водить за нос, под носом; за ногу, нога на ногу, за ноги, на ноги, под ноги.

 

15. Составьте словосочетания, выявляющие различия в значениях следующих слов, различающихся постановкой ударения.

А́тла́с, бро́ня́, ви́де́ние, гро́ши́, за́гово́р, и́ри́с, ки́рка́, ле́дни́к, ло́ску́т, о́бщи́на, остро́та́, о́тзы́в, м́ошка́, ро́жки́, у́шко́, фено́ме́н, ха́о́с, хо́ры́.

16. Поставьте ударение в формах имен прилагательных, определите, совпадает ли место ударения в прилагательном и в слове, от которого оно образовано.

Айвовый, атомный, валовая, взрывчатый, гербовый, гладильная, грушевый, давнишний, зубчатый, каталожный, кирзовый, козырная, кладовая, кухонный, мальчиковый, меновая, оптовый, пиковый, пуховая, сливовый, совестливый, станковый, спиртовая, украинский, уставный, щегольская; красивее.

17. Образуйте краткие формы имен прилагательных, поставьте правильно ударение.

Бедный, бледный, бодрый, близкий, верный, ветхий, грязный, правый, старый, умный.

18. Прочитайте название цветов и красок, позволяющих их получить. По толковому словарю определите значения приведенных ниже слов.

Бордо, индиго, кармин, киноварь, маренго, охра, пурпур, сепия, ультрамарин, хаки.

 

19. Составьте словосочетания, выявляющие различия в значениях следующих слов, различающихся постановкой ударения.

 Ве́тря́ная, л́авро́вый, перено́сна́я, хара́ктерны́й, у́го́льный, языко́вый – языково́й; ва́жны́, ве́лики́, здоро́ва́, гре́шно́, пе́стро́, ста́ро́, у́мно́.

 

20. Прочитайте наречия, поставьте правильно ударение.

Без умолку, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, начисто, памятуя, поедом, сторицей, щегольски, щекотно.

21. Прочитайте приведенные ниже глаголы. Образуйте формы 1-го лица единственного и множественного числа.

Аккомпанировать, блокировать, бомбардировать, гофрировать, гравировать, делегировать, костюмировать, манкировать, маркировать, маскировать, меблировать, никелировать, нормировать, пломбировать, премировать, третировать, формировать, экспортировать; баловать, бряцать, кашлянуть, плодоносить, преминуть, ходатайствовать.

22. Прочитайте словосочетания с глаголами на –ировать, поставьте правильно ударение. Образуйте от приведенных ниже глаголов прилагательные.

Выгравировать надпись, газировать воду, гарантировать право, делегировать депутатов, дистиллировать жидкость, заблокировать ресурс, забронировать номер, замаскировать позиции, запломбировать зуб, импортировать товары, меблировать комнаты, премировать работника, сформировать правительство.

 

23. Разбейте приведенные ниже глаголы на две группы: имеющие в настоящем/будущем времени ударение на основе; имеющие в настоящем/будущем времени ударение на окончании

Включить, вручить, долбить, звонить, лущить, облегчить, осведомить, откупорить, повторить, предвосхитить, принудить, прищемить, растить, сверлить, солить, сорить, уведомить.

24. С помощью различных приставок и постфикса –ся образуйте от приведенных ниже глаголов однокоренные, поставьте их в форму 3 лица единственного и множественного числа.

Баловать, включить, звонить, крепить, плесневеть, сорить, черпать.

25. Определите закономерность постановки ударения в формах прошедшего времени следующих глаголов, продолжите таблицу.

Инфинитив ударение в форме жен. род ударение в формах муж. род, ср. род, мн. ч.
  класть … ударный корень кла́ла ударный корень клал, кла́ло, кла́ли
    дать … ударное окончание дала́ ударный корень   дал, да́ло, да́ли
    принять … ударное окончание приняла́ ударная приставка при́нял, при́няло, при́няли
    начаться … ударное окончание начала́сь ударный постфикс в форме муж. р., ударное окончание в форме ср. р. и множ. ч. началс́я, начало́сь, начали́сь

Отбыть, прибыть, сбыться; гнать, догнать; гнить, загнить; отдать, продать, раздать; жить, дожить, пожить; класть; солгать; лить, налить; замереть, умереть; занять, заняться, нанять, наняться, поднять, подняться, приняться; запереть, отпереть; плыть, доплыть, отплыть; отослать, послать; застлать, устлать; спать, проспать; начать, начаться.

26. Прочитайте правильно глагольные формы.

Брала, дождалась, дождались, допил, ждала, задала, задали, зажил, зажила, заняла, заняло, заперла, зачала, клала, лгала, начал, начала, начались, начался, отбыл, отбыла, отозвалась, принял, продал, продала, пролила, проклял, прокляла, проспала, сгнила, сдала, соврала.

27. Определите, совпадает ли место ударения в формах действительных и страдательных причастий прошедшего времени приведенных ниже глаголов.

Загнуть, согнуть; завести, привести, провести; задать, продать; занести, обнести, принести, унести; занять, принять; запереть, отпереть; воткнуть, заткнуть; зачать, начать.

 

28. Правильно поставьте ударение в причастиях.

а) врученный, избалованный, заведенный, привезенный, увезенный, поделенный, отключенный, подключенный, осужденный,

б) отдавший, предавший, занявший, занявшийся, принявший, замерший, умерший, начавший, начавшийся.

 

29. Составьте словосочетания, выявляющие различия в значениях следующих слов, различающихся постановкой ударения.

 Брони́рова́ть, па́ри́ть, плани́рова́ть; за́ви́тый, ра́зви́ты́й, на́званный – назва́ный, про́кля́тый.

30. Пользуясь словарями трудностей, определите, какие акцентные варианты являются равноправными, какие неравноправными (предпочтительный и допустимый - разговорный, профессиональный, устаревающий), какие варианты недопустимы в литературной речи.

Августовский, апартаменты, диоптрия, дискант, догмат, договор, иначе, индустрия, йогурт, камбала, кета, коклюш, кухонный, лосось, мельком, мизерный, мышление, нормировать, оптовый, осведомиться, петля, пиццерия, раджа, роженица, свекла, столяр, творог, флейтовый, хвоя, щавель, экзальтированный.

31. Прочитайте отрывки из стихотворений, найдите варианты, не соответствующие современным нормам. Как можно объяснить отступление от акцентологической нормы в каждом случае: следованием старой норме, особым стилистическим заданием, стремлением сохранить стихотворный размер, ошибкой писателя?

Бежит, подбрасывая груз, За автобусом автобус (С. Маршак)          И за эти земные корысти, Удивленно меня кляня, Я уверен, что бог бы в скорости Вновь на землю столкнул меня (К. Симонов)   День придет, найдет она им место, По цветам раскинет и по мхам, Подарит березкам, как невестам, Подарит дубкам, как женихам (А. Прокофьев)   Здесь мой угол, глобус и тетради, Книжных полок куцая верста. Классики в алфавитном порядке Захватили лучшие места (С.Смирнов)   На, старик, бери, смотри. будет резать лучше новой. Зря инструмент не кори (А.Твардовский)   Мы все выносили на приговор света, И свет сознавался, что лучшего нет. Что самый воинственный из факультетов Географический факультет (А.Гитович)   Там теснота, волненье, жар. Музыки грохот, свеч блистанье (А.Пушкин)   – Не сердись, – ответила девица. За что на меня тебе сердиться? (М.Горький)   К ногам красавицы надменной Принес я меч окровавленный Кораллы, злато и жемчуг (А.Пушкин)   Не боимся мы зверей, Ни волков, ни медведей (К.Чуковский)   А будет это так: Заплачет ночь дискантом (Ю. Визбор)   Я сама увязла. В сапогах полно. В болоте будто назло Забыли сделать дно (В.Боков)   Бронепоезд в ночь меня качал, В дождь, и в снег, и в ливень я начал Делать большевистскую погоду (М.Светлов)   Есть в голосе моем звучание металла. Я в жизнь вошел тяжелым и прямым. Не все умрут, не все войдет в каталог (Н.Майоров)   Забыли петь, плясать и веселиться. О нас теперь и спляшут, и споют. О нас потом научатся молиться, Благословят в крови начатый труд (Н.Тихонов)

 

32. Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам, прочитайте слова религиозной тематики, по словарю определите их значение.

а) анафема, апокалипсис, апокриф, архиерей, архистратиг, благовест, благовестить, Тайная вечеря, всенощная, духовник, епитимья, епитрахиль, еретик, житие, знамение, иконопись, катехизис, клирос, кондак, неопалимая купина, панагия, паства, патриархия, патерик, послух, постриг, праотцы, тропарь, просвира, просфора, псалтирь, пустынь, церковноприходская школа.

б) далай-лама, курия, ксендз, кюре, раввин, медресе, мулла, муэдзин.

 

33. Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам, прочитайте названия продуктов и блюд.

Арахис, ацидофилин, бекон, бефстроганов, бифштекс, блюда, варенец, грейпфрут, гренки, грушевый джем, камбала, квасы, кета, кинза, котлета, куркума, люля-кебаб, майонез, манты, мозги, пирожное, ревень, кетчуп, компот из ревеня, помелло, рожки, ростбиф, свекла, сельдерей, сливовый сок, спаржа, суши, тефтели, турновер, украинский борщ, фейхоа, шаньга, щавель, щавелевый суп, ядрица, яичница.

 

34.  Следуя орфоэпическим и акцентологическим нормам прочитайте медицинские термины.

Анамнез, амнезия, анемия, анестезировать, антисептический, апоплексия, астма, афазия, ветряная оспа, гайморит, гастроэнтеростомия, гипертонический криз, диабет, диагноз, диспансер, дизентерия, драже, запломбированный зуб, инсульт, клизма, коклюш, лазерная терапия, медикаменты, неврастения, наркомания, новорожденный, ОРВИ, паралич, пиелонефрит, полиомиелит, роженица, терапевт, туберкулез, фонендоскоп, шприцы, ЭКГ, эпилепсия.

35. Поставьте правильно ударение, запомните нормативный вариант произношения следующих слов.

Алфавит, алкоголь, баловать, банты, блюда, включит, воры, гофрированный, грушевый, договор, досуг, завидно, запломбированный, звонит, инсульт, каталог, коклюш, кухонный, мусоропровод, начавший, начатый, обеспечение, оптовый, премировать, продал, проспала, ревень, свекла, сливовый, столяр, торты, туфля, умерший, флюорография, шприцы, щавель.

36. Запишите слова, в которых вы делали акцентологические ошибки, составьте с ними предложения. Прочитайте, следуя нормам, предложения, составленные вашими товарищами.

37. Используя «Обратный словарь», подберите рифмы к словам, в которых Вы делали или делаете акцентологические ошибки.




2020-02-03 607 Обсуждений (0)
Акцентологические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Акцентологические нормы русского литературного языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)