Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила работы Школы будущего первоклассника



2020-02-03 271 Обсуждений (0)
Правила работы Школы будущего первоклассника 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол от ______ 2016 № ___     УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «Школа № __ города Донецка» ________ Инициалы, фамилия Приказ от _____ 2016 № _____

ПРАВИЛА РАБОТЫ

ШКОЛЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила являются локальным актом МОУ «ШКОЛА № ___ ГОРОДА ДОНЕЦКА» (далее – Учреждение).

1.2. Правила приняты в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление НС ДНР от 19.06.2015 № I-233П-НС), Государственным образовательным стандартом начального общего образования на 2015-2017 гг. (Приказ МОН ДНР от 17.07.2015 № 324), Уставом Учреждения.

1.3. Правила регламентируют порядок организации, деятельности, выбора программ «Школы будущего первоклассника» на базе Учреждения.

1.4. «Школа будущего первоклассника» в Учреждении является дополнительной бесплатной образовательной услугой и предоставляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, преемственности основных образовательных программ.

 

Цели и задачи

2.1. Целью организации «Школы будущего первоклассника» является формирование психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе через развитие познавательной и психо-эмоциональной сферы ребенка.

2.2. Основными задачами курса являются:

1) Создание условий для успешной адаптации детей к условиям обучения в школе.

2) Формирование положительной мотивации учения и интереса к процессу обучения.

3) Обеспечение интеллектуального и личностного развития детей.

Организация работы

3.1. Работу «Школы будущего первоклассника» организует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

3.2. В Школу зачисляются дети, которым на 1 сентября текущего учебного года исполнилось 5 лет 6 мес., по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, приказом директора.

3.3. Сроки работы Школы устанавливаются с октября по апрель текущего учебного года.

3.4. Школа самостоятельна в выборе программы из комплекса вариативных программ по подготовке дошкольников к процессу обучения в образовательном учреждении, может вносить в них изменения, а также разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

3.5. Режим работы «Школы будущего первоклассника»: 1 раз в неделю (по 3 занятия продолжительностью 25 минут с организацией динамических пауз и переменой 10 минут).

Права и обязанности педагога

4.1. Педагог имеет право организовывать беседы с родителями детей, посещающих «Школу будущего первоклассника», с целью оказания помощи при подготовке ребенка к обучению в школе.

4.2. Педагог обязан проводить занятия в соответствии с расписанием и учетом возрастных особенностей детей.

Права и обязанности родителей дошкольников

5.1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право вносить предложения по организации работы «Школы будущего первоклассника».

5.2. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить ребенка необходимыми для занятий принадлежностями.

Права и обязанности администрации

6.1. Администрация имеет право на посещение занятий с целью контроля за качеством занятий и рекомендаций по их проведению, подведения общих итогов.

6.2. Администрация обязана создать условия для осуществления работы «Школы будущего первоклассника» с учетом требований охраны труда и техники безопасности.

6.3. Администрация обязана обеспечить соответствующий кадровый состав.

 

 

ПРОГРАММА

Школы будущего первоклассника

(образец 1)

 

РАССМОТРЕНО: Заседание ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от _______ 2016   СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МОУ «Школа №_____ г. Донецка» ___Инициалы, фамилия «__»_______ 2016   УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ «Школа №___                   г. Донецка» ___Инициалы, фамилия «__»_______ 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность» Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.: М., Просвещение, 2012.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель курса – подготовка ребенка к школьной жизни, успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

       Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.

       Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Приводим перечень УУД, предпосылки которых можно начинать формировать в дошкольном возрасте.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

       Самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

       Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Задачи:

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам.

Основные положения программы : подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- систематичность и последовательность;

- наглядность;

- доступность и достаточность;

- разнообразие игровых и творческих заданий;

- взаимосвязь с окружающим миром.

В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.

 

Структура программы

Данная программа состоит из двух разделов:

Ø Речевое развитие

Ø Развитие математических способностей

Раздел «Речевое развитие» представлен программой курса «От слова к букве». Автором данного кура является Н.А.Федосова. Курс решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  • создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
  • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
  • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Курс «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

- беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

- разучивание наизусть и выразительное чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки». Автором данного кура является С. И. Волкова.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

       В содержание работы по развитию математических способностей входят: сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.);по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Режим занятий

Занятия проходят по субботам. На занятия приглашаютсядети старшего дошкольного возраста: воспитанники подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также дети, по различным причинам не посещающих их.

Подготовка детей к школе осуществляется с октябряпо апрель.

Занятия проводятся с группой детей1 раз в неделю (по 3 занятия продолжительностью 25 минут с организацией динамических пауз и переменой 10 минут)

 



2020-02-03 271 Обсуждений (0)
Правила работы Школы будущего первоклассника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила работы Школы будущего первоклассника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)