Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Между дошкольным и начальным образованием



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Между дошкольным и начальным образованием 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблема преемственности в системе образования не нова. Однако приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования остаётся лишь декларацией и не всегда находит реальное применение. Прежде всего, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя психологи утверждают, что дошкольник и младший школьник проживают единый период детства и потеря самоценности этого этапа необратима для ребёнка.

Одной из ключевых позиций преемственной связи между дошкольным учреждением и школой должен стать вопрос здоровьесбережения детей. Учёные (В.Ф. Базарный, В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Е.А. Дегтерёв и др.) пришли к выводу, что оздоровление детей – особая сфера, которая не должна рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Исходя из этого, становится очевидной востребованность здоровьесберегающих технологий на ранних этапах развития ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Находясь в дошкольном учреждении, дети постоянно находятся в движении. Утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники – вот только некоторые виды двигательной активности дошкольника. На смену игровой деятельности в школе приходит учебная деятельность. Учебная деятельность является основной формой деятельности обучающегося в школе, а урок – основной формой организации учебного процесса в образовательном пространстве. Характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, стрессовая среда, недостаточная двигательная активность школьников – всё это ведёт к потере детьми здоровья, что и побудило пересмотреть существующие подходы к уроку.

Урок должен способствовать не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.

От сидения за партой в неизменной позе дети быстро утомляются, у них могут развиваться различные болезни. Подвижный урок – вот что может помочь учителю в решении вопросов сохранения здоровья учащихся.

Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

- Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке.

- Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке.

- Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:

1. Режим динамических поз.

2. Физкультминутки.

3. Оздоровительные паузы.

4. Передвижение по классу.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы. Для работы на уроке используется ученическая конторка. Она устанавливается на школьный стол стандартного размера. Сама конторка занимает половину ширины рабочего стола, что позволяет одному ученику сидеть за столом, а другому – работать, стоя за конторкой. Сидение – это активный процесс, выражающийся в длительных статических нагрузках. В нём участвует почти половина всех мышц (250 из 600). Для удержания позы «сидя» необходимо напряжение мышц-разгибателей: шейных, спинных, тазового пояса, которые у учащихся 10-12 лет развиты недостаточно. Так у первоклассников мышцы расслабляются через 5-7 минут напряжения, а у второклассников – через 9-10 минут. Это проявляется в изменении посадки и двигательном беспокойстве. При первых симптомах утомления необходимо перевести детей в позу «стоя». Эта поза может осуществляться в виде свободного стояния или стояния за конторкой. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток.

Стояние активизирует мышечный тонус и моторно-координаторные системы организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно-двигательного аппарата. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование.

Модель подвижного урока предполагает, что каждые 10 минут урока дети меняют позу – «сидя-стоя». На математике это может быть устный счет, решение занимательных задач, на чтении – разгадывание загадок, ребусов, инсценировки, конкурсы и викторины, на уроке рисования или труда – инструктаж по технике безопасности, сообщение техники выполнения работы, викторины, игры. При этом у ребят должно быть достаточно свободного места, чтобы стоять на коврике. Чередование рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональную систему и работоспособность учащихся.

Эффективным можно считать режим, включающий 3-4 периода работы в позе «стоя» по 3 минуты каждый на 1-3 уроках и 4-5 таких периодов на 4-5 уроках. В этих условиях эффективность зрительно-ручной координации продолжительность зрительного напряжённого труда в режиме ближнего зрения значительно повышается, потому что в позе удобного стояния мышечное чувство и различные анализаторы находятся в состоянии определённой активации и взаимодействия.Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.

Такой режим позитивно влияет на такие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- показатели физического развития здоровья;

- улучшается процесс роста;

- укрепляется иммунная система;

- развивается координация всех органов.

Специальные коврики, используемые на уроках, с нашитыми бусинками, пуговицами, крышечками, используются во время сидения за столом или стояния за конторкой без обуви для стимулирования рефлексогенных зон стопы учащихся. Коврик должен быть только из естественных тканей.

Использование массажных ковриков производит оздоровительный эффект на весь организм. Такие коврики являются чудесной профилактикой плоскостопия. На ковриках ребята не просто стоят, а выполняют упражнения.

Применение физминуток в начальной школе помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. В процессе занятия ребёнок познаёт своё тело, запоминает ритм и красоту звучания слов. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, выпрямление ног. Для возможного исключения близорукости и впоследствии её исключения проводится специальная гимнастика для глаз.

На двери висит замок.

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

(Широким жестом развести руки в стороны).

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

Целесообразно на уроке использовать различные элементы оздоровительных пауз: пальчиковую, дыхательную гимнастики, самомассаж, психологические тренинги и т.д.Оздоровительные паузы направлены не только на повышение двигательной активности ученика на уроке, но и на предупреждение и снятие умственного утомления, развитие моторики руки, на восстановление зрительного анализатора, повышение умственной работоспособности, улучшение внимания и другое.

Примеры упражнений дыхательной гимнастики.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся при открытых форточках.

Охота.

Дети закрывают глаза. Охотник на запах должен определить, что за предмет перед ним (апельсин, духи…)

Прокати карандаш.

Ребенку предлагается, вдыхая через нос и выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Листочки.

Тонкие полоски цветной бумаги вырезать в форме листьев и прикрепить к ветви. Посигналу «порыв ветра», ребенок осторожно дует на листики так, чтобы они «зашелестели».

Достижению максимальной двигательной активности учащихся на уроках способствуют передвижения по классу.Приведу примеры некоторых практических упражнений.

Примеры «на лыжах».

На доске записаны примеры. Детям дается команда: «Решать примеры отправляемся на лыжах». Ребята,имитируя движение на лыжах, «едут к доске» и решают примеры.

Можно скакать к доске как зайчики,а назад бежать лисичкой,заметая хвостиком следы.

Вариантов много,подключайте фантазию.



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Между дошкольным и начальным образованием 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Между дошкольным и начальным образованием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)