Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Методические основы тренинга



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
I. Методические основы тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 159.9 : 316.6

ББК 88.5я73

       Ш97

 

 

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор
Ивановского государственного университета
И. Р. Сушков;

Кандидат психологических наук, доцент

Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г.Чернышевского
Г. Н. Малюченко.

 

 

Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
Грант: 05-06-06242а

 

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.

 

 

Шустова, Н. Е.

Ш97Тренинг успешности социально-психологических взаимодействий : учебно-методич. пособие для студентов психол. ф-тов / Н. Е. Шустова, М. А. Киселева, О. В. Карина. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2007. — 92 с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено проблеме повышения успешности социально-психологического взаимодействия воспитанников заведений интернатного типа. Авторы раскрывают специфику психологической работы с молодежью в форме тренинговых занятий, стимулирующих самораскрытие, гармонизацию сферы самопринятия и оптимизацию успешности личности в информационно-действенном пространстве социальных отношений.

Учебно-методическое пособие ориентировано практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также преподавателям и студентам психологического факультета.

УДК 159.9 : 316.6

ББК 88.5я73

                          © Шустова Н. Е., Киселева М. А, Карина О. В., 2007


О г л а в л е н и е

 

Введение............................................................................................................................. 4

I. Методические основы тренинга..................................................................................... 6

1.1. Цели и задачи тренинга........................................................................................... 6

1.2. Структура и содержание занятий тренинга........................................................... 8

1.3. Руководство по проведению тренинга................................................................ 12

2. Темы и структура занятий........................................................................................... 14

2.1. Первое занятие. Знакомство................................................................................ 14

2.2. Второе занятие. Эмоции в жизни человека......................................................... 17

2.3. Третье занятие. Общение...................................................................................... 22

2.4. Четвертое занятие. Представление личности о себе.......................................... 27

2.5. Пятое занятие. Разрешение конфликтов............................................................. 32

2.6. Шестое занятие. Управление стрессом................................................................ 37

2.7. Седьмое занятие. Развитие уверенности в себе.................................................. 42

2.8. Восьмое занятие. Выбор жизненного пути......................................................... 47

2.9. Девятое занятие. Здоровый образ жизни............................................................ 52

2.10. Десятое занятие. Успешность личности............................................................ 57

3. Методики экспресс-диагностики................................................................................. 62

Заключение....................................................................................................................... 86

Список литературы.......................................................................................................... 87

Приложения...................................................................................................................... 90

 

 


Введение

Гуманитарная парадигма образования ориентирует на социально-психологическую помощь воспитанникам заведений интернатного типа. Данная поддержка, заключается, на наш взгляд, в реставрации и усилении процессов самопринятия и стимуляции успешности социально-психологи-ческих взаимодействий молодежи, находящейся в ситуации социальной опеки общества.

Успешность социально-психологических взаимодействий — это процесс, развернутый во времени, основанный на особой внутренней деятельности смыслополагания и построении значимых гармоничных отношений с социумом. Главным критерием успешности социально-психологических взаимодействий является полная двусторонняя реализация целей субъектов общения, где результативный фон эмоционально окрашен гармоничным самопринятием и имеет социально-значимый аспект.

На наш взгляд, контур успешности субъекта взаимодействий в социуме зависит от личностных и деятельностных параметров, обусловливающих способ организации общения и динамику обратной связи участников. Мотивационный фон субъектов социально-психологического взаимодействия достаточно разнообразен: от эгоцентрических до альтруистических мотивов. Тенденция перехода от мотивов, центрированных на собственной личности, к мотивам, направленным на содержание социальных посылов других субъектов, позволит гармонизировать процесс социально-психологического взаимодействия и выработать стратегию успешного контактирования.

На всех этапах совершенствования социального взаимодействия личность находится под влиянием двух групп факторов: объективных и субъективных. Объективные факторы — это социальные требования, нормы и ограничения, предъявляемые непосредственно к группе лиц, находящихся в ситуации социальной опеки. Субъективные факторы — это личностные особенности данной категории молодежи. Соответственно, успех — это следствие взаимной связи внутренних и внешних причин, где, на наш взгляд, доминантой выступают внутренние процессы.

Воспитанники ЗИТ, имеют, как правило, специфический социальный опыт, полученный в процессе деструктивных воздействий маргинальной среды. Прогрессирующая деструктуризация личности способствует негативному самоотношению, затрудняет процесс самопринятия личности как значимого субъекта взаимодействий с окружающим миром. Феномен «самопринятие» представляет собой целостную форму самовосприятия, эмоциональный компонент которой способен эффективно воздействовать на резервный контур успешности личности. Позитивное принятие себя, адекватная самооценка позволяют молодежи опираться на собственные ценностные ориентировки целесообразного поведения в социуме, учитывая общепринятые культурно-нормативные требования. Воспитанники заведений интернатного типа в процессе любой деятельности получают подтверждение уже имеющемуся «Я-образу», однако чаще чем их сверстники из благополучных семей выступают фигурантами ситуации неуспеха, фиксируя в сознании негативные параметры собственной «Я-концепции».

Таким образом, предпосылки успешного социально-психологического взаимодействия лежат в основе взаимосвязанных бинарных отношениях объективной реальности и индивидуальных особенностей личности, влияющих на позиционирования себя как самоценной личности.

Представленная в данном пособии Программа тренинга «Успешность социально-психологических взаимодействий» является итогом нашей работы по проекту «Влияние самопринятия на успешность социально-психо-логического взаимодействия детей, проживающих в условиях ЗИТ», выполненного в 2005—2006 гг. при поддержке РГНФ, проект № 05-06-06242а.

В основу программы положен междисциплинарный подход, позволяющий создать оптимальные условия успешного вхождения личности в социально-психологическое пространство продуктивных взаимодействий. Программа включает широкий набор разнообразных методических приемов и техник, применяемых в бихевиорально-когнитивной терапии, арт-терапии, Т-группах и психодрамме.

Авторы выражают признательность начальнику управления образования администрации ОМО Балашовского района Саратовской области Л. И. Рымашевской за оказанное содействие в проведении исследования среди учащихся образовательных учреждений г. Балашова и Балашовского района Саратовской области.

Особую благодарность авторы выражают директору ГУ СОСПДП «Возрождение» Р. И. Лоровой и психологу этого же учреждения Е. В. Морозовой за создание благоприятных условий для осуществления психолого-коррекционной работы с молодежью на базе данных учреждений.


I. Методические основы тренинга



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
I. Методические основы тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Методические основы тренинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)