Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи тренинга



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Цели и задачи тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа тренинга «Успешность социально-психологических взаимодействий» ориентирована на оптимизацию успешности социально-психологических взаимодействий личности в изменяющемся социокультурном пространстве.

Главная цель тренинга — оказание психологического содействия воспитанникам заведений интернатного типа в гармонизации сферы самопринятия себя как значимого субъекта социально-психологических взаимодействий и развитии личностного потенциала успешности в информационо-действенном пространстве социальных отношений.

Реализация данной тренинговой программы позволит участникам приобрести знания, умения и навыки построения стратегий успешного взаимодействия с другими людьми. Кроме того, программа направлена на актуализирование процессов осознания личности и принятия собственных индивидуально-психологических особенностей и конструктов внутреннего мира.

К основным задачам тренинга «Успешность социально-психологи-ческих взаимодействий» отнесены:

— стимуляция процесса самопринятия, как средство повышения нормативной успешности социально-психологических взаимодействий у воспитанников заведений интернатного типа;

— преодоление психологических блокировок и внутренних конфликтов, вызванных обостренным переживанием маргинальности;

— интеграция нового личностного опыта в социальную среду взаимодействий, способствующую порождению нормативных ценностно-смысловых образований.

Достичь этого можно, преодолев последствия деструктуризации личности; создав условия, гармонизирующие самооценку, самопринятие молодежи, находящейся в условиях социальной опеки; актуализировав процессы внутренней деятельности смыслополагания; сформировав осмысленное отношение к миру и себе как субъекту значимых социальных отношений.

Следовательно, для достижения выдвинутых задач программа должна содержать комплекс занятий, направленных на:

— осознание травмирующего опыта личности;

— гармонизацию процесса самопринятия и самовыражения личности;

— дифференцирование целей социального взаимодействия и построение успешных и социально значимых конструктов поведения;

— освоение способов психорегуляции, снятие нервного напряжения, улучшения функционального состояния;

— обретение ответственности за процесс и результат социально-психологических взаимодействий;

— нивелирование контура квазиуспешности в социальных взаимодействиях;

— анализ жизненного и семейного контекста существующих проблем.

Решение проблемы стимуляции успешности социально-психологи-ческих взаимодействий воспитанников ЗИТ нам видится в русле гуманистического подхода, раскрывающего наиболее эффективные условия взаимоотношений в системе «человек — общество». Именно в понятийных конструкциях гуманистического подхода концептуализируются как, традиционные, так и современные психопрактики, приближающие личность к повседневному успешному жизненному и творческому опыту; оптимизирующие жизненные стратегии и стимулирующие резервы успешности социально-психологических отношений каждого субъекта взаимодействий.

Данный подход позволяет оптимизировать личностный рост, стимулировать социальную ответственность, способствует решению эмоциональных проблем и активизации резервов успешности социально-психологических взаимодействий человека. Кроме того, мы опирались на концепции Фредерика С. Перлза, Ирвина и Мириам Полстер, Роберто Ассаджиоли, Пьеро Ферруччи, освещенные в русле гештальттерапии и психосинтезе. Данные психологические направления позволяют глубоко осмыслить человеку собственный контур психологических противоречий и выстроить эффективную линию поведения в системе социального контактирования.

В программе тренинга были также использованы методы клиент-центро-ванной терапии К. Роджерса, позволяющие быстро и оптимально включить участников тренинга в совместную деятельность, установить позитивный контакт с группой. Включение техник арт-терапии позволило активизировать у участников тренинга процессы принятия себя как самоценной личности, повысить самооценку, нивелировать негативные состояния личности. Материалы тренинга развития жизненных целей (под ред. Е. Г. Трошихина), метафорического тренинга (И. В. Вачков) и тренинга уверенности в межличностных отношениях (В. Г. Ромек) способствовали конструированию отдельных занятий разрабатываемой программы. Тренинговые упражнения, направленные на оптимизацию успешности социально-психологических взаимодействий подростков основывались на авторских разработках.

Таким образом, данная программа психологического содействия построения успешных социально-психологических взаимодействий личности имеет в своей основе гуманистический подход, использует широкий набор методических приемов и техник (от традиционных до инновационных).

1.2. Структура и содержание занятий тренинга

Содержание программы тренинга основывалось на следующих аспектах, освещающих взаимосвязь различных сторон целостной проблемы успешности социально-психологических взаимодействий воспитанников заведений интернатного типа:

1) осознание эмоций;

2) коммуникативное взаимодействие;

3) личностное познание;

4) формирование социально-активной позиции личности.

Структура программы тренинга нацеливает участников на специфический пласт психологических знаний, навыков и умений, позволяющих стимулировать резервы успешности социально-психологических взаимодействий.

Системность тренинговых занятий достигалась тщательным подбором специальных упражнений. Так, например, целью упражнений, акцентуирующих осознание эмоций, является расширение знания о данной сфере, развитие способности безоценочного принятия чувств и эмоций, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости личности в целом. Подобные упражнения позволяют вести работу с эмоциями, возникающими «здесь и теперь», и параллельно обучать адекватным формам обратной связи. Участники тренинга осознают, что эмоции несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. Фокусируя внимание на собственных переживаниях и расширяя свой «эмоциональный словарь», приобретаются навыки распознавания и дифференциации эмоций. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные.

Целью упражнений, ориентированных на стимуляцию эффективности личности в коммуникативной сфере, является формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и сохранять собственную позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
В заданиях данного цикла упражнений особое внимание уделено развитию навыков, необходимых молодежи для позитивного взаимодействия с социумом. Участникам предоставляется возможность почувствовать разницу между проявлениями, вызывающими негативное впечатление окружающих, и проявлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я». Обратная связь помогает понять, насколько эффективны те или иные способы поведения, над чем еще нужно поработать каждому включенному в тренинг участнику. Кроме того, появляется возможность сравнить невербальный и вербальный рисунок поведения человека, осознать причины возможных расхождений, закрепить полученные знания в коммуникативных играх.

Целью упражнений, направленных на личностное познание, является активизация способности осознания себя, как самоценной личности; анализ возможных «внутренних» изменений; более глубокое понимание других людей; а также оптимизация резервов социально-психологической успешности. В процессе выполнения упражнений участники выявляют свои личностные качества, представляют их другим членам группы, оценивают объективные возможности коррекции некоторых черт собственного характера и выделяют те качества, которые они хотели бы развить на данном тренинге. Помимо этого, каждый субъект тренинговых взаимодействий знакомится с психологическими основами критики: разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по поводу того или иного поведения, обсуждается отличие критики и уничижения. Техники отрабатывания навыков выслушивания и адекватного реагирования на критику позволяют выработать эффективные способы борьбы с уничижительными замечаниями.

Учитывая сложность процесса раскрытия внутреннего мира, мы акцентировали внимание при разработке заданий на смягчении стереотипа «хорошо — плохо», формировании безоценочного принятия личности собственного «Я» и личности другого человека.

Целью упражнений, актуализирующих потребность молодежи в построении собственной социальной позиции, является развитие способности конструировать успешное взаимодействие в различных социальных ситуациях и достигать поставленных целей. Данные упражнения помогают анализировать воспитанникам ЗИТ собственный прошлый опыт, что является необходимым условием для глубоких внутренних изменений в системе эффективных поведенческих стратегий. У участников тренинга появляется возможность открыто и полно рассказать о своих переживаниях, осмыслить и интегрировать травматический опыт. Особенно полно данная возможность представляется в процессе обсуждения на занятиях причин стресса. Участникам предлагается обменяться собственными способами совладания с ним (слезы, гнев, делать себе подарки, чтение, путешествие…). Выявляя способы совладания, обсуждается их эффективность, арсенал средств, позволяющих личности справиться с негативным состоянием психики. Наиболее доступные для самостоятельного применения усваиваются непосредственно на занятии: релаксационные упражнения, элементы дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки.

Кроме того, в рамках данного тренинга обсуждаются различные способы поведения молодежи в трудных жизненных ситуациях. Ведущий разъясняет участникам разницу между уверенным, пассивным, агрессивным поведением, нацеливает их на успешное преодоление психологических блокировок в поведении, знакомит с эффективными моделями взаимодействия, применимым в разных типах ситуаций. Обсуждают, почему неуверенное поведение не способствует достижению здоровья и благополучия личности.

Особое внимание в ходе работы над программой тренинга отводилось нами построению логики каждого занятия.

 

Структурный состав занятий представлен тремя частями:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (основное содержание).

3. Завершение (рефлексия).

Вводная часть и завершение занимают примерно по четверти всего времени занятия. Основное время отводится собственно работе.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и разминочные упражнения, способствующие активизации участников группы, включению в ситуацию «здесь и сейчас», созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы.

На первом занятии вводная часть расширена, поскольку участники знакомятся друг с другом, с целью и правилами программы. Здесь же уделяется внимание мотивации участников и оповещении их, в чем будет заключаться работа. На наш взгляд, первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения каждого участника тренинга в работу.

Основная часть посвящена теме занятия. Содержательная часть занятия включает в себя упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия, групповые дискуссии, лекции, игры, рисование и т. д. В соответствии с потребностями группы содержательная часть может модифицироваться.

Выбор форм занятия зависит как от особенностей участников группы, характера проблем, требующих разрешения, так и от уровня развития группы. Чем сплоченнее группа, чем непринужденнее рабочая атмосфера, тем «глубже» могут быть упражнения. Потому, на данном этапе важно акцент сделать на групповую динамику и выбор необходимого времени для проработки проблем участников группы.

Завершающая часть представляет собой символическое окончание занятия, отреагирования накопившихся чувств. В конце занятия участники делятся впечатлениями, мнениями, подводят итоги и оценивают свой опыт, полученный в ходе занятия. Завершение занятия осуществляется как вербально, так и в игровой форме. Упражнения этого этапа дают участникам стимул для продолжения совершенствования навыков эффективного взаимодействия с социумом.

Программа тренинга построена таким образом, что позволяет проводить психодиагностические процедуры, которые, во-первых, способствуют выявлению различных психологических проблем участников, во-вторых, дают возможность осознать сильные и слабые стороны своей психики и стимулируют конструировать собственные успешные стратегии социально-психологического взаимодействия личности.




2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Цели и задачи тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи тренинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)