Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы занятия



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Теоретические основы занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений человека о самом себе в психологии получила название «Я-концепции». Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание наличия своего «Я» И. С. Кон обозначил как «открытие Я».

Процесс становления «Я-концепции» длителен и подвержен внешним и внутренним влияниям (в т. ч. семья, школа, формальные и неформальные группы). Первоначальная зависимость «Я-концепции» от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она приобретает сложную структуру и играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

Структура «Я-концепции» включает в себя три компонента. Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости. Во-вторых — эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д. В-третьих — поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение других людей, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики и др.

В самом общем виде принято выделять две формы «Я-концепции»: реальную и идеальную. Реальная «Я-концепция» — это представление личности о себе (какой я есть). Идеальная «Я-концепция» — это представление личности о себе в соответствии с желаниями (каким бы я хотел быть). При этом вышеописанные формы «Я-концепции», как правило, между собой не совпадают.

Расхождение между реальной и идеальной «Я-концепциями» может приводить как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между ними выступает причиной серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я-концепции» является источником самосовершенствования личности. Как отразится расхождение на конкретной личности во многом зависит от меры этого рассогласования, а также его интерпретации личностью.

 

Вступительное слово ведущего:

Для каждого из нас вопрос «Кто Я?» не вызывает особых сложностей при ответе. Скорее всего ответы будут разными, поверхностными или более глубокими. Все зависит от степени доверия к спрашивающему и той особой ситуации, в результате которой и возник сам вопрос. Однако можем ли мы наверняка прогнозировать степень адекватности оценок собственной личности? И может ли личность обходиться без оценок окружающих ее людей? Ответ прост: личность будет бесконечно двигаться по собственному успешному, с ее точки зрения, маршруту, преодолевая множество препятствий на своем пути, но так и не достигнет эффективного результата. Жизненный путь такой личности будет напоминать туннель, где темнота окружающего пространства есть достижение самого человека. Подобная ориентация в пространстве отметает варианты новых познавательных движений личности, заставляя ее нескончаемо долго следовать проторенному однолинейному движению.

Иными словами, осознанное утверждение личности «Я есть!» напрямую сопряжено с принятием понятия «Ты есть!». Совместимость или несовместимость данных представлений будет давать ту степень гармоничности или же дисгармонии «Я-концепции» личности в целом.

Таким образом, лишь обретая способность считывать, получаемые сигналы из информационно-действенного пространства, анализировать социальные оценки личность научается адекватно выстраивать собственные отношения к себе и окружающим людям.

 

Содержание занятия

А) Вводная часть занятия

 

Ритуал встречи: группа выполняет приветственное действие. Все садятся в круг, берутся за руки и сначала поочередно, а затем хором произносят: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Рефлексия прошлого занятия: группа садится в круг, и все желающие по очереди рассказывают о своем отношении к предыдущему занятию, возникало ли желание продолжить встречи или пропустить занятие? Почему? С каким настроением пришли на данное занятие?

 

Упражнение «Путаница»

Цель: сократить дистанцию между участниками, сблизить их.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает всем с закрытыми глазами вытянуть правую руку и найти руку партнера. Затем то же самое проделать левой рукой. После того, как все участники, взявшись за руки, свили «паутину», им предлагается открыть глаза и попытаться распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то — лицом из круга.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали в процессе выполнения этого задания? Легко ли было распутать «паутину»?

Б) Основная часть занятия

 

Упражнение «Кто Я?»

Цель: повышение самопонимания на основе осознания своих положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.

Необходимое время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: листы бумаги, ручки и карандаши.

Процедура проведения. Упражнение выполняется в круге, в центре которого надпись: «Кто Я?». Членам тренинговой группы предлагается нарисовать лучики и написать то, что придет в голову. Например, «Я — мальчик». И вновь задать тот же вопрос и опять ответить на него. И так до тех пор, пока не будет ответа. После того, как все написали, по очереди начинают называть и показывать один ответ. Если у кого-то закончились ответы, то он просто пропускает ход.

Вопросы для обсуждения: Кому сколько ответов удалось написать? Какие ответы назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие ответы часто проявляются в вашем поведении, а какие редко?

 



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Теоретические основы занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)