Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Живопись в Италии второй половины 12 – 13 веков



2020-02-04 292 Обсуждений (0)
Живопись в Италии второй половины 12 – 13 веков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В южной Италии, как и повсюду, где распространилось искусство, близкое по своему типу к византийскому, живопись занимала очень важное место. В 12 столетии на территории Сицилии был создан ряд первоклассных мозаичных циклов

В южноитальянском искусстве 12 в. шел своеобразный процесс переосмысления византийской художественной культуры в духе задач, выдвинутых исторической действительностью в этой части Италии. При этом, однако, иерархическая картина мира, созданная византийским богословием и воплотившаяся в искусстве в законченной догматической системе, в сицилийской живописи 12 в. не претерпела решительных изменений

Общий для Италии 13 в. постепенный отход от канонических форм мировоззрения, видимо, получил известный отклик и в Венеции.

В искусстве Тосканы романского периода живопись не играла сколько-нибудь существенной роли. Лишь применительно к 13 в. можно говорить о сложении живописных школ в тосканских центрах. Мощным толчком к этому послужила волна византинизма, охватившая всю Италию в 13 столетии. В 13 в. византийское влияние стало особенно интенсивным, поскольку после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г. и основания Латинской империи многие византийские мастера перебрались в Италию и продолжали здесь работать, непосредственно передавая свой опыт местным художникам.

Италия всегда и постоянно впитывает Византию = редакция византийского искусства

Начало готического веризма

 

 

Палатинская капелла (1154—1166 гг)

- В сценах из жизни Петра и Павла чувствуется известный отход от византийской традиции в сторону большей экспрессивности образов. Отголоски воздействия западноевропейского искусства ощущаются в сцене «Петр исцеляет Тавифу», где фигуры обретают объем, жесты людей — реальный смысл, движения — экспрессию

 

Монреале (1 этап: 1174-1189; 2 этап: первая половина 13в)

- Романское начало, явственно проявившееся в архитектуре собора, чувствуется и в этих мозаиках. От изысканности византийских фигур не остается и следа. Изображения, в частности Пантократор, становятся грузными, тяжеловесными

- Утрачивается выразительность жестов;; складки одежд становятся недвижными, что особенно заметно в изображении архангелов, стоящих у трона Богоматери;; да и сами их фигуры лишены всякой динамики. Лица приобретают объемность

- От мозаик абсиды с их несколько грубоватыми образами веет суровым спокойствием, что отличает их от образов византийского искусства, наделенных большой эмоциональной сложностью и повышенной одухотворенностью.

- Новые веяния пробуждаются в искусстве 13 в. В поздних мозаиках собора в Монреале канонический дух начинает уступать место более свободной интерпретации библейских событий. В их изображении уже в некоторой степени проявляются черты творческой личности художника

- В нескольких мозаиках центрального нефа представлены сцены из жизни Иакова. Мастер передает события с тем чувством взволнованности, которое заставляет вспомнить о творчестве поэтов сицилийской школы

- Монреальские мозаики 13 в., будучи памятником переломной эпохи, не обладают художественной цельностью и образной глубиной в той степени, которая свойственна произведениям предшествующего этапа, но то новое, что в них появляется, чрезвычайно примечательно;; впервые в южноитальянском искусстве трактовка религиозного мифа получает повествовательную окраску

 

Мозаики Сан-Марко в Венеции

- Расположение мозаик теряет архитектоническую строгость, изображения утрачивают монументальность;; фигуры становятся мельче, композиция приобретает дробный характер

- Живописная трактовка отчасти приобретает черты, свойственные собственно романскому изобразительному искусству, — жесткость контура, экспрессивность жестов

- Исчезает насыщенная одухотворенность образов, столь характерная для живописи византийского круга. От ранних мозаик к поздним становится все более заметной тяга к повествовательности

 

«Мадонна»

- пизанская школа

- Художник со всей догматической строгостью повторяет образ-тип, сложившийся в искусстве Византии. Икона исполнена в принципах строгой, тяжеловесной монументальности

- На золотом фоне ясно читаются звучные цветовые тона одеяний — вишневые и темно-синие

 

Крест Джунта Пизано (середина 13в)

- Аскетические фигуры с вытянутыми пропорциями, резко выступающие ребра, непомерно длинные и худые руки и ноги, удлиненные и далекие от реального образа лики — все это говорит о влиянии византийской иконописи на Джунта Пизано

- персонажи Джунта проникнуты своеобразной взволнованностью, свидетельствующей о пробуждении личного, лирического начала в его искусстве, характерного для мироощущения 13 в

 

Коппо ди Марковальдо:

- флорентийская школа

- третья четверть 13 века

- очень хорошо и детально выученный византийский урок

 

Икона «Мадонна с младенцем» (Сиена, церковь Санта Мария деи Серви)

- «Небесная царица», монументальная и величественная, изображена на троне с младенцем на руках

- Исполненная яркими, гладкими, наподобие эмали, красками, сияющими на золотом фоне, икона производит сильное декоративное впечатление

 

Чимабуэ (вторая половина 13—начало 14 в.):

- он сплошь и рядом отказывается от следования византийским иконографическим схемам, стремясь по-своему осмыслить традиционные религиозные сюжеты

- Сохраняя строгую монументальность изображений, Чимабуэ пытается сообщить им иллюзию реальности

- К числу бесспорных работ художника исследователи относят мозаику «Св. Иоанн» в Пизе, роспись нижней церкви в Ассизи, фрески трансепта верхней церкви в Ассизи, «Распятие» в церкви Сан Доменико в Ареццо и «Мадонну» во флорентийской галлерее Уффици

- Искусство Чимабуэ — одно из тех явлений, которые подводят итог средневековому этапу в развитии итальянской живописи. Работы Чимабуэ содержат много находок, которые, будучи развиты живописцами следующего поколения, помогли итальянскому искусству сделать большой шаг вперед, хотя сам Чимабуэ еще не совершил этого решительного шага. Эту миссию выполнил младший современник Чимабуэ — Джотто ди Бондоне, художник, творчество которого знаменует важнейший этап на пути к искусству итальянского Возрождения

- очень хорошо и детально выученный византийский урок

 

«Мадонна»

- Общая условность этой громадной иконы свидетельствует о том, что мастер не выходит окончательно за пределы maniora bizantina. Сохраняется традиционная разобщенность персонажей;; изображение Мадонны значительно превосходит по масштабу остальные фигуры: ангелы расположены не в пространстве, а размещены друг над другом.

- В трактовке одежд используется золотая прорись;; пророки, помещенные внизу, принадлежат иной пространственной среде, не связанной с Богоматерью и ее окружением

- Однако фигуры и лица приобрели здесь большую осязательность, трон богоматери — вещественную убедительность, жесты ангелов — признаки жизненного правдоподобия = Все это было незнакомо иконописи до Чимабуэ

 

Санта Мария Маджоре

- Каваллини, Торрити, Русути

- Христос = греческий образец

- мелкая позднеантичная фактура НО переосмысление византийский образцов

 

Пьетро Каваллини:

 

Благовещенье

- византийская архитектура = клубок, который нельзя распутать

- византийские образцы верифицируются поздне-готическим натурализмом

= хочется, чтобы было натуральнее

 

Санта Чечилия ин Трастевере

- фрески Каваллини

- фрагменты верхней части композиции Страшного суда

- византийский опыт отвлеченности и церемониальной строгости не позволял Италии отрывшуюся северу свободу НО север никогда не мог перенести на плоскость ощущение трехмерности! = светотень и перспектива помогают создать иллюзию присутствия на плоскости



2020-02-04 292 Обсуждений (0)
Живопись в Италии второй половины 12 – 13 веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Живопись в Италии второй половины 12 – 13 веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)