Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По предмету оценивания:



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
По предмету оценивания: 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

 РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ГЕНЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ

И СПОРТА ГЛОДЕНЬ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. ЛЬВА ТОЛСТОГО

Г. ГЛОДЕНЬ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРИСУЖДЕНИЯ I ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТЕПЕНИ НА ТЕМУ:

«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ

II ДИДАКТИЧЕСКАЯ

СТЕПЕНЬ

ГЛАДЫШ В.К.

      ГЛОДЕНЬ – 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Актуальность темы.                                                                            стр. 3

1.2. Формулирование проблемы.                                                          стр. 4

1.3. Цели работы.                                                                                       стр. 5

1.4. Методы исследования.                                                                     стр. 5

1.5. Практическая направленность работы.                                       стр. 6-8

 

 

II. РОЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

2.1. Теоретические аспекты процесса оценивания

результатов обучения.                                                                      стр. 9-20

2.2. Роль мониторинга результатов обучения.                                  стр. 20-22

2.3. Критерии эффективности оценивания

образовательного учреждения.                                                             стр. 24

2.4. Технологические карты по оцениванию

результатов обучения.                                                                      стр. 24.

2.5. Основные принципы оценивания.                                                стр. 25

2.6. Основные правила оценивания.                                                               стр. 26

 

 

 

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ 

ИМ. ЛЬВА ТОЛСТОГО Г. ГЛОДЕНЬ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ  ОЦЕНИВАНИЯ  В  УЧЕБНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

3.1. Система оценивания результатов обучения в лицее              стр. 28-31

3.2. Инициативное оценивание.                                                           стр. 31-39

3.3. Текущее оценивание.                                                .                  стр. 39-41

3.4. Суммативное (итоговое) оценивание.                                                стр. 41-47.

3.5. Претестирование.                                          .                         стр. 47-48

3.6. Нетрадиционные методы оценивания                                               стр. 48-49

3.7. Родители и результаты учебной деятельности.                  стр. 49-50

3.8. Мониторинг сравнительных результатов

учебной деятельности лицея. .                                                     стр. 50-52.

3.9. Предложения по внесению изменении,

модернизации системы оценивания.                                          стр. 52-53

3.10. Выводы.                                                                                                стр. 54

 

IV. БИБЛИОГРАФИЯ.                                                                стр. 55

V. ТАБЛИЦЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ.                                             стр. 58-84

.

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Актуальность темы.

Современное общество, характеризуемое быстрыми изменениями и непрерывным потоком информации, постоянно ставит человека перед необходимостью принимать различные решения. Существенная часть данных решений основывается на оценке сведений, связанных с ними. Так и в образовании, роль оценки подтверждается необходимостью оценивать эффективность и действенность процесса обучения, получать сведения о результатах школьного обучения учеников, обеспечивать достижения стандартов и устанавливать обратную связь, необходимую всем, кто задействован в образовании.

Как и в любой динамической системе, компоненты системы образования (преподавание –обучение–оценивание) находятся в постоянном взаимодействии. Оптимальное развитие одного элемента системы положительно влияет на функционирование других элементов, и наоборот. Поэтому реформа образования наряду с изменениями в системе обучения и преподавания предложила и новую концепцию оценки. Педагогика оценки входит в общую парадигму, которая занимается оцениванием куррикулума, процессов обучения, деятельности педагогического персонала и образования как системы в целом. В данной работе будет исследована только оценка результатов школьного обучения. В образовательной политике оценка прогресса школьного обучения находится в центре системы. Её основная роль оправдана множеством факторов, определяющих действия учеников: органы власти, педагогический персонал, родители, авторы куррикулумов и учебников, широкие массы, и т. д. Для восприятия и внедрения в практику реформы оценки необходимо объединение усилий в первую очередь тех, кто имеет непосредственное отношение к организации и проведению учебной деятельности.

 

 

Формулировка проблемы

В данной работе рассматривается проблема: «Система оценивания и анализ результатов обучения». Научный интерес работы заключается в том, что в ней рассматриваются элементы разработанной лицеем системы оценивания прогресса школьного обучения и анализа результатов обучения с позиции накопленного опыта, на основе собранной, обработанной и обобщённой информации результатов обучения в течение ряда лет. Информация была проанализирована и прошла компьютерную обработку с точки зрения школьного менеджера. Она необходима и представляет интерес для учащихся, родителей, учителей, как лицея, так и района, школьных менеджеров.

Практическая ценность разработанной системы состоит в том, что каждый ученик, учитель, класс, на определённом этапе обучения может легко определить динамику своего развития, прогресс школьного обучения. Внедрение современных методов оценивания, научно разработанного анализа результатов обучения привело к тому, что в лицее: значительно снизилась неуспеваемость, как в процентном, так и в количественном соотношении, выросло качество обучения (таблица № 1); педагогические работники лицея, анализируя результаты своего труда, стали проявлять открытость к новому и интерес к исследовательской деятельности.

Опыт работы лицея по анализу результатов обучения стал привлекательным для других учебных заведений района. Нами оцениваются не только результаты обучения в виде знаний, умений и навыков, но и внешкольная деятельность, где за основу берутся не только количественные, но и качественные показатели.

Так по итогам учебного года выпускается газета лицея тиражом в одну тысячу экземпляров и распространяется среди учителей и учащихся лицея, учебных заведений района и читателей районной газеты (газеты прилагаются).

Кроме этого, о большинстве из проводимых в лицее мероприятий печатаются статьи в районной газете «Cîmpia Glodenilor» (статьи прилагаются), а выпускникам лицейских классов на выпускном вечере выдается брошюра «Портрет выпуска», где подробно оценена деятельность учащихся за все годы обучения (портрет выпуска 2005 года прилагается).

 

Цели работы:

1. Раскрыть роль и значение оценивания результатов школьного обучения в

современной системе образования.

2. Проанализировать деятельность лицея по внедрению собственной

системы оценивания в учебный процесс, её модернизации, разработке комплексного подхода к проведению анализа результатов обучения.(проведению мониторинга).

3. Провести анализ и примеры практического применения нетрадиционных

методов оценивания: портофолио ученика, дидактические игры, эссе «структурированное и неструктурированное», проекты, тесты .

4. Проанализировать реализацию целей оценивания на примере

инициативного, формативного (текущего) и итогового (суммативного) тестирования, претестирования.

5.  Показать на практике применение современных требований к самим

исследованиям по измерению и оценке результатов обучения, (согласно предлагаемых этапов оценивания и разработанных технологических карт).

6. Внести предложения по модернизации системы оценивания,             

совершенствования методологии и технологии оценивания в соответствии с куррикулярной реформой.

7. Проанализировать работу лицея по организации и проведению массовых

исследований результатов обучения и созданию базы данных для проведения мониторинга результатов обучения.

 

Методы исследования.

 Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

2. Оригинальные опросники по значению оценивания для учащихся, учителей и

родителей.

3. Информационная база по результатам обучения в лицее за определённый

период.

4. Методы математической статистики, методы анализа, сравнения,

сопоставления.

5. Разработанные положения для сбора, обработки, анализа и выдачи

информации.

1.5. Практическая направленность работы.   

Теоретический лицей им. Льва Толстого г. Глодень является одним из ведущих доуниверситетских образовательных учреждений Глоденского района с богатыми традициями. Лицей вырос на базе Глоденской СШ № 2, которая была открыта в 1944 году, а в 2000 году преобразована в Теоретический лицей

им. Льва Толстого г. Глодень. В настоящее время в лицее трудятся 45 педагогических работников с I и II дидактической степенью (около 60 %), которые обучают около 600 учащихся. Лицей имеет три звена обучения: начальное, гимназическое, лицейское. Педагогический коллектив работает над проблемой: «Создание необходимых условий для подготовки учащихся к самостоятельному приобретению необходимого уровня знании и формирование прочных навыков интеллектуального труда».

       Одна из главных задач лицея – это постоянное повышение педагогического мастерства и профессионального уровня каждого учителя.

       В коллективе за последние 5 лет проведена большая работа по внедрению реформы образования в практику работы лицея. Нашими достижениями являются:

- переориентация педагогического коллектива на демократические формы обучения и переход на формирующее, развивающее обучение с применением новых интерактивных технологий;

- занимаемся постоянным повышением профессионального мастерства педагогического коллектива путем организации методической работы, как на уровне лицея, так и района;

- применяем новые формы и методы оценивания результатов учебной деятельности;

- особое внимание уделяется организации самостоятельной формы обучения учащихся, усвоению учебного материала в совместной деятельности учителя с учащимися и осуществлению мотивационного обучения, уважения, прав и достоинств учащихся, равного отношения ко всем учащимся и особое внимание работе с одаренными детьми;

- совместной деятельностью поддерживаем имидж и привлекательность учебного заведения и образовательного авторитета.

Одним из важных направлений учебно – воспитательной деятельности

Теоретического лицея им. Льва Толстого г. Глодень является разработка единого

научного подхода к проблемам руководства, контроля и анализа результатов учебной деятельности лицея. В лицее особое внимание уделяется разработанной системе оценки результатов обучения учащихся, класса, оценке деятельности учителя, сравнительному анализу результатов. В лицее также  накоплен большой статистический материал, проводится его компьютерная обработка, создан информационный банк данных, на основании которых учащиеся, родители, учителя, дирекция лицея, управление образования района проводят, каждый на своём уровне, исследовательскую работу по оцениванию результатов деятельности различных звеньев обучения. На базе нашего лицея был проведен ряд районных научно – практических семинаров для руководителей учебных заведений района по ознакомлению с опытом работы нашего лицея с системой анализа результатов учебной деятельности со следующей тематикой:

1. Оценка результатов обучения. Куррикулум и оценка.

2. Организация и проведение современных уроков, практическое решение

триединой задачи: преподавание – обучение – оценивание.

3. Мониторинг результатов обучения. Виды контроля, анализ результатов

контроля, принятие решений, Post – контроль.

4. Повышение квалификации учителей на уровне лицея. Внедрение новых

технологий. Научно – методическая работа в лицее.

5. «Легко ли быть учеником?» 

Работа ряда семинаров освещена на страницах районной газеты. (прилагается)

Члены нашего педагогического коллектива доброжелательно относятся к

внедрению нового и поэтому сознательно перестраиваются на новые формы и методы оценивания результатов учебной деятельности. Так большинство учителей нашего коллектива наряду с традиционными формами оценивания такими, как: письменные, устные задания, практические работы, зачеты, также применяются и нетрадиционные такие, как: дидактические игры, портофолио, структурированное и неструктурированное эссе, проекты, самооценка, тесты. Поэтому дирекция лицея, опираясь на поддержку и понимание коллектива, считает, что приоритетную роль в стратегии управления играет модернизация системы оценивания, усовершенствование методологии и технологии в соответствии с куррикулярной реформой.

       Рассмотрим роль мониторинга в достижении положительных изменений в результатах обучения учащихся. В республике Молдова разработана единая система оценивания результатов обучения. Дважды в год по итогам семестра проводится сбор информации результатов учебной деятельности по следующей схеме: учитель- администрация учебного заведения- управление образованием района -  Министерство просвещения республики, где она должна обрабатываться, анализироваться и возвращаться обратно по цепочке с соответствующей рекомендацией по корректировке процесса обучения, чего у нас не происходит. И тогда статистические результаты учебной деятельности большого региона становятся бюрократическим элементом, теряется интерес к анализу педагогической деятельности, к результатам педагогического труда, информация о результатах деятельности ученика, учителя, учебного заведения и т. д. становится формальной, безразличной для всех звеньев образовательного процесса. В нашем лицее разработано единство требований и подходов к оценке учебных достижений с использованием образовательных стандартов.

 

 

 

II. РОЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

       2.1. Теоретические аспекты оценивания

       Оценка обучения в общем, и оценка результатов школьного обучения, в частности, являются необходимыми и значительными элементами любой системы образования.

       Дело в том, что различные методы и формы оценки, особенно экзамены, имеют влияние не только на систему образования, но и на социальную, культурную и даже политическую сферу общества.

       Среди трех компонентов парадигмы образования - преподавание – обучение – оценка, последний нередко игнорируется, или ему отводится второстепенная роль в процессе планирования и реализации обучения. Нередко забывается тот факт, что качество процесса обучения в большей степени зависит от способа и дидактической стратегии оценки. Например, если акцентировать внимание только на оценивание накопленных знаний, то учащиеся будут в основном учить наизусть определения, правила, законы или концепции и меньше уделять времени творческой деятельности.

       Что понимается под оценкой результатов школьного обучения? «В широком смысле, это понятие включает в себя многообразие процессов и инструментов, которые служат для измерения природы и уровня успехов, достигнутых учениками в обучении, соотношения между конечным результатом процесса обучения и поставленными учебными целями, а также для принятия определенных решений по совершенствованию обучения». (А. Стойка, С. Мустяцэ Оценка результатов обучения. Методическое пособие) Легко заметить, что традиционно школьные достижения учащихся в большей степени зависят от того, что и как преподают им учителя. В этом контексте методы преподавания, выбранные учителем, зависят от целей образования, установленных стандартов, программ и школьных учебников, от уровня знаний учеников, желаний родителей, от экономических условий и требований общества. Вместе с тем, качество результатов обучения в той же степени, а иногда и в большей, зависит от feedbacka – эффекта обратной связи, предлагаемой оценкой результатов школьного обучения, что, кроме того, влияет на решения по внедрению инновации в систему образования, в прогнозирование и предупреждение экономических расходов на образование.

       Влияние оценки сказывается, преимущественно, на процессе преподавания, учения и нуждах общества. Таким образом, оценка является важной и необходимой для учителей, так как информация результатов обучения, достигнутых учащимися, способствует улучшению методики обучения. Полученные результаты постоянно должны сравниваться с целями образования. Преподаватель не должен забывать о том, что планирование любой программы по обучению нужно начинать с четкого определения учебных целей, а эффективность данной программы зависит от степени реализации учениками поставленных целей.

       Эффективная и объективная оценка вносит позитивные изменения и в образ мышления учеников. Они более глубоко задумываются над заданиями, которые необходимо выполнять; осознают ответственность за свои действия; получают удовлетворение и верят в собственные силы при выполнении какой-либо работы, понимают и уважают идеи других. Более того, благодаря самооценке, ученики лучше узнают свои потенциалы. Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов. Преподаватель должен помогать учащимся развивать способности к самооценке, сравнивать уровень достигнутых успехов с целями обучения, разрабатывать индивидуальную программу и определять собственный ритм обучения.

       В настоящее время Республика Молдова вступила на путь глобальной реформы общего среднего образования. В этой связи, власти республики особое внимание уделяют реформе системы оценки. В Законе об образовании оговаривается роль центральных и местных учреждении в данном процессе: «оценка системы образования и процесса обучения осуществляется Министерством образования, министерствами, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, местными органами образования, на основании положения, утвержденного приказом министра

Оценивание является одним из важных звеньев учебно-воспитательного процесса. Эта область деятельности всегда сопутствовала учебному процессу и в течение длительного времени была предметом исследований, как с точки зрения педагогики, так и с точки зрения психологии. С оцениванием знаний встречаемся на различных этапах: в школе или в профессиональной среде, у учащихся или у взрослых. Оценивание - это действие большого значения и ответственности, имеющее широкий этический отклик.

За последнее время в науке появилось много определений и толкований такого важного понятия, как оценивание. Это связано с важностью данного понятия, с другой точки зрения, происходит ломка взглядов на природу обучения, переход от авторитарной социалистической системы обучения к Европейской и мировой, которая носит более демократический характер и имеет устоявшиеся традиции, предложенные наукой и проверенные практикой.

В настоящее время в республике Молдова одной из главных целей реформы образования является разработка национальной системы по оцениванию образования, которая будет охватывать:

- оценивание куррикулумов ;

- оценивание процесса «преподавание – обучение – оценивание»;

- оценивание результатов и прогресса в обучении;

- оценивание педагогических работников.

«Целью оценки учебной деятельности является определение соотношения полученных результатов обучения и поставленных целей» (S.Cristea, Dicţionar de pedagogie). Предметом учебного оценивания являются элементы макроструктуры образовательной системы (образовательный идеал, педагогические и профессиональные задачи) и элементы микроструктуры образовательной системы (общие цели, ключевые и операциональные цели).

Структура деятельности по оцениванию состоит из трёх иерархических операций - измерение- оценивание- принятие решения:

- измерение представляет действие по оцениванию путём наблюдаемых

количественных характеристик (счёт, цифры, статистические данные, и т. д.) или путём краткого описания наблюдаемого явления;

-оценивание представляет действие по анализу изучаемых явлений (по проведённым измерениям) на основании специальных педагогических или профессиональных качественных характеристик, независимо от применяемых инструментов при измерении в рамках определённого метода или стратегии;

- решение представляет операцию по оцениванию, которая дополняет оценивание школьной оценкой, характеристикой, решением, рекомендацией и т. д., имеющими педагогическую или профессиональную прогнозируемую ценность.

Эта операция входит в категорию итоговых оценочных суждений, очень сложных с точки зрения психо-педагогики и поэтому имеет большое социальное значение.      

«Оценивание в узком смысле слова занимает особое место в обучении и является её составной частью. Оно находится в прямой или косвенной зависимости с прогрессом, развитием и качеством обучения. Эффективность обучения определяется способностью образовательной системы в качественном выполнении намеченных целей и задач обучения» (David Hopkins, Perfecţionarea şcolii într-o eră a schimbării). Оценивание указывает уровень достижения целей, который может быть сравнительным. Сравниваются достигнутые результаты учащихся друг с другом или проводятся сравнения достигнутых результатов с ожидаемыми.

Согласно принципам организации, проведения и мониторинга процесса оценивания, деятельность по оцениванию должна установить:

- уровень выполнения учебных целей (общих, ключевых, операциональных);

- уровень выполнения куррикулярных целей на общем либо индивидуальном уровне;

- круг целей, выполненных неудовлетворительно;

- причины неудовлетворительного выполнения отдельных целей;

- способы преодоления проблем, связанных с выполнением учебных целей.

Оценивание, основанное на целях, рассматривает:

- конечный результат, проводимую учеником деятельность;

- результат, который принес ученику успех;

- условия, в которых проводится учебная деятельность;

- критерии, на основании которых делается вывод о качестве результата

деятельности или наоборот

Путём регистрации достигнутых учащимися результатов появляется возможность определить уровень материализации проектируемых целей в реальность.

Такая информация является отправной точкой в оценке или самооценке работы учителя, а для ученика такая информация – стимулирующий фактор в учебной деятельности.

Оценивание, основанное на целях, представляет новые возможности, как учащимся, так и учителям, а именно:

учащиеся:

- применяют конкретно с пользой знания, приобретенные в течение всего учебного процесса;

- легче понимают задачи, стоящие перед ними;

- подходят дифференцировано и проявляют глубокий интерес к поставленным задачам;

- осознают ответственность за собственные действия;

- чётче понимают успехи и неудачи в подготовке;

- становятся более объективными при самооценке собственных способностей;

- устанавливают и уточняют успеваемость и пробелы в подготовке.

учителя:

- уточняют зоны повышенного внимания в подготовке учащихся на уровне знаний и умений;

- определяют пробелы и устанавливают способы их ликвидации ;

- сравнивают результаты обучения по годам;

- оценивают собственную деятельность;

- приспосабливают учебную деятельность учащихся на уровне их возможностей.

       В узком смысле оценивания - это суждение в отношении состояния факта, процесса на данный момент времени, на основании собранной с помощью инструментов информации и сопоставленной предусмотренными нормами.

       В зависимости от выбранных критериев рассматривают следующие

Типы оценивания:

       по сферам деятельности:

- оценивание психомоторной деятельности (умение, навыки);

- оценивание социо - аффективной деятельности (чувства);

- оценивание познавательной деятельности (знание).

по предмету оценивания:

- оценивание процесса обучения (результат обучения, сам процесс обучения);

- оценивание достижении (индивидуальные, групповые достижения);

- оценивание по месту изучения (что изучала в школе или за её пределами).



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
По предмету оценивания: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По предмету оценивания:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)