Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
РОЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим роль мониторинга в достижении положительных изменений в результатах обучения учащихся. В республике Молдова разработана единая система оценивания результатов обучения. Дважды в год по итогам семестра проводится сбор информации результатов учебной деятельности по следующей схеме: учитель - администрация учебного заведения - управление образованием района - Министерство Просвещения Республики Молдова, где она должна обрабатываться, анализироваться и возвращаться обратно по цепочке с соответствующей рекомендацией по корректировке процесса обучения, чего у нас не происходит. И тогда статистические результаты учебной деятельности большого региона становятся бюрократическим элементом, теряется интерес к анализу педагогической деятельности, к результатам педагогического труда, информация о результатах деятельности ученика, учителя, учебного заведения и т. д. становится формальной, безразличной для всех звеньев образовательного процесса. В нашем лицее разработано единство требований и подходов к оценке учебных достижений, используя образовательные стандарты.

Новые приоритеты в сфере образования, оказывают влияние на результаты обучения учащихся. Наука, следящая за изменениями происходящими в учебном процессе, называется мониторингом.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды.

Мониторинг результатов обучения  является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за результатами учебного процесса, становится особенно актуальным в условиях реформы образования, обновления его содержания, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем перегруженности учебных программ, нормализации учебной нагрузки учащихся.

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга были недостаточно эффективны, имели ряд серьезных недостатков:

· Контроль состояния обучения носил нерегулярный, по существу, эпизодический характер. Методики не были ориентированы на перманентность применения. Поэтому не вскрывалась динамика изменений. Оценка результатов была субъективной. 

· Основная направленность - на итоги обучения. При этом не рассматривались в комплексе такие компоненты учебного процесса, как: преподавание, обучение, оценивание. Результаты обучения оценивались по объёму знаний, а не по прогрессу в развитии.

· Недостаточная информативность, поскольку использовались при проведении срезов и анализе результатов достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяло выяснить, какие конкретно (и в какой мере) элементы содержания усвоили или не усвоили ученики.

· Значительная часть традиционных методик по проверке результатов обучения во многих случаях пренебрегала статистическими закономерностями выборочного исследования, часто использовались нерепрезентативные выборки (в расчёт брались только избранные группы в основном из тех учащихся, которые хорошо учились) в результате чего оперировали искажёнными статистическими данными, что существенно снижало достоверность выводов.

Вышеизложенные недостатки определяли главный для мониторинга недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины отклонений от ожидаемых результатов. Ожидаемые результаты, как правило, всегда были завышены, недосягаемы для абсолютного большинства. В результате чего в системе оценивания доминировал формализм в масштабах всей образовательной системы. В настоящее время на уровне республики и учебных заведений проводится мониторинг по функционированию системы оценивания, непрерывного изучения результатов обучения, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов. При этом, очевидно, что организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о результатах обучения учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития государственной системы и разработки собственной системы оценивания, задачи которой кратко можно сформулировать следующим образом:

· обеспечение органов управления образованием и учебное заведение информацией о состоянии и динамике достижений учащихся;

· обеспечение объективности оценки учебных достижений;

· организация использования результатов оценки достижений учащихся в педагогической практике для анализа и корректировки учебного процесса;

· изучение факторов, влияющих на результаты обучения.

Процесс управления школой можно научно определить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию образовательного процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме - это процесс анализа информации. Именно информация является предметом, и в то же время, продуктом менеджмента.
В современных условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар. Не случайно сегодня стала расхожей фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Одной из приоритетных задач лицея является создание информационно-

аналитической базы, содержание которой соответствовало бы определённым требованиям и в первую очередь широкий доступ к ней. Для создания такой целостной системы информационно-аналитической деятельности в лицее необходимо определить ее содержание, объект, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни, а далее определить, в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться. В, частности часть информации размещена на сайте нашего лицея по адресу www . s coala2.narod.ru, другая часть информации находится в базе данных главного компьютера лицея. В связи с тем, что в лицее невозможно полностью произвести компьютерную обработку всей поступающей информации, то часть информации хранится в необработанном виде в классных журналах, дневниках, тетрадях и папках учащихся. Как известно, анализ информации невозможно осуществлять без наличия этой базы данных, собранной и классифицированной по определенной системе. Решение этой задачи требует создания в школах и органах управления образованием информационно - аналитической службы, в которой хранились бы сведения о результатах образовательною процесса, сведения об учащихся и классных руководителях, учителях - предметниках, результатах тематических проверок, контрольных срезов, диагностик, анкетирования учащихся, учителей и родителей и т.д.

В теории педагогического менеджмента существует достаточное количество определений такого понятия как «внутришкольный контроль», а именно «контроль образовательного процесса». Под ним понимается «управленческая функция, направленная на систематическую проверку состояния образовательного процесса, с целью получения достоверного знания о ходе и результатах учебно -познавательной деятельности учащихся и учебно - воспитательной деятельности педагогов, его анализа и принятия управленческого решения».

Существует также достаточное количество определений мониторинга. Так, Майоров А.И., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. дают определение «педагогического мониторинга», как «такую форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития». Симонов В.П. понимает под мониторингом «непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса на основе использования компьютерной технологии сбора и обработки получаемой о нем информации». С.Е. Шишов и В.А. Кальней определяют мониторинг как «систематическую и регулярную процедуру сбора данных по важным образовательным аспектам работы школы.

Частью системы мониторинга качества образования являются следующие 

элементы:

1. Установление стандарта и операционализация: установление, критерия,

по которому можно судить о достижении стандартов.

2. Сбор данных и оценка результатов.

3. Действия: принятие соответствующих мер, оценивание

результатов принятых мер в соответствии со стандартами».

Мониторинг - это контроль на новом качественном витке, который стал возможен в результате развития научно-педагогического сознания, совершенствования педагогического менеджмента, информатизации и компьютеризации образования и т.д.

Вывод: В связи с тем, что в системе образования произошли большие изменения назрела необходимость модернизации системы оценивания, совершенствования методологии и технологии оценивания в соответствии с куррикулярной реформой.

 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
РОЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)