Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок предусматривает не только изложение материала, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Урок предусматривает не только изложение материала, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике. 0.00 из 5.00 0 оценок




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БЕЛГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 г. БЕЛГОРОДА

 

 

 Развитие личностного потенциала учащихся: методическая копилка

(из опыта работы педагогов школы)

Г


УДК

ББК

 

Развитие личностного потенциала учащихся: методическая копилка (из опыта работы педагогов школы): Под ред. Бочаровой И.А., Посохиной Е.В., Шевцовой Т.И., г. Белгород:  , 2007.- 203 с.

 

 

 

Материалы методической копилки предлагаются в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений. В данной книге опыт педагогов школы, направленный на развитие личностного потенциала школьника в образовательном процессе, представлены разработки уроков и внеклассных мероприятий, наиболее эффективные методики обучения, развития и воспитания учащихся.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
Раздел 1. Развитие младшего школьника в процессе обучения.
Потапова В.В. Что делать, если не хочется идти в школу? 12
Каширина Л.Г. Дифференциация процесса обучения как условие развития личности младших школьников при апробации УМК «Начальная школа XXI века» 14
Михайлова И.В. Развитие интеллектуальных и умственных способностей учащихся на уроках обучения грамоте 18
Муравецкая М.Н. Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач 21
Сопина Т.Н. Особенности развития младшего школьника на примере обучения правописанию 23
Гордеева О.А. Развитие математических способностей учащихся при решении задач и сравнении чисел в 1 классе 28
Аданая И.А. Развитие интереса к математике через игру 31
Замулина Г.Н. Развитие мышления у младших школьников на уроке математики. 36
Жилкова И.Ю. Развитие познавательных и созидательных способностей учащихся через урок математики в начальной школе 40
Гридина Т.Н. Формирование умения анализировать и сравнивать в процессе работы над новым понятием на уроках русского языка в начальной школе 45
Байдалина Е.Д. Развитие физических способностей на уроке физической культуры с элементами лёгкой атлетики   50
Раздел 2. Развитие личностного потенциала у учащихся основной и старшей школы. 52
Бунтушкина Р.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. Информативные рекомендации для работы с наиболее трудными заданиями. 52
Шевцова Т.И. Художественное образование школьников через постижение мира литературных сказок 56
Бородатова А.В. Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы 57
Шевцова Т.И. Тема Великой Отечественной войны в произведениях белгородских писателей 62
Сорокина Н.А. Эвристические программы Б.С.Дыхановой как средство повышения литературоведческой и культурологической компетентности учащихся 65
Черкасова Е.М. Индивидуальная и групповая работа на уроке по изучению русского языка в 5 классе 71
Шинкарёва В.В. Некоторые аспекты обучения математике 75
Носова Л.И. Стандартные задачи с нестандартными решениями 77
Иванкова Т.И. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения математике 80
Сероштан Л.С. Нетрадиционные уроки математики как фактор стимулирования деятельности учащихся 87
Булавина А.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики 93
Муравецкий Н.П. Формирование умений и навыков логического мышления учащихся при изучении физических явлений 96
Головина Е.М. Личностно-ориентированный подход на нетрадиционных уроках географии 99
Бабина Т.А. Развитие личностного потенциала учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе 103
Сопова Л.Н. Урок английского языка с применением современных информационных технологий. 105
Торопчина Г.Н. Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе «Я счастлив иметь друга по переписке в Британии» 113
Яловенко С.В. Физическое совершенствование через развитие двигательных навыков и умений 119
Пономарёв Г.В. Воспитание сознательного отношения к своему физическому развитию через уроки физической культуры 122
Пономарёва Н.И. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры в специальной медицинской группе 126
Заяц А.А Учебно-полевые сборы учащихся как один из элементов обязательной подготовки граждан к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации 130
Свиридова Л.И. Потребность учащихся в творчестве через урок технологии 135
Раздел 3. Развитие школьника через внеклассную и внеурочную деятельность 174
Сковорода И.Б. Патриотическое воспитание учащихся через методику личностно-ориентированного урока 139
Сбитнева Т.В. Реализация личностного потенциала учащихся через игровые технологии на внеклассных мероприятиях 139
Князева М.В. Организация исследовательской работы учащихся в рамках Всероссийского конкурса исследовательских работ, посвящённого 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева 141
Ахтырская И.М. Изучение законов природы через внеклассное мероприятие 145
Ляхова Р.В. Внеклассное мероприятие на английском языке 147
Нестеренко Е.В. Развитие навыков устной речи через внеклассную работу по английскому языку 150
Песенко Е.Н. Развитие музыкальной культуры школьников через духовные ценности мировой классики и современности 155
Кузнецова Т.С. Патриотическое воспитание учащихся через историю нашего края 160
Горюнов В.Б. Организация научно-исследовательской деятельности школьников на основе краеведения 163
Приложение 171
Сбитнева Т.В. Курс по выбору «Семейное право» 186
Сопова Л.Н. Курс по выбору «Английский язык для делового общения» 187
Свиридова Л.И. Курс по выбору «Готовим вкусно и красиво: холодные блюда и закуски» 188
Кузнецова Т.С. Курс по выбору «Физика магнитных явлений» 189
Шевцова Т.И. Курс по выбору «Литература родного края» 192
Топчий Н.К. Курс по выбору «Мир механики и техники» 194
Шинкарёва В.В. Элективный курс по математике «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» 196
Кобзарева Т.М. Элективный курс по математике «Комплексные числа. Комплексные числа и тригонометрические числа» 197
Сведения об авторах 202

Введение

 

«Урок – это зеркало общей

 и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

 показатель его кругозора, эрудиции».

В.А.Сухомлинский

 

Топчий Н.К.

Урок в школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности учащихся. Урок – это живая, подвижная, постоянно изменяющаяся и совершенствующаяся система, отражающая в себе все многообразные стороны и моменты учебно-воспитательного процесса, поэтому урок и представляет собой такую жизнестойкую систему. На современном уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. В уроке представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства и методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

 Строя урок, надо знать не только, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены. Урок – это звено целостного учебного процесса, не на каждом уровне основное его содержание может быть усвоено на всех 3-х уровнях:

1) уровень восприятия, осмысления и запоминания;

2) уровень применения знаний по образцу;

3) уровень применения знаний в новой ситуации.

Урок предусматривает не только изложение материала, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

Изложение учебного материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одном случае может излагаться готовая информация в форме объяснения и с помощью наглядности. В другом случае материал изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путем ее доказательного решения. Основные требования к уроку – это научность и индивидуализация обучения. Сочетания индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы – задача нелегкая.

Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Урок – логическая единица темы, раздела, курса. Урок – педагогическое произведение; он должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося.

Соблюдая единые требования к уроку, учитель вносит свое искусство, свой методический почерк, зависящий от характера класса и от его индивидуальных черт. Структура каждого урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного, а шаги, обуславливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания.

На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащихся, упражнений в навыках и умениях путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания. На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока – это обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.

Самоконтроль обязательно должен присутствовать на уроке – это условие нормального протекания учебных действий. Самоконтроль заключается в постоянном отслеживании учеником хода выполнения своих учебных действий, в своевременном обнаружении различных ошибок, в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Иначе деятельность ученика может отклониться от цели, что является препятствием для решения учебной задачи. Самоконтроль имеет два уровня. Первый – внимание, когда осуществляется сличение фактически используемого действия с каким-либо эталоном. Второй уровень – это рефлексивный контроль. Если контроль первого уровня показывает, что действие соответствует образцу, эталону, но должного результата не дает, можно предположить, что дефект действия заключается не в самом действии, а в плане его осуществления. А чтобы это выяснить, необходимо знать объективные основания своих действий. Это уже более сложный вид контроля, т.к. он направляется не на внешние обстоятельства, а на сам образец, эталон, на то, что находится в сознании.

Рефлексия – это процесс самопознания человеком внутренних психологических актов и состояний. Ученик может сам определить свои возможности, обрести знание о своем незнании, своей умелости и неумелости.

Оценка как бы выполняет функцию подведения итога выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены.

Важнейшим компонентом урока является метод обучения, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащий необходимые для этого сведения.

Существует несколько классификаций методов обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

- в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;

- характеру познавательной деятельности учащихся и участии учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;

- по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;

- по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный (традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Ни один метод в чистом виде не существует. Метод обучения представляет собой совокупность многих характеристик, способов деятельности ученика и учителя и его необходимо рассматривать как систему. Методы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не менее важна их роль, как средство развития и воспитания учащихся. Методы обучения непосредственно служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь.

Методы обучения развивают речь учащихся, обогащают их словарный запас, формируют приемы умственной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности:

1. Создание на уроке состояния готовности учащихся к восприятию нового материала.

2. Использование на уроках ранее полученных знаний и опыта.

3. Специальные задания перед объяснением нового материала.

4. Методика организации и проведения предваряющей беседы.

5. Активизация познавательной деятельности учащихся при выполнении самостоятельной работы.

6. Система тренировочных упражнений на уроке.

7. Осуществление связи с внеклассной работой при объяснении нового материала.

8. Использование наглядных пособий развивающего типа.

9. Активизация познавательной деятельности учащихся.

10. Использование краеведческого материала.

11. Вопросы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

12. Обучение учащихся работе с книгой.

13. Источники возникновения проблем на уроке, способы подведения к ним учащихся.

14. Педагогические основы проблемности обучения.

15. Исследовательский метод на уроке.

16. Способы закрепления и углубления знаний.

17. Совершенствование методов проверки и оценки знаний учащихся как фактор их познавательной деятельности.

18. Проблема интереса в процессе обучения.

19. Комплексное использование ТСО.

20. Комплексное использование методов обучения как фактор активизации мыслительной деятельности.

21. Повышение эффективности домашних заданий путем включения в них элементов творчества.

22. Урок-дискуссия.

23. Урок-семинар как форма активизации познавательной деятельности школьников.

24. Влияние воспитателя на учебно-познавательную активность учащихся на уроке.

25. Влияние эмоций на активизацию учебной деятельности учащихся.

Успех в обучении зависит не только от методов обучения, как бы продуманно они не подбирались учителем. Формы познавательной деятельности учащихся могут быть следующие: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная.

Индивидуально-обособленная форма применяется в том случае, когда материал доступен для самостоятельного изучения. Эта форма обучения удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного письменных упражнений по русскому языку и т.д.

Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и во многих других видах занятий.

Групповая форма организации познавательной деятельности применяется в группах по 2-6 человек, когда единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Успех осуществления этой формы деятельности зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделять внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу, повышается ответственность, внимательность.

Коллективная форма познавательной деятельности – это общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый спрашивает каждого, каждый отвечает каждому. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

Формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока.

Нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по признакам и не определив, какой из них наиболее подходит для решения педагогических задач.

Исходя из дидактических целей обучения, Ю.А.Конаржевский выделяет 6 типов уроков:

1. Комплексное применение знаний и способов действий.

2. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий учащимися.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Вводный урок

5. Урок систематизации и обобщения нового материала.

6. Урок проверки и оценки знаний (контроля и коррекции знаний и способов действий).

Эта классификация условна. Для того чтобы урок отнести к тому или иному типу надо учитывать преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала, а также специфика каждого ученика накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Вся жизнь школы в основном протекает на уроках. Какие бы изменения не протекали в школе, какой бы вид она не принимала – гимназии, лицея, колледжа, - урок остается основной организационной формой обучения, и суть школы – в уроке. Именно урок – то место, где происходят основные процессы обучения, воспитания и развития личности. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспектах или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Сейчас большие надежды возлагают на систему дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. Но эта современная форма обучения не в состоянии полностью заменить живое общение школьников с учителем и друг с другом, кроме того, эта дистанционная форма находится в фазе начального становления.

Сегодня же, будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность. В любой системе, если начать кардинально менять такие ключевые системы резко, в короткие сроки, то наступит катастрофа и система разрушится. Если снизить уровень внимания к совершенствованию урока (его структуре, организации познавательной деятельности учащихся), то он зачастую принимает характер традиционной пятиэлементной структуры с преобладанием пассивных форм работы учащихся (организационный момент – опрос по домашнему заданию – объяснение нового материала – закрепление изученного – домашнее задание). К сожалению, многие учителя до сих пор так и строят урок. Негативным фактором являются не только элементы, сколько то, что в силу устоявшихся традиций и инертности эти элементы практически по всем предметам следуют в одной и той же последовательности из урока в урок практически по всем предметам. Однообразие, как известно, утомляет. Но даже не в этом основная проблема, а в том, что в подавляющем большинстве на уроках ученики пассивны, они не добывают и не осваивают знания. Они пассивны и тогда, когда осуществляют учебные действия, если эти действия организованы только на репродуктивном уровне.

Почему так живуч пяти элементный урок с преобладанием пассивных форм работы?

I-е - это урок с минимальными затратами творческой энергии. Пребывать в таком положении учителю, да и детям удобнее, спокойнее. Урок, построенный на преобладании активных форм работы с учащимися, когда они становятся исследователями, находятся в поиске решения проблемы, когда каждый из них работает в режиме индивидуальных возможностей – такой урок требует огромных затрат энергии, дополнительного мастерства. Он сопряжен с очень большой предварительной подготовкой, так как в этом случае учитель становится организатором творческой деятельности своих учеников, является соучастником их открытий. Вот почему, стоит только учителю ослабить внимание к активизации познавательной деятельности, как мгновенно урок скатывается к традиционной структуре с пассивными формами работы.

В нынешних социально-экономических условиях, когда учитель имеет чудовищную низкую заработную плату, он вынужден для выживания работать на полторы – две ставки (благо, продолжается отток педагогических кадров в другие отрасли и есть возможность увеличить нагрузку) или подрабатывать (что и делают многие) в различных коммерческих организациях. О какой творческой деятельности при подготовке к современному уроку может идти речь? Корни живучести традиционного урока не только в этом. Можно выделить как один из важных факторов – это перенос предшествующего опыта учителя в педагогическую деятельность.

Каждый школьник за время обучения посещает более 10 тысяч уроков. Это позволяет очень глубоко, чуть ли не на подсознательном уровне усвоить и принять обобщенную структуру урока. Это мощнейший общесоциальный стереотип: ведь все когда-то были учениками. Каждый из выпускников школы – это «готовый учитель». Вследствие этого современные психолого-педагогические концепции слабо востребованы, в педвузах преобладает культ предметного обучения.

В вузе преподаватель читает лекцию, а потом на семинарах опрашивает студентов. Когда учитель, работая в школе осознает, что ему необходимо коренным образом изменить подходы к обучению-воспитанию учащихся, то оказывается, сделать это очень трудно, хотя в современных условиях любой может получить квалифицированную помощь. Еще одним фактором прочного укоренения традиционного урока с пассивными формами работы – уровень профессионализма учителя. Если у учителя нет соответствующей подготовки, то призывы обеспечить активную познавательную деятельность на уроке мало что могут изменить. Для этого необходимы четкие способы, механизмы обеспечения этой активности и владения ими. И этому владению надо учиться.

Существующие однообразные пассивно-авторитарные технологии обучения, когда ученик под давлением учителя воспроизводит то, что дано в учебнике, имеет очень серьезные последствия:

1) Отсутствуют положительные мотивы к учению, так как не реализуется познавательный рефлекс «Что такое?», интерес к учению пропадает очень быстро, посещение уроков становится пыткой.

2) Учащиеся растут безынициативными, со временем у них развивается иждивенчество, неуверенность в своих силах. Школьная наука перед ними предстает как нечто недоступное самостоятельному познанию «обычного» человека.

3) Наступают психологические перегрузки и усталость вследствие монотонной, однообразной учебной деятельности. Вспомним, как долго длится неинтересный урок!

Современный урок как организационная форма деятельности по своим концептуальным основаниям был разработан в 60-80-е годы ушедшего столетия. К этому времени образование в СССР вышло на такой уровень, когда в психологии и педагогике были разработаны основы учебной деятельности, формирования познавательного интереса, идеи проблемного обучения, концепция коллективной умственной деятельности, теория формирования научных понятий. Все эти научные идеи были широко апробированы на уроках и дали положительные результаты.

Кардинальные изменения в образовании, начавшиеся около десяти лет назад и коснувшиеся его глобальных аспектов (типы и уровни учреждений образования, содержания обучения, бюджетная и внебюджетная экономика, компьютерные средства и телекоммуникации, многоуровневость квалификации учителей и т.д.) несколько отодвинули проблему урока. Мало того, неверно понятые работниками образования идеи демократизации, как и вульгарный способ их реализации, привели к тому, что учителя снизили уровень подготовки к уроку. Это привело к традиционным пассивным, неинтересным для школьников формам его проведения. Пришедшие в негодность материальные средства обучения (приборы, раздаточные материалы, наглядность и т.п.) и отсутствие новых значительно углубили низкое качество уроков. А ведь урок подобен огородной грядке: стоит прекратить за ней ухаживать, как она очень быстро зарастет сорняком и хорошего урожая мы не получим. Назрело очень серьезное противоречие между основополагающим, генеральным положением урока в системе образования и равнодушием к нему в современных условиях.

Разрешение этого противоречия возможно, если все изменения в системе образования будут рассматриваться в комплексе и непременно в контексте урока. Урок всегда должен быть в центре внимания. Формы организации работы учащихся на уроке должны интересовать всех, кто причастен к изменениям в образовании, не меньше, чем отбор его содержания и создание современных средств обучения.

К сожалению, в современных условиях в подавляющем большинстве учащиеся продолжать получать готовые знания, урок ведется в форме монолога учителя. Если такой подход осуществлять регулярно и в течении длительного времени, то мы получаем ряд негативных последствий: неспособность к анализу, к самостоятельному осмыслению информации, к принятию неадекватных решений.

Нарастает утомляемость учащихся, ребята устают от однообразия. Скучный, неинтересный урок длится бесконечно, становится невыносимым. Урок же, насыщенный разнообразными формами активной, поисковой работы, сопровождаемый объективной оценочной деятельностью проходит быстро и незаметно. Если учащиеся и устают, то эта усталость другого рода: она от приятной работы и легко снимается перерывом между уроками. Однообразие и пассивность в учебной деятельности неприятны, не только в организационно-педагогическом аспекте, но и очень опасны для здоровья детей. К сожалению, реформы образования на это не обращают внимания, а ведь у учащихся формируются бессилие в решении возникающих в жизни проблем, безынициативность, иждивенчество. Со временем ученик привыкает к тому, что все дается в готовом виде, думать не надо, они и не учатся думать сами. Любая наука предстает как клад мысли одаренных людей, как нечто недосягаемое для их анализа и самостоятельного поиска. С этим они и входят в жизнь.

Для примера приведем несколько позиций различных методик традиционного обучения и развивающего обучения (выход на адаптивную систему). Адаптивная образовательная система способна каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и особенностями.

Традиционная система Адаптивная система
Ребенок – объект обучения. Он ученик, на которого направлено воздействие учителя. Деятельность идет от учителя, а ребенок в силу его пассивности часто бездеятелен. Ребенок – субъект обучения – источник энергии, деятельности. Он – партнер учителя в учебно-воспитательном процессе, он учащийся под руководством учителя.
Цель деятельности учителя и ученика – усвоение способа действий путем показа и тренировки. Дается рецепт действия. Каждое усвоенное ребенком умение, как в бусах нанизывается одно на другое и при первом же столкновении с учебной задачей рассыпается. Цель учебной деятельности заключается не просто в усвоении способа действия, а в усвоении основания, на котором строятся способы действий, т.е. усвоение принципа построения действий. Принцип дает возможность человеку осуществлять целые серии действий данного класса, а не одно учебное действие
Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Педагог передает информацию, а ученик ее усваивает. Предметом совместной деятельности ученика и учителя является учебная деятельность, где учитель не преподает, а организует учебную деятельность.
Традиционный процесс обучения авторитарен по своей конструкции и носит авторитарный характер, являясь в связи с этим тормозом в развитии личности. Учебный процесс очень слабо сфокусирован на успех и радостные переживания детей. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества, соучастия. Широко используется все три вида общения: сотрудничество детей между собой, детей с учителем, школьника с самим собой, изменяющимися в процессе учения. Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самореализации личности, на организации успеха.

 

Мы много говорим о слиянии процесса обучения и воспитания. Решение этой проблемы – в организации исследовательской, активной познавательной деятельности учащихся на уроках. Ребятам необходимо не столько давать конкретные знания, сколько организовывать их для познания окружающего мира, для осознания новой реальности, своих целей и возможностей. Это намного сложнее, чем проводить традиционный урок с трансляцией знаний, когда инициатива только в руках учителя. Но если мы говорим о развитии мышления каждого ребенка, его воображения, инициативы, то следует решительно отказаться от устоявшихся пассивных форм работы на уроке.

УВИ надо строить с учетом возрастных периодов развития ребенка, и использовать адаптивные техники.

Гармонизировать воспитание, обучение и развитие путем выстраивания системы гуманистических и демократических отношений через развивающие методики и техники и методики рефлексивного обучения и воспитания. Тогда можно будет обеспечить оптимальные уровни интеллектуального, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Для этого учитель должен планировать совместную деятельность учащихся (используя поиски решений каждым учеником, затем в парах, далее в группах). Позволять выйти ученику, как на минимум, так и на максимум знаний. Анализировать свой урок надо по критериям его эффективности.

Урок со своими фундаментальными, основополагающими функциями в системе образования требует возрождения пристального к себе внимания. У нас есть учителя, для которых урок и в современных условиях остается в центре их педагогических интересов: они преуспели в его организации и совершенствовании. Актуальны стали и научные исследования в этой области. Урок нуждается во внимании психологов, физиологов и философов образования.

 

 




2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Урок предусматривает не только изложение материала, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок предусматривает не только изложение материала, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)