Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач.



2020-02-04 315 Обсуждений (0)
Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач. 0.00 из 5.00 0 оценок




Муравецкая М.Н.

 

При обучении орфографии учитель развивает словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык. Как работает мысль человека-ученика? Каковы её направления? Какова структура умственной деятельности школьника в работе по орфографии? Вот вопросы, к которым в последние годы приковано пристальное внимание учёных и учителей.

1. Начало решения любой орфографической задачи - определение места, где возникла в слове орфографическая задача и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма.

2. Следующий этап-определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом (путь рассуждения по применению правил на практике).

Последний этап-запись слова в соответствии с решением орфографической задачи. Предлагаю несколько алгоритмов решения орфографических задач.

Рассмотрим:

Правописание «е» и «и» в окончаниях имён существительных.

1.Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3.Определите, в какой части слова находится орфограмма.

4.Определите, к какой части речи относится слово.

5.Определите тип склонения.

6.По вопросу и предлогу определите падеж.

7.Вспомните окончание имени существительного в этом падеже.

8.Напишите слово в соответствии с правилом.

Правописание мягкого знака на конце имён существительных после

Шипящих.

1.Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

З.Определите, к какой части речи относится данное слово.

4.Определите, на что оканчивается данное слово.

5..Определите род имени существительного.

6.Вспомните правило правописания таких существительных.

7.Напишите слово в соответствии с правилом.

Правописание мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа настоящего времени.

1 .Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма. З.Определите, в какой части слова находится определяемая орфограмма. 4.Определите, к какой части речи относится данное слово.

5.Определите время, лицо, число глагола.

6.Вспомните правило о правописании мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа настоящего времени. 7.Напишите слово в соответствии с правилом.

Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради, с тем чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Желательно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.

Формирование орфографического навыка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова.»

Уже в период обучения грамоте дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Например, в названии рассказа «Как лиса ловила ворон» произношение слова «лиса» совпадает с его написанием. А в предложении «Мы вырастим новые леса» произношение слова «леса» не совпадает с его написанием. Поэтому работа по формированию орфографического навыка по данной теме начинается на ранних ступеньках обучения в начальной школе.

В «Прописи» для первоклассников-семилеток учитель обращает внимание детей на безударную гласную: под буквой в слабой позиции ставят точку. В «Прописи» для первоклассников-шестилеток дети подчёркивают безударную гласную одной чертой: с первых шагов работы учитель вводит элемент графического обозначения орфограмм. В учебнике «Русский язык» для первого класса внимание учащихся обращается на то, что безударные гласные «о, а, е, и, я» в словах пишутся так же, как ударные.

В учебнике для второго класса в разделе «Повторение пройденного в первом классе» безударные гласные в теме «Ударение. Ударные и безударные гласные» даны в том же плане, что и в первом классе (например: двор-дворы, мост-мосты, крот-кроты и т. д.). В это время можно ввести частичное орфографическое обозначение.

Даём задание: одной чертой подчеркнуть безударную гласную, двумя чертами - эту же гласную под ударением в проверочном слове.

После повторения правила о безударной гласной - упражнение усложняется:

1. Спишите. Поставьте знак ударения над ударными гласными «о» и «а», а безударные «о» и «а» подчеркните.

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова и т. д.

При изучении темы «Состав слова» детям сообщается правило написания безударных гласных в корне слова. Подбор однокоренных слов, выделение корня, приставки и их противопоставление будут способствовать лучшему усвоению этого правила. Учитель добивается, чтобы дети знали правило наизусть, так как уже в нём определены шаги по его использованию. Именно на этом этапе дети учатся полному графическому обозначению данной орфограммы в ходе решения орфографической задачи. Пример: учитель предлагает детям решить орфографическую задачу в слове «верхушка».

Для этого учащиеся используют такой алгоритм;

1 .Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3.Установите, какую букву надо проверять: гласную или согласную.

4.Определите, в какой части слова находится орфограмма.

5.Определите в слове ударение.

6.Определите, проверяемая или непроверяемая гласная.

7.Напишите слово в соответствии с правилом.

Одновременно с ответами дети производят графическое оформление слова: верхушка - верх. Одной чертой подчёркивается проверяемая гласная, обозначается корень, двумя чертами подчёркивается ударная гласная.

Такая целенаправленная работа должна проводиться с каждым изучаемым видом орфограмм. Ход рассуждения, последовательность мыслительных операций при решении орфографических задач способствуют развитию у каждого ребенка логического мышления, осознанному подходу их к изучению орфограмм.

 



2020-02-04 315 Обсуждений (0)
Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)