Развитие логического мышления учащихся при обучении решению орфографических задач.
Муравецкая М.Н.
При обучении орфографии учитель развивает словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык. Как работает мысль человека-ученика? Каковы её направления? Какова структура умственной деятельности школьника в работе по орфографии? Вот вопросы, к которым в последние годы приковано пристальное внимание учёных и учителей. 1. Начало решения любой орфографической задачи - определение места, где возникла в слове орфографическая задача и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма. 2. Следующий этап-определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом (путь рассуждения по применению правил на практике). Последний этап-запись слова в соответствии с решением орфографической задачи. Предлагаю несколько алгоритмов решения орфографических задач. Рассмотрим: Правописание «е» и «и» в окончаниях имён существительных. 1.Определите место, где возникла орфографическая задача. 2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма. 3.Определите, в какой части слова находится орфограмма. 4.Определите, к какой части речи относится слово. 5.Определите тип склонения. 6.По вопросу и предлогу определите падеж. 7.Вспомните окончание имени существительного в этом падеже. 8.Напишите слово в соответствии с правилом. Правописание мягкого знака на конце имён существительных после Шипящих. 1.Определите место, где возникла орфографическая задача. 2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма. З.Определите, к какой части речи относится данное слово. 4.Определите, на что оканчивается данное слово. 5..Определите род имени существительного. 6.Вспомните правило правописания таких существительных. 7.Напишите слово в соответствии с правилом. Правописание мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа настоящего времени. 1 .Определите место, где возникла орфографическая задача. 2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма. З.Определите, в какой части слова находится определяемая орфограмма. 4.Определите, к какой части речи относится данное слово. 5.Определите время, лицо, число глагола. 6.Вспомните правило о правописании мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа настоящего времени. 7.Напишите слово в соответствии с правилом. Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради, с тем чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Желательно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы. Формирование орфографического навыка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова.» Уже в период обучения грамоте дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Например, в названии рассказа «Как лиса ловила ворон» произношение слова «лиса» совпадает с его написанием. А в предложении «Мы вырастим новые леса» произношение слова «леса» не совпадает с его написанием. Поэтому работа по формированию орфографического навыка по данной теме начинается на ранних ступеньках обучения в начальной школе. В «Прописи» для первоклассников-семилеток учитель обращает внимание детей на безударную гласную: под буквой в слабой позиции ставят точку. В «Прописи» для первоклассников-шестилеток дети подчёркивают безударную гласную одной чертой: с первых шагов работы учитель вводит элемент графического обозначения орфограмм. В учебнике «Русский язык» для первого класса внимание учащихся обращается на то, что безударные гласные «о, а, е, и, я» в словах пишутся так же, как ударные. В учебнике для второго класса в разделе «Повторение пройденного в первом классе» безударные гласные в теме «Ударение. Ударные и безударные гласные» даны в том же плане, что и в первом классе (например: двор-дворы, мост-мосты, крот-кроты и т. д.). В это время можно ввести частичное орфографическое обозначение. Даём задание: одной чертой подчеркнуть безударную гласную, двумя чертами - эту же гласную под ударением в проверочном слове. После повторения правила о безударной гласной - упражнение усложняется: 1. Спишите. Поставьте знак ударения над ударными гласными «о» и «а», а безударные «о» и «а» подчеркните. 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова и т. д. При изучении темы «Состав слова» детям сообщается правило написания безударных гласных в корне слова. Подбор однокоренных слов, выделение корня, приставки и их противопоставление будут способствовать лучшему усвоению этого правила. Учитель добивается, чтобы дети знали правило наизусть, так как уже в нём определены шаги по его использованию. Именно на этом этапе дети учатся полному графическому обозначению данной орфограммы в ходе решения орфографической задачи. Пример: учитель предлагает детям решить орфографическую задачу в слове «верхушка». Для этого учащиеся используют такой алгоритм; 1 .Определите место, где возникла орфографическая задача. 2.Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма. 3.Установите, какую букву надо проверять: гласную или согласную. 4.Определите, в какой части слова находится орфограмма. 5.Определите в слове ударение. 6.Определите, проверяемая или непроверяемая гласная. 7.Напишите слово в соответствии с правилом. Одновременно с ответами дети производят графическое оформление слова: верхушка - верх. Одной чертой подчёркивается проверяемая гласная, обозначается корень, двумя чертами подчёркивается ударная гласная. Такая целенаправленная работа должна проводиться с каждым изучаемым видом орфограмм. Ход рассуждения, последовательность мыслительных операций при решении орфографических задач способствуют развитию у каждого ребенка логического мышления, осознанному подходу их к изучению орфограмм.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |