Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ



2020-02-04 860 Обсуждений (0)
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ

 

 

Нижний Новгород

2011

 

ББК 87.8

М 69

 

Михайлов М.И.               

Основы эстетики. Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. с.

ISBN

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского И.К. Кузьмичев;

 кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного  университета  им. Н.И. Лобачевского В.А.Белоусов

 

 В учебном пособии доктора философских наук, доктора филологических наук, профессора М.И. Михайлова освещаются наиболее важные темы по курсу эстетики. Особое внимание уделено анализу основных эстетических категорий.

В процессе изучения эстетических проблем используется обширный литературно-художественный материал.

Пособие рассчитано на студентов вуза и всех, интересующихся проблемами эстетической науки.

 

 

ISBN

 

 

М.И. Михайлов

ВГИПУ, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука............................................................ 9

1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.................................... 12

1.1. Сущность эстетической культуры личности................................... 12

1.2.Структура эстетической культуры личности .................................. 13

1.3. Значение эстетической культуры личности..................................... 18

2. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ................................. 24

2.1. ТРАГИЧЕСКОЕ................................................................................ 24

2.1.1. Истоки и сущность трагического.................................................. 24

2.1.2. О соотношении драматического, героического, трагического... 47

2.2. ПРЕКРАСНОЕ................................................................................. 53

2.2.1. Природа прекрасного .................................................................. 53

2.2.2. Красивое, красота, прекрасное..................................................... 68

2.3. КОМИЧЕСКОЕ............................................................................... 88

2.4. БЕЗОБРАЗНОЕ................................................................................ 100

3. ИСКУССТВО....................................................................................... 110

3.1. Понятие искусства............................................................................. 110

3.2. О содержании и форме в искусстве.................................................. 121

3.3. Художественный образ ................................................................... 139

3.4. Виды искусства................................................................................. 144

3.5. Основные художественные направления в искусстве..................... 151

4. ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО................................... 162

4.1. Что такое творчество........................................................................ 162

4.2. Художник: сущность и структура.................................................... 162

4.3. Проблема художественно-творческих способностей...................... 167

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 171

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 173

 

                                         

                              

                                      


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В последнее время эстетика стала не в моде. Потребности людей все больше стали носить материальный (экономический), а не духовный характер. И это очень плохо. Н.В. Гоголь был тысячу раз прав, когда утверждал («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Без пробуждения человеческой души ничего не поможет, ни экономические, ни социальные изменения». Жан Моне – отец Европейской интеграции, обобщая свой тридцатилетний опыт объединения Европы – сказал: «Если бы я начинал скачала, то начал бы не с экономики, а с культуры». Нелишне здесь вспомнить и академика Н.Н. Моисеева: «…общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки все оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского»[1].

Нетрудно понять, что будущее человечества если не в решающей степени, то во многом зависит от того, насколько оно сможет возвыситься, преобразиться духовно, а значит и эстетически, насколько оно окажется способным проникнуться чувством красоты (прекрасного). Как справедливо пишет И.К. Кузьмичев, «…с грандиозными и безмерными по своей сложности новыми проблемами справится только эстетически, художественно образованное, то есть гуманитарное общество»[2]. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир» в таком случае – не пустые слова, не «декларация», а великая истина, принадлежащая Гению. И эту истину забывать нельзя.

Соответственно этому необходимо признать, что эстетике должно принадлежать приоритетное место в системе социогуманитарных наук, изучаемых в высшей школе.

Немаловажно сказать о том, что отличает данное учебное пособие от подобного рода работ? Это прежде всего то, что в центре вниманияавтора находятся важнейшие (фундаментальные) эстетические категории, составляющие «скелет» эстетики как науки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, безобразное. Авторский взгляд на природу, т.е. сущность и специфику названных категорий, нестандартен и отличается научной новизной. Это в первую очередь связано с тем, что анализ той или другой эстетической категории дается не изолированно от других категорий (как «вещь в себе»), что, к сожалению, до сих пор распространено в эстетической литературе, а в рамках их систематизации. Во-вторых, авторская характеристика основных эстетических категорий дается не односторонне, а в разных аспектах: гносеологическом, социальном и психологическом.

Следует отметить, что в современной эстетике, особенно зарубежной, все меньше и меньше внимания стали уделять обозначенной проблеме. Названные традиционные категории эстетики, в том числе прекрасное как центральная категория, постепенно уступают место так называемым маргинальным (второстепенным, побочным) понятиям: интенсивность, новизна, ирония, деконструкция, нониерархичность, симулякр, интертекстуальность, мозаичность, ризома, телесность, парадоксальность, нарратология и др.

Отдельные авторы порою вообще отказываются от использования категориального аппарата эстетики и пишут о тех или иных эстетических вопросах в духе эссе. Это невольно приводит к размыванию эстетических понятий, категорий, в том числе к подмене прекрасного низменным, безобразным. Такое положение дел в научном отношении недопустимо. Ведь всякая наука имеет право называться наукой до тех пор, пока она пользуется определенными терминами и представляет собой систему категорий. Без этого нет и не может быть науки как таковой. Немецкий физик В. Гейзенберг не случайно писал: «…нам нужны понятия, при помощи которых мы могли бы ближе подойти к интересующим нас явлениям. Обычно эти понятия берутся из истории науки; они подсказывают нам возможную картину явлений. Но если мы намерены вступить в новую область явлений, эти понятия могут превратиться в набор предрассудков, скорее тормозящих прогресс, чем способствующих ему. Однако и в этом случае мы вынуждены использовать их и не можем преуспеть, отказавшись от понятий, переданных нам традицией».[3]

     Представляет тут значительный интерес и утверждение М. Планка о том, что несостоятельны «попытки применить принцип относительности вне физики, например, в эстетике или даже в этике». Часто произносимая фраза «Все относительно», по его словам, неправильна, не имеет смысла уже внутри самой физики, поскольку относительная величина предполагает существование чего-то абсолютного, т.е. всегда сводится к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. «Без предпосылки существования абсолютных величин, – писал он, – вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория»[4].

    Можно без преувеличения сказать, что обращение к традиционным фундаментальным категориям не устарело, – другое дело, что наши представления о них нуждаются в определенной смысловой коррекции, в известной степени наполнении новым, более глубоким содержанием.

      Вот почему, как нам представляется, основные эстетические категории (и прежде всего прекрасное) должны стать теми абсолютными величинами, в соответствии с которыми (или через призму которых) следует рассматривать и оценивать относительные величины – маргинальные понятия современной неклассической эстетики. 

     Немаловажно учесть и то, что эстетика как научная дисциплина не должна плестись в хвосте искусства (современного искусства). Более того, она должна идти не просто в ногу с художественной практикой (нередко с нежелательной практикой), но в известном смысле служить основой, опорой для художественной деятельности творца, его эстетических устремлений и целей, а это значит выполнять по отношению к искусству ценностно-нормативную роль. В этой связи нужно во многом согласиться с                     А.Ю. Большаковой, когда она, анализируя состояние современной литературы, делает вывод: «…предметом собственно художественной литературы всегда была и остается не пресловутая «действительность», а таящийся в ее недрах эстетический идеал, развертывающийся в зависимости от специфики писательского дарования и избранного им ракурса изображения – самыми разными гранями (эстетическими доминантами). От возвышенного и прекрасного до низменного и безобразного. Стоит понять эту истину, и все становится на свои места»[5].

      Следовательно, сам по себе напрашивается вывод: не только эстетик – подручный художника, шире – создателя эстетических ценностей, но и художник, создатель эстетических ценностей не в меньшей мере – подручный эстетика (как ученого).

     К сожалению, эстетика на современном этапе утрачивает свою былую миссию – оценочно-нормативную и «проективно»-методологическую функцию и прежде всего потому, что она из науки постепенно превращается в эссеистику, в служанку разного рода псевдохудожников и дельцов от искусства.

      Наряду с вышеобозначенной ключевой темой (проблемой) в учебном пособии рассматриваются такие важные вопросы: что такое эстетика, в чем состоит суть и значение эстетической культуры, какова природа искусства и каков ее основной (эстетический) смысл, каковы особенности тех или иных художественных направлений прошлого и настоящего, что такое художник как субъект творчества и др. Существенно при этом отметить, что по всем этим вопросам (темам) автор старается вести разносторонний разговор с опорой (если не открыто, то имплицитно) на основные эстетические категории (в особенности на прекрасное), определяющие научный статус эстетики как науки и, если угодно, монизм его, автора, позиции. В свою очередь, последнее также является отличительной чертой данного пособия по сравнению с некоторыми другими.

     В заключение отметим, что изложенный в данной книге материал представляет собой «Основы эстетики», и соответственно этому автор вовсе не претендует на обширный охват всей проблематики, входящей в предметное поле эстетической науки.

     При всем этом хочется надеяться на то, что изложенный здесь материал позволит читателю более серьезно и зрело понять суть науки «эстетика», а также ее место и роль в формировании и развитии духовного богатства человека и общества.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

Термин «эстетика» (от греч. Aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) был введен в научный обиход немецким философом Александром Баумгартеном в 1750 г. Однако эстетика как наука уходит своими корнями в далекую древность, в эпоху рабовладельческого общества. Что же изучает эстетика? То есть каков ее предмет? В эстетической литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Не воспроизводя все точки, зрения на предметную область эстетической науки, сосредоточим внимание на наиболее характерных.

1. Эстетика – наука об искусстве, общая теория, философия искусства. Заметим, что данная точка зрения достаточно четко высказана в одном из исследований по эстетике В.П. Шестакова[6].

Данное определение предмета эстетики страдает весьма существенным недостатком: оно явно сужает предметную область эстетической науки. Эстетическая мысль уже давно признала порочность такого ограничения предмета эстетики и включает в него более широкую сферу бытия человека, чем искусство.

2. Эстетика – это наука о прекрасном, о свойствах прекрасного в природе, обществе и в искусстве. Вот, например, одно из определений такого рода: «Эстетика – наука о прекрасном в обществе и природе в его конкретно-чувственных формах и его роли в человеческой жизни»[7].

Это определение эстетики дается с учетом особой роли категории прекрасного по отношению к другим категориям, имевшей место в истории эстетики. Однако его нельзя считать достаточно убедительным, поскольку прекрасное – это всего лишь одна из основных эстетических категорий. В настоящее время в эстетике полноправное место, наряду с прекрасным, занимают и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др.

3. Эстетика – наука о природе эстетического (эстетических отношениях, эстетической деятельности, эстетического сознания, эстетического освоения действительности, эстетической культуры общества и пр.).

В этом определении центр тяжести переносится на категорию «эстетическое», именно ей, по мнению сторонников этой точки зрения, принадлежит ведущая, универсальная роль в системе эстетики.

Можем ли мы данное определение эстетики признать убедительным? Не совсем. Ибо оно не выдерживает научной критики по крайней мере потому, что в основе своей – тавтологично, а следовательно, не отвечает требованиям формальной логики. «Сказать, что эстетика – наука об эстетическом, это то же, что назвать этику наукой об этическом, физику – наукой о физическом, а философию – наукой о философском» (В.К. Скатерщиков).

4. Согласно четвертой точке зрения, эстетика – это наука об освоении мира, о творчестве по законам красоты. Эта точка зрения, быть может, не столь широко в нашей литературе распространена, как предыдущие, но тем не менее с ней нетрудно встретиться. Она имеет место в трудах Д.Д. Среднего,            А.Л. Калантара, С.С. Гольдентрихта и других авторов.

Данную точку зрения на предметную область эстетики мы считаем наиболее правильной и верной.

Итак, эстетика – это наука, изучающая наиболее общие принципы и закономерности творческой деятельности человека (прежде всего в искусстве) по мере красоты.

В центре предметной области эстетики должна быть эстетическая культура личности и пути ее формирования и развития. Важной проблемой эстетики как науки является изучение, прежде всего основных, эстетических категорий (трагическое, прекрасное, комическое, безобразное), через посредство которых раскрывается природа человеческой жизнедеятельности как возвышенной или, напротив, низменной.

Немаловажно для эстетической науки изучение природы искусства, сущности и своеобразия художественно-творческой деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Кто впервые и в каком веке ввел в научный обиход термин «эстетика»?

2. Согласны ли Вы с определением эстетики как общей теории искусства? Если нет, то почему?

3. Устраивает ли Вас определение эстетики как науки о прекрасном? Если нет, то почему?

4. Почему нельзя признать убедительным определение эстетики как науки об эстетическом?

5. Каково Ваше отношение к определению эстетики как науки об освоении мира, о творчестве по мере красоты.


ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ

 

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Обратим внимание прежде всего на смысловое содержание термина «культура». Слово «культура» (лат. cultura) в переводе означает возделывание, обработка, улучшение. Понимание этого термина исторически изменялось. «Культуру» отождествляли с «цивилизацией», «просвещением», «гуманизмом» и др. понятиями[8].

В настоящее время в научной литературе насчитывается свыше 200 определений понятия «культура». Что же такое культура? Как можно определить ее сущностный смысл? Наиболее распространенное определение культуры следующее: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе своей жизнедеятельности. Принято выделять материальную культуру (техника, производственный опыт и др.) и духовную культуру (искусство, философия, мораль и т.д.). Однако не следует возводить китайскую стену между материальной и духовной культурой. Между ними существует определенная взаимозависимость и взаимосвязь. Вместе с тем следует иметь в виду и то, что главное в культуре – духовное содержание. В соответствии с этим культуру можно определить как способ гармонизации (в основе своей духовной) человека с миром, преодоления им своего отчуждения от природы и общества.

В рамках рассматриваемой темы необходимо обратить внимание на соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Хотя культура и цивилизация – не изолированные друг от друга понятия, тем не менее их не следует отождествлять. Дело в том, что если культура в своей сущности –  явление духа, духовная связь между людьми, то цивилизация – это явление по преимуществу материального порядка, «сила вещей» (по словам М.Пришвина), и отношения между людьми здесь носят вещный, абстрактный характер. Если на уровне культуры человек раскрывает себя как индивидуально-творческое существо, самобытная личность, то на уровне цивилизации он выступает не иначе, как абстрактно-отчужденный индивид.

Основу культуры как таковой составляет эстетическая культура личности. Что такое эстетическая культура личности?

Эстетическая культура личности – это потребность и способность человека общаться с красотой и творить по законам красоты, что, в свою очередь, базируется на эстетических чувствах, вкусе, идеале человека, его знаниях о прекрасном.

Эстетическая культура личности есть в основе своей бескорыстное, надутилитарное отношение человека к природе, окружающему миру. В то же время это есть способ универсального взаимодействия человека с природой.

 

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Эстетическая культура личности весьма специфична по своей структуре и может быть представлена в виде таких срезов, как: 1) теоретико-познавательный, 2) ценностно-ориентационный; 3) созидательно-творческий.

Теоретико-познавательный срез представляет собой совокупность эстетических знаний (область эстетики и искусствоведения). Человек, считающий себя эстетически образованным и культурным, должен владеть научно-теоретическими знаниями по таким, например, важным вопросам, как:

1. Что такое прекрасное / безобразное? Что такое мода?

2. Сущность и специфика трагического / комического.

3. Эстетический вкус, его природа и функции.

4. Специфика искусства. Основные функции искусства.

5. Виды и жанры искусства.

6. Основные направления в искусстве и др.

В нашей литературе есть случаи чуть ли не отождествления моды и прекрасного. Приравнивание моды к прекрасному происходит главным образом по следующему принципу: мода, как и прекрасное, – это нечто оригинальное, новое, позволяющее человеку проявлять себя не по стандарту – в  костюме, в манере поведения, в форме быта и т.п. Этот принцип отождествления моды с прекрасным носит во многом формальный характер, а потому в конечном счете далек от раскрытия истинной природы как моды, так и прекрасного.

Феномен моды достаточно противоречив (и это подмечено в известном афоризме: «Не все красивое модно, и не все модное красиво»). Первичная цель моды – способствовать проявлению особенного, индивидуального начала человека. В этом смысле мода сродни прекрасному. Но в дальнейшем по мере своего распространения мода теряет высокое эстетическое предназначение (свойство), превращаясь из моды-творчества в моду-подражание (форму массового поведения) и тем самым становясь все более отдаленной и отчужденной от мира прекрасного (красоты). Последнее позволяет отнестись к моде не только как к позитивному, но и негативному явлению[9].

Отсутствие глубокого эстетического образования приводит к тому, что отдельные подделки под искусство (псевдокультура) расцениваются некоторыми людьми, особенно молодыми, чуть ли не как шедевры искусства. Такому положению дел способствует распространившийся на Россию европейский культурный стандарт, о котором писал в 1920-е годы С.Есенин: «В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл».

Ценностно-ориентационный срез эстетической культуры личности представляет собой способность человека полноценно (с опорой на эстетические знания) воспринимать и оценивать художественные произведения, предметную среду, природу и т.п. Другими словами, ценностно-ориентационный уровень эстетической культуры личности есть способность человека к эстетическому созерцанию и эстетическому переживанию.

Эстетическое созерцание совершается на основе ощущений и восприятий (как форм отражения) и способствует обретению положительных эмоций. Благодаря эстетическому созерцанию раскрываются такие свойства предметов, как пропорциональность, симметричность, завершенность, целостность и т.п., т.е. то, что составляет суть и основание красивого как эстетического феномена. Можно утверждать, что со способностью к эстетическому созерцанию тесно связан, пожалуй, высший этический принцип, пропагандируемый великим гуманистом XX века А. Швейцером, – принцип благоговения перед жизнью, перед всем живым.

Характерно отметить, что в Японии, где людей отличает высокий уровень эстетической и гуманитарной культуры, эстетическому созерцанию учат детей с раннего возраста. В школах Японии важное значение придается урокам любования природой и к 5-6 классу детей обучают видеть и различать более 200 оттенков цветов, что в свою очередь необходимо для того, чтобы наслаждаться природой и произведениями искусства.

Эстетическое переживание связано с освоением красоты как некоей гармонии, единства в многообразии. Оно базируется на внутренних чувствах человека и требует от него значительного интеллектуально-познавательного потенциала, способности к постижению красоты окружающего мира в рамках ассоциативных и обобщенных образов-представлений.

Эстетическое переживание в своей глубочайшей сущности представляет собой эстетическое познание, познание внутренней красоты природы. Выдающийся математик А. Пуанкаре в своей книге «Наука и метод» не без оснований различал красоту качеств и видимых свойств природы – красоту, которая бросается в глаза и «более глубокую красоту, которая кроется в гармонии частей, которая постигается только чистым разумом. Это она создает почву, так сказать, скелет для игры видимых красот, ласкающих наши чувства».

Следовательно, если красивое дается самой природой, то красота преимущественно берется у природы, добывается человеком из природы.

Поучительно здесь обратиться к опыту эстетического переживания природы М. Пришвиным, согласно которому чарующая красота природы – это, помимо всего прочего, всегда и представление, осознание, понимание жизни природы через раскрытие ее гармонии, внутренних связей, базирующееся на обширных наблюдениях. «И как я счастлив теперь сознавать, – писал сам Пришвин, – что понимаю теперь песенку любой птицы, следы всех зверюшек, много-много знаю вокруг и от этого знания не только ничего не разрушилось в лесных чарах, но так окрепло, уплотнилось, что слилось со всем лучшим моего природного существа, и как будто я все это навсегда, как дар, получил в свое вечное владение»[10].

Важную роль духовно-интеллектуального начала в эстетическом переживании детей утверждал В.А. Сухомлинский, который, по его собственному признанию, стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями и представлениями, чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением – природой. «Я, – писал Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», – продумал все, что должно стать источником мысли моих воспитанников, определил, что день за днем в течение 4-х лет будут наблюдать дети, какие явления окружающего мира станут источником их мысли. Так сложились 300 ярких картин, запечатлевшихся в сознании ребят. Два раза в неделю мы шли в природу – учиться думать»[11].

Эстетическое созерцание и переживание совершается на основе эстетического чувства и эстетического вкуса.

Что такоеэстетическое чувство? Это непосредственное эмоциональное переживание человеком тех или иных эстетически значимых явлений, того, что дает о себе знать прежде всего в виде красоты (красивого). Так или иначе оно дается человеку от природы, т.е. носит в основе своей врожденный характер и соответственно его бытийно-онтологический статус можно характеризовать по сути своей какприродный.

Что такое эстетический вкус? Эстетический вкус – это способность человека оценивать те или иные явления с точки зрения красоты /уродства, иначе, это способность человека эстетически-дистантно относиться к действительности, к произведениям искусства. В основе эстетического вкуса заложено не столько созерцание, сколько отношение человека к соответствующим явлениям. Следовательно, эстетический вкус связан прежде всего не с эмоциями, а с рефлексией человека (отсюда выражение: «суждение вкуса»), т.е. с «чувствами-теоретиками» (К. Маркс). Поскольку эстетический вкус ближе к социальному началу, нежели к природному, то его онтологический статус можно в главном квалифицировать как социальный. С этой точки зрения эстетический вкус представляет собой некое возвышение над эстетическим чувством.

Высший уровень эстетической культуры личности – созидательно-творческий, т.е. эстетическое творчество, основной сферой которого является искусство. Посредством эстетического творчества человек способен вступать в мир прекрасного (как свободного и гармоничного развертывания физической и духовной энергии индивида), становиться хозяином самого себя, а равно и природы, поскольку в этой ситуации способ его существования, мера его бытия – не созерцание природного объекта, а деятельное состояние, обусловленное не только отражением природных форм, но и их преображением. Эстетическое творчество – это способ бескорыстного утверждения человека, своего величия в пределах внутренне устойчивого, общего состояния в целом динамичной природы, мира. Основой эстетического творчества является продуктивное воображение.

Говоря об эстетическом творчестве как победе над силами природы, было бы вместе с тем ошибочным считать, что эстетическое творчество – это то, что позволяет человеку быть абсолютно свободным, независимым от природы. Напротив, в случае эстетического творчества человек действует, проявляет себя в соответствии с определенными, по своей сути универсальными связями, законами природы, т.е. по мере красоты. В этом смысле покорение сил природы человеком, его победа над ними здесь носит характер осознанного, точнее, осознаваемого подчинения ей. Иначе говоря, эстетическое творчество есть не что иное, как сотворчество человека по отношению к природе, своеобразное «продолжение миротворения» (Н.А. Бердяев).

Продолжая разговор об эстетическом созерцании, переживании и творчестве как компонентах эстетической культуры личности, нельзя не отметить одного важного положения. Эстетическое созерцание, эстетическое переживание и эстетическое творчество – это не чужеродные по отношению друг к другу явления: они имеют определенную взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Эстетическая культура личности значима с точки зрения решения экономических задач, стоящих перед обществом. Существенно тут обратить внимание на зависимость производительности труда от уровня эстетической культуры человека. Проведенное социологическое исследование среди рабочих в промышленных городах показало, что у тех, кто более или менее систематически ходит в театр, музеи, кино, на концерты, читает художественную литературу, производительность труда на 7-10% выше. Показателен на этот счет и эксперимент, проведенный в свое время в США. Группа администраторов одной телефонной компании в течение 10 месяцев занималась только обширной гуманитарной подготовкой, в которой большое место было отведено общению с искусством – чтению книг, посещению театров, музеев, выставок, концертов. И оказалось, что после всего этого возросли не только профессиональная активность администраторов, но также самостоятельность, оригинальность в решении проблем, задач, подход к ним стал более творческим[12].

А разве эстетическая культура личности, в частности, чувство цвета, ритма, объема и т.п. не имеет значения для развития промышленного дизайна, для производства красивых тканей, эстетически выразительных по форме предметов и вещей? Значение ее здесь трудно переоценить.

Важно отметить и то, что проблема качества производимой продукции –  это проблема не только экономики, но и эстетики: предмет может быть качественным, надежным только тогда, когда он создан по законам красоты. Интересно в связи с этим привести суждение известного авиаконструктора O.K. Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать». Умение воспринимать красивые, гармоничные природные формы, способность эстетически чувствовать природный материал есть то, без чего не может быть экономности, расчетливости и практичности, это тот базис, который позволяет создавать не только красивую, но вместе с тем дешевую и долговечную продукцию.

Велико значение эстетической культуры личности для науки, без которой, как известно, человечеству не обойтись. Характерно, что А. Пуанкаре в своей книге «Наука и метод» пришел к заключению, что тот, кто лишен эстетической чувствительности, «никогда не будет истинным творцом». По его мнению, эстетическое чувство – это своеобразное сито, которое пропускает то, что может в силу своей гармоничности оказаться истинным. Подобную мысль о принципиальной важности эстетического чувства в научном познании так или иначе высказывали многие выдающиеся творцы науки – Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, Н. Бор, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, Д. Пойа, Ж. Адамар и др.

Эстетическая культура личности важна с точки зрения решения экологических проблем. Нет необходимости доказывать, что бережное отношение к природе – это прежде всего эстетическое отношение к ней как на уровне эстетического созерцания (любования), так и на уровне эстетического переживания.

Для человека, обладающего культурой чувств, природа – это не объект покорения и распространения своей власти, а нечто живое, родственное ему самому. Так что можно без преувеличения сказать, что вопросы экологии – это и вопросы эстетики... Бороться за сохранение природной среды, всего живого – это бороться и за прекрасное. Ибо основы прекрасного, как справедливо указывал Н.Г. Чернышевский, – в самой жизни как таковой («прекрасное есть жизнь»).

Не следует при этом упускать из виду и то, что эстетический (художественно-творческий) потенциал личности способен оказывать благотворное влияние на здоровье, физическое состояние человека[13]. Ну как здесь не вспомнить Ф.М. Достоевского: «Красота есть нормальность, здоровье...»

Весьма существенно значение эстетической культуры человека с точки зрения его нравственного становления и развития, ибо, говоря словами В.Г. Белинского, «чувство изящного есть условие человеческого достоинства... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». И это уже хорошо понимали философы далекого прошлого (Сократ, Платон, Аристотель и др.).

В данном случае представляет интерес высказывание Ч. Дарвина: «...а если бы мне пришлось второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило читать поэтические произведения и слушать музыку хоть раз в неделю, –  таким образом части моего мозга, теперь атрофировавшиеся, сохранили бы свою живучесть. Утрата этих вкусов представляет утрату известной доли счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы»[14].

Известны также слова М. Горького: «Эстетика – это этика будущего».

Нельзя недооценивать роль культуры, эстетической в частности, применительно к коммерции. Без должной культуры чувств и интеллекта нет и не может быть полноценного, цивилизованного коммерсанта. Характерно в этой связи обратиться к следующему примеру. В книге Л.О. Утесова «Спасибо, сердце» есть такие строки: «Я зашел в галантерейный магазин. У высокого шкафа стояла девушка и заранее всех презирала... Она стояла в профиль к покупателям. А покупателей-то было всего я один. «Девушка, – обратился я к ней, – мне нужны пуговицы для пальто». Не глядя на меня, она взяла картонку с образцами и протянула на звук моего голоса. «Вот таких», – сказал я, ткнув пальцем в подходящую. «Номер?» – спросила она, не взглянув. «Тридцать семь». – «Платите рубль тридцать пять», – промолвила она все также, стоя в профиль».

Невнимание, элементарная невоспитанность – все было налицо. И великий артист решил преподать продавщице урок. Когда она в небрежной манере протянула маленький сверток, он сказал:  «Милая девушка, мне совсем не нужны эти пуговицы. Я – кинорежиссер и ищу героиню для своего нового фильма. Моя ассистентка была недавно здесь и посоветовала познакомиться с вами. По внешнему облику вы мне действительно подошли бы, но моя героиня – чуткая, вся светится добротой, а у вас неприветливые глаза и злой голос...». Тут она впервые открыто взглянула и ресницы ее дрогнули. А мне показалось, заключает этот эпизод автор,  что теперь она в каждом покупателе будет видеть режиссера или его ассистентку»[15].

Пренебрежение к покупателю вследствие отсутствия культуры – брак в работе продавца.

Особенно значима, велика роль эстетической культуры с точки зрения самоутверждения человеческой личности, ее целостности, развития богатства человеческой природы как самоцели. Эстетическая культура личности, будучи своеобразным противодействием процессу роботизации, механизации человеческой жизни, должна служить и служит не выгоде и пользе в обычном смысле, а развитию человека как самоцели. Можно утверждать, что высший уровень эстетической культуры – эстетическое творчество представляет собой поле развертывания сущностных сил человека, способ сохранения и реализации человеческого таланта и дарования, человеческого «Я». И в этом, надо заметить, заключается основной и глубинный смысл роли и предназначения эстетической культуры личности.

Значение эстетической культуры личности (в единстве эстетического созерцания, переживания и творчества) многоаспектно, универсально. Отсюда очевидно, что задача формирования и развития эстетической культуры человека является задачей первостепенной важности.

Контрольные вопросы:

1. Что означает латинское слово «культура» (cultura) в переводе на русский язык?

2. Какие ценности (материальные или духовные) являются, на Ваш взгляд, главными в культуре и почему?

3. Можно ли ставить знак равенства между культурой и цивилизацией? Если нет, то почему?

4. Дайте определение эстетической культуры личности?

5. Назовите основные уровни (структурные компоненты) эстетической культуры личности?

6. Дайте определение теоретико-познавательного уровня эстетической культуры?

7. Дайте определение ценностно-ориентационного уровня эстетической культуры? Что такое эстетический вкус?

8. В чем заключается основная суть созидательно-тв



2020-02-04 860 Обсуждений (0)
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)