Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 8 страница



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшение) – вид искусства, удовлетворяющий одновременно как бытовые нужды человека, так и его эстетические потребности. Следовательно, декоративно-прикладное искусство выполняет две функции: утилитарную и эстетическую. Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства.

Произведения декоративно-прикладного искусства классифицируются по разным принципам: материальному, технологическому, функциональному. Выделяют такие отрасли декоративно-прикладного искусства, как керамика, текстиль, посуда, мебель, роспись, резьба и пр.

Архитектура – вид искусства, цель которого – создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовно-эстетическим потребностям человека. М.В. Ломоносов писал, что архитектурное искусство «воздвигнет здания, к обитанию удобный, для зрения прекрасныя, для долговременно твердыя». Основа архитектурной композиции – объемно-пространственная структура.

Архитектура как искусство – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества. Архитектурное сооружение представляет собой не что иное, как памятник эпохи определенного периода истории. В этом нетрудно убедиться, если обратиться к различным стилям архитектуры: античной классики, романскому, готическому, барокко, рококо, классицизму, конструктивизму и др.

Скульптура – вид изобразительного искусства, специфика которого – в объемном претворении художественной формы в пространстве. Скульптурные произведения представляют по преимуществу фигуры людей, реже – животных.

По назначению скульптура разделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура отличается большими размерами, обобщенностью форм,  и она предназначена для массового зрителя. Станковая скульптура имеет камерный характер, предназначена для интерьера.

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства. Живописный образ создается с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Важнейшими средствами живописи являются цвет и рисунок. Эти средства позволяют художнику отображать видимый мир в его разнообразии. Однако цель искусства живописи – не копирование действительности, не создание свето-цветовых подобий тех или иных предметов, явлений, а идейно-эстетическое воздействие на человека путем творческого воспроизведения реальности. Создание живописного произведения, следовательно, предполагает оценочное отношение художника к изображаемой  действительности,  позволяющее  ему проявлять свое творческое «я».

Функции цвета в живописи многообразны. С помощью цвета в живописи создается ощущение трехмерности изображенного пространства. Цвет вместе с тем является способом выражения художественных эмоций, духовного содержания человеческой жизни.

Но живописное произведение создается не одним цветом. Каркасом картины является рисунок. Рисунок передает форму предмета, его очертания.

Впечатление трехмерности и объемности в живописи достигается использованием закона перспективы. Линейная перспектива дает возможность построить кажущиеся очертания предметов, а воздушная – изменения в цвете и очертаниях.

По своему содержанию и назначению живопись разделяют на монументальную и станковую. Монументальная живопись служит украшению общественных зданий (вокзал, театр, ресторан и т.д.), выражает дух эпохи и рассчитана на массового зрителя.

Станковая живопись нуждается в индивидуальном восприятии. Она отражает разнообразные явления природы, индивидуальной и общественной жизни. Произведения станкового искусства хранятся обычно в картинных галереях, музеях.

Основные жанры станковой живописи: тематическая картина (историческая, батальная, маринистская, бытовая или жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт.

Для некоторых современных течений в области живописи характерно отрицание эстетического содержания искусства, проявляющееся в  механическом комбинировании цветовых плоскостей, пятен, линий, а также в бездумном применении коллажа.

Музыка – один из наиболее древних видов искусства. Музыка является специфическим художественно-образным выражением духовной жизни. Основой содержания музыкальных образов выступают прежде всего чувства, эмоции, переживания людей.

Специфической основой создания музыкального образа являются звуки.

Идейно-эстетическое  содержание музыки выражается  в мелодии. Мелодия – главное в содержании музыки. Слово «мелодия» происходит от древнегреческого «мелос» – песня, напев, пение.

Важнейшие выразительные  средства музыкального  языка –  гармония и интонация. Гармония – согласование музыкальных тонов в созвучии. Интонация позволяет передавать различные оттенки чувств (чувство радости и горя, чувство гнева и сострадания и т.д.).

Восприятие музыки требует известной подготовки, в частности знания основ ее теории, нотной грамоты, развития музыкального слуха. В деле музыкального воспитания особо важная роль принадлежит серьезной музыке.

Современная зарубежная эстетика зачастую отрицает содержательно-эстетическое начало, характерное для музыки. С точки зрения формалистической эстетики музыка не является выражением глубоких человеческих чувств и мыслей. Отдельные представители современной эстетики Запада видят назначение музыки в развлечении. Ложность и антинаучность этой позиции вполне очевидны. Ведь цель и назначение настоящего искусства (а следовательно, и настоящей музыки), как уже отмечалось, не развлекать ине обслуживать кого-то, а служить человеку, служить посредством развития и возвышения его как личности. «... ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий» (П.И. Чайковский). Понятно поэтому, насколько далеки здесь от истинных целей искусства некоторые «шедевры» бит-,рок-, поп-музыки, воздействующие на тело, а не на ум и душу человека. И если последние находят свое «пристанище» среди определенной части населения, то только потому, что у нее отсутствует здоровый и развитый художественно-музыкальный вкус и идеал.

Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Главным выразительным средством литературы является слово. В рамках художественной литературы слово «есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление» (В. Белинский).

Словесная форма литературы позволяет ей отражать важные события жизни, эпохи, раскрывать и обобщать разнообразные явления социальной действительности. Особенно большими возможностями в этом отношении располагает реалистическое искусство. Вместе с тем художественная литература обладает удивительной способностью проникать в глубины внутреннего мира человека, изображать диалектику души человеческой.         М. Горький не случайно определял художественную литературу как «человековедение».

Художественная литература тесным образом связана с философией, моралью и другими формами общественного сознания. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две разновидности художественной литературы – проза и поэзия.

Своеобразие словесного материала получает свою реализацию в трех основных видах художественной литературы – эпос, лирика и драма.

Эпос – это мироутверждение (приятие мира). Это значит, что в эпосе представлена жизнь человека как здешняя (земная) жизнь, жизнь рода, коллектива, народа. В основании эпоса, его содержания заложена горизонтальная связь человека с миром. Отсюда эпос можно определить как изображение мира вещей, жизни человека в аспекте общественного бытия.

В традиционном эпосе нет характера, т.е. индивидуальности, человеческой личности, но есть общее, типическое (применительно к той или иной социальной общности). То есть главное в содержании эпоса (эпического произведения) – утверждение родовых качеств человека как общественного существа. Народ при этом предстает, как правило, в качестве творца истории (тех или иных исторических событий). Даже если в эпическом произведении герой (персонаж) «заявляет» о своем «я», то это «я» является носителем и выразителем коллективного, народного сознания.

Вполне очевидно, что в эпосе человек предстает, характеризуется не иначе, как родовое существо, индивид, т.е. обыкновенный человек.

Во всем этом нас убеждают, например, такие эпические произведения, как «Война и мир» Л. Толстого, «Железный поток» А. Серафимовича, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Огонь» А. Барбюса, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Василий Теркин» А. Твардовского и др.

Драма – это мироотрицание. Степень этого мироотрицания может быть различной, но в любом случае содержательной доминантой драмы (прежде всего трагедии) выступает неприятие человеком мира (в образе падшей природы и общества). Такое мироотношение человека в разрезе бытия «по вертикали» («верх» – «низ») следует квалифицировать как трагическое.

С данным феноменом мы встречаемся уже в античных трагедиях Софокла и Эсхила, где в достаточной степени представлено выделение, обособление, выход человека из этого мира, противопоставление ему себя. Нельзя не согласиться с Н.А. Бердяевым: «Любят говорить о греческой культуре и утверждение в ней мира противопоставлять отрицанию мира в христианстве,  Но величайшее в греческой культуре – философия Платона и греческая трагедия – было выходом из этого мира, сознанием недостаточности имманентно взятого мира, было уже путем к христианству».

Между «верхом» (небом) и «низом» (землей) пребывают трагические герои Нового и Новейшего времени: Гамлет у Шекспира («к чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между небом и землей?), Катерина у         А.Н. Островского («Отчего люди не летают») и др.

Пафос мироотвержения, характерный для драмы (трагедии), есть пафос одиночества (беспокойства, тревоги) человека, его души. Одиночество в данном случае не следует оценивать лишь со знаком минус. Одиночество «стоит… под знаком не только отрицательным. Оно может стоять и под знаком положительным, может означать более высокое состояние «я» и возвышающееся над общим, родовым, объективированным миром».[110]             Ценность данного одиночества главным образом связана с утверждением человека как индивидуальности, с утверждением человеческого «я» в рамках саморефлексии, самопереживания, самоуглубления. Так что в драме человек предстает как индивидуальность, порожденная неудовлетворенностью человека миром и собой (как частью мира), т.е. трагически возвышенный человек.

Лирика – это самоутверждение (самовыражение) человека как творца. Человек, его субъективно-личностное более значимо и ценно, чем мир в целом. В этом смысле лирика антропоцентрична.

Если эпос – это утверждение человека в пределах мира как социально-исторической необходимости, то лирика – это творческое преодоление «эмпирического» мира (необходимости), обретение свободы. Лирика, следовательно, позволяет поэту вступить в иной мир – мир вечности и бесконечности, т.е. быть вне дискретности времени с его прошлым, настоящим и будущим. Лирика вместе с тем является не только способом преодоления человеком здешнего мира, но и преодоления себя как части мира (природы и общества). Наиболее полно личностно-творческий потенциал лирической поэзии раскрывается тогда, когда она образно-символична.

Так или иначе лирика (лирическая поэзия) – это всегда жизнь души, соприкасающаяся с Вечным (Богом, Духом), а потому это вдохновенное состояние поэта. Отсюда лирику можно определить как возвышенно-духовное бытие человека. Исходя из этого, лирику следует интерпретировать и как «снятие» трагического на уровне прекрасного.

Театр – вид искусства. Произведение театрального искусства (спектакль) представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся как во времени, так и в пространстве.

Одним из творцов театрального спектакля является писатель-драматург, который создает его литературную основу ( пьесу). Но спектакль – не механическое воспроизведение на сцене текста пьесы, он представляет собой сценическую интерпретацию пьесы.

Театр не может существовать без актера. Искусство театра – это  искусство действия актера. Вместе с тем большое место в создании спектакля принадлежит режиссеру как организатору и руководителю сценического действия.

По природе своей театр синтетичен. Он использует художественно-выразительные средства живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного  искусства.

Важный компонент театрального спектакля – зритель. «Он не обособлен, он часть публики. Зрители оказываются в поле взаимной индукции, эмоциональной и интеллектуальной. В театре человек находится в эстетически-игровой позиции. Театр воздействует на зрителя в двух формах: 1) «эффект присутствия», 2) катарсис» (Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М., 2003).

Театральное искусство является важным средством познания и воспитания..

 

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

К художественным направлениям в искусстве прошлого (ХVI –ХIХ вв.) относят барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм  и др.

Попытаемся дать характеристику некоторых направлений.

Барокко (итал. bагоссо – странный, причудливый) – направление в европейском искусстве XVI – середины XVII в. Наибольшее распространение это направление получило в архитектуре. Представители барокко в искусстве видят главную цель в том, чтобы поразить пышностью, привести в изумление. Термин «барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Криволинейные очертания, асимметрия, усложненность композиции – характерные особенности архитектурных сооружений «барокко».

К барочному искусству относятся, например, такие архитектурные сооружения, как дворцы Версаль, Зимний дворец.

Для живописи, литературы барокко характерен драматизм, соседствующий с пессимизмом и скепсисом. Примером барокко в художественной литературе являются произведения Л. Аристо, Т. Тассо (Италия), Лопе де Вега, П. Кальдерона (Испания).

Классицизм – направление в искусстве конца XVII – начала XIX века. Эстетическая теория классицизма изложена в трактате «Поэтическое искусство»  Н. Буало (1674). Наиболее характерной чертой искусства классицизма является нормативность, проявляющаяся, например, в требовании соблюдения единства места, времени и действия в художественном произведении. Поведение героев классицизма регламентировано разумом, подчинено общественному долгу. Классицизм получил широкое распространение во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер), в России (Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский) и вдругих странах.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) – антирациональное направление в искусстве конца XVIII – начала XIX в. Представителей сентиментализма (Л. Стерн, А.Ф. Прево, Ж.Ж. Руссо, Н.М. Карамзин и др.) интересует естественность чувств и переживаний людей (в этом смысле сентиментализм противостоит классицизму с его культом разума и долга). Для них очень важна близость человека к природе, простота и чистота нравов, в связи с чем они воспринимают цивилизацию как чуждую, враждебную для человека силу.

Романтизм – художественное направление в искусстве, конца XVIII –первой половины XIX вв. Это, в частности, творчество Ф. Новалиса, Э. Гофмана, Д. Байрона, С. Колриджа, А. де Виньи, В. Жуковского, И. Козлова, Д. Веневитинова, М. Лермонтова и других художников. Суть, ядро романтизма заключается в трагическом одиночестве, представляющем собою метафизическую раздвоенность художника, его внутреннего мира, его души между «верхом» (Духом, небом) и «низом» (телом, землей) как феномен его безосновной жизни, безопорного человеческого бытия.  Исключительный характер в исключительных обстоятельствах – вот что характерно для  романтизма как направления в искусстве.

Важно подчеркнуть, что одиночество, одинокое «я» на уровне трагического в искусстве романтизма не следует оценивать отрицательно. Романтическое одиночество означает противостояние художника – противостояние по вертикали – всему обычному, повседневному, общему, родовому. И подобное противостояние нужно отнести к явлению со знаком плюс.

Реализм (от лат. realis – вещественный) – направление, основным принципом которого является правдивое (чаще всего в правдоподобных формах) отражение жизни. «Реализм, – писал Ф. Энгельс, – подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах». Типичное в данном случае – это наиболее характерное, существенное в жизни, действительности.

В искусстве прошлого выделяют реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, критический реализм XIX в.

Наибольшего развития реализм достиг в XIX веке. Показательно на  этот счет творчество Пушкина, Л.Толстого, Достоевского, Чехова и др. художников.

Основные художественные направления в искусстве XX – начала ХХI вв. – следующие: символизм, реализм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др.         

Символизм – художественное направление конца XIX – начала XX вв., противостоящее натурализму и реализму в искусстве.

Символизм тесно примыкает к романтизму: то, что характеризует романтизм, его первоосновное содержание имплицитно, внутренне присуще символизму, как зарубежному (С. Маларме, А. Рембо, П. Верлен и др.), так и русскому (К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Фофанов, И Анненский,       А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Однако между тем и другим направлениями есть и существенная разница. В символизме куда в большей степени, чем в романтизме, придается значение художественной форме, ее красоте, выраженной в звуках, музыкальном звучании. Это главным образом и прежде всего относится к лирической поэзии, а не к прозе символистов. Теоретики символизма уподобили лирическую поэзию музыке. П. Валери считал обращение к музыке отличительным признаком всех поэтов, ставших под знамя Символа. По высказыванию Ю.Б. Борева, «В импрессионизме осуществляется господство зрения над слухом и другими чувствами. В символизме же, наоборот, господствует слух; ведущее искусство – музыка»[111]

Уместно отметить, что звук в символизме – особый, донельзя особый (его принято называть суггестивным). Это звук, уходящий своими корнями в космическую бездну, он есть эхо, голос Вселенной, идущий из ее вековечной глубины с ее безмолвием и тайной. Не об этом ли звуке писал М.Ю. Лермонтов:

Есть звуки – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Можно сказать, что через посредство звука, его музыкальности символисты стремились (хотя бы на миг – на уровне сверхсознания) почувствовать, ощутить свое глубинное, общечеловеческое «Я», т.е. свою первозданную, совершенную, эйдетическую сущность, а тем самым преодолеть трагическую раздвоенность, конфликт в душе, а значит и обрести душевный покой. В связи с этим представляет интерес определение символизма, которое можно обнаружить в «Дневниках» М.М. Пришвина: «Символизм есть встреча текущего мгновения с вечностью, а место встречи – личность».

Лирическая поэзия символистов в таком случае невольно становилась своего рода «молитвой» их души, а красота – ее пищей. Отсюда становится понятным, почему «символисты (русские символисты. – М.М.) не отвергали ни повседневности, ни реальной истории, но использовали то и другое в виде «опорных пунктов» для постижения скрытой сущности мира: a realibus ad realiora» (т.е. от реальности «внешней», доступной, к реальности высшей, запредельной) – лозунг Вяч. Иванова[112].

Таким образом, в если в романтизме центр тяжести падает на трагическое, то в поэтическом символизме – на «снятии» трагического в пределах прекрасного (возвышенно-прекрасного) как переживания красоты (красоты художественного произведени, его формы), пронизывающей самое душу поэта и делающей ее свободной и гармоничной – по отношению к телу (земле) и Духу (небу).

Экспрессионизм (ст.фр. expression – выражение) – направление в европейском искусстве первой трети XX века, идейно-теоретические истоки экспрессионизма восходят к философии Шопенгауэра, А. Бергсона, Э. Гуссерля. Экспрессионизм явился своеобразным откликом, реакцией на противоречия общественной жизни начала нынешнего века (мировая война, революционные события в России и др.). В своих произведениях художники экспрессионизма отказались от изображения современной действительности и во главу угла поставили проблему «я и мир». В искусстве экспрессионизма человек предстает как существо, отчужденное от мира, людей. Эта концепция человека со всей полнотой реализуется, в частности, в творчестве известного австрийского писателя Ф. Кафки.

Кубизм (от фр. сиbе – куб) – направление в европейском искусстве, существовавшее в начале XX века. Началом кубизма в искусстве принято считать картину П. Пикассо «Авиньонские девицы». Стремясь выявить геометрическую структуру объекта, кубисты (Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и др.) сводили задачи искусства к изображению действительности, тех или иных предметов и явлений в виде множества пересекающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полукруга). Кубизм способствовал зарождению абстракционизма в искусстве.

Абстракционизм (от лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве (прежде всего в живописи), отказавшееся от изображения (воспроизведения) форм реальной действительности. Произведения художников-абстракционистов представляют собой сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910).

Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – направление в искусстве, возникшее в 20-е годы XX века во Франции. Известными представителями сюрреализма являются А. Бретон, С. Дали, X. Миро, И. Танги, М. Эрнст и др. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона. Художники-сюрреалисты разделяют учение З. Фрейда о бессознательном начале как сущности человека. Соответственно они не верят в разумное созидание истории, с их точки зрения разум бессилен в раскрытии человеческой жизни, ибо в основании последней заложена не логика, а некое бессознательное начало (некая стихия хаоса).

Цель и смысл искусства сводится в таком случае к раскрытию бессознательных, иррациональных сил психики, а творческий процесс «к снам наяву». Весьма распространенными приемами творчества художников-сюрреалистов являются алогичность, парадоксальность, соединение несоединимого.

Уместно тут вспомнить строки французского поэта А. Бретона, стоявшего у истоков сюрреализма:

Бабочка философская

Присела на розовой звезде,

И так возникло окно в ад,

Мужчина в маске все стоит,

Перед женщиной обнаженной…

Примером сюрреализма в поэзии может послужить такое стихотворение  А. Браницкого («Узник ненависти». Горький, 1990):

Бегут спирали,

бегут спирали–

и с ними я–

холодный призрак,

остывший труп

трижды повторного бытия.

Скелеты с коленями,

пришпиленными

булавкой от галстука!

Я к вам обращаюсь!

Смотрите,

как я к себе придираюсь.

Ох, подмывает

пройтись

по водосточной трубе

и процарапать гвоздиком

на подоконнике:

«Se suistatigue».[113]

Сюрреализм является своеобразным продолжением искусства дадаизма, основная задача которого сводилась к нигилистическому бунту против европейской цивилизации, традиционной культуры.

Поп-арт – направление искусства, выдающее предметы промышленного производства (старые вещи, консервные банки и т.п.), их копии и соответствующие их композиции за художественные произведения. Возникло в 50-х года XX века в США и Великобритании в живописи и скульптуре. В этом смысле является противоположностью абстракционизма в искусстве.                                

Поп-арт считается общедоступным, массовым искусством. Его, однако, не следует отождествлять с народным искусством. Ибо массовое и народное –явления антиподного характера.

Очевидно, что характерной особенностью поп-арта является отрицание художественного образа как основы подлинного совершенного искусства.

В заключение следует сказать, что такие направления художественного творчества, как символизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др., нередко называют одним словом «модернизм». Нужно признать, что в целом искусство модернизма – явление не однородное, многоликое и достаточно сложное, обладающее как позитивными, так и негативными сторонами. Таким образом, нельзя не считаться с модернизмом как явлением культуры, нельзя его отрицать, как иногда это делается. Вместе с тем нельзя в целом преувеличивать, гипертрофировать эстетическое значение данного культурно-художественного феномена. Модернизм модернизму рознь. И соответственно он представлен как гениальными произведениями, так и тем, что находится за пределами искусства, т.е. является, в сущности, псевдо-, антиискусством.

 Постмодернизм – феномен художественно-эстетической культуры второй половины ХХ – нач. XXI вв. «Постмодернизм – это, прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как игры» (Бычков В.В. Эстетика. М., 2002). В постмодернистком искусстве (литературе) человек предстает не как феномен общественной истории, а в основном как асоциальное существо, как правило, находящееся во власти случая. Саму историю при этом писатели-постмодернисты стараются заменить текстом (так называемым интертекстом). Отсюда на смену исторически значимого действия героя (человека) нередко приходит «цитатное мышление» (роман «Барышня из «А» французского писателя Жака Ривэ, составлен из 750 цитат, заимствованных у 400 авторов). Постмодернизм – это сплошное насмехание, ерничанье над историей, это игра с историей. Все это весьма характерно не только для западных, но и для наших отечественных постмодернистов («Сила лобного места» В. Ерофеева, «Копромисс пятый» С. Довлатова, «Тревожная куколка» А. Соколова и других).

Как следует оценивать постмодернизм с эстетической точки зрения?

Однозначной – положительной или отрицательной – оценки этого феномена не может быть. Здесь есть свои плюсы и минусы.

 Постмодернизм как явление культуры имеет право на свое существование, и его противостояние традиционно, веками сложившейся культуре (а точнее сложившимся культурам) в значительной степени эстетически оправдано. Дело в том, что содержание традиционной культуры обладает ограниченным смыслом: его доминантой является безличностное начало, проявляющееся в виде родового, народного, общественного, общественно-классового, национального и т.п. Иначе говоря, для традиционной культуры на первом месте оказывается не индивидуальная душа человека, не порождение ее в красоте, а социальный  пафос, реальность, в основном социальная, воспроизведение ее, а следовательно, установка не на «я», а на «мы».

Соответственно вышесказанному нужно в значительной степени приветствовать тот факт, что через посредство симулякров постмодернистское искусство порывает с историей, осуществляет развенчание героев как представителей и, так сказать, поборников общественной истории, в целом весьма далекой как от общего состояния мира, так и от глубинной сути человека (по словам Н.А. Бердяева, «История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее»[114]), тем самым представляя их (героев) в качестве псевдогероев. Но это с одной стороны.

С другой – нельзя не видеть и то негативное, что заключает в себе рассматриваемый феномен. Эстетическая слабость и ущербность постмодернизма заключается в том, что он по своему содержанию и смыслу далек от возвышенного образа человека. Постмодернизм – это скорее явление цивилизации, нежели собственно культуры (духовной культуры), поскольку его содержанием является не только «игра с объектом» (Е.Г. Яковлев), но и игра интеллекта, нередко ублажающая тело и телесность. Отсюда постмодернизм нередко теряет силу и границы иронии и скептицизма и становится выражением тотального нигилизма, т.е. сплошного отрицания всего и вся, в том числе и красоты (красоты человека).

В целом постмодернизм – это переходный этап в истории развития культуры, в том числе искусства. Ведь в конечном счете доминантной, главной целью культуры должно стать эстетическое, возвышенно-эстетичексое утверждение человека, его индивидуальной сущности в пределах космоса, Универсума, а это значит – порождение души в красоте, гармонизация души как породнения тела с Духом, земного с небесным. И в этом надо видеть дальнейший путь, смысл и цель бытия человечества. Последнее перекликается с мыслью Н.Н. Моисеева: «… общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки всех оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского»[115].



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)