Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Выступление учителя-логопеда – Цаплиной И. Н.



2020-03-19 394 Обсуждений (0)
II. Выступление учителя-логопеда – Цаплиной И. Н. 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово есть первый признак сознательной разумной жизни                                                                                    Слово есть воссоздание внутри себя мира.           К.С. Аксаков

Уч.-логопед: Добрый вечер уважаемые родители.

Как хорошо, когда мама и сын, мама и дочка вместе сидят сегодня рядочком.

Вместе сегодня мы поиграем.

Вместе сегодня о буквах и звуках узнаем!

Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать ребенку в руки любой предмет, с которым он не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если ребенок приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то и знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса. Вот сегодня мы поиграем в звуковые игры, игры с буквами, чтобы радостно и легко играть в них дома со своими детьми.

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

 «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

(В. Берестова «Читалочка»). (появляется кукла бибобо Слыш.)

Сегодня мы с Вами поговорим о том, какими знаниями и умениями должен обладать взрослый, для того, чтобы помочь детям успешно начать обучение грамоте. Многие родители думают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это не всегда так. Чтобы писать грамотно, ребенку нужно представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове располагаются в определенной последовательности.

При обучении чтению нужно наоборот уметь соединять звуки в одно целое. Например, при соединении звука [м] и звука [а] получается слог ма.

Постепенно эти действия становятся автоматизированными, то есть ребенок выполняет их не задумываясь.

Для успешного обучения грамоте ребенок также должен научиться различать звуки речи на слух. Это необходимо для того, чтобы различать слова, даже похожие по звучанию: например, слова люк и лук.

Если эти процессы нарушаются, у детей возникают сложности при обучении грамоте. На письме могут появиться такие ошибки, как: замены и пропуски букв, слияние слов на письме, пропуски и перестановки слогов. При чтении встречаются замены звуков, побуквенное чтение, непонимание ребенком прочитанного.

Чтобы этого избежать, нужно с ребенком играть в звуковые игры.

Сейчас мы этому научимся. Большинство таких игр не требует специальной подготовки, их можно использовать на кухне.

Уч.-логопед: Вся наша речь строится из звуков. Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить). На какие 2 группы делятся звуки? Почему одни звуки называются «гласными», а другими «согласными»? Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). Умение различать звуки на слух поможет ребенку в дальнейшем освоить буквы.

Игры со звуками.

Игра «Главный звук».

Я буду читать стишки, а вы догадайтесь, какой звук встречается чаще, какой главный.

  • Жужжит. Над жимолостью. Жук. Тяжелый. На жуке. Кожух. (Е. Благинина)
  • Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом (С.Я. Маршак)
  • На гитаре гусь играл, громко, громко гоготал (И.Гурина)

Игра «Прочитай по первым звукам».

 Прочитай по первым звукам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения. Это самые простые ребусы. В игре используются карточки с картинками. Правила игры предусматривают составление слов по первым звукам картинок и  прочтение этих слов устно или из букв магнитной азбуки, а если ребенок уже умеет печатать буквы - письменно на листе бумаги. Каждую картинку называем, выделяем, с какого звука начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.

Родителям раздаются карточки с заданием и они записывают слова на листочках.

Игра «Какое слово хотел написать художник»

А теперь усложняем задачу. Нужно не только прочитать, но и написать печатными буквами ответ в квадратики снизу.

Прочитай по первым звукам. Раздаются карточки– задания родителям.

Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов.

(Оборудование: корзина с мячами)

Игры с передачей мяча:

 «Мяч передавай, слово называй»

Родители называют слово на заданный звук и передают мяч (звук в начале и конце слова).

«Звуковая цепочка»

Мяч передается от одного человека к другому. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.

Игры с мячом:

 «Слог да слог - и будет слово - мы в игру играем снова» - «Слог да слог»  

Логопед бросает мяч родителю, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Родитель заканчивает слово. Тоже самое можно проиграть и с другой парой звуков.                                            

«Мяч поймай – слово составляй»

Мяч бросается каждому взрослому, называя звуки задуманного слова. И наоборот, разбиваем слово на звуки.

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Логопед называет слова односложные (дом, сын, ком и т.д.), двусложные (ваза, батон, вагон и т.д.), трехсложные (корова, панама, мотоцикл, телефон и т.д.). Взрослый отбивает мячом слово по слогам.

Игра «Найди пару»

Сказка: Живут в одной сказочной стране два маленьких гномика со смешными именами: Дин и Дон. Веселый гномик Дин любит все мягкие звуки: мь,ль,дь; а серьезный и строгий Дон – твердые : м, л, д. Не могут гномики все время дружно играть, они часто ссорятся: Дину хочется игратьс мягкими звуками, а Дону – с твердыми.

Давайте поможем им подружиться. Игра с флажками «Сигнальщики».

Логопед называет слова на парные звуки:

М – мешок, медаль, муравей, мышь, мяч, земля, семь, эскимо, бегемот.

Л – футболка, хлеб, циклоп, елка, плащ, медаль, игла, столы, желуди, юла, козленок, эльф, земля, яблоко Ключ, тюльпаны.

Д – джин, медаль, подушка, подарок, индюк, девочка.

(Материал: флажки - синий, зеленый)

Звонкие – глухие (колокольчики – карточки - сигналы).

Слова на звуки С, сь, з,зь: зонт, зайчонок, фикус, узор, снеговик, эскимо, азбука, земля, колосья.



2020-03-19 394 Обсуждений (0)
II. Выступление учителя-логопеда – Цаплиной И. Н. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Выступление учителя-логопеда – Цаплиной И. Н.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)