Упражнение «Особенности поведения»
Цель: определение и осознание родителями особенностей поведения 3 летних детей. Ведущий: На карточках отметьте те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей. (Приложение № 1) Обсуждение: какие утверждения вы отметили? Мы вместе с вами выявили характерные особенности поведения 3-х летних детей. На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Мини – лекция. Цель: уточнение основных понятий, связанных с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка в период кризиса 3 лет. Ведущий: Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус. (Приложение № 2) Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т. е. кризисы – это переходы между стабильными периодами. В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!». Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает и беспокоит даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-летнего возраста. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается: ранимость центральной нервной системы; повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды; подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим. Далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
6. Викторина «Семизвездие симптомов» Цель: выявление поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей 3 лет. Ведущий: Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю провести викторину. Для этого нам надо разделиться на две команды.
7.Игра «Молекулы» с музыкальным сопровождением. Цель: разделить родителей на группы. Ведущий: Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. На последнем этапе игры молекулы объединяются по такому количеству человек, чтобы получилось 2 команды.
2 команды. Даем название команде. Ведущий: Команды есть, осталось познакомиться с правилами: За правильный и самый первый ответ команда получает колечко от пирамидки. Побеждает та команда, которая соберет пирамидку первой. Ответы принимаются только после звукового сигнала колокольчика от команды. Задание 1-й симптом – негативизм Ведущий: Чтобы узнать первый симптом кризиса, командам нужно разгадать кроссворд. (Приложение № 3). Отгадать слова по горизонтали и назвать слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали. Правильный ответ: негативизм. (Слайд 2) Комментарий: негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено. Задание 2-й симптом – упрямство Ведущий: Для определения второго симптома кризиса посмотрите на картинки с изображениями разных животных (Приложение № 4) В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет. Командам нужно выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». Правильный ответ: осел. (Слайд 3) Комментарий: приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т.е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева). Задание 3-й симптом – строптивость Ведущий: Чтобы узнать третий симптом кризиса, командам необходимо в таблице с набором букв найти слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность. (Приложение № 5) Правильный ответ: строптивость. (Слайд 4) Комментарий: ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни. Задание 4-й симптом – своеволие Ведущий: Чтобы узнать четвертый симптом кризиса, командам нужно отгадать ребус. (Приложение № 6) Правильный ответ: своеволие. (Слайд 5) Комментарий: ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность. Задание 5-й симптом – протест, бунт против окружающих Ведущий: Чтобы узнать пятый симптом кризиса, командам необходимо в таблице с набором букв найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание. (Приложение № 7) Правильный ответ: протест. (Слайд 6) Комментарий: поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Задание 6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких Ведущий: Для определения шестого симптома командам необходимо из частей сложить слово и назвать симптом. (Приложение № 8) Правильный ответ: обесценивание. (Слайд 7) Комментарий: ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения. Например, ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес. Задание 7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих) Ведущий: Для определения шестого симптома командам нужно решить анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом. Правильный ответ: деспотизм. (Слайд 8) Комментарий: ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику. Когда команды называют все 7 слов, на экране появляется заставка Команде – победителю вручаются медали. Комментарий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте попробуем поставить себя на место ребенка, когда он слышит постоянные указания и запреты взрослых. Для этого мы поиграем в игру «Тоннель». Игра «Тоннель» Цель: осознание родителями роли запретов и указаний на эмоциональное состояние ребенка. Ведущий: Предлагаю построиться в две колонны. Каждый получает карточку с написанным на ней указанием или запретом например: «Завяжи шарф!», «Выпей молоко!», «Собери игрушки!». Один из родителей пройдет по коридору, выслушав все команды. Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Приятно ли вам было слышать все указания? Дети от нас очень часто слышат: не делай, не ходи, собери, быстро. В кризисный период они особенно остро реагируют на такие указания.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |