Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе МКОУ



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе МКОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок.

К числу условий, зависящих от самого учителя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что учитель мысленно представляет себе класс и объект работы.

Эмоциональный настрой - это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала данного урока.

Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем учителям - предметникам: и химику, и физику, и математику, а не только словеснику и историку. Для эмоционального настроя необходимо "окунуться" в материал урока, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать на уроке, представить их в сознании как бы наглядно. Если учитель не успеет перед уроком вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от учителя. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр "священнодействует" с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, "вход постороннему за кулисы запрещён". К педагогу же перед уроком, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением, хотя через минуту учителю надо входить в класс.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог - и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своего урока. Бывают такие сложные уроки и такие индивидуальные особенности педагога, когда перед уроком требуется не мнимая, а настоящая изоляция.

Бережное отношение к самочувствию педагога на уроке возможно в условиях творческой атмосферы в школе, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства данной школой. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив - коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.

Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям школ становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, видимо, главная функция руководителей школы должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе МКОУ Евстратовская СОШ мною использовалась следующая совокупность методов исследования:

. Теоретические:

а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.

Экспериментальной базой исследования являлось МКОУ Евстратовская СОШ. В исследовании приняли участие 9 учителей младшего, среднего и старшего звена, директор школы, заместитель по УВР, руководители методических объединений школы (всего 11 из 15 педагогов).

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.

Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в школьном образовании.

Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.

Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе". Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.

Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от - 3 до +3 оценить климат в своем коллективе (Приложение 3)

По окончании работы заполняются бланки опроса экспертов, а результаты оформляются в таблицу (см. таблицу 7):


Таблица 7 "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе"

Испытуемые: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
СУММА Положительного решения вопросов +24 + 6 +19 +19 +27 +27 +28 +29 +27 +29 +22      
СУММА Негативного решения этих же вопросов 0 -5 0 0 0 0 0 -1 0 0 0      
РАЗНОСТЬ большей и меньшей величины +24 +1 +19 +19 +27 +27 +28 +28 +27 +29 +22      
Сложить все разности и разделить на кол-во отвечающих

22,82

 

Исследование показало результат: 22,82, но не все коллеги смогли поучаствовать в этом тестировании, поэтому результат ближе к формулировке "средняя степень благоприятности социально-психологического климата" в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ, что отражает реальную действительность.

В качестве одних из основных причин недостаточной благоприятности состояния психологического климата в педколлективе, можно выделить:

отсутствие у некоторых коллег адекватных представлений о сущности, структуре и специфике социально-психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности,

недостаточная сформированность у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Поэтому руководству всё-таки необходимо вести и поддерживать целенаправленное формирование благоприятного психологического климата.

Я думаю, что формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе МКОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе МКОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)