Особенности психологического климата в педагогическом коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе МКОУ
Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок. К числу условий, зависящих от самого учителя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой. Психологическая установка создаётся тем, что учитель мысленно представляет себе класс и объект работы. Эмоциональный настрой - это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала данного урока. Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем учителям - предметникам: и химику, и физику, и математику, а не только словеснику и историку. Для эмоционального настроя необходимо "окунуться" в материал урока, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать на уроке, представить их в сознании как бы наглядно. Если учитель не успеет перед уроком вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации. Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от учителя. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр "священнодействует" с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, "вход постороннему за кулисы запрещён". К педагогу же перед уроком, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением, хотя через минуту учителю надо входить в класс. Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог - и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своего урока. Бывают такие сложные уроки и такие индивидуальные особенности педагога, когда перед уроком требуется не мнимая, а настоящая изоляция. Бережное отношение к самочувствию педагога на уроке возможно в условиях творческой атмосферы в школе, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе. В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства данной школой. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики. Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив - коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами. Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации. Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы. Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям школ становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным предметам. Поэтому, видимо, главная функция руководителей школы должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство. Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе МКОУ Евстратовская СОШ мною использовалась следующая совокупность методов исследования: . Теоретические: а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования. . Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик. Экспериментальной базой исследования являлось МКОУ Евстратовская СОШ. В исследовании приняли участие 9 учителей младшего, среднего и старшего звена, директор школы, заместитель по УВР, руководители методических объединений школы (всего 11 из 15 педагогов). Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений. Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в школьном образовании. Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты. Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе". Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива. Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от - 3 до +3 оценить климат в своем коллективе (Приложение 3) По окончании работы заполняются бланки опроса экспертов, а результаты оформляются в таблицу (см. таблицу 7): Таблица 7 "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе"
Исследование показало результат: 22,82, но не все коллеги смогли поучаствовать в этом тестировании, поэтому результат ближе к формулировке "средняя степень благоприятности социально-психологического климата" в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ, что отражает реальную действительность. В качестве одних из основных причин недостаточной благоприятности состояния психологического климата в педколлективе, можно выделить: отсутствие у некоторых коллег адекватных представлений о сущности, структуре и специфике социально-психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности, недостаточная сформированность у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними. Поэтому руководству всё-таки необходимо вести и поддерживать целенаправленное формирование благоприятного психологического климата. Я думаю, что формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |