Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование состояния конфликтов в педагогическом коллективе



2020-03-19 243 Обсуждений (0)
Исследование состояния конфликтов в педагогическом коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В обследовании принимало участие 10 человек из МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского района (возраст от 24 лет до 54 лет).

Методами сбора информации для подготовки отчёта я избрала:

.   Документальное наблюдение. В качестве источника информации используется: документация организации, включая информационные и рекламные материалы, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, консультации руководителей практики от организации.

2. Опрос. Способ наблюдения, при котором информацию получают со слов респондента.

.   Опрос можно проводить в анкетной форме.

.   Непосредственное наблюдение.

.   Консультации работников организации.

.   Изучение нормативно-правовые и информационные материалы и документов.

Коллектив МКОУ работоспособный, вместе работают, вместе борются с неудачами, вместе радуются победам. Но конфликты имеют место.

Для исследования конфликтов в педагогическом коллективе были использованы следующие методики по теме своей выпускной контрольной работы:

.   "Определение стиля управления персоналом" (разработанная В.П. Захаровым), приложение 1;

2. "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе", приложение 4;

Эта методика позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.

.   Методика К.Н. Томаса ("Оценка способов реагирования в конфликте". Приложение 5) позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

К. Томас считает, что, избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Этот способ поведения является самым активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации.

Наиболее конфликтным считается стиль соперничество;

избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения;

компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования.

Для исследования предлагалась методика К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации. Внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, нужно было выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

В результате исследования получены следующие данные (см. Таблицу 11).

Таблица 11 "Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации" (МКОУ СОШ)

Ф. И.О. или кол-во отвечающих: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Соответствие с ключом

№ п/п

 

   
1 А Б Б А Б Б Б А А Б А=4,избежание Б=6 Приспособление
2 а Б Б А Б Б А А А А А=6, Компромисс Б=4 Сотрудничество
3 Б Б Б А Б Б Б А Б Б А=2, соперничество Б=8 Приспособление
4 А Б Б А А Б Б А А Б А=5, Компромисс Б=5 Приспособление
5 Б Б Б Б Б Б Б Б Б А А=1, Сотрудничество Б=9 Избежание
6 А Б А А А А А А Б Б А=7, Приспособление Б=3 соперничество
7 А А А А Б А А А А А А=9,Избежание Б=1 Компромисс
8 Б Б Б Б Б Б Б Б А Б А=1,соперничество Б=9 Сотрудничество
9 А А А А А А А А А А А=10 Избежание  
10 Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б=10 Компромисс  
11 Б Б Б Б Б А Б Б А А А=3, Сотрудничество Б=7 Приспособление
12 Б А Б Б Б А Б Б Б Б А=2,Избежание Б=8 Компромисс
13 А А А А А А А А А А А=10 Компромисс  
14 Б Б А Б А А А Б Б А А=5, Сотрудничество Б=5 Соперничество
15 Б А Б А Б Б А А Б Б А=4,Приспособление Б=6 Избежание
16 А А А А А А А А Б Б А=8, Приспособление Б=2 Соперничество
17 Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б=10 Избежание  
18 Б А А Б Б А А А Б А А=6, Приспособление Б=4 Компромисс
19 А А Б А Б Б А Б Б А А=5, Сотрудничество Б=5 Избежание
20 Б Б А Б Б Б Б А Б А А=3,Сотрудничество Б=7 Компромисс
21 А А А А А А А А Б Б А=8,Избежание Б=2 Сотрудничество
22 А Б А А А А А А Б Б А=7, Компромисс Б=3 Соперничество
23 Б А Б Б А А А Б Б А А=5, Сотрудничество Б=5 Избежание
24 Б А А А А А А Б Б Б А=6, Приспособление Б=4 Компромисс
25 Б Б Б Б Б Б Б Б А Б А=1,Соперничество Б=9 Приспособление
26 Б Б Б А А Б Б А А Б А=4,Компромисс Б=6 Сотрудничество
27 А А А Б А А А А А Б А=8,Избежание Б=2 Приспособление
28 Б А Б А Б Б Б Б А Б А=3,Соперничество Б=7 Сотрудничество
29 Б Б Б Б А А Б Б Б Б А=2,Компромисс Б=8 Избежание
30 А А А Б Б А А Б Б Б А=5, Приспособление Б=5 Сотрудничество

 

Результаты тестирования были занесены в итоговую таблицу 11/б:

Стиль поведения в конфликте Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Кол-во выборов стиля Σ=20 или Σ (%) =7,0 Σ=55 или Σ (%) =18,33% Σ=68 или Σ (%) =22,66% Σ= 82 или Σ (%) =27,33% Σ= 73 или Σ (%) =24,33%

 

Σ (%) = (d * 100): (30 * n) = Т, где

- кол-во выборов данного стиля поведения- кол-во тестируемых.

Из таблицы 10/б видно, что самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации в МКОУ Евстратовская СОШ является стиль избегания (82 выбора или 27,33%), который характеризуются пассивной формой поведения. Такой выбор объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях.

На втором месте стиль приспособление - 73 выбора или 24,33%,

на третьем - компромисс 68 выборов или 22,66%,

на четвертом - сотрудничество - 55 выборов или 18,33%, наиболее результативный стиль для разрешения конфликта,

на последнем месте - соперничество - 20 выборов или 7,0 %, который считается наиболее конфликтным.

При проведении сравнительного анализа стиля поведения в конфликтной ситуации членами педагогического коллектива МКОУ СОШ в зависимости от уровня педагогического руководства сделаны следующие выводы: у администрации преобладает стиль компромисс, а вот у учителей старших классов - стиль избежание.

У учителей же младших классов - стиль приспособление (см. таблицу 12).

 

Таблица 12 "Определение стиля поведения в конфликтной ситуации членами педагогического коллектива в зависимости от уровня педагогического руководства" (МКОУ СОШ).

 

Администрация (2)

Учителя старших классов (6)

Учителя младших классов (2)

  Кол-во выборов % Кол-во выборов % Кол-во выборов %
Соперничество     4 2,2 2 3,3
Сотрудничество 4 6,7 10 5,6    
Компромисс 16 26,7 1 0,5 5 8,3
Избегание     32 17,8    
Приспособление     13 7,2 13 21,7

 

Это можно объяснить особенностями профессионального общения педагогов с представителями различных возрастных категорий учащихся и их родителей. Данные, полученные при обследовании по методике К. Томаса были использованы в анализе стилей поведения членов педагогического коллектива МКОУ СОШ в конфликте в зависимости от возраста. (см. таблица 13)

Таблица 13 Определение стиля поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста (МКОУ СОШ).

 

До 30 лет (2)

30-50 лет (5)

Больше 50 лет (3)

  Кол-во выборов % Кол-во выборов % Кол-во выборов %
Соперничество -   3   3  
Сотрудничество 1   13   -  
Компромисс 5   7   10  
Избежание 9   13   10  
Приспособление 5   14   7  

 

Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации между педагогами МКОУ СОШ в зависимости от возраста представлен на гистограмме:

 

 

Сделаны следующие выводы:

до 30 лет преобладает избегание,

от 30 до 50 лет - приспособление,

после 50 лет преобладает избегание и компромисс (таблица 13).

По статистике и данным психологических исследований до 30-летнего возраста еще полностью не сформировано представление о педагогической деятельности и о способах общения, как с учениками так и с педагогическим коллективом и поэтому чаще выбирается стиль общения соперничество. Но из таблицы 12 видно, что молодыми педагогами МКОУ Евстратовская СОШ в конфликтной ситуации выбирается стиль общения - избежание. Это говорит о том, что объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях.

В возрастной промежуток от 30 до 50 лет у педагогов МКОУ Евстратовская СОШ преобладает приспособление.

В возрастной промежуток после 50 лет у педагогов МКОУ Евстратовская СОШ преобладает избежание и компромисс - это объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях.

И до сих пор в двух последних группах присутствует стиль соперничество.


Заключение

 

Таким образом, подводя итог своей исследовательской работе, можно с уверенностью сказать, что руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось учёным-исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля.

Под стилем управления понимают совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей;

Существует несколько подходов к изучению стилей руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий, ситуативный, который является наиболее актуальным стилем руководства в современном обществе, т.е. когда решения руководителя и его поведение зависят от сочетания различных факторов в каждой конкретной ситуации;

Руководителям и менеджерам необходимо уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации. А именно анализ сильных и слабых сторон является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии, сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить её и коллектива истинные возможности.

Для эффективного руководства менеджеру необходимо соответствовать современным требованиям, заниматься самовоспитанием и самообразованием. Грамотный руководитель должен постоянно работать над своими профессиональными качествами и имиджем, уметь находить подход не только к каждому индивидуальному подчиненному, партнёру или противнику, но и формировать благоприятный психологический климат в своём коллективе.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Для развития профессионализма руководителей необходимо регулярно проводить обучающие и диагностирующие занятия с ними. Система подготовки современных менеджеров должна предусматривать хорошее знание ими психологии.

Как видим, в современном обществе главной задачей руководителей становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения эффективности труда и получения наилучшего результата.

Факторы, важные для эффективного управления коллективом, это:

ê Стили управления коллективом.

ê Психологический климат в коллективе.

ê Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя.

ê Методы управления конфликтами в коллективе.

Исследование показало,

1. Управление персоналом в МКОУ Евстратовская СОШ осуществляется директором. Руководитель четко планирует свое рабочее время, распределяя работу с текущими документами в промежутки между встречами, совещаниями, приемами посетителей.

Также он интересуется новшествами в области образования и управления.

Осуществляет четкий контроль за исполнением поручений. Использует в своем руководстве не только материальные, но и моральные методы стимулирования.

Администрация МКОУ Евстратовская СОШ применяет демократический стиль руководства коллективом на 87,5 %, где требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Присутствует стремление делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.

Но в критических ситуациях допускается и авторитарный стиль управления и распределения обязанностей, что вполне допустимо и только положительно сказывается на результатах совместной и индивидуальной деятельности.

.   что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ является избегание, приспособление и компромисс, что объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях.

3. Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов педагогического коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов.

.   Уровень педагогического руководства подразумевает преобладание стиля компромисса у администрации и стиля избегания у учителей. Это можно объяснить особенностями профессионального общения с представителями различных возрастных категорий.

.   Средний уровень конфликтности в педагогическом коллективе общеобразовательной школы выше, чем по статистике в педагогическом коллективе ВУЗа.

.   Уровень благоприятности социально-психологического климата в педагогических коллективах растет от профессиональной подготовленности педагогов по данному вопросу.

.   Методика "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе" выявила "среднюю степень благоприятности социально-психологического климата" в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ.

.   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована значимость влияния внутригрупповых межличностных и деловых взаимоотношений на состояние психологического климата в коллективе; обобщены особенности, осуществляемой коллегами в период совместной работы в коллективе, профессиональной деятельности и определена их роль в личностном и профессиональном становлении и развитии; выделены особенности психологического климата в педагогических коллективах образовательных учреждений; систематизированы подходы к диагностике психологического климата в коллективе; выработаны критерии оценки состояния психологического климата. Теоретические выводы и результаты, сделанные в этом исследовании, позволили мне разработать модель формирования благоприятного психологического климата, состоящую из целевого, содержательного и организационно-методического компонентов (с.30).

.   Практическая значимость исследования заключается в том, что доказана необходимость осуществления психологических мероприятий, направленных на диагностику психологического климата и стиля управления в коллективах, разработана методология его диагностики; разработана модель формирования психологического климата, которая может быть использована не только в образовательных учреждениях, поскольку ее внедрение будет способствовать улучшению психологического климата в коллективах.

А после исследования важности отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней и ознакомления с результатами администрации школы была предложена Программа развития личностных качеств (Приложение 3) и список литературы для самостоятельного изучения.

Таким образом, в завершение следует отметить, что проведенное исследование не претендует на полное раскрытие данной темы. Несомненно, многие из них требуют дальнейшего изучения и разработки. Необходимо регулярно проводить анкетирование, беседы и собрания для своих работников для большего выявления различных проблем на рабочем месте, а может быть и для личной жизни.

Но, конечно, с этим самое главное тоже не переборщить, так как работа и свое личное время никогда не должны идти вместе, а самое главное помочь работнику в любой ситуации.

Данное исследование может рассматриваться как определенный вклад в решение проблемы совершенствования стиля управления в образовательном учреждении.




2020-03-19 243 Обсуждений (0)
Исследование состояния конфликтов в педагогическом коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование состояния конфликтов в педагогическом коллективе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)