Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА



2020-03-17 218 Обсуждений (0)
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальность

030301.65                                     «Психология» (ГОС ВПО 2000)

 

 

Ведущий лектор: Григоричева И.В., к.психол.н., доцент

                              Ф.И.О., должность, уч. ст., уч. звание

 

Барнаул

2009


ЛЕКЦИЯ № _1__

Тема:  Методика преподавания психологии.

Методика преподавания как полидисциплинарное явление. 3 общих вопроса для методики преподавания. Объект методики преподавания. Предмет методики преподавания. Содержание методики преподавания. Методика преподавания - самостоятельная дисциплина, ее место в системе педагогических дисциплин. Причины выделения методики преподавания как самостоятельного предмета. Методика преподавания психологии: всеобщее, общее, единичное. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии.

Предметом методики преподавания психологии являются специфические закономерности образовательного процесса, на основе которых определяются цели, содержание обучения, воспитания, вырабатывается система эффективных средств, необходимых для реализации этих целей.

Т.о. если проанализировать определение, можно сказать, что МПП находится на стыке психологии и педагогики (дидактики и теории воспитания).

При этом – определение целей и содержания учебно-воспитательного процесса приоритет у психологии,

При разработке и выборе системы педагогических средств, главная роль – у педагогики.

Методика преподавания психологии (по В.Я. Ляудис) не свод жестких правил и технологий, а прежде всего наука о постоянстве обновления не столько самого содержания дисциплинарного знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных, когнитивных оснований взаимодействий и отношений преподавателя с учениками в конструируемых ими совместно учебных ситуациях.

Психология как гуманитарная дисциплина, ее специфика (по Ляудис). Преподавание психологии как гуманитарной дисциплины. Место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.

Из содержания психологии можно выделить следующие целиобучения психологии:1.овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях из жизнедеятельности; 2.овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, а также и преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.

Профессиональное самоопределение учителя психологии.

Полимодельная структура современного образовательного пространства. Выбор образовательной модели как показатель профессиональной компетентности и рефлексии. Профессиональная позиция преподавателя психологии, работающего в традиционной парадигме: учитель как транслятор культуры. Гуманистическая позиция: учитель как фасилитатор в осмысленном учении (К.Роджерс и др.). Личностно-ориентированное обучение. Педагог как помощник становления и разви­тия ученика. Мотивационно-смысловые установки преподавателя. Характер организации учебно-познавательной деятельности. Фасилитация как основная функция преподавателя. Культура инновационного образования предполагает - вопреки из­вне заданному, директивно определяемому управлению учебно-воспитательного процесса - его осознанную системную реорганизацию. Первым компонентом этой реорганизации выступает са­ма личность педагога (как управленца и организатора образования). Изменяется ее позиция в отношении к ученику, к себе самому. Педагог здесь не только носитель предметно-дисциплинарных знаний, инфор­мации, хранитель норм и традиций, но помощник становления и разви­тия ученика, уважающий в нем личность независимо от меры его при­общенности к знанию, меры его понимания либо непонимания. Изме­няется характер управления, воздействия на ученика. Позиция автори­тарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утвер­ждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к позиции и инициативе ученика, к росту его личности. Изменяется и позиция личности ученика, которая центрируется не на результатах усвоения знаний и полученной оценке, а на активном взаимодействии с учителем и другими учениками.

Второй компонент- изменение функции и строения зна­ний, которые осваиваются в вузе, и способов организации процесса их усвоения. Знания в наше время, став "третьей социальной силой" после богатства (денег) и власти (О. Тоффлер), дают человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представленными в духе современного информатизированного общест­ва - как системные, междисциплинарные, обобщенные. Третий компонент - решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы уче­ния, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из "коллективного субъекта", богатого радостью по­вседневного сотрудничества и сотворчества

Четвертый компонент связан с отказом от репрессив­ной, подавляющей, деструктивной роли контроля и оценок, с изменени­ем критериев оценивания эффективности учения и воспитания. Прежде всего это отказ от оценки, в которой преимущественно фиксируется достигнутое студентом соответствие заданному образцу действия и по­ведения и карается всякое отклонение от образца. Позиция учителя в смысловой педагогике: учитель как медиатор, опосредствующий связь мира личности с миром культуры.

3.Целеполагающая деятельность учителя психологии

Проектирование курса психологии в контексте его задач и целей (кого учить, зачем учить, чему учить и как учить). Понятия «задача», «сверхзадача», «учебная задача» в обучении психологии. Традиционные цели директивной педагогики. Целеполагающий компонент личностно-ориентированного взаимодействия в субъект-субъектной парадигме:

-формирование системных и смысловых характеристик сознания;

-целостная ценностно-смысловая картина мира как цель и результат обучения психологии;

-актуализация потенциала саморазвития у обучаемых;

-развитие у них потребностей и возможностей самопознания;

-психологическая поддержка в решении личностных проблем;

-суверенизация личности, открытие ей доступа к культуре, потребность и готовность прямого взаимодействия с ней – без посредников, наставников, медиаторов.

Виды учебных задач, выделяемых Д.А.Толлингеровой, Б.С. Блюмом, В.Я. Ляудис, Г.А. Баллом и др.

Таксономия учебных задач выступает как необходимое условие реализации целеполагающей деятельности учителя. Используя таксономию учебных задач педагог более эффективно управляет учебной деятельностью учеников, ее качественными характеристиками, поскольку учебные задачи могут характеризоваться репродуктивным (воспроизводящим) и продуктивным (творческим) содержанием учебной деятельности. Одна из известных классификаций учебных задач принадлежит Д.Г. Толлингеровой. Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам: 1.задачи на воспроизведение знаний; 2.задачи на простые мыслительные операции; 3.задачи на сложные мыслительные операции; 4.задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение; 5.задачи на продуктивное мышление. 6.В.Я. Ляудис вводит в дополнение к пяти группам учебных задач еще одну – рефлексивные. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т.е. к осознанному использованию собственных приемов построения способов анализа сложных ситуаций и др. Таксономия познавательных целей обучения Б.С. Блюма: 1. знания, 2. понимание, 3.использование, 4. анализ, 5. синтез, 6.оценка.

Представляет определенный интерес и классификация учеб­ных задач Г.А. Балла. В зависимости от познавательных опе­раций, которые используются при решении задачи, выделеется 5 видов: 1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.); 2) мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.); 3)    имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти; мнемические задачи (запомнить, вспомнить...); коммуникативные задачи (задачи на установление контак­та, поддержание и прекращение общения и др.).

В.С. Герасимова предлагает за основу классификации учебных задач принять цели профессионального обучения и выделяет две группы учебных задач: А) задачи, целью которых является овладение студентами учебной информацией; Б)задачи, целью которых является овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками. Каждая группа задач может содержать: а)прямые вопросы, требующие знаний учебного материала и способности его припомнить. Они обеспечивают актуализацию учебного материала. Это дает возможность студентам понять, какие виды знаний являются наиболее существенными (основные понятия, функции, механизмы, свойства, закономерности различных психических явлений и др.); б)косвенные вопросы, требующие размышления, на которые невозможно ответить путем простого припоминания. Это задачи на интерпретацию психологических фактов, законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений;

в) проблемы, которые требуют продуктивного мышления.

ЛЕКЦИЯ № _2__

Тема: Организация деятельности и самоорганизация преподавателя психологии

Виды деятельности преподавателя психологии. Обучающая (дидактическая) деятельность, ее направленность на обеспечение усвоения студентами системы научных понятий и методов науки. Обеспечение подготовительной работы в деятельности обучения. Знакомство с учебно-методической литературой, государственным образовательным стандартом, программой курса, учебниками, специальными методическими пособиями по данному курсу. Планирование учебного курса в соответствии с количеством отведенных часов и составление календарного плана. Планирование и подготовка лекций, практических и семинарских занятий, отчетностей и самостоятельной работы студентов. Подготовка конспектов учебных занятий. Полнота раскрытия в конспекте содержания занятия. Необходимость включения в содержание примеров из жизни, иллюстрирующих положения теории, формулировка вопросов к студентам для обеспечения обратной связи с аудиторией, проблемный ввод в занятие и приемы его организации, составление списка литературы основного и дополнительного с вопросами для самостоятельного рассмотрения и методическими рекомендациями для студентов. Деление содержания занятия на несколько смысловых блоков. Проведение рефлексивного анализа прошедшего занятия. Критерии анализа собственной деятельности. различные методы проведения анализа (по целям и задачам, АВС-анализ и др.) Научно-исследовательская деятельность. Овладение методами обучения и их совершенствование как цель научно-методической деятельности. Поиск и переработка методической литературы, знакомство с инновациями в области методики преподавания, знакомство с опытом коллег, накопление и обобщение собственного опыта, создание и опытная апробация своих методических находок. Исследовательская деятельность.

Разработка учебных программ. Цели и необходимость курса, особенности аудитории, возможности реализации. Разработка содержания курса, название, содержание. Разработка практикума. Методические рекомендации по особенностям организации дисциплины, ее освоения.

Подготовка преподавателя к занятиям. Составление учебно-тематического плана. Разработка конкретных тем, подробного плана темы. Формулировка тем, отводимых на самостоятельное изучение, указание соответствующей литературы и сроков выполнения, формы отчетности.

Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии. Формы и методы психологического просвещения. Специфика предоставляемой информации и методов ее преподнесения в психологическом просвещении. Особенности работы с родителями учащихся. Особенности работы психолога с учителями. Просветительская работа с учащимися.

ЛЕКЦИЯ № _3__

Тема: Психолого-педагогический анализ занятия по психологии.

Перечисляются и раскрываются основные пункты анализа занятия по психологии: 1.анализ цели, задач и сверхзадач, 2.соответствие содержания материала выдвинутым задачам, 3. средства достижения целей, 4.оценка вербализации, 5. невербальные средства, 6. дидактические средства. 1.1. Сверхзадачи:-формирование целостной (системной и смысловой) картин мира; -актуализация потенциала профессионального саморазвития; -актуализация потребности в самопонимании и понимании других. 1.2. Задачи: - формирование научных понятий; - развитие профессионально-психологического мышления; - формирование профессиональных умений и навыков. 2. Соответствие содержания материала задачам, выдвинyтым преподавателем: - Содержание усложнено или упрощено, мера его соответствия возможностям студентов; - Какое содержание было связано с решением конкретных задач. 3. Средства достижения целей: - проблемный ввод в занятие, как он был реализован. Была ли осуществлена смысловая привязка материала, создана мотивационная готовность к его изучению: - какие проблемные ситуации были созданы, их логическая конструкция; - как осуществлялась активизация познавательных процессов; - организовывалась ли (и как) совместная мыслительная деятельность. 4. Оценка вербализации: - общая характеристика (темп, дикция, интонационные характеристики, эмоциональность, грамотность, развернутость); - несет ли речь смысловую нагрузку, подчеркивает ли существенное; - выражает ли речь личное отношение преподавателя к предмету. 5. Невербальные средства: - мимика, пантомимика; - работают ли невербальные средства на смысловую передачу; - как они сочетаются с вербальными характеристиками и особенностями. 6. Дидактические средства: - какие общедидактические средства и приемы были использованы преподавателем; - какие собственно психологические средства и приемы были использованы преподавателем; - предпочтение каким дидактическим средствам и приемам отдает преподаватель.

Проектирование учебно-воспитательных ситуаций на уроках психологии.

Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса. Структурные компоненты учебной ситуации: смыслы и цели включения участников в образовательной ситуации; объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализованное в целях его усвоения. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной деятельности и переход от одного уровня и этапа к другому. Система учебных взаимодействий преподавателя и студентов, взаимодействий между студентами (включающая определенные цели, способы, средства, процедуры взаимодействия) как формы социальной регуляции ситуации развития личности в процессе обучения. Динамика взаимосвязи ценностей, целей, процедур, системы учебных взаимодействий на протяжении всего процесса усвоения.

Структура ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности. Предметно-практические взаимодействия преподавателя и коллектива студентов как составная часть совместной деятельности преподавателя и студентов. Построение механизма саморегуляции учения, взаимодействия как цель совместной деятельности преподавателя и студентов. Конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя. Система форм совместной продуктивной деятельности и конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя. Введение в деятельность как начальное смыслообразование в совместной деятельности. Разделенные (между педагогом и учащимися) действия. Имитируемые действия – продвижение к совместному поиску путей решения задач. Поддержание действия, саморегулируемые действия, самопобуждаемые, самоорганизуемые действия и партнерство – формы совместной деятельности. Возможности соразвития преподавателя и студентов в процессе проектировочной деятельности.

ЛЕКЦИЯ № _4__

Тема: Активизация познавательной деятельности на занятиях по психологии.

Познавательная деятельность и познавательная активность. Типы познавательных действий, уровни познавательной активности. Методы и приемы управления познавательной деятельностью. Игра как средство активизации познавательной деятельности.

Уровни познавательной активности. 1.Воспроизводящей активности – Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу, волевые усилия ученика неустойчивые; 2. Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, связей между изучаемыми явлениями, характерна большая устойчивость волевых усилий ученика; 3. творческий (преобразующая активность) – стремление не только проникнуть в сущность явлений, но и найти для этого новый способ, характеризуется упорством, настойчивостью, высокими волевыми качествами у учащегося. Типы познавательных действий: 1. Подводящие к осознанию необходимости нового познания (действия по осознанию недостаточности имеющихся знаний; по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса; по анализу и сопоставлению фактов; по выдвижению гипотез); 2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений (актуализация известных фактов и накопление новых), 3. Действия по обобщению фактического материала (обобщения на основе сравнения, выводы, основанные на предшествующих обобщениях); 4. Действия по соотнесению обобщений с жизненной действительностью (нахождение новых случаев проявления общего в конкретном, использование обобщений в измененных ситуациях, применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений).

Система средств обучения в преподавании психологии. Наглядные средства: Изобразительные средства – виды, специфика использования. Знаково-символические средства обучения психологии – возможности и ограничения. Возможности использования технических средств в обучении. Основные наглядные средства обучения и их специфика: Изобразительные (фотографии, репродукции, плакаты) и знаково-символические (символы, знаки, графики, схемы, таблицы, знаковые модели). Наглядные средства обучения. Выделяются: а) натуральные – (в психологии не используются). б) Изобразительные – фотографии (могут быть портреты психологов с биографиями) для изучения эмоций и др., плакаты, репродукции картин – для понимания напр., агглютинации (сфинкс, избушка на кур.нож.) или типизации (дружеские шаржи), портреты (изучение личностных качеств). в) Знаковые – символы, знаки, графики, схемы, таблицы, знаковые модели.

Модель – материальная или мысленно представленная система, которая, отражая объект, замещает его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Напр., топографическая модель личности по З.Фрейду, модель структуры личности по К. Юнгу, модель психической жизни человека по Э.Берну. Модели эти созданы не для целей обучения – они результат научной рефлексии авторов. Таблицы для обобщения материала. Пошаговая демонстрация со словесным сопровождением и дополнительные объяснения элементов таблицы примерами более эффективно, чем простая демонстрация. Таблицы могут быть использованы как форма учебного задания.

Схемы: информация представлена в обобщенном виде и обозримой форме, где отражены все связи и отношения между элементами. Графики: представление процесса, механизма в системе координат. Требуют объяснений.

Рисунки используются для изучения законов гештальта. Основные технические средства обучения - 2 группы: информационные и контролирующие, их специфика. Технические средства обучения – это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную.

По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: информационные и контролирующие. Информационные предназначены для: - введения информации и доступной презентации, - обеспечения связи вербального и образного мышления и более глубокого усвоения материала. К данным средствам (информационным) можно отнести: а) аудиоаппаратуру ( магнитофоны и т.п.). – демонстрация слуховых ощущений и восприятий, порогов слуховой чувствительности; тренинговые занятия. б) видеоаппаратуру (телевидение, камера, видеомагнитофон). С использованием видеоаппаратуры можно организовывать проведение видеотренингов, анализ профессионального поведения, методический разбор прочитанных студентами пробных лекций, а также обеспечивать дистанционное обучение. Целесообразно на занятиях психологией прослушитвать записи фрагментов речи, анализируя темп, интонации, тембр и др.характеристики. в) проекционная аппаратура. г) аппаратура для демонстрации классических экспериментов (напр., искажающие очки и т.д.). Оптимальная экспозиция технических средств примерно 20-25 мин. в час вместе с пояснениями. Контролирующие ТСО - представляют собой обучающие программы для программированного обучения, а также компьютерные диагностические методики.




2020-03-17 218 Обсуждений (0)
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)