Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



2020-03-17 263 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Педагогики и психологии образования

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Методика преподавания психологии

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Специальность

030301.65                                            «Психология» (ГОС ВПО 2000)

код                                                                       наименование

 

 

Барнаул

2009


4. Составьте глоссарий. Список дефиниций: методика преподавания психологии, методы обучения, средства обучения, приемы обучения, формы обучения, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, наблюдение, дискуссия, проблемный вопрос, проблемная задача, таксономия учебных задач, учебная задача, сверхзадача, цель, план, рефлексия, фасилитатор.

Цель: овладеть терминологическим аппаратом дисциплины (раздела, темы).

Методические рекомендации:

Изучить предлагаемые преподавателем источники литературы (списки основной и дополнительной литературы) по курсу (теме, разделу). Выписать дефиниции (определения) данных понятий. Понятия можно располагать в алфавитном порядке, либо следуя логике изучения темы. Каждое понятие должно сопровождаться ссылками на цитируемый источник (автора).

 

5. Напишите реферат по тематике, предлагаемой в рамках курса.

Цель: раскрыть актуальность данной проблемы на современном этапе развития науки, содержание, точки зрения различных ученых на изучаемую проблему, теоретическую и практическую значимость.

Рекомендуемый объем: 15 и более страниц.

Рекомендации по структуре реферата:

1). Титульный лист.

2). Содержание с указанием страниц.

3). Введение с обоснованием актуальности и выделение цели работы.

4). Содержание глав, параграфов.

5). Заключение с формулированием выводов по главам (параграфам).

6). Список используемой литературы (не менее 15 источников).

7) Приложения (при необходимости).

Темы рефератов:

1. Преподавание психологии и самопознание личности.

2. Актуализация потенциала саморазвития средствами курса психологии.

3. Преподавание психологии за рубежом.

4. Исторический аспект Методики преподавания психологии.

5. Парадигмы науки и преподавание психологии.

 

6. Подготовьте аналитический обзор по предлагаемым в рамках курса, дисциплины темам.

Цель: развитие профессионального мышления и профессиональной рефлексии.

Методические рекомендации:

Обозначить и раскрыть позиции и точки зрения психологов, занимающихся изучением данной проблемы. Проанализировать и сопоставить многообразие взглядов ученых на проблему (в чем авторская позиция, видение проблемы и предполагаемые автором пути ее решения).

В заключение обзора отразить и обосновать собственное видение проблемы, актуальность и необходимость ее решения для теории и практики (в опоре на точки зрения ученых).

Темы для аналитического обзора:

1.Классификация методов обучения.

2.Классификации учебных задач.

4.Составьте блок-схему в соответствии с темой курса «Методы и средства обучения в преподавании психологии».

Методические рекомендации к составлению:

Блок-схема предполагает схематическое отображение основных моментов темы, ключевых определений. Блок-схема должна обеспечить возможность изложения материала в четкой последовательности, должны быть отражены взаимосвязи основных смысловых концептов (ключевых моментов) темы.

Требования к структуре блок-схемы:

1. Наглядность.

2. Содержательность (информативность).

3. Логичность.

4. Цельность.

5. Четкость.

6. Завершенность.

 

5.Составьте кроссворды по теме курса «Формы организации учебных взаимодействий в средней и высшей школе».

Цель: овладение дефинициями, используемыми в рамках курса.

 Методические рекомендации:

Оформить кроссворд по ключевым понятиям темы, имеющим форму существительного в именительном падеже, единственном числе.

Словосочетания в кроссворде не употребляются.

Задания прописываются в форме утвердительного предложения, сначала приводится список определений по горизонтали, затем - по вертикали. Кроссворд сдается преподавателю незаполненным, отдельно прилагается заполненный вариант.

Также необходимо указать источники, которые использовались при составлении кроссворда.

6. Разработайте памятку по использованию дидактических средств на занятиях по психологии.

Методические рекомендации:

Необходимо выделить содержание конкретных, предлагаемых преподавателем или выбираемых по желанию студентами при согласовании с преподавателем ситуаций, и обозначить алгоритм действий по решению ситуации.

Требования к оформлению памятки:

Памятка оформляется на листе формата А4, сложенном 3 раза по горизонтали и сопровождается иллюстративным материалом.

7.Напишите тематическое эссе «Реализация способности к персонификации и персонализации на уроках психологии».

Цель: развитие аналитичности мышления студента-психолога, рефлексии причинно-следственных связей в материале темы, формирование собственной профессиональной идентичности, развитие профессиональных компетенций студентов.

Методические рекомендации к написанию:

Необходимо раскрыть предлагаемую преподавателем тему, выразить собственную точку зрения, обозначить проблемные зоны, ключевые моменты, сформулировать рекомендации (при необходимости), рекомендуется ссылаться на точки зрения ученых. 

 

8. Анализ цитат (объяснение цитат ученых, раскрытие их смысла)

Цель: развитие профессионально-психологического мышления и рефлексии.

1.Прочтите предисловие к книге (Платонов К.К. Занимательная психология. – М. -1997). Сформулируйте свое мнение по поводу прочитанного в письменном виде.

2.На материале работ студентов, приведенных В.Я. Ляудис в книге «Методика преподавания психологии» М. - 2002. (с.69-76) рассмотрите различия в компонентах структуры учебных ситуаций в соответствии с двумя разными стратегиями организации обучения: традиционной репродуктивной и инновационной продуктивной.

9. Решение практических задач

Цель: развитие профессиональной рефлексии, организация пространства для становления профессиональной позиции личности специалиста.

Изучите условия предлагаемой задачи. Приведите возможные варианты ее решения. Обоснуйте их, опираясь на теоретическое наполнение курса.

Методические рекомендации студентам к выполнению задания:

При выполнении подобного рода заданий необходимо всесторонне изучить проблему (содержащуюся в условиях задачи) на теоретическом уровне, анализируя источники из списка основной и дополнительной литературы по теме (курсу). Помимо этого необходимо учитывать возможность практического применения предлагаемых способов решения задачи.

1. Практическая задача:

В качестве приема преподавания демонстрация выступает наряду с другими приемами, такими, как рассказ, беседа. Её эффективность во многом зависит от того, насколько верно и полно будет реализован принцип наглядности и соблюдены следующие из него правила. Перечень их можно пополнить, приведя правила, сформулированные В.Оконем:

1. наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

2.демонстрация должна позволить учащимся воспринимать предмет по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения;

3.организовывать демонстрацию и ставить вопросы в ходе наблюдения следует таким образом, чтобы важнейшие компоненты и особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

4.наблюдение должно позволить учащимся познавать предметы и явления в их действии и развитии (Оконь В. Введение в общую дидактику. М.:Высш.шк., 1990.с.188).

Охарактеризуйте с психологической точки зрения данные правила.

2. Практическая задача:

Вспомните и опишите случаи из собственной школьной жизни когда применение учителем педагогической оценки вызывало разные реакции учеников разного возраста. Проанализируйте с психологической точки зрения реакции учеников.

 

10. Разработка программы психолого-педагогического тематического занятия

Цель: приобрести навыки составления программы психолого-педагогического занятия

1. Разработайте часть занятия по психологии, отвечающие принципам личностно-ориентированной и смысловой педагогики. Оформите письменно.

2. Подберите проблему, которая могла бы стать учебной для проведения проблемной лекции по психологии. Составьте подробный план такой лекции. Подберите наводящие вопросы для руководства дискуссией.

3. Выберите тему по курсу общей психологии и составьте развернутый план семинара по выбранной теме, наполните содержанием конспект занятия.

4. По теме «средства обучения психологии» составьте план занятия и подберите для нее наглядные средства различного вида.

Методические рекомендации студентам к выполнению задания:

При выполнении задания необходимо учитывать, что структура программы включает в себя: формулирование целей (сверхзадач), задач, выбор методического обеспечения и разработку конспекта занятия. Помимо этого в программу должно быть включено описание предполагаемых результатов ее реализации.

 

11. Сочинение на тему актуальности и профессиональной необходимости изучения дисциплины «Методика преподавания психологии».

Цель: Развитие профессионального самосознания студентов в процессе профессионализации.

Обозначьте и обоснуйте свою точку зрения по поводу необходимости изучения данной дисциплины для Вас как становящегося профессионала. Доказательно обоснуйте значимость получаемых в рамках дисциплины теоретических и практических знаний для формирования адекватной личностно-профессиональной позиции.

Примечание. Данное задание может использоваться как в начале изучения учебного курса (после вводной лекции) (Например: Напишите сочинение на тему: «Две причины, по которым я хочу изучать данную дисциплину»), так и в качестве подведения итогов изучения дисциплины.

 

12. Организация и проведения диагностического исследования.

Цель: расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков организации и проведения диагностического исследования.

1.Попросите 5 школьников, 5 родителей и 5 учителей ответить на вопрос, какие лекции по психологии они хотели бы послушать. Запишите темы и сделайте вывод об интересах разных категорий слушателей.

2.Сформулируйте 10 тем научно-популярных лекций. Предложите избранным вами слушателям (5 школьников, 5 родителей и 5 учителей) отметить те темы, которые для них наиболее полезны. Сделайте вывод.

3.Понаблюдайте и проанализируйте проявление познавательной активности одного из учащихся на уроках психологии, при необходимости - разработайте рекомендации по повышению познавательного интереса, используя различные методы и приемы

13. Ответы на контрольные вопросы

Дайте развернутый ответ на приведенные ниже контрольные вопросы по теме «Формы организации учебных взаимодействий в средней и высшей школе».

Обоснуйте свой ответ, опираясь на знания (факты, мнения ученых), полученные при изучении темы. Выскажите также свою позицию по вопросу.

Темы контрольных вопросов:

1.Формы учебных взаимодействий преподавателя и студентов, наиболее оптимальные для начального этапа решения продуктивных и творческих психологических заданий.

2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на занятиях по психологии.

3. Сравнительный анализ целей и функций различных форм обучения.

14. Решение тестовых заданий

Ознакомьтесь предложенными в УМКД тестами для самопроверки знаний по темам дисциплины. Выберите и запишите в каждом из тестовых заданий правильный вариант ответа из списка возможных вариантов.




2020-03-17 263 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)