ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Педагогики и психологии образования Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Методика преподавания психологии ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Специальность 030301.65 «Психология» (ГОС ВПО 2000) код наименование
Барнаул 2009 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_ Целеполагающая деятельность учителя психологии (наименование темы) Продолжительность _2_ часа План практического или семинарского занятия: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение / Перечень тем рефератов и докладов к семинарам. А. Виды учебных задач, выделяемых Д.А.Толлингеровой, Б.С. Блюмом, В.Я. Ляудис и др. Б. Возможности использования таксономии учебных задач при проектировании учебного курса, занятия, учебного пособия. 2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия / Практические задачи, задания, упражнения. А.Дайте определение «учебная задача», ее отличия от задачи и задания; Основания классификаций учебных задач, предлагаемых Д.Толлингеровой, Б.С. Блюмом, Г.А. Баллом, В.Я. Ляудис, В.С.Герасимовой; каковы возможности одновременного использования в практической деятельности классификации учебных задач Д.Толлингеровой и В.С.Герасимовой. Б. Проанализируйте возможность использования в преподавании психологии таксономии учебных задач, проблемных ситуаций (перцептивно-мнемических, продуктивно-эвристических, продуктивно-рефлексивных) в зависимости от целей обучения, в проектировании учебного курса. 3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии. Не предусмотрены. 4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. Не предусмотрены. 5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. Основная литература: 1.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., 2005. 2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологи. М., 2009. Дополнительная литература: 1.Ляудис В.Я.Методика преподавания психологи. М., 2000. 2. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000, 2002. 3. Суворова Г.А. Методика психологической классификации учебных задач в целях консультирования по проблемам обучения // Психологическая наука и образование, 2003, №2, - С.11-16. В основной литературе рассмотрите раздел, посвященный таксономии задач. Обратить внимание на деление задач по Д.Толлингеровой, и то, что добавляет к блокам задач В.Я.Ляудис. Дайте определение «таксономия задач», рассмотрите принцип ее действия. В дополнительной литературе рассмотрите варианты использования такосономии в целях обучения. 6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости). 7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. - Составьте собственный перечень задач на каждый тип классификации учебных задач (по Толлингеровой Д.Г. и Ляудис В.Я.) по конкретной теме из раздела «общая психология». - Сформулируйте критерии оценки успешности совместного решения студентами продуктивных задач, обоснуйте свой ответ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_ Тема: Формы организации учебных взаимодействий в средней и высшей школе (наименование темы) Продолжительность _2 _ часа План практического или семинарского занятия: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение / Перечень тем рефератов и докладов к семинарам. А. Урок как традиционная форма взаимодействия. Б. Лекция в системе профессионального обучения. В. Методика проведения и подготовки семинарских и практических занятий по психологии. Г. Проведение лабораторных занятий по психологии. 2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия / Практические задачи, задания, упражнения. А. Раскройте понятие урока как формы взаимодействия; каков традиционный план урока, возможна ли другая последовательность компонентов урока; назовите типы уроков; какова специфика организации учебной деятельности учащихся на уроке. Б. Дайте понятие форме обучения «Лекция», раскройте функции лекции в системе профессионального обучения, методические аспекты подготовки и проведения лекционной формы занятия. В. Какова методика проведения и подготовки семинарских и практических занятий по психологии. Цели семинарских и практических занятий. Виды семинарских занятий. Г. Изучите методику проведения лабораторных занятий по психологии. Какова цель лабораторных занятий. Назовите виды лабораторных занятий. Возможности лабораторных занятий. Организация учебных демонстраций и опытов. 3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии. Не предусмотрены. 4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. Не предусмотрены. 5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. При чтении учебной литературы обратить внимание на следующие аспекты: Урок, виды уроков, методика проведения. Лекционная форма обучения. Виды и функции лекции. Невербальный компонент лекции. Построение проблемной лекции. Методика чтения лекций. Организация и управление учебной дискуссией. Общее и различное в проведении лекций, семинарских занятий и дискуссий. Методика проведения и подготовки семинарских и практических занятий по психологии; Проведение лабораторных занятий по психологии (цели, виды, специфика проведения).Отличие практических и семинарских занятий. Основная литература: 1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., 2005 (с.105-141) Дополнительная литература: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999, 2001.(с.95-141) 2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологи. М., 2000. (с.97) 6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости). 7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. - Продумайте формы учебных взаимодействий преподавателя и студентов, наиболее оптимальные для начального этапа решения продуктивных и творческих психологических заданий, объясните свое решение. -Подберите проблему, которая могла бы стать учебной для проведения проблемной лекции. -Составьте подробный план такой лекции. Подберите наводящие вопросы для руководства дискуссией. -Выберите тему по курсу общей психологии и составьте развернутый план семинара по выбранной теме. -Составьте план практического занятия по выбранной теме. -Найдите в научной или учебной литературе описание экспериментального исследования, выделите и зафиксируйте научный аппарат этого исследования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_ Тема: Методы обучения в преподавании психологии. (наименование темы) Продолжительность _2_ часа План практического или семинарского занятия: 1. Вопросы, выносимые на обсуждение / Перечень тем рефератов и докладов к семинарам. А. Традиционные методы обучения психологии Б.Нетрадиционные методы обучения психологии. 2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия / Практические задачи, задания, упражнения. А.Проанализируйте возможности и ограничения традиционных методов обучения психологии. Б. Изучите новые методы в преподавании психологии, выявите возможности и ограничения данных методов. 3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии. Не предусмотрены. 4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий. Не предусмотрены. 5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы. При чтении учебной литературы обратить внимание на следующие аспекты: традиционные и нетрадиционные (новые) методы обучения их специфика и возможности применения для разных возрастных групп обучающихся. Основная: 1.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., 2005(с.148-157- словесные, практические и наглядные методы обучения) 2.Быков А.К. Методы социально-психологического обучения. Учеб.пособие. Т.:ТЦСфера, 2005. – 160с Дополнительная литература: 1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999, 2001. (с.45-94 глава Активные методы обучения) 2.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М. 2000. (с.142-219 методы обучения в преподавании психологии). 6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости). 7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы. 1. Выберите из любой темы курса «Общая психология» один вопрос и подготовьте содержание этого вопроса в виде фрагмента лекции или практического занятия, с использованием изученных методов обучения. 2. Посмотрите 2-3 программы по психологии. Отметьте достоинства и недостатки программ, разнообразие методов, использующихся для обучения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |