Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и средства обучения в преподавании психологии



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Методы и средства обучения в преподавании психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Активизация познавательной деятельности на занятиях по психологии.

Методы и приемы управления познавательной деятельностью.

Специфика, возможности и ограничения использования традиционных методов обучения в преподавании психологии. Специфика и возможности использования в преподавании психологии нетрадиционных методов обучения.

1.Избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к знанию:

1.Познавательный интерес ,

2.Рефлексия,

3.Теоретическое мышление.

2.Задача учителя при активизации познавательной деятельности обучающихся:

1.обеспечить общую активность познавательной деятельности,

2.обеспечить активность овладения знаниями и способами деятельности,

3.обеспечить развитие теоретического мышления.

3.Воспроизводящий уровень познавательного интереса предполагает:

1.привлекательность интересных фактов,

2.интерес к сущности фактов,

3.активное преобразование знаний.

4.Воспроизводящий уровень развития познавательного интереса предполагает:

1.интерес к привлекательным фактам,

2.интерес к сущности фактов,

3.творческое преобразование знаний.

5.Уровень интерпретирующей активности в развитии познавательного интереса у обучаемого предполагает:

1.Активное преобразование знаний,

2.Привлекательность интересных фактов,

3.Интерес к сущности фактов.

6.Уровень интерпретирующей активности в развитии познавательного интереса обучающегося предполагает:

1.Творческое преобразование знаний,

2.Интерес к привлекательным фактам,

3.Интерес к сущности фактов.

7.Метод активизации познавательной деятельности учащихся:

1.Проблематизация,

2.Диалог,

3.Интервью,

4.Проблемная ситуация.

8.Дискуссия – это метод:

1.интерактивного и программированного обучения,

2.программированного и проблемного обучения,

3.проблемного и интерактивного обучения.

9.Этап изучения материала, предполагающий использование приемов семантизации и динамичности:

1.этап восприятия материала,

2.этап усвоения материала,

3.этап воспроизведения материала.

10.Метод передачи знаний предполагает:

1.сообщение учащимся информации в обобщенной форме,

2.грамотное использование психологических понятий,

3.изменение позиции преподавателя,

4.решение специфических задач по проблеме.

11.Эвристическая беседа – один из приемов:

1.метода экспрессии,

2.рефлексивного тренинга,

3.метода проектов,

4.метода проблемного обучения.

12.Основные приемы метода проблемного обучения:

1.диалог,

2.эвристическая беседа,

3.проблемная задача,

4.проблемный ввод в занятие.

13.Постоянное осмысленное переживание и тщательный анализ собственного бытия, чувств, мыслей предполагает метод:

1.интроспективного анализа,

2.развития творческого самочувствия,

3.рефлексивного тренинга.

14.Приемы, соответствующие методу экспрессии:

1.использование рисования,

2.музыкальные произведения,

3.работа с научными материалами,

4.моделирование с природным материалом,

5.использование компьютерной графики.

15.Определение сложного понятия дается, после того как сущность понятия «раскрыта» по мере продвижения в учебном материале:

1.Метод погружения,

2.Метод проблемного обучения,

3.Метод передачи знаний.

16.Метод экспрессии предполагает:

1.Развитие субъективного творчества,

2.Развитие рефлексивных способностей,

3.Развитие мышления субъекта.

17.Метод экспрессии направлен на развитие у обучаемого:

1.Теоретического мышления,

2.Познавательного интереса,

3.Субъективного творчества.

18.Значимые интересы ученика составляют основу совместно с учителем разработанной программы личностного развития учащегося:

1.Метод проектов,

2.Метод погружения,

3.Метод экспрессии.

19.Возможность целенаправленного восприятия психических явлений обеспечивает:

1.метод наблюдения,

2.метод проектов,

3.метод экспрессии.

20.Методы психической саморегуляции включают:

1.Рефлексивный тренинг,

2.Чтение вслух,

3.Аутогенная тренировка.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Педагогики и психологии образования

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

Методика преподавания психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Специальность

030301.65                                            «Психология» (ГОС ВПО 2000)

        код                                                                                  наименование

 

 

Барнаул

2009


Организуя работу студентов в рамках курса "Методика преподавания психологии", преподаватель ориентируется на следующие виды профессиональной  деятельности: учебно-воспитательную и научно-методическую.

При организации занятий преподаватель решает следующие учебные и воспитательные цели:

-Сформировать у студентов практические знания в области методики преподавания психологии;

-Способствовать закреплению у студентов знаний, полученных на лекционных занятиях, а также применению их в собственной учебной деятельности;

-Формировать у студентов профессиональный образ мира;

-Актуализировать у обучаемых потенциал профессионального саморазвития.

Организуя работу студентов в рамках курса «Методики преподавания психологии», преподаватель решает следующие вопросы:

1. При подготовке к лекционным занятиям рассматривает основную и дополнительную литературу по теме. На лекционных занятиях преподавателем осуществляется варьирование учебных задач умственного развития студентов, с целью наиболее эффективного восприятия нового материала. В организации начала лекции преподаватель использует проблемные ситуации, активизирующие познавательный потенциал студентов. В течение занятия преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание дидактических, психологических средств обучения, а также учитывает особенности познавательных процессов студентов (напр., кризисы внимания и т.д.). В качестве задач и вопросов, стимулирующих познавательную активность студентов и их самостоятельную работу можно выделить следующие:

1) вопросы и задачи на выяснение или выявление научного содержания или теоретического смысла психологического понятия, т. е. вопросы на адекватное понимание научного текста;

2) вопросы (задачи) на анализ примеров из реальной действительности на те или иные понятия или закономерности психологии, т.е., вопросы или задачи на понимание теории применительно к практике;

3) вопросы и задачи на критический анализ различных точек зрения в психологической науке на проблемы психологии;

4) вопросы на сопоставление житейской и научной точек зрения на известные всем явления психики в рамках преподавания психологии;

5) вопросы на анализ характерных черт личности, а также отдельных актов поведения людей с учетом закономерностей психологии в методике преподавания;

6) задачи на выявление психологических критериев оценки поступков и действий людей в различных ситуациях, исходя из общей теоретической посылки и их учет преподавании дисциплины;

7) задачи и вопросы на оценку практического значения отдельных теоретических положений психологии и подтверждение оценочного суждения реальными примерами;

 

8) задачи на психологическую характеристику знакомой личности или психологический анализ какой-нибудь известной студентам деятельности в аспекте применения тех или иных методов обучения;

9) задачи на выявление исторической обусловленности возникновения новой научной идеи или нового теоретического объяснения ранее известных фактов;

10) задачи на сопоставление (сравнение) ранее существовавших взглядов на формы и методы обучения с новым взглядом на них и объяснение причин изменения, происшедшего в последнее время;

11) задачи на психологическое объяснение различных заблуждений, иллюзий, ошибочных мнений, предрассудков и т. п., распространенных в обыденной жизни и их влияния на процесс обучения.

12) задачи и вопросы на психологическое объяснение трудностей, испытываемых большинством преподавателей в процессе обучения разных возрастных категорий учащихся;

На занятиях преподаватель ориентируется на реализацию таких функций как: организующая, обучающая, экспертная, фасилитативная, что будет способствовать:

- развитию рефлексии у обучаемых, умения анализировать собственную учебную деятельность;

-созданию на занятиях творческой атмосферы, проявлению креативности студентов, развитию дивергентного мышления, формированию навыков ведения дискуссии, развитию умения слушать оппонента, аргументировать свое выступление;

-повышению культуры речи студентов: учит ясно и четко выражать мысль; понимать язык иносказания, в соответствии с ситуацией подбирать адекватную языковую форму для передачи смысла;

Организуя самостоятельную работу студентов с источниками, преподаватель обращает внимание обучаемых на метапознавательные способы учебной деятельности: умение выделять главное в тексте; умение составлять опорную схему изученного материала, тезисный и развернутый план-конспект; свободно владеть проработанным материалом; способность рассказать своими словами суть проблемы; умение объяснить и дать определение встречающимся в тексте новым научным терминам; находить в жизни ситуации, которые могут служить иллюстрацией теоретического материала, обсуждаемого на занятиях.

Нужно учитывать, что способы познания и самообучения у студентов далеко не всегда оказываются адекватными строению и особенностям информации. Поэтому представляется необходимым специальное обучение студентов как структуре психологического знания, так и способам ее освоения.

Самостоятельная работа студента должна начинаться уже на лекции, а преподаватель обязан не только ориентировать обучающихся на самостоятельную работу на лекции, но и помогать им выра­батывать наиболее продуктивные методы поиска и освоения информации.

Прежде всего, следует научить студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты. Опорный конспект состоит из основных теоретических по­ложений, фактов, сущности экспериментов и т.п. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. Суть работы с опорными конспектами на лекции состоит в следующем. За 10-15 минут до конца лекции преподаватель дает задание студентам подготовить опорный конспект по прочитанной лекции. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяснить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе под­готовки первого конспекта преподаватель контролирует про­цесс, консультирует.

В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоятельность.

Завершается работа в первый раз анализом 1-2 работ студентов на этом же или на следующем занятии. На последующих занятиях свои опорные конспекты оглашают 1-2 студента, преподаватель высказывает свои замечания. Подготовка таких кон­спектов может быть задана на дом. В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности студентов, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельно форме. Можно позволить пользоваться опорными конспектами на зачетах, а, может быть, и на экзаменах.

Другой эффективной формой самостоятельной работы студентов на лекции может служить решение учебных задач.

Здесь можно использовать как репродуктивные, так и твор­ческие задачи, но решение которых осуществляется в совместной деятельности. Весьма полезным оказывается использование в лекционном курсе фрагментов лекций, подготовленных студентами Подготов­ка таких фрагментов может быть заранее спланирована преподава­телем, а изложение содержания студентами вестись по очереди.

Содержание фрагментов должно быть интересным и с необходимостью дополнять материал лекции. Это могут быть примеры-иллюстрации теоретических положений, исторические факты, высказывания ученых, описания экспериментов и др.

Изложенным выше не исчерпываются возможности руководства самостоятельной работой студентов в процессе чтения лекций. Здесь всегда есть место педагогическому творчеству. Важно лишь наличие желания это осуществлять.

Самостоятельная домашняя работа студентов может проходить, конечно, без всякого участия преподавателя. Однако, как показывает опыт, большинство студентов не склонны себя за­гружать работой, если она не регламентирована, особенно на младших курсах. Часто студент и не чувствует в этом нужды до поры до времени.

Это ведет к тому, что студенты поздно осознают необходимость самостоятельного постижения учебного материала, не успевают приобрести необходимые навыки работы с научной литературой, ослабляя, таким образом, профессиональную подготовку.

Самостоятельная работа студентов обычно регламентируется преподавателем. Это могут быть различные задания, выполнение которых учитывается на зачетах и экзаменах:

а) специальные задания для осмысления пройденного материала (например, составить схему структуры Методики преподавания психологии; составить таблицу возрастных особенностей познавательной сферы, личности, необходимых для учета в преподавательской деятельности; подобрать иллюстрации к теоретиче­ским положениям и т.п.);

б)    изучение отдельных тем или вопросов по учебникам. Поскольку в настоящее время используются многообразные учебники, то студенты могут получить информацию неоднозначную и недостаточно полную. В этой ситуации целесообразно снабдить студентов планом, содержащим все компоненты структуры психологического знания;

в)    мини-исследования. Это небольшие исследования на одном испытуемом, которые служат иллюстрацией метода исследования или теоретического положения. Например, провести фрагмент занятия с использованием метода творческого самовыражения для людей разных возрастных групп (на трех испытуемых (5-6 лет, 12-14 лет, взрослый, можно и пенсионер);

г)    описание эксперимента. Это задание связано с трудностями, которые возникают у студентов при осмыслении понятия «эксперимент» и усвоении его описания. Такой навык необходим для описания курсовых и дипломных работ.

Задание может быть таким. Найти описание какого-нибудь психологического эксперимента в области методики преподавания психологии в научной литературе (опыт показывает, что наилучшим источником оказывается авторефераты) и сделать краткий конспект;

д)    конспектирование первоисточников или составление тезисов.

Для конспектирования или составления тезисов целесообразно предлагать отдельные разделы, параграфы, фрагменты. Необходимо предварительно дать подробные рекомендации по выполнению такой сложной и важной работы;

е)    написание и оформление курсовых и дипломных работ, согласно учебному плану обучающихся по специальности «Психология».

 

Семинарские и практические занятия проводятся с целью закрепления лекционного материала, овладения понятийным аппаратом предмета, методами диагностики и коррекции, изучаемыми в рамках учебной дисциплины.

2. Семинарские и практические занятия по каждой теме проводятся после того, как преподавателем изложен основной теоретический материал темы.

3. В тех случаях, когда необходимо предварительное получение опыта воспроизведения описанных в литературе экспериментов или упражнений, они могут быть предложены до лекции, на которой будут представлены их история или теоретическое обоснование.

4. Для повышения эффективности работы студентов на семинарских занятиях, определенная часть материала выносится на самостоятельную работу. Перед семинаром студенты получают задания для самостоятельной работы. Результаты выполненных ими заданий (например, интерпретация диагностических данных, реферат и т.п.) являются основой для обсуждения или иллюстрацией теоретического материала, рассматриваемого на семинаре.

5. Семинарские и практические занятия строятся с опорой на принцип многообразия форм работы. Используются методы работы в режимах: преподаватель студент, студент-студент, работа в микрогруппах, микрогруппа-микрогруппа. Основные формы работы: диспут, коллективная мыследеятельность, круглый стол, деловая игра.

6. При организации семинарских и практических занятий преподаватель заранее формулирует тему, основные вопросы плана, на основе проработки основной и дополнительной литературы, и сообщает обучаемым, указывая на сроки выполнения и форму отчетности.

7. При подготовке к семинарским и практическим занятиям преподаватель формулирует основные и дополнительные учебные задачи, проблемные вопросы и ситуации, планирует формы работы, наиболее адекватные поставленным целям и задачам.

8. Преподаватель заранее указывает соответствующую теме семинарского или практического занятия литературу (основную и дополнительную), учитывая наличие данной литературы в достаточном количестве в библиотеке ВУЗа.




2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Методы и средства обучения в преподавании психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и средства обучения в преподавании психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)