Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Педагогики и психологии образования

Учебно-методический комплекс дисциплины

Методика преподавания психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Специальность

030301.65                                                        «Психология» (ГОС ВПО 2000)

        код                                                                                  наименование

 

 

Барнаул

2009

 


Самостоятельная работа по дисциплине «Методика преподавания психологии» выступает как одна из основных форм обучения, направленная на глубокое освоение психологических знаний в соответствии с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом. Самостоятельная работа аудиторная будет направлена на составление конспекта лекций, который может служить ориентиром в подготовке к экзамену. Для пояснения теоретических положений желательно записывать примеры, приводимые лектором, что позволяет значительно быстрее вспомнить суть или идеи лекции в дальнейшем.

Для самостоятельной внеаудиторной работы по подготовке отчетности можно воспользоваться некоторыми методами и приемами работы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовка к экзамену.

Для успешного освоения дисциплины «Методика преподавания психологии» необходимо проанализировать учебную литературу, данную в основном и дополнительном списке литературы, выполнить задания для самостоятельной работы по дисциплине, которые могут иллюстрировать практическую составляющую ответов студентов на экзамене.

Самостоятельную работу студента можно распределить на 2 вида: аудиторная и внеаудиторная. Каждой из них присуща своя специфика.

 Аудиторная самостоятельная работа более эффективна если студент ведет конспект лекций. Опорный конспект составляется из основных теоретических положений, фактов и т.п. Более эффективной будет запись в форме собственных слов идей, высказываемых лектором на занятии. Для пояснения теоретических положений желательно записывать примеры, приводимые лектором, что позволяет значительно быстрее вспомнить суть или идеи лекции в дальнейшем.

При оформлении конспекта необходимо соблюдать ряд правил:

-новую идею, мысль начинать с нового абзаца.

- главные положения, определения, важные даты и фамилии выделять в тексте другим цветом, подчеркиванием и т.п., чтобы при последующем чтении конспекта легко видеть ключевые пункты, необходимые для запоминания и иметь возможность быстро понять суть лекции.

- оставлять поля для собственных комментариев и заметок по ходу изложения материала лектором.

- использование собственных сокращений для более быстрой и полной фиксации идей, выдвигаемых лектором.

- составлять по ходу занятия обобщающие схемы и таблицы, при этом сами таблицы должны быть достаточно большими для удобства восприятия и запоминания. Помните, что графическая наглядность значительно повышает запоминание материала.

- при прослушивании лекции следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций, фиксируя комментарии на полях конспекта.

Внеаудиторная работа:

Для овладения умением самостоятельно учиться можно воспользоваться некоторыми методами и приемами работы. Для удобства рассмотрения этих методов условно разложим систему самостоятельной работы на составляющие ее структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовка к экзаменам (зачетам).

Чтение конспекта лекций имеет несколько целей 1.вспомнить, о чем говорилось на лекциях; 2.дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами их жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях; 3.прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы подробнее разобраться в вопросах, которые на лекции только намечены, но не раскрыты.

Работа с текстами:

Для того, чтобы самостоятельная учеба не превращалась в беспорядочное чтение, не приобретала характер очередной временной кампании (студент полгода-год отдыхает, а перед сессией штурмует учебники) необходимо организовать комплексный подход к самостоятельной работе.

Главное состоит в том, что при чтении учебника и другой литературы нужно опираться на информацию, полученную на лекциях. При этом прочитанное в одном источнике нужно сопоставлять с информацией из других источников, дополняя и уточняя полученные знания, которые, в свою очередь, сверяются с жизненными фактами – реальными психическими явлениями, наблюдаемыми у людей, в том числе и у себя. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее - к практике. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

В работе с учебником, чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, заметив на полях своей тетради, что именно осталось до конца не понятым. Такая запись необходима для более глубокого осмысления материала, а также остается фиксированной мысль о том, что обязательно нужно найти ответ на непонятый вопрос.

Глубокое усвоение положений учебника возможно только при дополнительном изучении первоисточников – трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии.

При знакомстве с новыми научными понятиями нужно искать и находить соответствующие им факты в психике реальных людей, чтобы понять, что они означают в жизни, а также составить словарь терминов и понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию темы.

Методика изучения научной литературы должна проходить по принципу: «идея, теория в одной, в другой, в третьей и т.д. книгах». Это значит, что научная идея, изложенная в одной книге, может быть развита, уточнена, конкретизирована в другой, а в третьей может быть подвергнута аргументированной критике, в четвертой вновь подтверждена более доказательно и т.д.

Изучение литературы должно быть взаимосвязано не только с изучением лекционного материала, чтением учебника, но и последующими работами студента (написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам). Заранее выданные преподавателем наводящие вопросы, на основе которых составляются экзаменационные билеты позволяют постепенно осваивать знания по широкому спектру тем.

При ознакомлении с каким-либо разделом, темой, статьей рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Затем составляется конспект по выделенным ключевым идеям. На полях конспекта оставляются собственные комментарии и заметки.

Запись прочитанного

Если цель чтения – ознакомиться с содержанием – достаточно ограничиться выписками или планом.

Если необходима проработка книги – желательно вести тезисы или конспект.

Выписки – отдельные мысли, факты выраженные дословно или своими словами.

Тезисы – основные мысли, положения с кратким их содержанием.

Конспект основные мысли и положения с кратким их содержанием и кратким обоснованием (доказательством). При всех видах записи желательна запись своими словами (развивает письменную речь, углубляет мышление, способствует полному усвоению материала).

При работе одновременно над несколькими источниками на одну тему (вопрос) рекомендуется:

- после выбора основной книги для проработки составить план её изучения.

-проработать остальные источники и дополнить основной план вопросами из дополнительных источников с указанием страниц.

-приступить к проработке темы. Конспектируя лишь после проработки всех источников по данному вопросу.

Техника конспектирования:

1.параграф или статья разбиваются на части, составляется план.

2. каждая часть сжато передается своими словами в письменном виде.

3. части конспекта связываются между собой логически.

4.Иллюстративный материал увязывается с текстом конспекта.

Подготовка к экзамену или зачету:

Прежде всего организуйте свое рабочее место с позиции того, помогает оно или мешает усвоению материала.

Ниже представляется список возможных мешающих факторов. Посмотрите его и подчеркните то, что относится к вам. Внешние мешающие факторы: шум; музыка; происходящие перед вашими окнами события; непрошенные и частые гости; разговоры окружающих; звонки.

Письменный стол: слишком маленький, чтобы можно было расположить материал, нужный для экзамена; загроможден лишними вещами, не имеющими отношения к экзамену; слишком близко лежат журналы, газеты и т.п.; находится только нужный материал; собственного письменного стола нет.

Рабочий материал: имеется не полностью, нужно о нем позаботиться; чтобы достать, нужно прерывать работу; все под руками.

Стул: слишком низкий или высокий; удобный для работы.

Освещение: слишком слабое; слишком сильное (солнечные лучи); достаточное и приятное.

Отопление: слишком холодно; слишком тепло; приятное.

Мое самое лучшее рабочее время: по утрам; после обеда; по вечерам; ночью.

Если вы в конкретных пунктах установили, что ваши условия работы не являются оптимальными, то позаботьтесь, чтобы вам в этом помогли.

Долгосрочное планирование и деление учебного материала

Приемы эффективной подготовки:

  1. поделите материал на маленькие порции и распределите их на все имеющиеся в вашем распоряжении недели до экзамена, однако оставьте по меньшей мере 2 недели в запасе для повторения всего материала и на то время, когда у вас проходит сессия и вы не сможете придерживаться вашего плана.
  2. Составьте точный временной план, какое количество материала и в какую неделю вы хотели бы освоить. Правильно составленный план экономит много времени, избавляет от нервного напряжения. Еще больший эффект может быть, если вы будете отмечать проделанную работу по календарю, и после проработки каждого кусочка материала будете делать пометки.
  3. если вы имеете возможность готовиться в группе со своим «товарищем по несчастью», реализуйте ее. Вы получите обратную связь о состоянии ваших знаний и имеете возможность объективнее себя оценить.

Краткосрочное планирование и деление учебного материала.

  1. Вы поделили материал на удобные порции и распределили на все время подготовки к экзамену. Вы знаете, таким образом, сколько страниц, глав или тем в неделю вы осваиваете.
  2. составьте план работы на каждый день для того, чтобы распределить время между работой и отдыхом.
  3. При планировании на каждый день речь идет о том, чтобы вы ежедневно точно намечали, что хотите освоить на следующий день, т.е. зафиксировать на бумаге, календаре какую главу, сколько страниц вы хотите выучить.
  4. планируйте между отдельными периодами подготовки к экзамену каждый день маленькие перерывы.

Оптимальные техники работы:

1.вы запоминаете лучше то, что вы понимаете. Не учите ничего механически на память. Попытайтесь изучаемое понять, найти собственные формулировки и обобщения.

2.Вы запоминаете лучше, если изучаете что-то чаще, но в меньших дозах. Лучше ли каждый день учиться 30 мин., чем в день подряд 8 часов? Да! Лучше время для изучения материала поделить на разумные временные отрезки и каждый день осваивать его малыми порциями, чем пытаться в короткий промежуток времени впихнуть весь материал. Таким способом учебный материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

3.Вы учитесь успешней, если не позже, чем через день повторяете материал и затем с удвоенными интервалами повторяете так долго, пока не сможете достаточно удовлетворительно воспроизвести его.

4.Наиболее эффективно повторение заучиваемого материала вслух, при этом используйте осознание смысла того или иного положения и излагайте своими словами. Вместо того, чтобы снова и снова прочитывать, лучше громко повторить, пытаясь без подглядывания в текст вспомнить то, что запомнилось.

5. Вы запоминаете что-то лучше, если повторяете это как нечто целое, чем когда раскладываете на части и каждую часть усваиваете отдельно.

Абзац легче усвоить, когда вы его усваиваете как нечто целое, чем когда повторяете строчка за строчкой.

6.Позитивная установка стимулирует запоминание. Вы можете усилить веру в свою память, если будете постоянно говорить: «с каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше».

7. Высокая мотивация обучения оказывает очень большое влияние на память. Если вы интересуетесь тем, что изучаете, то вы запоминаете значительно лучше.

8. Вы усваиваете быстрее и долго сохраняете материал, если регулярно делаете маленькие перерывы. Наиболее благоприятно делать каждые 30 минут короткий перерыв на 2-3 минуты, во время которого можно физически себя встряхнуть. После приблизительно 1 часа занятий нужно сделать паузу более длительную приблизительно 5 минут, во время которой можно что-либо попить или поесть. Если работа продолжается долгие часы, то после двух часов работы следует делать паузы от 20-30 мин, во время которых уже можно заняться более основательно чем-либо другим. После рабочей фазы длительностью 4 часа необходимо более длительное отключение от занятий.

9. Для производительного усвоения материала необходимо знать тип своей памяти и пользоваться в основном им или, по возможности, сразу двумя видами памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), смешанная.

Чтение для самообразования может проходить по следующей схеме.

  1. подбор литературы по вопросу или теме.
  2. общее ознакомление с литературой (по оглавлению или предисловию) и составление плана изучения.
  3. Выбор важнейшей и лучшей из книг, как основной. При этом необходимо иметь подготовку соответствующую читаемой книге.
  4. просмотреть (пробежать) книгу в целом.
  5. приступить к проработке по главам (темам с ведением конспекта (при изучении узкого вопроса и имеющейся общей подготовке, желательно читать параллельно 2 книги на одну тему)).
  6. При наличии в конце главы, темы вопросника проверить себя. При отсутствии вопросника, после прочтения главы, найти и четко сформулировать главную мысль главы. Сжать и ясно дать ответ.
  7. По прочтении сделать письменный общий анализ книги, (перед анализом можно просмотреть конспект).
  8. анализ сравнить с книгой (конспектом) и откорректировать

Для успешного и производительного чтения необходимо: отчетливое чтение, что предполагает

- научиться сосредотачивать и удерживать внимание на читаемом

- не допускать при чтении посторонних мыслей

- держать рядом лист бумаги (конспект), куда заносить возникающие мысли о прочитанном.

- проводить доказательства и рассуждения по ходу чтения темы, если они имеются.

- не оставлять неясных мест при чтении, стараться охватить мысль автора ясно и четко.

В случае недостаточной подготовки, оставить место неясным и читать дальше, обязательно вернувшись к неясному месту по мере возможности.

«Если человек прочтет и запомнит все книги Британского музея, он от этого не станет образованным» Д.Рескин (англ. мыслитель).



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)