Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Система обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает следующие компоненты:

- методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- организационное обеспечение;

- кадровое обеспечение.

Обеспечение должно быть комплексным, полным, вариативным и достаточным для того, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным.

 

2.6.1. Методическое обеспечениедополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Методическое обеспечение – это процесс и результат оснащения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимыми методическими средствами и материалами, способствующими ее эффективному осуществлению или реализации.[40]

Методическое обеспечение включает в себя следующие элементы:

- методы организации образовательного процесса;

- формы организации образовательного процесса;

- формы организации учебного занятия;

- педагогические технологии;

- алгоритмы учебного занятия;

- дидактические материалы.

 

2.6.1.1. Методы организации образовательного процесса

 

Метод (от греч. «methodos» – путь исследования или познания) – это способ, основной путь достижения цели. Если соотносить методы организации образовательного процесса с задачами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, то можно выделить: методы обучения и методы воспитания.

 

2.6.1.2. Методы обучения

 

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели (задачи) обучения.[41]

Выбор методов обучения зависит от возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, специфики изучаемой дисциплины, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы обучения. Методы обучения классифицируются по следующим критериям:

- по источнику получения знаний: словесный, наглядный и практический методы;

- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и проблемный методы;

- по дидактической цели: метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и метод контроля (диагностический);

- по характеру стимулирования интереса к учению: игровой, дискуссионный, проектно-конструкторские и др.

 

2.6.1.3. Методы воспитания

 

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания классифицируются по следующим критериям:

- по формированию взглядов, оценок обучающегося: лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут и др.;

- по организации деятельности: упражнение, ситуация-оценка, анализ опыта и др.;

- по характеру воздействия на обучающегося: убеждение, поощрение, наказание, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

 

2.6.1.4. Формы организации образовательного процесса

 

При описании организации образовательного процесса необходимо указать его формы: индивидуальную, индивидуально-групповую и групповую. Выбор той или иной формы необходимо обосновать с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.

 

2.6.1.5. Формы организации учебного занятия

 

Отличительной особенностью дополнительного образования является вариативность различных форм организации учебного занятия, выбор которых зависит от цели и содержания учебного занятия, ожидаемых результатов и др. (пример 22).

 

Пример 22

Формы организации учебного занятия: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.[42]  

 

2.6.1.6. Педагогические технологии

Педагогическая технология (от греч. «techne» - искусство, ремесло, наука и «logos» - понятие, учение) – это алгоритм действий педагога и обучающегося, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.[43]

Выбор педагогической технологии (пример 23) зависит от:[44]

- сферы применения: технологии обучения, воспитания, образования;

- масштаба использования: технологии общие, частные, локальные;

- характера взаимодействия педагога и обучающегося: технологии воздействия, взаимодействия и сопровождения;

- типа педагогического процесса: технологии догматические, репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные;

- базового подхода к организации образовательной деятельности: технологии индивидуально-ориентированные, личностно-ориентированные, субъектно-ориентированные.

 

Пример 23

Педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.  

 

2.6.1.7. Алгоритм учебного занятия

 

Алгоритм учебного занятия – это продуманная и логическая последовательность этапов проведения учебного занятия, отличающихся друг от друга сменой вида деятельности обучающихся, содержанием и конкретной задачей.[45]

Алгоритм учебного занятия зависит, прежде всего, от формы организации учебного занятия. Вариативность форм учебного занятия обуславливает вариативность его алгоритмов. Наиболее устоявшимся, традиционным в дополнительном образовании является тематическое учебное занятие,в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе целесообразно представить алгоритмы тех учебных занятий, которые наиболее часто используются (пример 24).

Пример 24

Алгоритм учебного занятия I. Организационный этап: сбор детей, подготовка их к занятию, подготовка рабочих мест обучающихся, настрой детей на продуктивную деятельность во время занятия и др., объявление темы занятия и постановка учебных задач. II. Теоретический этап: изложение исторических данных по теме занятия, устное описание объекта практической работы, объяснение специальных терминов по теме занятия, описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности, правила техники безопасности и др. III. Практический этап: выполнение обучающимися практической работы, педагогический контроль за их деятельностью, оказание помощи и консультирование, подведение итогов и проверка правильности выполнения каждого этапа работы и др. IV. Итоговый этап: подведение итогов занятия, рефлексия.  

 

Представленный алгоритм является примерным, т.е. необязательным. Возможны другие варианты организации учебных занятий:

- последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

- выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

- выполнение только практической работы (выездные занятия).

 

2.6.1.8. Дидактические материалы

 

Дидактические материалы (от греч. «didaktikos» - познаваемый, доступный усвоению) – это наглядные материалы для учебных занятий, использование которых направлено на активизацию познавательной деятельности обучающихся (пример 25).

 

Пример 25

Раздаточный материал

Планы некоторых видов познавательной деятельности

- изучения научных фактов; - подготовки и проведения эксперимента или исследования; - действия измерения изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений; - анализа графиков, таблиц, схем и др.

Инструкционные и технологические карты

- по формированию логических операций мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез); - к наблюдениям, лабораторным работам и опытам; - по использованию различного материала, оборудования, приборов, компьютерных программ и др.

Задачи и упражнения

- по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; - различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; - с проблемными вопросами; - на развитие воображения и творчества; - экспериментальные задания; - индивидуальные и групповые задания и др.

Контрольно-измерительные материалы

- бланки тестов, анкет, диагностических карт; - задания различного уровня сложности; - виртуальные контрольные и лабораторные работы и др.

Образцы

- шаблоны оформления работ и заданий; - образцы описания работ, объектов, процессов, явлений; - трафареты и лекало для рисования, вырезания из бумаги, резки метала, выпиливания, шитья.

Письменные описания предметов и явлений

научная, художественная, справочная и другая литература

Демонстрационный материал

Натуральные объекты

– живой природы (препараты растений и животных, полупродукты и продукты сельскохозяйственного производства и др.);

– неживой природы (минералы и горные породы, химические реактивы, сырьё, полупродукты и продукты промышленного производства и др.).

Изображения предметов и явлений действительности

– объемные (макеты, модели, стенды, слепки, муляжи, глобусы);

–  плоские(таблицы, картины, фотографии, карты, диаграммы, схемы, чертежи и др.)

 

     

 

2.6.2. Материально-техническое обеспечениедополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Материально-техническое обеспечение включает все необходимые составляющие реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

- сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и др.)

- сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и др.);

- перечень оборудования учебного помещения, кабинета (учебные доски, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и др.);

- перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и др.);

- перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и др.);

- перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и др.;

- перечень материалов, необходимых для занятий (ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и др.);

- учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и др.), если предусмотрено;

- требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и др.).

 



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)