Особенности организации образовательного процесса
Особенности образовательного процесса должны отражать основные формы его организации. Форма образовательного процесса (от лат. «forma» - внешний вид, оболочка) – это способ организации образовательного процесса, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования.[33] Таким образом, при описании образовательного процесса должны быть отражены его основные аспекты внутреннего содержания: - время обучения с указанием срока и режима реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; - место обучения с указанием особенностей комплектования групп обучающихся и формы образовательного объединения; – порядок обучения с указанием принципов организации образовательного процесса.
2.3.8. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Срок реализации – это продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, выбор которой зависит от категории обучающихся, поставленной цели, особенностей содержания изучаемого вида деятельности и др. По сроку реализации дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу условно можно рассматривать как: – краткосрочную (от нескольких месяцев до одного года); – среднесрочную (от одного года до трех лет); – долгосрочную (от трех лет). Особенности содержания изучаемого вида деятельности часто предполагают выделение в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе нескольких ступеней обучения, каждая из которых имеет свой срок реализации.
2.3.9. Режим реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Режим реализации (от лат. «regimen» - управление) – это количество часов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в учебном году, выбор которых регламентируется СанПин[34] и зависит от срока ее реализации. Начиная со второго года обучения, количество часов обучения в учебном году может увеличиваться или оставаться прежним. Увеличение количества часов по учебным годам должно соответствовать СанПин и быть педагогически целесообразно.
2.3.10. Особенности комплектования групп При описании комплектования групп обучающихся необходимо: – четко изложить отличительные особенности набора обучающихся в группы, ссылаясь на общие правила приема обучающихся в ОО ДОД;[35] – обосновать дифференциацию обучения (если предусмотрена) с выделением: одновозрастных и разновозрастных групп, групп с постоянным и переменным составом, групп обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.; – обосновать количественный состав групп в зависимости от года и профиля обучения, действующих санитарно-гигиенических норм для заявленного вида деятельности и др.
2.3.11. Форма образовательного объединения Образовательный процесс в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может осуществляться в разных формах детских, подростковых и молодежных образовательных объединений. Форма образовательного объединения (от лат. «forma» - внешний вид, оболочка) – это структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и т.д.), направленная на решение определенных образовательных задач.[36] При описании формы образовательного объединения необходимо указать: - ее название (пример 14); Пример 14
- ее отличительные особенности, которые могут включать информацию о наличии органов самоуправления, своей символики и атрибутики, приоритетных задачах деятельности, роли педагога, участии родителей и др. 2.3.12. Принципы организации образовательного процесса При описании образовательного процесса необходимо обосновать выбор принципов его организации и кратко отразить их отличительные особенности применительно к образовательному объединению. Рассматривая общие принципы организации образовательного процесса, важно ориентироваться на:[37] - систему дидактических принципов гуманистического воспитания, включающую принципы: деятельности, непрерывности, целостности, максимальности, психологической комфортности, вариативности и творчества; - систему ценностно-ориентационных принципов, включающую принципы: жизнеспособности, культуросообразности, природосообразности и социосообразности. Рассматривая особенные принципы организации образовательного процесса, можно указать следующие: дополнительности, личной детерминации, индивидуализации образования, непрерывности и преемственности образования, гуманизации образования, диверсификации, единства обучения, воспитания и развития, деятельностного подхода, интегративности образования, вариативности образования и усиления социальной составляющей образования.[38] Также допустимо представить частные принципы, свойственные организации образовательного процесса в рассматриваемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (пример 15). Пример 15
2.4. Оформление учебно-тематического плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Учебно-тематический план (далее – УТП) регламентирует образовательный процесс в образовательном объединении, отражая содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Как правило, УТП оформляется в виде таблицы, в которой представлены (пример 16): - разделы, которые могут включать несколько тем, или модули (если предусмотрены); - количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой на теорию и практику. Пример 16
При оформлении УТП следует придерживаться ряда общих правил: - введение – это первый раздел УТП, в рамках которого происходит: • знакомство педагога с обучающимися (на первом году обучения), их образовательными потребностями; • знакомство обучающихся с правилами техники безопасности и охраны труда, правилами проведения экскурсионных и массовых мероприятий (если предусмотрены), традициями и особенностями образовательного объединения, планом работы образовательного объединения на предстоящий год и др.; - основная часть раскрывает содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по разделам с делением на темы (если предусмотрены) или модулям, может включать концертную, конкурсную, экскурсионную, репетиционно-постановочную, тренировочную и др. деятельность[39] с выделением часов в УТП на выходы в музеи, на концерты, поездки, соревнования и др.; - заключительная часть предполагает выделение количества учебных часов в УТП на подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.4.1. Особенности учебно-тематического планирования
Учебно-тематическое планирование имеет ряд особенностей: - количество учебных часов по каждому разделу самостоятельно определяется автором (автором-составителем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; - количество учебных часов на год определяется по формуле (пример 17): N =36 * n; где: N – количество учебных часов в год; 36 – количество учебных недель в учебном году (const); n – количество учебных часов в неделю; Пример 17
- для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, рассчитанной на несколько лет, УТП может быть представлен в виде одной сводной или нескольких таблиц (пример 18-19). Пример 18
Пример 19
2.4.2. Особенности календарно-тематического планирования Следует разделять понятия учебно-тематического и календарно- тематического планирования. Календарно-тематический план не входит в структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: - составляется на основании учебно-тематического плана и календарного учебного графика; - раскрывает четкую последовательность изучения разделов и тем с указанием даты проведения занятий; - используется для заполнения журнала учета работы образовательного объединения.
2.5. Оформление содержаниядополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – это описание разделов и тем, соотнесенное с поставленными целями и задачами, направленное на достижение ожидаемых результатов. Структура содержания должна раскрывать (пример 20-21): - перечень ее основных разделов (модулей); - выделение тем в каждом разделе (если предусмотрено); - разделение содержания каждого раздела (темы) на теорию и практику (если предусмотрено); - конкретизацию содержания каждой темы общими понятиями, теориями, правилами и др. Пример 20
Пример 21
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил: - содержание составляется согласно УТП; - формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УТП; - необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме); - материал следует излагать назывными предложениями; - содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно; - в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.); - в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |