Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации образовательного процесса



2020-03-19 179 Обсуждений (0)
Особенности организации образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности образовательного процесса должны отражать основные формы его организации.

Форма образовательного процесса (от лат. «forma» - внешний вид, оболочка) – это способ организации образовательного процесса, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования.[33]

Таким образом, при описании образовательного процесса должны быть отражены его основные аспекты внутреннего содержания:

- время обучения с указанием срока и режима реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- место обучения с указанием особенностей комплектования групп обучающихся и формы образовательного объединения;

порядок обучения с указанием принципов организации образовательного процесса.

 

2.3.8. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Срок реализации – это продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, выбор которой зависит от категории обучающихся, поставленной цели, особенностей содержания изучаемого вида деятельности и др.

По сроку реализации дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу условно можно рассматривать как:

– краткосрочную (от нескольких месяцев до одного года);

– среднесрочную (от одного года до трех лет);

– долгосрочную (от трех лет).

Особенности содержания изучаемого вида деятельности часто предполагают выделение в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе нескольких ступеней обучения, каждая из которых имеет свой срок реализации.

 

2.3.9. Режим реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Режим реализации (от лат. «regimen» - управление) – это количество часов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в учебном году, выбор которых регламентируется СанПин[34] и зависит от срока ее реализации.

Начиная со второго года обучения, количество часов обучения в учебном году может увеличиваться или оставаться прежним. Увеличение количества часов по учебным годам должно соответствовать СанПин и быть педагогически целесообразно.

 

2.3.10. Особенности комплектования групп

При описании комплектования групп обучающихся необходимо:

– четко изложить отличительные особенности набора обучающихся в группы, ссылаясь на общие правила приема обучающихся в ОО ДОД;[35]

– обосновать дифференциацию обучения (если предусмотрена) с выделением: одновозрастных и разновозрастных групп, групп с постоянным и переменным составом, групп обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.;

– обосновать количественный состав групп в зависимости от года и профиля обучения, действующих санитарно-гигиенических норм для заявленного вида деятельности и др.

 

2.3.11. Форма образовательного объединения

Образовательный процесс в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может осуществляться в разных формах детских, подростковых и молодежных образовательных объединений.

Форма образовательного объединения (от лат. «forma» - внешний вид, оболочка) – это структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и т.д.), направленная на решение определенных образовательных задач.[36] При описании формы образовательного объединения необходимо указать:

- ее название (пример 14);

Пример 14

  В дополнительном образовании существуют следующие основные формы образовательных объединений: ансамбль, класс, клуб, кружок, лаборатория, мастерская, объединение, оркестр, салон, секция, студия, театр, школа и др.  

 

- ее отличительные особенности, которые могут включать информацию о наличии органов самоуправления, своей символики и атрибутики, приоритетных задачах деятельности, роли педагога, участии родителей и др.

2.3.12. Принципы организации образовательного процесса

При описании образовательного процесса необходимо обосновать выбор принципов его организации и кратко отразить их отличительные особенности применительно к образовательному объединению.

Рассматривая общие принципы организации образовательного процесса, важно ориентироваться на:[37]

- систему дидактических принципов гуманистического воспитания, включающую принципы: деятельности, непрерывности, целостности, максимальности, психологической комфортности, вариативности и творчества;

- систему ценностно-ориентационных принципов, включающую принципы: жизнеспособности, культуросообразности, природосообразности и социосообразности.

Рассматривая особенные принципы организации образовательного процесса, можно указать следующие: дополнительности, личной детерминации, индивидуализации образования, непрерывности и преемственности образования, гуманизации образования, диверсификации, единства обучения, воспитания и развития, деятельностного подхода, интегративности образования, вариативности образования и усиления социальной составляющей образования.[38]

Также допустимо представить частные принципы, свойственные организации образовательного процесса в рассматриваемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (пример 15).

Пример 15

  При организации образовательного процесса возможны варианты частных принципов организации образовательного процесса: коллективного творчества, системности обучения, сотрудничества обучающихся и их родителей, развивающего обучения и др.  

2.4. Оформление учебно-тематического плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Учебно-тематический план (далее – УТП) регламентирует образовательный процесс в образовательном объединении, отражая содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Как правило, УТП оформляется в виде таблицы, в которой представлены (пример 16):

- разделы, которые могут включать несколько тем, или модули (если предусмотрены);

- количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой на теорию и практику.

Пример 16

 

 

 

Раздел

 

Количество часов

Теория Практика Всего
1. Введение 1 - 1
2. Танец 6 42 48
2.1 Классический танец 2 14 16
2.2 Народный танец 2 14 16
2.3 Русский танец 2 14 16
3. Ритмика 2 14 16
  Подведение итогов - 2 2

Итого:

9 63 72  

 

При оформлении УТП следует придерживаться ряда общих правил:

- введение – это первый раздел УТП, в рамках которого происходит:

• знакомство педагога с обучающимися (на первом году обучения), их образовательными потребностями;

• знакомство обучающихся с правилами техники безопасности и охраны труда, правилами проведения экскурсионных и массовых мероприятий (если предусмотрены), традициями и особенностями образовательного объединения, планом работы образовательного объединения на предстоящий год и др.;

- основная часть раскрывает содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по разделам с делением на темы (если предусмотрены) или модулям, может включать концертную, конкурсную, экскурсионную, репетиционно-постановочную, тренировочную и др. деятельность[39] с выделением часов в УТП на выходы в музеи, на концерты, поездки, соревнования и др.;

- заключительная часть предполагает выделение количества учебных часов в УТП на подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

 

2.4.1. Особенности учебно-тематического планирования

 

Учебно-тематическое планирование имеет ряд особенностей:

- количество учебных часов по каждому разделу самостоятельно определяется автором (автором-составителем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- количество учебных часов на год определяется по формуле (пример 17):

N =36 * n;

где:  

N – количество учебных часов в год;

36 – количество учебных недель в учебном году (const);

n – количество учебных часов в неделю;

Пример 17

  Количество учебных часов в неделю ( n )   Количество учебных часов в год ( N )
1 36
2 72
3 108
4 144
5 180
6 216
7 252
8 288
9   324  

 

- для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, рассчитанной на несколько лет, УТП может быть представлен в виде одной сводной или нескольких таблиц (пример 18-19).

Пример 18

 

№ п/п

Раздел

 

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

теория практика всего теория практика всего
1. Введение 1 - 1 2 - 2
2. Танец 6 41 47 10 90 100

Итого:

26 118 144 20 124 144

 


Пример 19

 

№ п/п

Раздел

 

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

Для обучающихся учреждений проф. образования по специальностям, связанным с конструированием, моделированием и пошивом одежды

Для обучающихся учреждений проф. образования по специальностям, не связанным с конструированием, моделированием и пошивом одежды

Для обучающихся учреждений проф. образования по специальностям, связанным с конструированием, моделированием и пошивом одежды

Для обучающихся учреждений проф. образования по специальностям, не связанным с конструированием, моделированием и пошивом одежды

теория практика теория практика теория практика теория практика
1. Введение 4 - 4 - 5 - 5 -
2. История костюма 10 8 12 10 15 15 18 18
3.
  Всего: 27 117 37 107 31 149 41 139
  Итого:

144

144

180

180

 

2.4.2.   Особенности календарно-тематического планирования

Следует разделять понятия учебно-тематического и календарно- тематического планирования.

Календарно-тематический план не входит в структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

- составляется на основании учебно-тематического плана и календарного учебного графика;

- раскрывает четкую последовательность изучения разделов и тем с указанием даты проведения занятий;

- используется для заполнения журнала учета работы образовательного объединения.

 

2.5. Оформление содержаниядополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – это описание разделов и тем, соотнесенное с поставленными целями и задачами, направленное на достижение ожидаемых результатов.

Структура содержания должна раскрывать (пример 20-21):

- перечень ее основных разделов (модулей);

- выделение тем в каждом разделе (если предусмотрено);

- разделение содержания каждого раздела (темы) на теорию и практику (если предусмотрено);

- конкретизацию содержания каждой темы общими понятиями, теориями, правилами и др.

Пример 20

 

  Раздел 2. Игры с песнями и хороводами Тема 2.1. Народные игры-хороводы Теория: Виды народных игр. Воплощение художественного образа в драматическом действии. Обрядовые игры. Соответствие игр календарному годовому кругу. Музыкальные припевы в играх, их особенности. Древнее происхождение хороводов на Руси. Чудо-инструменты, история их возникновения. Практика: Разучивание народных игр. Работа над выразительностью исполнения текста. Импровизация мелодий и ритмов в сопровождении русских шумовых инструментов. Формирование навыков взаимодействия в коллективных формах музицирования. Освоение навыка пения с движением, хороводом, пляской. Овладение народной лексикой. Творческая мастерская «В хороводе были мы». Тема 2.2. Обрядовые игры Теория: Жанровый состав обрядового фольклора: ритуальные, величальные, игровые, лирические, заклинательные песни. Песенно-обрядовый фольклор. Практика: Разучивание обрядовых игр. Развитие певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции, идущей от естественной манеры произнесения слов. Освоение навыка обыгрывания песен. Активизация исполнения коллективных и индивидуальных форм песнопения.  

Пример 21

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.  

 

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

- содержание составляется согласно УТП;

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УТП;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

- материал следует излагать назывными предложениями;

- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

 



2020-03-19 179 Обсуждений (0)
Особенности организации образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации образовательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)