Мониторинг образовательных результатов (от лат. «monitor» - напоминающий, надзирающий) – это система критериев, показателей и технологий отслеживания образовательных результатов на уровне обучающегося (пример 27-28).
Пример 27
Пример 28
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
Показатель – это качественная и количественная степень выраженности критерия.
Количественные показатели дают частичное представление о результатах. К ним можно отнести такие показатели, как охват детей, сохранность контингента, достижения детей, продолжительность обучения, выполнение нормативов нагрузки и др.
Качественные показатели дают представление о ценностях и удовлетворенности обучающихся, морально-психологическом климате в коллективе и др.
Технология мониторинга включает методы диагностики, отслеживания образовательных результатов (анкетирование, тестирование, наблюдение, устный опрос, анализ продуктов деятельности обучающихся и др.).
Мониторинг образовательных результатов разрабатывается согласно следующим общим правилам:
- цель мониторинга согласуется с целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (пример 29);
Пример 29
Цель дополнительной общеобразовательной программы – развивать творческие способности обучающихся в процессе занятий швейным рукоделием (вышивкой различного вида: гладью, крестиком, лентами, ришелье, по сетке и др.).
Цель мониторинга – определить степень (динамику) развития творческих способностей обучающихся в процессе занятий швейным рукоделием (вышивкой различного вида: гладью, крестиком, лентами, ришелье, по сетке и др.).
- мониторинг включает критерии и показатели, которые самостоятельно формулируются автором (автором-составителем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, исходя из описания ожидаемых образовательных результатов (пример 30-31);
Пример 30
Результат – креативность выполнения практических заданий.
Критерий – уровень креативности выполнения практических заданий.
Показатели:
низкий уровень – обучающийся выполняет задания на основе образца;
средний уровень – обучающийся выполняет задания с элементами творчества;
высокий уровень – обучающийся реализует собственную творческую идею.
Пример 31
Результат – сформированность культуры здорового образа жизни.
Критерий – уровень сформированности культуры здорового образа жизни.
Показатели:
низкий уровень – обучающийся частично осознает взаимосвязь состояния здоровья и собственного поведения, не предпринимает попытки к ведению здорового образа жизни;
средний уровень – обучающийся практически полностью осознает взаимосвязь состояния здоровья и собственного поведения, предпринимает попытки к ведению здорового образа жизни;
высокий уровень – обучающийся полностью осознает взаимосвязь состояния здоровья и собственного поведения, ведет здоровый образ жизни.
- при несоответствии фактических результатов ожидаемым необходимо конкретизировать задачи, изменять методы обучения и методы мониторинга;
- мониторинг проводится периодически (пример 32);
Пример 32
Время проведения
Цель проведения
Начальный или входной контроль
в начале учебного года
определить уровень развития обучающихся, их творческих способностей, задатков, эмоциональной активности
Текущий контроль
в течение всего учебного года
определить степень усвоения обучающимися учебного материала; определить их готовность к усвоению нового материала; выявить уровень их ответственности и заинтересованности в обучении; выявить обучающихся, отстающих и опережающих обучение
Промежуточный контроль
по окончании изучения темы или раздела; в конце месяца или полугодия
определить степень усвоения обучающимися материала программы, определить промежуточные результаты обучения
Итоговый контроль
в конце учебного года или курса обучения
определить изменения в показателях уровня развития личности обучающегося, его творческих способностей; определить результаты обучения; ориентировать обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение; получить сведения для совершенствования программы и методов обучения
- представлен в виде описания системы отслеживания и фиксирования (пример 33), предъявления и демонстрации (пример 34) ожидаемых результатов;
Пример 33
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья в прессе и др.
Пример 34
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Оформление мониторинга образовательных результатов целесообразно представить в табличной форме (пример 35).
Пример 3 5
Задачи
Критерии
Показатели
Методы
Задачи обучения
Обучать теоретическим основам…
Уровень соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
тестирование,
контрольный
опрос
Формировать практические умения и навыки, предусмотренные программой
Уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям
Обозначения уровней показателя могут быть: буквенными, бальными, цветовыми, числовыми и др. Целесообразность выбора того или иного обозначения должна быть обоснована спецификой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (возраст и категория обучающихся, вид деятельности и др.)