Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология с точки зрения Вед.



2020-03-19 245 Обсуждений (0)
Психология с точки зрения Вед. 0.00 из 5.00 0 оценок




00:00:00 Добрый вечер, будем начинать. Следующая лекция будет посвящена психологии. Это условное название, конечно. Потому что сами ведические тексты, то знание, о котором идет речь, не имеют такого слова, как психология. Мы знаем, что это греческое слово. Но так или иначе, какое-то сходство смысловое есть в этом слове «психология» - тема, о чем мы сегодня будем говорить. Практически будем сегодня говорить в большей части о душе, и о том, с чем приходится «ей» душе, или «нам» всем взаимодействовать.

00:01:11 Все время, с каждой лекцией, нарастает смысловая нагрузка, поэтому мне всё чаще и чаще приходится напоминать то, о чем мы говорили на первой лекции, а именно о том, как мы обосновывали авторитет Вед. То, почему следует доверять тому, что там написано. То, что цель Вед не является сделать из ставропольцев индусов, христиан в индуистов, из мусульман в христиан, это не цель Вед. Цель Вед – познать Бога. Все остальное сопутствует этому. Здоровье человеку нужно для того, чтобы болезни не мешали стремиться к абсолютной истине, пониманию. Правильное понимание психологии существенно упрощает нашу жизнь, избавляя нас от многих проблем, от целого ряда проблем. Фактически понимание этой темы, о которой мы сегодня будем говорить, оно решает весь социальный пакет, как принято называть. Обладая знанием, человек обретает такую страховку, на все случаи жизни.

00:02:46 На первой лекции мы говорили о том, что есть методы в Ведах, которые можно проверить здесь и сейчас. И говорили о математике, решали математические примеры, используя формулы, описанные в Ведах, получали правильный результат. Я говорил о том, что также есть методы описанные, которые мы не можем пощупать в принципе. Мы не можем получить результат сразу. Если аюрведа, о которой мы говорили вчера, может как-то сразу дать нам результат, хотя бы через какое-то время, сегодня, если у нас, допустим, болит голова или бессонница, то достаточно закапать нос маслом, и мы уснем спокойно. Но методы, которые связаны с личностным, с душой, они более растяжимы во времени. Чтобы ощутить результат, необходима практика, как и во всем. В математике эта практика сводится к банальным действиям: плюс, минус, умножить, разделить. И результат сразу получили. 00:03:57 В аюрведе тоже все понятно. Там что-то примазал, что-то прижал – тоже результат ощутим. А в этой теме мы говорим о каких-то неосязаемых вещах, которые мы не можем пощупать своими чувствами, мы не можем их увидеть. Тем не менее есть метод. Есть очень логичное обоснование, о чем сегодня будем говорить. И есть вещи, которые мы не можем понять эмпирическим путем, то есть посредством наших чувств. Мы их не можем пощупать, мы не можем на них посмотреть, но мы можем их увидеть посредством "слушания". Также на первой лекции я говорил, что есть вещи, которые мы не можем увидеть, не можем понюхать даже. Тем не менее мы их можем услышать и сделать заключение, что это существует. Так, например, никто не видит ветер, но все его слышат. Можно легко понять, что что-то шумит на улице – означает ветер. Также пример приводили: что-то пахнет, но мы не можем видеть запах, мы его можем чувствовать. Мы получаем таким образом знание, что что-то есть, что контактирует с нашим чувством. Обоняние - тоже мы не можем видеть, но мы это ощущаем. 00:05:23 Таким образом зрение не является каким-то главенствующим чувством, с помощью которого мы можем что-то познать. Более того, мы говорили на первой лекции о том, что зрение зависит даже от слушания. Мы видим в основном то, что мы слышим. Пример приводили очень простой, что мы сидим в этом зале, и на первый взгляд он нам кажется очень неплохим. Просторным, уютным, стулья мягкие. Но если посмотреть глазами, или озвучить то, где мы находимся, то просто захочется встать и уйти. Начнем с того, что в аюрведе описывается, что неблагоприятное положение тела, когда мы сидим на уровне коленей, сиденье находится на уровне коленей. У мужчин развиваются болезни мужские, у женщин – женские. Статистика такова, что в странах, где люди сидят в большинстве на полу, их ноги находятся в плоскости с тазом, то нет таких проблем мужских и женских. Но люди, кто сидит в таком положении на уровне колен, то здесь у нас очень много таких болезней, это можно понять по количеству больниц, которые предлагают такого рода услуги. Это первое, то есть мы сидим в неблагоприятном положении, это раз.

00:06:59 Второе – эти столы сделаны из ДСП, которые пропитаны непонятно каким клеем. Но он испаряется лет 18-20. Мы не видим этого, но мы вдыхаем постоянно, что является причиной наших многих болезней. С потолка сыпется постоянно этот состав, который мы тоже не видим, но он осыпается. И мы его вдыхаем, тоже не очень благоприятно. Пыль на жалюзях осевшая тоже постоянно летает. Воздух переработанный, который выдыхает наше тело тоже не является чем-то полезным. Звук, который гудит, все это не очень благоприятно. Мы все это не видим, но когда это слышим, становится очевидно, что все не так на самом деле, как нам кажется, как мы это видим.

00:07:53 Поэтому зрение во многом зависит от звука. Сегодня мы будем говорить о тех вещах, которые мы не можем видеть, но мы их можем услышать.

00:08:07 Так мы привыкли называть какие-то качества характера своими, мы говорим: у меня такие качества характера. Этот человек хороший, этот человек плохой, у него жадность, а у этого милосердие. Но задумывается ли мы о том, с чего вообще вдруг мы начали так говорить? Откуда эта концепция: это мои качества характера, у него такие качества характера? С ними надо работать, что-то надо делать, как-то их улучшать. С чего это вообще? Какова база? Как это можно объяснить? Что здесь моё?

00:08:53 Ведический взгляд на эти вещи совсем иной. Есть утверждение, что в этом мире нам ничего не принадлежит, это первое. Второе – то, что мы видим, не зависит вообще от действия, действует независимо от нас. Так в Бхагават-Гите говорится, что весь этот мир состоит из трёх гун. Гуна означает качество. Сатва, Раджас, Тамас [Санскрит]. Весь этот мир состоит из трёх качеств – три гуны. Их можно понять, их нельзя пощупать, их нельзя увидеть, но из них все состоит. Наше тело состоит из них, наши чувства состоят из них.

Гуны материальной природы

00:09:47 Мы вчера проходили эту теорию "три доши" – первоэлементов. Эти первоэлементы, это просто трансформированный ум, выше всего стоят Гуны в этом мире. Все остальное развивается благодаря им. Есть три Гуны – Сатва, Раджас и Тамас. Сатва – это благость, раджас – это страсть, тамас – это невежество. И вчера мы говорили, что земля, вода, огонь, воздух, эфир – это пять первоэлементов. Но если мы посмотрим на эти качества – благость, страсть и невежество, каковы они, каковы их признаки, как они описываются в Ведах, то мы очень легко поймем, что Гуны являются первоисточниками земли, воды, огня, воздуха. Которые тоже мы можем понять благодаря их симптомам, признакам.

Качества благости

 00:10:45 Итак, качества благости, каковы они? Это описывается в Бхагават-Апуране, в одиннадцатой песне, двадцатая глава, стихи со второго по пятый. Качество Сатвы или благости – это контроль ума и чувств. Терпение, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милость, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие, щедрость, отречение от чувственного удовлетворения, вера в духовного учителя, внутренняя не расположенность к совершению неподобающего действия, благотворительность, милосердие, подача милостыни, простота, смирение, удовлетворение в себе самом. Всё это качества гуны благости. Заметьте, что всё это качества гуны благости.

00:11:48 Гуна благости, она отдельна от нас. Точно также мы можем представить спокойный океан или море, и перечислить его качества. Спокойный океан в летнюю погоду. Мы можем перечислить качества: спокойствие, умиротворение, нежность, теплота – всё это качества океана. Если мы заходим в этот океан, мы обретаем те же самые качества. Трудно представить, что мы в таком спокойном океане начнем вдруг беспокоиться. Нет, мы перенимаем эти качества.

Качества страсти

00:12:27 Следующие раджас, каковы качества страсти? Материальные желания, чрезмерное напряжение, смелость, дерзость, неудовлетворенность [неразборчиво], ложная гордость, тщеславие, мольба о материальном продвижении, размышления о себе, как об особенном, но лучше, чем другие. Чувственные удовлетворения, безрассудное опрометчивое стремление [неразборчиво], пристрастие слушания похвал в свой адрес, тенденция унижать других, декламирование своей собственной доблести и объяснение всех своих действий проявлением своей собственной силы. Это качества страсти.

Качества невежества

00:13:08 Следующее невежество. Нестерпимый гнев, скупость, разговор, не основанный на авторитете писания, ненависть, применение насилия, проживание паразитом, лицемерие, хроническая вялость, усталость, вражда, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, слишком долгий сон, ложные надежды, страх и лень – составляют различные качества гуны невежества. Гуна означает качество. Мы можем понять, что качества невежества – это все самое плохое в этом мире.

00:13:50 В Бхагават-Гите говорится, что существует отдельная природа от Бога, то есть его энергия. Это три Гуны, которые называются под другим углом зрения Пракрити, то есть то, что является местом, из чего рождаются живые существа. Пракрити. Также существует другая природа духовная – Джива. Живые существа, духовные души. Живые существа, которые эксплуатируют Пракрити, эту материальную природу. Что происходит дальше? В Бхагават-Апуране объясняется: как чистый воздух, соприкасаясь с различными ароматами переносит их на себе, при этом оставаясь чистым, точно также живое существо переносит различные качества Гун материальной природы.

00:14:44 Другими словами, воздух пролетая над чем-то ароматным, переносит этот аромат, и мы говорим – воздух пахнет. Воздух при этом остается чистым, он как транспортное вещество. На нём просто переносятся какие-то частицы, которые мы воспринимаем своим обонянием. Тот же самый воздух, который пролетит над чем-то дурно пахнущим, мы скажем, как он воняет, но воздух при этом остается таким же чистым. Точно также живое существо, оно вечно чистое, духовное, частица Бога, обладающая всеми теми же качествами божественными. Но соприкасаясь с различными гунами, оно переносит те или иные качества. 00:15:28 Живое существо, находящееся в этой сфере благости, проявляет только хорошие качества, те, которые присущи благости. Такие как контроль ума, чувств, вера, верность предписанному долгу. Это естественно, над этим даже работать не надо. Живое существо тоже самое. Если оно попадает под влияние страсти, то уже эти качества оно не может проявлять – качества благости, начинает транслировать качества страсти. Чрезмерные желания, стремление к результату, дерзость.

00:16:07 Тоже самое живое существо, попадая в невежество, начинает транслировать совершенно иные качества: агрессию, все самые ужасные… депрессию, слишком долгий сон. Мы можем видеть по себе, как какие качества меняются в нашей жизни. Иногда мы такие хорошенькие все, сами себе приятные, и всем остальным. Иногда нас одолевает неудовлетворенность. Иногда мы неистовы и делаем что-то, что потом переживаем. К примеру, идем ночью, открываем холодильник и начинаем есть, невежество означает. У этих всех состояний есть свои симптомы, точно также, как у болезней есть свои симптомы. Симптомы благости

00:16:57 Каковы симптомы благости, также описывается в Бхагават-Апуране. Живое существо или каждый из нас, мы не говорим о чем-то отвлеченном. Есть я – душа, которая характеризуется, как [сатчитананда], её природа такая – вечность, знание, блаженство. Мы постоянно соприкасаемся с этой природой, мы никуда сбежать не можем от нее. Сат означает вечность. Это всегда проявляется в нашем желании не умирать никогда. Мы не хотим умирать, хочется жить вечно. Люди борются посредством науки, продлением жизни. Это означает Сат. Другими словами, если бы у нас не было этого внутреннего чувства вечности, откуда бы у нас появилось желание жить вечно.

Качество Сат - вечность

00:17:55 Если говорить о материи, то её естественная природа, мы её наблюдаем, она рождается и умирает, рождается и умирает, рождается и умирает, здесь ничего другого нет. Все рождается и умирает. Но откуда у меня это желание жить вечно? Совершенно противоположное тому всему, что я вижу в этом мире. Это означает, что я совершенно отличное от этой материи. Качества материи совершенно противоположные. Оно [асат], она не вечна.

Качество Чит - сознание

00:18:29 Следующее качество [чит] – сознание. Эта материя не обладает сознанием, она инертна, она не дает знание. Наоборот, я стремлюсь познавать, и я пытаюсь познать эту материю. Если нет моей силы сознания, то эта материя его не дает, и мы вчера это пытались понять, как если я пережму вену, кровеносный сосуд, артерию в руке, ноге, и это сознание уходит. Мы говорили о том, что душа находится в районе сердца, она насыщает кровь сознанием.

00:19:16 И когда мы пережимаем руку, кровеносный сосуд, то кровь не поступает, мы говорим: рука онемела, рука не моя, рука немая. Это означает, что сознание не поступает в эту руку, и в ногу тоже, или в любой участок тела. Сознание поступает вместе с кровью. Нервы при этом остаются на прежних местах, никто не пережимает. Но как только мы снимаем блок и кровь начинает поступать в руку, мы её сразу начинаем осознавать. Мы ею начинаем управлять – сознание проникает, которое исходит от меня, от души в эту материю. Сама материя инертна, она не инициативна в том, чтобы дать нам что-то. Она стремится постоянно разрушиться, и лишь я, или душа, её постоянно созидаем. У нас нет [неразборчиво], чтобы мы видели, как материя сама по себе созидает. Если мы видим какое-то преобразование материи, это означает, что там есть душа. Будь-то камень, он растет, означает то, что там есть душа. Веточка, она растет. Машина заводится только потому, что есть душа человека, который пришел и завел. Мертвое тело если посадить в машину, оно не заведет её. Мертвое тело не будет двигаться само по себе, есть душа.

Качество Ананда – блаженство

00:20:42 Есть следующий аспект Ананда – блаженство. Характеристика также высшей, её качество неизменное. Оно выражается в нашем нежелании страдать. Кто-то хочет страдать, кто-то целенаправленно работает в своей жизни, действует для того, чтобы заработать себе страдание? Нет, мы все действуем для того, чтобы быть счастливыми, все силы на это тратим. Никто не старается сделать так, чтобы страдать. Даже люди, которые умышленно причиняют себе страдания, они делают это ради какого-то счастья. Либо прославиться – разные виды счастья бывают. Таким образом мы прилагаем усилия к тому, чтобы быть счастливыми, но мы видим, что мы все страдаем. В Бхагават-Гите говорится, что неважно, прикладывают усилия для того, чтобы быть счастливым или страдать, всё это сменяется подобно тому, как времена года сменяются. Как зима сменяет осень, весна сменяет зиму. Точно также страдания и счастье приходит в жизнь человека независимо от его усилий.

00:21:57 Вроде бы все делает для того, чтобы быть счастливым, а там раз – страдание. Или вроде бы ничего не делаешь для того, чтобы быть счастливым, а тут раз – счастье привалило. Есть такие даже уже приметы. Есть даже пословица: "Бежишь за счастьем – не догонишь. Остановишься – оно само придет". Есть тоже пример, что лучше ничего не делать, не стремиться, и тогда вроде бы легче становится. А когда что-то делаешь, все наоборот убегает. Эта материя постоянно стремится разрушаться. Этот процесс разрушения называется болезнями, принято его называть, болезнями, смертью. Соответственно, если я отождествляю себя с этой материей, то я страдаю, умираю, но это неприятно мне, поэтому я страдаю. 00:22:55 Вся эта материальная жизнь сплошное страдание, если так разобраться. Цепь страданий. Счастье возникает лишь в тот момент, когда страдание отсутствует. Ведь человек вроде бы… состояние счастья даже секунду не длится. Человек думает: ну вот оно! Есть такая примета, что если все хорошо, то значит скоро будет плохо. Никто старается не говорить, когда все хорошо. Все хорошо когда? Когда проблем нет. Но они постоянные. Думаешь – ну вот, все хорошо, а потом вдруг вспоминаешь, нет это ещё плохо. Это состояние неудовлетворения означает, что я – вечное живое существо, которое исполнено блаженством по своей природе. Кстати, эти качества – [Сат, Чит, Ананда], это качества Бога. Мы мизерные его частицы, как искорки его огня. Искорки огня обладают той же природой, что и огонь, просто разница велика в количественном понимании.

00:24:01 Каковы симптомы Гун этой материи? Когда я чувствую какое-либо неудовлетворение, надо понимать, что я просто нахожусь в страсти. Любое какое-то неудовлетворение. Если я чувствую какой-то ужас, или в моей жизни какого-либо характера проблемы. Надо понимать, что я нахожусь в страсти и невежестве, или в невежестве, в зависимости от тяжести.

Проблемы в окружающей жизни

00:24:28 Какие у нас есть проблемы? Какие у нас есть сферы жизни, в нашей, вообще, жизни, что нас окружает? Я однажды решил нарисовать, и можно попробовать самим – в центре листа нарисовать точку и написать, что это я. От этой точки пускать такие лучики. Эти лучики – сферы нашей жизни. И какие, сразу можно определить: образование, социальное положение, работа, деньги, отношения с женой, с мужем, семейные отношения, отношения с детьми. Это все разные аспекты нашей жизни. Отношения в коллективе на работе. Карьерный рост – это отдельная сфера отношений. Потом пища, или как я себя чувствую, здоровье, отношения со свекровью, или тестем, тещей, все это отдельные виды взаимоотношений, куда мы постоянно направляем своё внимание.

00:25:28 У каждого человека круг этих отношений очень большой – листа не хватит, чтобы их заполнить. Допустим, поездки за границу – отдельный аспект отношений, путешествия. Образование детей, воспитание внуков. У каждого этот круг, все время расширяется. С возрастом все больше-больше-больше становится, фактически это наши желания, их можно так понять. Представьте, какие проблемы могут быть на всех этих фронтах.

00:26:02 Взаимоотношения в семье если взять. Такой комплекс проблем, что просто нужно, кажется, отдельно вообще посвящать какую-то толстую тетрадку общую. Много литературы покупать, решать только эти вопросы. Но когда мы только начинаем устремлять свою жизнь в каком-то одном направлении, другое направление начинает рушиться. Начинаем уделять больше внимания семейным отношениям, смотришь – ребенок уже начал вредными привычками увлекаться. Вроде с мужем/женой налаживаешь, а там ребенок. Здесь как у страуса состояние: голову вытащил, хвост повяз, и наоборот.

00:26:45 Как же все вместе улучшить сразу? Где проблема находится? Качества чего эти проблемы? Качества невежества и страсти. Соответственно, как решить все проблемы одним махом? Нужно попасть туда, где нет этих проблем. То есть в благость. Как попасть в благость, это уже другой вопрос, это уже о нём будем сегодня говорить. То есть здесь очень все просто в этом мире, если смотреть с точки зрения Бога. Веды – это боготворенные писания. И Он очень просто говорит о том, как все здесь устроено. И здесь все очень понятно устроено. 00:27:26 Есть три сферы, образно можем представить, что это три такие большие водоема или океана. Я стою посередине, в нейтральном состоянии. Первый океан, это где штиль, теплая вода, солнышко не обжигает, все хорошо. Второй океан, это небольшие волны. Чтобы там удержаться, надо немножко грести – этот океан страсти, аналогию такую проведем. Третий океан, где бушует девятый вал. Там катастрофа. Соответственно, если я, можно себе представить, вхожу в спокойный океан, я обретаю эти качества спокойствия, мне даже не надо прилагать каких-либо усилий. В благости тоже самое. Я вхожу в благость и обретаю все эти качества. Точно также, как воздух если направить на что-то пахнущее, то он обретает эти качества ароматные. Воздух не надо как-то заставлять. Природа инертна. Куда мы направим свои желания, туда мы направим своё существование. Туда мы и пойдем.

00:28:49 Точно также природа вокруг, если мы её облагораживаем, культивируем, ставим что-то, клумбочку, то этот кусочек земли у нас очень приятен и красив. Но если мы мусор туда складываем, то нам самим станет противно там находиться. Точно также наше тело, это кусочек природы. Она такая же доверчивая, как и вся природа в принципе. Её загрязняешь, она принимает, но как потом нам самим в этом находиться? Соответственно в благости находиться очень хорошо. Там все хорошие качества. Эти качества благости и есть качества характера.

00:29:25 Я, допустим, не могу контролировать свои чувства. Теперь что мне надо делать для того, чтобы начать контролировать свои чувства? Я гневаюсь или я жадный? Как мне бороться с этими качествами? Что я должен делать? Отдать кому-то что-то? Пойти как-то через себя переступать? Потом я буду жалеть всю ночь, что я что-то кому-то отдал. Жадность, она же не ушла.

00:29:52 Или как бороться с гневом? Во-первых, когда я его чувствую, это означает, что он меня уже победил. То есть тут бороться не с кем. Я уже гневаюсь. Я могу как-то скрипеть зубами или ещё что-то. Но это же не процесс, который другие должны видеть. Это моё внутреннее состояние само по себе. Все эти качества плохие, это не наши качества, это качества либо благости, страсти, либо невежества. Соответственно качества хорошие – качества благости. У каждого есть опыт, это не надо доказывать как-то или принимать на веру. Мы знаем, если выезжаешь на природу, то сразу таким хорошим становишься и добреньким.

00:30:40 Попадаешь в город – там условия работы, и все, ты уже не контролируешь, ты становишься таким расчётливым, циничным, жадным. Не дай Бог кто-то делает что-то не так, как ты хочешь – сразу гнев начинает вырываться. А потом поспать долго очень хочется, и лень приходит. Воскресенье — это вообще день такой, когда спать надо до часа дня, долгий очень сон. Соответственно все это выливается в отношениях в семье и уже такой клубок – не понимаешь, в какой-то момент перестаешь понимать, с чем вообще бороться. Но бороться то не с чем.

00:31:18 Если вы попали в океан бушующий, в это невежество, в девятый вал, то даже если вы очень квалифицированный пловец, чемпион мира восьмидесяти девятикратный – вам это не поможет. Даже какое бы материальное образование не было, если человек попадает в невежество, ему это не помогает. Он не может справиться ни с чем. Какими бы он техниками аутотренингов не обладал – не поможет, это все равно, что в океан попадаете бушующий. Можно там, конечно, вспомнить, как медитировать надо в этом бушующем океане, не поможет все равно. Можно делать вид, конечно, когда тебя крутит, но это нельзя имитировать долго. Можно, конечно, пытаться усмирить стихию и бороться с волной, как Дон Кихот с ветряными мельницами. Но это что, надолго? Невозможно. Всё равно мы не сможем остановить эту стихию. И невежество, это такая стихия.

00:32:25 Еще раз повторю, её невозможно увидеть, но каждый её может ощутить на своем жизненном опыте. Если нас крутит из стороны в сторону. В современном обществе – это долги, кредиты, проблемы в семейных отношениях, мы берем целую группу отношений человека, и говорим, что тут проблемы везде: семейные отношения рушатся, дети вообще наркоманят, непонятно чем занимаются, не хотят учиться. Вообще отношений с детьми никаких нет, что это вообще за люди, которые рядом живут маленькие, не понятно. Зачем вообще такие… как с ними вообще жить? На работе проблемы, везде проблемы, как с этим бороться. Гнев не могу сдерживать. О чем это говорит? Это говорит о том, что я просто нахожусь в тамасе, или в невежестве. И бороться с отдельным чем-то бесполезно. Что-то улучшать [неразборчиво] приоритетнее – семейные отношения, или отношения на работе, вообще не понятно. Начнешь что-то делать – теряешь совсем другое и кажется, что это более ценное.

00:33:37 Соответственно, если я просто выкарабкиваюсь из этого бушующего океана и попадаю в спокойный океан, то мне не надо бороться. Конечно, ещё можно по инерции махать руками, бороться за что-то, но это спокойствие само придёт. Есть даже терапии такие, рекомендуют – зайти в море и просто там болтаться, в спокойном. И нервы успокаиваются, все успокаивается, все приходит. Надо понять, что мы находимся в таком-же положении. Мы просто не видим всего этого – всех этих Гун, но качество мы можем ощущать на самом себе. 00:34:18 Есть смешанные качества – это в чистую воду если налить красную воду, подкрашенную. То она смешивается, фактически мы не можем даже границы проявить – она раз, смешалась. Где-то разбавилась, где-то гуще, где-то прозрачнее. Точно также Гуны, они очень смешаны между собой, и качества могут переплетаться. Мы можем одновременно проявлять качества благости, то есть с одной стороны мы такие все хорошенькие, добренькие, с другой стороны у нас какие-то проблемы где-то там в жизни происходят, не понятные, и с горяча мы можем кого-нибудь обматерить, это невежество. Как-бы божий одуванчик… Все это смешано очень.

Тонкие и грубые материальные элементы

00:35:11 Но мы должны научиться быть подобно лебедям. Такой уровень сознания называется [Парамаханса]. [Парамаханса] означает наивысший уровень сознания, подобный лебедю. Лебедь что делает, если в воду налить молоко, то он черпает воду, но вода отсеивается, и он пьет только молоко. Точно также и мы должны принимать только качества благости. Наше тело или наш организм, это не просто очертания нашего грубого тела. Мы разбирали вчера, что существуют три тонких и пять грубых материальных элементов. Пять грубых – это то, из чего состоит наше тело: земля, вода, огонь, воздух и пространство, в котором оно находится. Также есть три тонких: ум, разум, ложное эго.

00:36:16 Самый тонкий, который все пронизывает – это ложное эго [арханкара]. Этими границами [арханкары] определяется в конечном счете наше тело. У кого-то [арханкара] или ложное эго выходит далеко за границы этого тела. Кто-то считает себя, при первом расширении, своей семьей, своими друзьями, то есть все, что с этим связано, это я. Человек, соответственно, страдает. Как понять, где граница моего я?

00:36:52 Граница там, где я прекращаю испытывать страдания. Кто-то говорит, что… беспокоится о своих родных и близких, что надо сыну дать образование. И это приносит очень большое беспокойство, то есть ребенку надо дать образование. Но человек даже не беспокоится, что соседский ребенок не получает образование. Соответственно его ложное эго прерывается на этом круге семьи. Он думает, что мой ребенок – это я, другими словами. Если он будет счастлив, то и я буду счастлив. А уже дальше там, за стенкой кто-то страдает, ребенок такой же возраст, пол, рост, всё… Но он не получает образование и это меня уже не волнует. Туда уже не распространяется моё я, это уже со мной никак не связано.

00:37:54 Но есть некоторые люди, которые распространяют своё я шире. Они уже переживают о многих детях. Мой ребенок получает образование, соответственно, пусть и все получают образование. Уже об этом беспокоятся. Если кто-то не получает образование или у кого-то нет родителей, бездомный, то этот человек беспокоится.

00:38:17 Кто-то распространяет своё я на кошек и собак, соответственно, если кошки и собаки страдают на улице, то он всех к себе в квартиру собирает и живет. У кого-то эго очень широко, и он живет рамками страны, рамками Земли, рамками вселенной. Кто-то переживает, там новую звезду нашли, и не моим именем её назвали, почему это так? А кто-то покупает участки на Луне. О чем это говорит? О том, что его я распространяется аж туда, и он пытается как-то "застолбить" свою территорию.

00:38:59 Кто-то называет звёзды своим именами. Соответственно, размер его организма он такой. Если что-то там начнет страдать, то ему уже страдание. Не дай Бог перекупят тот участок, который я на Луне купил – это же вообще проблема, катастрофа. А нам, у нас, соответственно, меньше, может у кого-то здесь есть участок на Луне, не знаю, но у меня нет и мне легче. То есть мне все равно, кто что продает, что покупает. Соответственно, эго меньше. Такие организмы, они не просто этим физическим телом… Не так, что я встал на весы и измерил вес своего организма. Ложное эго – тоже наш организм.

00:39:45 Соответственно, это такое, представьте, как машина, называется [янтра], наше тело это янтра. Оно движется в определённом направлении. Оно уже имеет качества. Оно уже соприкоснулось с какими-то гунами. Они везде распространяются, мы завтра будем на астрологии говорить практично, как гуны вообще можно увидеть и пощупать. Это тело уже набрало обороты, то есть не просто так избавиться от гнева. Гнев из чего берется? Гнев берется из привязанности. Говорится в Бхагават-Гите, что созерцая объекты чувств, человек развивает желания или вожделения, то есть такое неукротимое желание обрести этот объект. Если этот объект не обретается, то человек начинает гневаться. Другими словами, когда желания не исполняются, у меня проявляется гнев. Гнев — это следствие. Легко ли отказаться от того, что я привык созерцать? Другими словами, чтобы от гнева избавиться, сначала надо избавиться от желания вообще в принципе что-то иметь, как своё собственное. И гнева не будет. Просто так оставить в себе желания, но пытаться избавиться от гнева не получится. Потому что не один я хочу какого-то объекта, может кто-то другой его тоже желает, и приобретает его вперёд меня. Я начинаю гневаться.

00:41:34 Весь этот организм, со всем ложным эго, движется, сравним его с кораблем, с огромным кораблем, который движется на большой скорости по воде, океану. У этого корабля есть такой руль внизу, все знают, как флажочек небольшой. Корабль движется, поворачиваешь штурвал, этот флажок тоже начинает поворачиваться. И корабль продолжает движение по инерции, но его угол начинает меняться постепенно, и требуется несколько километров, чтобы он повернулся назад. Точно также и наша жизнь. Невозможно её сразу повернуть. Этим рулём в нашей жизни является язык, такая маленькая лопаточка. В каком направлении он говорит, в таком направлении движется наш организм. И очень сложно повернуть этот язык. Он идет по инерции, мы можем понять направление. Если мы постоянно говорим о каких-то выгодах, прибылях, и непонятных вообще разговорах, которые в принципе никакого смысла не имеют, о чем-то материальном постоянно. То мы должны понимать, что мы движемся просто, и океан, в котором мы движемся – это страсть и невежество. Неизменно будут присутствовать все эти качества, которые есть качества страсти и невежества.

10 проводников между состояниями благости, страсти и невежества

00:43:08 Для того чтобы перенаправить свой корабль в океан благости, или спокойно… следует знать, о чем надо говорить. Дальше мы разберем сам метод, как перейти в благость, или если кто хочет – в страсть, кто хочет – в невежество. Есть прямой путь, не так, что я размышляю: я в благости, в страсти, или невежестве? Есть прямой путь. В Бхагават-Апуране описывается, что есть десять проводников, соприкасаясь с которыми мы переходим из одного состояния в другое. Не зная их мы это всё равно делаем, но делаем это неосознанно.

00:44:03 Не обладая таким знанием мы даже не можем понять, что чтобы избавиться от каких-то плохих качеств, не надо с ними бороться, не надо вообще о них размышлять и думать. Потому что сама по себе концентрация на чем-то плохом не означает, что мы от этого избавляемся. Например, мусор в этой комнате если найти, и просто концентрироваться на нем, разбирать его природу, думать о нем, обсуждать его, то это разве поможет избавиться от этого мусора? Нет.

00:44:38 Точно также избавление от плохих качеств не означает, что я сейчас начну анализировать гнев, что это такое, я ещё больше усугублю эту проблему. Потому что решения то нет, как от него избавиться. А постоянное размышление об этом качестве только усугубляем моё состояние. Я понимаю в каком я вообще положении нахожусь ужасном. К чему все это приводит – к болезням, и прочим, и прочим.

00:45:10 Десять этих проводников следующие: [Агама] или знание, которое я принимаю, как руководство к жизни. Обычно это называется религиозными писаниями. Религия – то, что затрагивает самые глубинные стороны нашей души или связывает нас с чем-то очень сокровенным. [Агама], хотим мы этого или нет, это всё равно будет влиять на нашу жизнь, знания которые мы получаем. Кто-то может читать. Для кого-то может быть религиозными или этими самыми сокровенными знаниями – это то, что человек получает из сборников кроссвордов, или сборников анекдотов, или сборников тостов. Есть такая категория людей, которая занимается чтением подобной литературы. То есть это для них [Агама]. Их жизнь строится на основе этого знания. На основе тостов, анекдотов, желтой прессы, сплетен. Первый проводоник.

Знания

00:46:33 Есть три типа знания: [Паравидья], [Апаравидья], [Авидья]. Паравидья означает знания об абсолютной истине. Т.е. как все здесь устроено на самом деле и кто источник всего этого. Знание называется – знание благости. Есть знание в страсти, или апаравидья. Пара означает «над», апара означает «под» - знание среднего порядка. Это знание материальное, которое помогает нам как-то жить, выживать в сложившейся обстановке. Медицина, астрология, архитектура, что позволяет нам как-то выжить. Практическое знание, применяемое в этом мире. При условии того, что оно связывает нас с Богом.

00:47:36 Если мы говорим о медицине, то мы говорим о том, как лечить [неразборчиво]. Оно находится под духовным знанием, под чистым духовным знанием. Но тем не менее оно связывает нас как-то, изучая его мы можем развить какое-то понимание.

00:47:53 Есть знание, которое называется Авидья. Буквально означает невежество. Это то знание, в котором отсутствует понимание Бога. Можно авидьей назвать любое знание, которое не связывает человека с Богом. Даже если это супер-практичное в этом мире знание. Можно делать этот столб с пониманием, что делается для Бога, а можно делать этот столб ради каких-то наслаждений. Знания авидья приносит человеку невежество или страдания. Соответственно, все эти знания, которые я перечислял, они [неразборчиво] такая подобная литература, невежественная, они и принесет в нашу жизнь качества невежества. Все эти качества, о которых мы говорили ранее

00:49:00 Знания апаравидья, или знания страсти, оно принесет в нашу жизнь качества страсти. Мы постоянно будем не удовлетворены чем-то, это первое. Симптом страсти – это неудовлетворение. Если я проснулся и чувствую неудовлетворение в своей жизни, это означает, что я в страсти нахожусь. Если я проснулся, и я полностью счастлив и доволен, это означает, что я в благости. В любом состоянии, в каком бы я ни был, без условий без всяких. Если я чувствую полное удовлетворение, означает, что я в благости.

00:49:35 Соответственно, писания или знания в благости, это знания о том, как всё в этом мире устроено. Это сознание Бога называется. Сознание Бога означает – смотреть на этот мир с точки зрения Бога, как он всё это создал. Это его точка зрения изложена им же в произведениях, которые называются Апарупшея, или «не созданное человеком», или Шруты с Ведах. Разные названия есть.

Второй проводник – вода

00:50:07 Следующий проводник – это вода. Вода в благости – это чистая вода. Существуют, конечно, различные степени чистоты, и иногда нужно из худшего выбирать лучшее. Самой чистой водой считается дождевая вода. Но при наличии заводов каких-то химических, её врядли можно назвать чистой. Родниковая вода считается чистой. Дальше, если нет родниковой, соответственно фильтрованная вода из-под крана, это уже чище, чем просто из-под крана. Мы всегда должны стремиться пить чистую воду. Не следует пить грязную воду, или воду в страсти и невежестве. 00:50:07 Вода в страсти – это чистая вода, в которую налили всякой ерунды: химикаты всякие, газировки… И нет смысла тратить деньги на то, чтобы покупать грязную воду. Она принесет в жизнь только страдания. Это проводник страсти и невежества.

00:51:10 Соответственно, вода в невежестве – это водка, вино, продукты брожения, квас… И да, может быть нам нравится это… Может быть языку это приятно, но разум должен понимать, что это приведет к чему – просто к каким-то качествам… Мы будем проявлять качества невежества и страсти. Парфюмерия – это тоже вода в страсти, на химии основ



2020-03-19 245 Обсуждений (0)
Психология с точки зрения Вед. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология с точки зрения Вед.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)