Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории, истории государства и права



2015-11-20 521 Обсуждений (0)
Теории, истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Данная работа посвящена исследованию «разделения властей». Указанное словосочетание несет в себе двусмысленное значение: во-первых, «разделение властей», как теория организации гражданского общества; во-вторых, «разделение властей», как один из пяти принципов функционирования современного правового государства.

Цельюисследования является изложение основных идей Ш. Л. Монтескье о государстве и праве, всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития. Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачамипредпринимаемого исследования:

- рассмотреть общество и государство в теории Монтескье;

- исследовать природу и принципы правления;

- изучить сущность разделения властей в теории Монтескье;

- описать исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;

В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методыисследования:

· логический;

· сравнительно-исторический;

· метод системно-структурного анализа;

· историко-реконструктивный.

Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.

Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.

Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII в. и, была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) во многом продолжил традиции Локка и создал целостную концепцию правового государства, в основе которой лежит принцип разделения властей. Основные идеи философа изложены им в знаменитом труде «О духе законов», опубликованным в 1748 г.

Вообще, принцип разделения властей имеет важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие».

Теоретическое и практическое значение темы в современных условиях заключается в том, что Монтескье в своей работе обосновал и гарантировал свободу гражданина в рамках правового государства, что очень актуально в современных условиях Российского государства; Монтескье разделял власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, у каждой из которых имеется своя компетенция.

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс ее становления и развития, в юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Монтескье в отношении рассматриваемой теории, его учение о разделении властей "обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями".

В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, "устанавливается только законами и даже законами основными". А во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей.

Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан... "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, разделение властей означало ограничение абсолютной власти монарха, а значит пресечение произвола и деспотизма. Но развитые мыслителем идеи отражали не просто узкоклассовый интерес, а в них нашли выражение общечеловеческих ценностей, которым суждено было пережить века. Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

В соответствии с вышесказанным можно сделать следующие выводы:

· Законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны, но и относительно самостоятельны.

· Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власти, существует баланс, работает система сдержек и противовесов.

· Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе.

· Верховенство законодательной власти.

Таким образом, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей — это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому, что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.
За прошедшие столетия принцип разделения властей в развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных стран, выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен, актуален и накануне третьего тысячелетия нашей эры. Этот принцип, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы, как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп — национальных, региональных, профессиональных.

 

 



2015-11-20 521 Обсуждений (0)
Теории, истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории, истории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)