Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Даваа К.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиМДиНО



2015-11-20 452 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Даваа К.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиМДиНО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Учебники – это важный инструмент социализации в любой образовательной системе, особенно в школе. Они участвуют в подготовке детей к будущей взрослой жизни, не только предоставляя им знания по тем или иным предметам, но и знакомя с общепринятыми ценностями и нормами поведения. Функция учебников – донести до каждого ребенка то, что «должен знать каждый», рассказать о простых и вместе с тем фундаментальных вещах.

Категория педагогических функций является одной из центральных в понятийно-терминологическом аппарате теории учебника, тем не менее ее определение до настоящего времени не получило достаточно четкого обоснования. Функции учебника рассматриваются в качестве главной формы фиксации содержания и средства обучения, служащего проектом целостной деятельности обучения. Они выступают в роли программы, общих нормативов моделирования и использования учебника, определяют общую целевую направленность и выбор средств для реализации деятельности обучения. Глобальная функция учебника определяется его ролью как основного средства обучения. Учебник является носителем содержания образования и средств обеспечения его усвоения. В наши дни учебник перестает быть учебной книгой только для закрепления материала, сообщенного учителем на уроке. Возрастает его обучающая, воспитывающая и развивающая роль, которую раньше брал на себя учитель, возрастает значение управленческой функции. Это связано с накоплением в теории обучения знаний об учебном процессе, закономерностях, определяющих успешность его протекания.

Функции связаны влияют на структуру учебника в целом и определяют структурирование глав и параграфов. Приоритетная роль той или иной функции — информативной, воспитательной или контроля — обусловливает акценты отбора представленности текстовых компонентов, количество и характер упражнений, выделение главного и т. д. Функции могут рассматриваться как на уровне системы «учебник» в целом, так и на уровне его отдельных структурных компонентов: текста, заданий, изобразительных средств. Система и номенклатура дидактических функций современного школьного учебника не могут быть раз и навсегда строго обозначенными, они динамичны, подвижны, определенный объем педагогически переработанных научных знаний);

 

Нами был проанализирован учебник литературного чтения «Родная речь» 1-го класса под редакцией Л.Ф. Климановой [3]. Анализ показал, что содержание учебника интересно, понятно, доступно, учитывает возрастные особенности учащихся. И можно проследить, как выполняется функциональное единство компонентов учебника. Такой компонент, как основной текст теоретико-познавательного характера изложен при чтении произведений, которые помогают лучше понять окружающий мир, познакомиться с прошлым нашей Родины, формируют патриотические чувства к Родине, знакомят учащихся с образцами благородного служения Отечеству. Учебник также позволяет знакомить детей с общекультурными ценностями.

Дополнительные тексты хрестоматийного материала учебника для чтения Л. Ф. Климановой познавательные, носят развивающую и воспитательную направленность. В рубрике «Из старинных книг» содержатся поговорки, пословицы, которые носят высокий воспитательный характер.

Особое место в структуре учебника Л. Ф. Климановой занимает раздел «Проверь себя» (Внетекстовый компонент учебника – аппарат организации усвоения). Этот раздел включают в себя вопросы и задания по темам учебника. Они позволяет проверить уровень знаний, умений и навыков школьников, приобретенных по мере изучения учебного материала, а также их креативные способности. Литературное образование, воспитание школьников достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям текста, а также в силу систематизации учебного материала по разделам.

Учебник содержит, в меру, яркие и красочные иллюстрации (иллюстративный материал). В рубрике «Разноцветные страницы» каждый текст и стихотворение сопровождаются яркими, выразительными, креативными рисунками.

В конце каждой части учебника есть словарик (пояснительный текстовый компонент), где проводится толкование непонятных слов, в то же время некоторые данные в произведениях слова заставляют обратиться учащихся к толковому словарю или энциклопедии, что в свою очередь дает мощный интеллектуальный толчок для развития.

Таким образом, учебники начальной школы со своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способны активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Они оказывают большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

 

Литература:

1. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Роль школьного учебника в образовательном процессе. // Педагогика. 2003. №3.

2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М. , 1983.

3. Родная речь.: учебник для 1 класса начальной школы / Под. ред. Л. Ф. Климановй. – М., 2007.

.

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ ДЕПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ КАТЕГОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА



2015-11-20 452 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Даваа К.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиМДиНО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Даваа К.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиМДиНО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.041 сек.)