Научный руководитель - Даваа К.Д., к.п.н., доцент кафедры ПиМДиНО
Учебники – это важный инструмент социализации в любой образовательной системе, особенно в школе. Они участвуют в подготовке детей к будущей взрослой жизни, не только предоставляя им знания по тем или иным предметам, но и знакомя с общепринятыми ценностями и нормами поведения. Функция учебников – донести до каждого ребенка то, что «должен знать каждый», рассказать о простых и вместе с тем фундаментальных вещах. Категория педагогических функций является одной из центральных в понятийно-терминологическом аппарате теории учебника, тем не менее ее определение до настоящего времени не получило достаточно четкого обоснования. Функции учебника рассматриваются в качестве главной формы фиксации содержания и средства обучения, служащего проектом целостной деятельности обучения. Они выступают в роли программы, общих нормативов моделирования и использования учебника, определяют общую целевую направленность и выбор средств для реализации деятельности обучения. Глобальная функция учебника определяется его ролью как основного средства обучения. Учебник является носителем содержания образования и средств обеспечения его усвоения. В наши дни учебник перестает быть учебной книгой только для закрепления материала, сообщенного учителем на уроке. Возрастает его обучающая, воспитывающая и развивающая роль, которую раньше брал на себя учитель, возрастает значение управленческой функции. Это связано с накоплением в теории обучения знаний об учебном процессе, закономерностях, определяющих успешность его протекания. Функции связаны влияют на структуру учебника в целом и определяют структурирование глав и параграфов. Приоритетная роль той или иной функции — информативной, воспитательной или контроля — обусловливает акценты отбора представленности текстовых компонентов, количество и характер упражнений, выделение главного и т. д. Функции могут рассматриваться как на уровне системы «учебник» в целом, так и на уровне его отдельных структурных компонентов: текста, заданий, изобразительных средств. Система и номенклатура дидактических функций современного школьного учебника не могут быть раз и навсегда строго обозначенными, они динамичны, подвижны, определенный объем педагогически переработанных научных знаний);
Нами был проанализирован учебник литературного чтения «Родная речь» 1-го класса под редакцией Л.Ф. Климановой [3]. Анализ показал, что содержание учебника интересно, понятно, доступно, учитывает возрастные особенности учащихся. И можно проследить, как выполняется функциональное единство компонентов учебника. Такой компонент, как основной текст теоретико-познавательного характера изложен при чтении произведений, которые помогают лучше понять окружающий мир, познакомиться с прошлым нашей Родины, формируют патриотические чувства к Родине, знакомят учащихся с образцами благородного служения Отечеству. Учебник также позволяет знакомить детей с общекультурными ценностями. Дополнительные тексты хрестоматийного материала учебника для чтения Л. Ф. Климановой познавательные, носят развивающую и воспитательную направленность. В рубрике «Из старинных книг» содержатся поговорки, пословицы, которые носят высокий воспитательный характер. Особое место в структуре учебника Л. Ф. Климановой занимает раздел «Проверь себя» (Внетекстовый компонент учебника – аппарат организации усвоения). Этот раздел включают в себя вопросы и задания по темам учебника. Они позволяет проверить уровень знаний, умений и навыков школьников, приобретенных по мере изучения учебного материала, а также их креативные способности. Литературное образование, воспитание школьников достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям текста, а также в силу систематизации учебного материала по разделам. Учебник содержит, в меру, яркие и красочные иллюстрации (иллюстративный материал). В рубрике «Разноцветные страницы» каждый текст и стихотворение сопровождаются яркими, выразительными, креативными рисунками. В конце каждой части учебника есть словарик (пояснительный текстовый компонент), где проводится толкование непонятных слов, в то же время некоторые данные в произведениях слова заставляют обратиться учащихся к толковому словарю или энциклопедии, что в свою очередь дает мощный интеллектуальный толчок для развития. Таким образом, учебники начальной школы со своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способны активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Они оказывают большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Литература: 1. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Роль школьного учебника в образовательном процессе. // Педагогика. 2003. №3. 2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М. , 1983. 3. Родная речь.: учебник для 1 класса начальной школы / Под. ред. Л. Ф. Климановй. – М., 2007. .
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ ДЕПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ КАТЕГОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |