Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство



2015-11-27 354 Обсуждений (0)
Российское законодательство 0.00 из 5.00 0 оценок




X—XX веков

135№ 3 и 4: доб. божия.

№ 2: своих.

№ 2: весе*.

138 № 2 и5: нет; № 2 и 4: инс

139 № 2, 3 и 4: нет.

140 № 4: доб. преставился.

141 № 3 и 4: рождества.

142 № 3 и 4: иноки.

143 № 3 и 4: нет.

144—144Зги слова внесены в текст из № 3 и4.

145 № 3 и 4: доб. аз же.

146 2: подписал.

146—146

№ 3 и 4: и уставные грамоты под сей судебник подписал пред вами.

147№ 3 и 4: пособствуйте.

148 № 5: уложите.

149—149 № 3 и 4: вашей святильской пастве.

150 № 3 и 4: моего.

151 № 3 и 4: предания.

152№ 3 и 4:побеседуйте.

И 4: нет.

№ 2 и 5: среду.

№4: доб. от государя царя; № 3: доб. от государя царя сицс глаголет.

№ 3 и 4: доб. ы весь священный собор.

156№ 5 доб. чину.

157№ 2: доб. и дьяконы.

158№ 3 и 4: доб. и речете

И 4: .мои.

№ 2 и 5: днгижысы отдая; № 3 и4: о антимисех.

№ 2, 3 И 4: заповедеж.

162—162

№ 3 И 4: совершенно бы образы

божий писали со всяким опасением

и искуством.

163—163 № 3 и 4: о .эна.менах венечных.

№ 2: И от того продажа.

165 № 3 и 4: двоеженцу.

166 № 5 доб. ставят.

167 № 2: по них ученики учатся.

№ 3 и 4: училищах.

169№ 2: доб. нерадении и о нашям.

170—170№ 3 и 4: нет.

171171 № 3 и 4: нет

172 № 2; доб. им.

№ 3 и 4: вопрос 9. Счет следующих

вопросов идет на единицу вперед

до 23 вопроса, который соединен

с 22-м.

№ 3 и 4: доб. чтобы им быть во властех.

174—174

№ 3 и 4: ц службы божесгвенныя не служат.

175 № 5 доб. их.

176 № 2: доб. отказывают и.

177—177№ 3 и 4: нет.

178 № 2: доб. им.

179 № 2: в орды отвозят.

180 № 3: сквернами.

181 № 2: доб. творится.

182—182

в № 2: */то со образы божиими ходят и скитаются по миру.

И 4: нет.

184—184 № 3 и 4:

i дивятся.

185—185 № 3 и 4: вотчинные села.

186—186 Ms 2, 3 и 4: нет.

187 № 2, 3 и 4: нет.

188—188

™ 3 и 4: и что о сем боженственное писаные глаголег или.

189—189

№3 и 4: нищим и прочим на потребу достоит.

№ 3 и 4: мирским попом.

№ 3 и 4: исповедывают.

192 № 2: чего.

193 № 3 и 4: матери моей.

194 2: доб. бы своих.

195 № 3 и 4: истинный.

196—196 № 3 и 4: нет.

197 № 2: доб. церковных.

198 № 2, 3 и 4: срамныя.

№ 3 и 4: доб. творят.

200—200

№ 3 и 4: нет и вопросы 22 и

23 соединены в один; далее счет

вопросов во всех рукописях идет

одинаково (см. вопр. 8).

201 № 2: достоит.

202 № 3 и 4: обыскати и.

203 № 2, 3 и 4: свягынял*.

204 3 и 4; урочного.

.№ 2, 3 и 4: у чинит и.

№ 3 и 4; доб. подкусывают.

207 № 2: что крестьянин.

Стоглав

386 208

Российское № 2. отнесено к следующей главе,

законодательство Х-ХХ веков 209-209

№ 4 вопрос 28 о том же

210—210 № 3 и 4 о непокаянии грешных.

211 № 2 содолгского греха

212 № 3 и 4 соблюде ы и-эведе.

213 № 2 нашых

214—214

№ 3 и 4 и воск на свещи и прилипни месячные

215—215

№ 3 и 4 и за зборы е праздники и за упокой холят

216 № 2 доб ни павечерницы

217 № 3 и 4 мати моя

218 № 3 и 4 матери моей

№ 3 и 4 дворы

220 № 2 доб и иныя доходы

В других списках Иже крестияне давленину ядят (и о том № 2)

222 № 5 разсудити и

223 № 2 что

224 № 2 доб и ев Духа

225—225

№ 3 и 4 а на литоргии всегда Отца и Сына и ев Духи поют

226—226 № 2 бы соборне уложили о том

227 X» 3 и 4: доб вино церковное и

228 № 3 и 4 мяса № 5 рыбы

№ 3 и 4 доб внося олтарь же

230—230 Слова внесены в текст из № 2

231—231 № 3 и 4 больши

№ 5 доб а правила святых апостол

и святых отеи, о сем запрещают, и

впредь како сему достоит быти

233—233

№ 3 и 4 киноварью с новой строки дозде царския вопросы

JVT° 2 сем

235—235 № 3 и 5 сослужебники своими.

236 № 3, 4 и 5 протопопов

237—237

№ 3 и 4 и даровал бы им благородная чада в наследие рода их

238—238

№ 3 и 4 нет

239 № 2, 3 и 4 нет

240 № 3 и 4 доб дне

241 № 2, 3 и 4 нет

242 № 3 и 4 учинили

№ 2 доб (ова же от жития святаго Фалласия Якоже тамо глаголет, тако откровено бысть святому до шестого часа глаголя приемлемы суть хри-стиянския службы на небесех Прочее же рече аще будут не приемлемы

до утренняго), сия же главизна зде в писании свидетельство положися

244 № 3 и 4 нет

№3 и 4 доб звонити и пети обедню в полчаса дни

246—246

№3 и 4: а святую бы и божественную литургию

247 № 3 и 4 доб Григория богослова.

248 № 2 честным

249 № 3 и 4 нет

№ 3 и 4: Глава 9 Ответ соборный 4 ко царю указ

251—251 Слова внесены в текст из № 2 и 5.

252 № 2 и 5 нет

253 № 2 и 5 нет

254—254 № 3 и 4 so олтари

255 Это слово написано киноварью

256 № 2 доб и отжени от нас всякого

врага и супостата и умири нашу

жизнь Господи, и помилуй мир свой

и спаси душа наша, яко благ и

человеколюбец

257 № 3 и 4 о патриархе

258 № 3 и 4 или

259—259

№ 3 и 4 Ответ соборный 5 о царских дверех

260—260 ^- -> и 4 Глава 11 ответ соборной 6

261—261 №3 и 4 святыя горы и студийскаго

262—262 № 3 и 4 ответ соборной 9

263—263

№ 3 и 4 Глава 15 ответ соборной 10 о попех

264—264 № 3 и 4 нет

265 № 2 Апостол убо Павел.

266 № 2 пророк Давыд

267—267

№ 3 и 4 поучение попам ответ соборный 11

268 № 2 доб Давыдовы

269—269 № 3 и 4 с другом

270 № 2 переменяючи первее

271—271

№3 и 4 ответ соборном 12 о дегыно-М крещеный

№ 3 и 4 доб в печатных служебниках

272—272 Эти слова написаны киноварью,

273—273

№ 3 и 4 а мужеск пол а другий женск Больши не подобает -

274 № 3 и 4 огвет соборной 13

275 № 5 доб и вечере

276—276

№ 2 того отрока и отроковицы,

№3 и 4 того, № 5 отрока пятинаде-

сяти лет, а отроковиц дву падесяти

лет

387 Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

3 и4 прочее, якоже пишет в служебнике

278 3 и 4 вдовцех

279—279

№ 3 и 4 Ответ соборным /4 о тол же венчании

280 № 3 и 4 должно есть ведати

281 № 2 доб оба

282—282

3 и 4 ответ соборной /5 правило о втором браце — Следующие слова, как и в № 5, отнесены в текст главы

283 № 3 и 4 доб патриарха

№ 3, 4 и 5 следующий за этими слова отнесены в текст главы

285 № 2, 3, 4 и 5 /8

№ 3 и 4 вино или ино питие пияное до времени

287 № 3, 4 и 5 истреэвятся.

№ 3 и 4 иже есть диякы, котории

хотящий дияконства (№ 4:

священства)

289—289

№ 3 и4 умирати и без причастия,

№ 2 без покаяния и без причастия

и без даров божиих умирати

29Q № 3 И 4 ответ соборный

№ 2 доб .моего государства

№ 2 доб пределе и

293 № 3 и 4 пети.

294 № 2- доб и дьяки

№ 3 и 4 нет

296 № 3 и 4 плотского

297 № 2 доб налойному

298 № 4 умели

299 3 и 4 ответ соборной

300—300

3 И 4 старейшинам священничес­ким, которым разумным

№ 2 доб сударей и

302 № 3 и 4 доб иконы старыя.

303 № 3 и 4 иконы

304 № 2 доб книги.

305—305 № 3 и 4 нет

306—306

№ 3 и 4 впредь только учнут тако творити продавцы и купцы

307 № 3 и 4 пределе*

№ 2 волостем

309 № 2 доб и дьяконы

№ 2 доб человека

№ 3 и 4 со кресты

312 № 3 и 4 доб духовных

313 № 2 и 5 доб две-ма персты.

№ 5 долгия

№ 3 и 4 властию

316 № 2 бо разумеем

317 № 3 И 4 показует

318 3 и 4 доб не творити тех

319—319

3 И 4 по вся дни брегли койждо над своею властию и спрашивали

320—320 № 3 и 4 по херотониям

321—321

№ 3 и 4 которые протопопы и попы

и дьяконы учнут жити в слабости и

в лености и во

322—322 № 3 и 4 нет

323—323

№ 2 или дьяконом не подобает уботаковая слушати ни смотрити

324—324

№ 2 церковном пении и о церкви божий небретчи

№ 2 доб священники

326—326

№3и4 те сами отлучатся сану своего и мест своих по священным

правилам

327 ■Н2 э и 4 эти слова отнесены в текст

328 № 2 доб молебен

329 № 3 и 4 святитель же

330—330

9 3 и 4 крестом староста своих попов и дияконов и народ весь

331 № 2 3 4 и 5 тому

№ 2 доб своего, № 3, 4 И 5 доб своя

333—333 № 3 и 4 нет

334—334 № 3 и 4 нет

335—335 № 3 и 4 глаголе № 5 рече

№ 2 3 4 и 5 упрекалися

337 № 2 убийца

338—338 №3и4пророк Захария серповидец

№ 3 и 4 земное

340—340

3 и 4 в церкви стояти со страхом

и трепетом и бога молити со слезами

о своих согрешениях

341—341

3 и 4 речей и словес во время божественного пения

342—342

№ 3 и 4 а тафей бы отнюдь на главы в церкви не клали

3 и 4 то предание проклятого и безбожною Махмета

344—344

2 Слова написаны в рукописях киноварью

345 № 3 и 4 убо рече — нет

346—346

№ 3 и 4 Слова написаны в рукописях киноварью

№ 5 доб (Левит 19) — На поле киноварью в к низе Матфеовой в составе 300 глава 9 в кормчей глава 47 лист 388 и в потребнике в номоканоне Глава 174

348 5 доб суща учаконено есть

Стоглав

Российское

Законодательство

X—XX веков

доб киноварью поучение

№ 3 и 4 доб киноварью от священных правил

№2 3 и 4 нет

352 № 3 и 4 переводов

№ 5 доб творения

354 № 2 доб уложити и

355—355

№ 3 и 4 своих и племянников у себе в монастырех

356 № 2 святым честным

357 № 3 и 4 доб о иконописцех

№ 2 доб на воздусе

359—359 № 3 и 4 писано тут

№ 2 доб свяи^енниуы

361 № 3 и 4 доб Богородицы

362 № 2 доб на дискосе

363—363

№ 2 среди дискоса в подножие святаго христова агньца

364 № 2 доб святаго дискоса

ЪЬЪ—ЪЬЬ

№ 3 и 4 зде в соборной церкви

и по всем святым церквам так

не творят

№ 3 и 4 доб а черному священнику или

367—367

№ 3 и 4

попов и дьяконов и дьяков

№ 2 разсудити

369 № 3 и 4 нет

370—370

№ 3 и 4 нет

№ 2 добиграют и пропиваются И оне бывпредь от того престали б

372—372 № 3 и 4 нет

373 № 3 и 4доб в неделю

374№ 2 добделех и

375 № 5 о злых ересех

376 № 3 и 4 верующий

377—377

№3 и 4 свою царскую грозу учинитии заповедь

378—378 № 2 во своей области

№ 2 доп и по всем волостем и по селом во своих пределах

380 № 3 и 4 доб и в наказании

381 № 3 и 4 доб и в проклятии

382—382 № 3 и 4 умерших с великим воплем

383—383

№ 3 и 4 Богоявления господня

№ 2 доп и Васильева дни

кесарийскаго

384 № 3 и 4 клоктания

№ 2 допи по волосгеж и по погостом

386—386

№ 3 и 4 Богоявления № 2 и

крещения и Васильева дни

кесарийскаго

№ 3 и 4 велии,ем дни откличка народъницы

388—387 № 2 окличках нарадунице

388—388

№ 2 оклычках на радунице № 3 и 4 н народъницы оклички

389—389 № 3 и 4 да извержется сана своего

№ 3 и 4 доб в первый

№ 2 доб святаго Иоанна

крестителя, № 3 и 4 доб Иоанна

предтечи

392—392 № 3 и 4 Ответ (№ 4 28; В

предтече вы праздники усекновение честныя главы

393—393

№ 2 и святителя и все

394 № 2 3 и 4 и о гол! вопросити

№ 2 доб .монастыре* и во святых

396—396

№ 2 во своелг монастыри и обители № 3 и 4 во своей области

397 № 3 и 4 беседовати

398 № 2 устроити

№ 2 и 5 положите

400 № 2 и 5 доб еселенскиж

401—401

№ 4 — киноварью /?озде конец

царским вопросам и соборным

ответам

402 № 3 и 4 пеги

403—403 № 3 и 4 преданию и по уставу

404 2 доб по закону и по

405 № 3 н 4 запрещению

406 № 3 и 4 доб ыконники неучи

407 № 2 доб иконы

408—408 № 3 и 4 от бога осудятся

409—409 № 3 и 4 или просити пенязя

410 № 5 продаянию

411—411

№ 3 и 4 человек от жития сего сиречь без причастия таковый лишен святительныя благодати

412 № 2 3 4 и 5 освящен

413—413

№ 3 и 4 Сему толкование Освященных богови на службу сосуд или завеса, или постав злат или поволока, аще масло, или воск или ино что не подобает паки приимати от церкви в домы и скренити

414—414 № 2 3 и 4 в нынешнем законе

415 № 3 и 4 доб писание

416 № 3 и 4 доб а не царская

417—417 № 3 и 5 нет

Стоглав

Российское

Законодательство

X—XX веков

418 № 3 и4: доб. и по всем градом.

419 № 2: всем.

№ 3 и 4: честном.

421№ 3 и 4: доб. еже рече.

№ 3 и 4: доб. Далматский.

423 № 5: доб. грамоте.

424—424 № 2 и 5: киноварью.

424 № 2: доб. глава.

425—425 № 3 и 4:

ни чим монастырским не владели.

№ 3 и 4: доб.строители и.

2: иных.

428—428 № 3 и 4: безбояэние.

429 № 3 и 4: ыэсгупленые.

430—430 № 5: чрево насыщая труд их.

431 № 5: пастырем.

432 № 3 и 4: не отрече.

№ 2, 3, 4 и 5:

требовании.

434№ 3 и 4:и вотчины.

435 В№ 2: между 52 и 53 главами

помещена Грамота митрополича: Грамота митрополича. Благослове­ние. Л реосвященнаго митрополита Макария всеа Русии в честную обитель успения пресвятей при-чистыя владычице нашея Богородица во обитель во общий монастырь на Симоново духовному настоятелю архимандриту Алексию яже о Христе с братиею. По совету и по повелению боговенчаннаго царя и государя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Руссии самодержца, и о святем дусе с своими детьми с его богомоль­цы: со архиепископы и с епископы, со архимандриты и игумены, и со всем священным собором русския митрополия отныне и впредь с божиею помощию соборне уложихом по вопросам благочестиваго царя о многоразличных церковных чинех и о исправлении, о монастырских чинех и общеп ре дательном житии, и о пьяньственном питии, и о святитель­ском суде, и о прочих священных чи­нех по преданию святых апостол и святых отец и по священным прави­лом и по божественному уставу ничтоже претворяюще. И ныне о том

вкратце написахом о святых и честных монастырех и о прочих священных чинов по священным пра­вилом, к вам в монастырь на собор послахом за своею печатью. И как у вас будет наше послание, и вы б

соборне пев молебны господу богу и пречистой Богородицы и небесным силам и великим чюдотворцем и всем святым и молили б всесильного бога о устроении земском, и о тишине, и о многолетном здравии благочести­ваго царя государя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии са­модержца, и о его благочестивой царицы и о великой княгини Анаста­сии, и о их б ого дарованной дщери царевны и великой княжне Марье, и о его брате князе Георгии Василье­виче, и о его княгине, и о князе Владимере Андреевиче, и о их кни-гинях, и болярех, и о всем христо­любивом воинстве и чтобы господь бог умножил лет живота их благо­честивому царю и его христолюбивой царицы, и даровал бы им сыны « наследники царствию их, и возвысил

бы господь бог царскую десници его надо всеми его недруги и враги, и устроил бы царство мирно и вечно, в род и род и во веки и во многия роды. Аминь. Да на том же бы естя соборе передо всю братьею наше послание к вам соборное прочли со всяцем вниманием и что в нем писано, и вы б с божиею помощию о всем о том потщалися духовне и телесне исправити, елика ваша сила. И о том от господа бога сугубую мзду восприимете и от благочестиваго царя благодарение и жалование, и от всенародного множества хваление, и от нашего смирения соборное благо­словение. А милость божия и пре-чистыя Богородицы и великих чюдо-творцов молитвы и благословение, да нашего смирения соборное бла­гословение да есть всегда и будет с вашим преподобством во веки, аминь.

Писана на Москве лета 7059-го

месяца июля.

Далее за этой грамотой следует приписка киноварью: Да с тою же грамотою послати по монастырем по­учение главы; ис тое же соборныя книги выписати глава 49, глава 50, главы 5/, 52. Глава 75-я, 76-я, 67-я, 68-я, Глава 31-я царских вопросов, глава 68-я. Обыкновенными черни­лами. Потътоже убо слово. А что в митрополии и во архиепископьях и в епископьях по которым градом и по десятинам искони вечно уставле-ные жили десятильники (слова из 68 главы Стоглава).

436—436

2: по вся священныя мужи и прочие вся причетницы, и иноки, и монастыри; № 3 и 4: но вся священный мужи и причетники, и иноки, и прочая вся управления и попечения все местным епископам.

437№ 3, 4 и5: избирает.

Нет.

439 2: собирают и поставляют; № 5:

собирают и поставляют и управляют;

№ 3 и 4: избирают и поставляют

и управливают.

440 № 2, 3 и 4: доб. и.

441 № 5: толкование.

№ 3 и 4: подобает ему судище епископле.

Этимсловом оканчивается рукопись Стоглава № 2.

444 № 3 и 4: подобает.

445—4453 и 4:

и тому отмщати повелеваем, подобает ему главу мечем усекнути.

446—446 № 3 и 4:

той вселенней даны святителем суды церковные.

447—447

№ 3 и 4:

дахом владети.

А святителем священнического чина

и иноческого,

и всего причта церковного

им не судити ни в чем

или прикоснутися.

448 № 5: церковънаго.

449 № 3 и 4: ни которого.

450 № 5: or.

3 и 4:доб. православных веры.

452№ 3 и 4: галиарином.

453 № 3 и 4: всем.

454 № 3 и 4: ино.

Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

455—455

№ 3 и 4 есть царство Haute судившс узаконовах и положихом елика суть

456—456

№ 3 и 4 противися цареву еже

узаконенному повелению

благочестно

№ 3 и 4 доб на югу и на севере

458—458

№ 3 и 4 церковный пошлины

отданые к богу аще 5 № 3 и 4

доб искусни

459—459

№ 3 и 4 не подобает сих святителей и причет их

460 № 5 вдовство № 3 и 4 ведмовство

461—461 № 3 и 4 един же другого

462 № 3 и 4 со скотиною с

463 № 3 и 4 доб или вдова

№ 3 и 4 родит или кто доведет на кого содомской блуд

465—465 № 3 и 4 нет

466—466

№ 3 и4 аз такоже все дал по прежних царей уложению

3 и4 доб и архиепископам и епископам

468 № 3 и 4 нет

469 № 3 и 4 странник

470—470

№ 3 и 4 яко порты чернеческия

сверх же тех людей церковных

богадельныя

471—472 № 3 и 4 девяти

473 № 3 и 4 уложиша № 5 возгласиша

474—474

№ 3 и 4 Послание преосвященного

кишрияна митрополита киевского и

всея Русии во Псков о святительском

суде Сице

475—475 № 3 и 4 и святых правил проклятия

№ 3 и 4 божественных правил и моего благословения и начнет

477 № 5 купили

478—478 № 3 и 4 нет

479—479

3 и4 О том же правила святыхотец Глава 66

480—480 № 3 и 4 нет

481—481

№ 3 и 4 а что пономарем (-1) архимаритов и игуменов и игуменей и строителей и священнических и священнический и иноческий чин, и весь причет церковный что у них церковных (I) жалованный грамоты

482 № 3 и 4 доб и татбы

483—483

№ 3 и 4 посадским людем и всяческим черным людем

484 № 3 и 4 властей

485—485 № 3 и 4 делех всяких

486—486 № 3 и 4 нет

487 № 3 и 4 нет

488—488 № 3 и 4 нет

489 № 3 и 4 своими

490—490 № 3 и 4 нет

491 № 3

492 АИ доб который судил

№ 3 и 4 доб и прочий

494 АИ езду

495—495 № 3 и 4 нет

496—496 № 3 и 4 нет

497—497

№ 3 и 4

нет

498 АИ доб те

499 № 3 и 4 нет

500 № 3 и 4 нет

501—501

№ 3 и 4 нет

502 № 3 и 4 доб суд

АИ доб и по духовным

504—504

№ 4 и в бои и в грабежу и в прочих духовных делех

505—505

№ 3 и 4 списывать списки слово

в слово и к тем спискам десяцкие

и старосты и целовальники руки свои

прикладывали б и печатали б и все

потому делают якоже и преды

написахом чтобы было брежно,

чтобы тех списков воровством никто

не переписывал

АИ печати

507 № 3 и 4 нет

508—508 № 3 и 4 сыску

509 № 3 4, 5 АИ доб и безволокитно

510 № 3 и 4 нет

511 АИ доб ставитись

512—512 № 3 и 4 нет

513—513 № 3 и 4 нет

АИ на них

515 № 3 и 4 и закащики

516—516 № 3 и 4 нет

517 № 3 и 4 и закащиком

518—518 АИ нет

519—519 № 3 и 4 постовой и льготной

519—520 № 3 и 4 нет

521—521

№3и4сбирают старосты поповския и десяцкия во всех

522—522 № 3 и 4 нет

523—523 3 и4 с бояры их и десяцкими

524-524

К» 3 и 4 нет

АИ бы ту венечную пошлину сполна

526 № 3 и 4 нет

Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

527—527 № 3 и 4: нет.

528 № 3 и 4:творили.

529 № 3 и 4: нет.

530 АИ: доб. поповскым.

531 АИ: от того унялися.

532 № 5: доб. и перехожих.

533—533

№ 3 и 4: нет.

№ 3 и 4: нет.

535—535 № 3 и 4: нет.

536—536 № 3 и 4: нет.

537—537

№ 3 и 4: потому которые даньсбирают у них те надзирают.

538—537 АИ: на святителей дань сбирают.

539—539

№ 3 и 4: нет.

540 АИ: доб. попы.

541—541

№ 3 и 4: духовных и искусных

могущих и иных пользовати во всем

душевном спасении.

542 № 5: духовые

543—543 № 3 и 4: нет.

544—544 № 3 и 4- нет.

№ 5 АИ: поклажаех и в боехи вграбежех.

545—545

№ 3 и 4: кабалам и в поклажаех и в боех и в грабежех.

546 № 3 и 4: доб. и татбы.

547—547

№ 3 и 4: старостам и десяцким

поповским судити и давати

приставом.

  548—548
  ! 3 и 4: нет.
 
  ! 3 и 4: нет.
 
АИ: недельщиком.
  551—551
  № 5: нет.
 
  АИ: нет.
 
5: поручные.

554 № 5: доб. и з записми.

АИ: доб. на недельщике.

556 АИ: лишку и.

557—557 АИ: нет. 558—558 № 3 и 4: старостами десяцкими.

559 АИ: доб. но том без суда.

560—560 АИ: нет.

561 № 3 и 4: доб. в посулех.

ЬЫ—ЬЫ

№ 3 и 4: исцу, а ему от приказу

отказать и от боярства и от

дворечества изврещи.

563—563 № 3 и 4: нет.

564—564 № 3 и 4: нет.

565—565

№ 3 и 4: кого государь пожалует

изберет, которому пригоже в том

чину быть.

566—566

№ 3 и 4: нет.

567 № 5: доб. и черницам.

568 № 3 и 4: доб. и черницам.

569—569

№ 3 и 4: не давати перед старосты и перед десятники.

570 № 3 и 4: нет.

V 571—571

№ 3 и 4: денег не имати и ничтожеЩ' насильством взяти.

i Mi1 572—572
  № 3 и 4: нет.
Ь  
 
здесь кончается текст.
574—574
  № 3 и 4: нет.

575—575 №3 и 4: церквам обедней не служат.

576—576

№ 3 и 4: да являются тиуну и он их записывает.

577—577 № 3 и 4: не явятся тиуну служить.

578 № 3 и 4: нет.

579 № 3 и 4: тиуну.

580—580 № 3 и 4: нет.

581—581 № 3 и 4: служити не велеть.

582—582

№ 3 и 4: приехали за поруками и за приставы, и ему тех служити не отпущать, потому что приехали за поруками и за приставы тягатися.

583 № 3 и 4: пустым.

584 № 3, 4 и 5: уреченные.

585—585 № 3 и 4: церкви будут с прихожаны.

586—586

№ 3 и 4: бы тех церквей жили приходом и пашнею, а чтобы церкви были с пением и пусты бы не стояли о том святителем дозирать накрепко.

587—587 № 3 и 4: и черниц давали.

588 № 3 и 4: нет.

589—589

№ 3 и 4: Крыму или где-нибудь в дальних ордах от поганых из плену.

590 № 3 и 4: доб. к Москве.

591—591 № 3 и 4: нет.

592—592

№ 3 и 4: ничтоже не имать, и вы не токмо плененых искупите, но душу свою полагайте, да сподобитеся от Господа бога в день судный милости.

593 № 3 и 4: нет.

594—594 № 3 и 4: нет.

595 № 3 и 4: исповедовали.

596—596

№3 и 4: тружалися, и рукоделие бы, и богу молилися.

597—597

№ 5: ходящих безчинно со святыми иконами.

Стоглав

• 398

Российское

законодательство

X—XX веков

598 № 3 и 4: доб. церкви.

599 № 3 и 4: доб. бичми.

600 № 3 и 4: пастырем.

№ 3 и 4: отчины и.

602 № 3 и 4: доб. отчины и.

603 № 3 и 4: реки и села.

604—604

№ 3 и 4: правила святаго вселенского собора 12 и 13 и 5.

605 № 3 и 4: отчины.

№ 3 и 4: запрещении.

607 № 3 и 4: доб. выкупить.

608 № 3 и 4: доб. денег.

609—609 № 3 и 4: нет.

610 № 3, 4 и 5: нет.

611 № 5: доб. и игумений.

612—612

№ 3 и 4: и он идет в монастырь стрижется.

613 № 3 и 4: служит.

614 № 3, 4 и 5: с ныл.

615 № 3 и 4: всего.

616 № 5: нет.

617 № 3 и 4: отверженных.

618 № 5: доб. будет.

619—619 Слова внесены в текст из № 5.

620 № 2 и 4: нет.

621 № 5: наказа.

622—622

№ 3 и 4: о вдовствующих попех грамота.

623—623

№ 3 и 4: и великий князь Яван Васильевич.

624—624 № 3 и 4: нет.

625—625 № 3 И 4: со сослужебники своими.

626—626 № 3 и 4: нет.

627—627 № 3 и 4: и Касьяно-м архиепископо*.

628 № 3 и 4: архиепископом.

629—629 № 3 и 4: нет.

630 № 3 и 4: нет.

№ 3 и 4: вдовым святей литургии.

632—632

№ 3 и 4: тем едовцем от церкви

во всех дохолех церковных третья

доля.

633—633

№ 3 и 4: нет.

634—634

№ 3 и 4: которые попы и дияконы

вдовые похотят во иноческое одеяние

облещися сиречь пострищися.

635—635

№ 3 и 4: нет; далее идет текст:

О поставлении и о пошлинах Божиею милостию царь и великий

князь Василий Иванович всея Русии, соборне посоветовав с Симоном митрополитом всея Русии и со всеми архиепископы и епископы, и со всем освященным собором, по правилом святых апостол и святых отец уложи­ли они святители отныне и впредь. Что им: митрополиту и архиеписко­пам и епископам,от ставления от попов, и от дияконов, и от архимари-тов не имать ничего, ни поминков. Та-коже и от ставленых грамот печатни­ку от печати не имать, и дияку от подписи не имать, и всем нашим пошленикам не имать ничего. А ста-вити нам ставлеников нонича и впредь возрастом во дияконы 25 лет, а в попы соверихити 30 лет. А ниже тех лет ни попа ни диякона не ставити отнюдь ни которыми делы. А которой из нас митрополит или архиепископ и епископ от сего дни впредь нераде­нием дерзнет се уложение и укреп­ление преступить, да возмет что от ставления, или от места священни­ческого мзду, сиречь посулу да извержется сана своего по правилом святых апостол и святых отец, а поставленный от него без всякого ответа. И к сей грамоте изложению государь царь и великий князь печать свою приложил, а митрополит и архиепископы, и епископы руки свои приложили. Писано на Москве 7012 сентября в 10 день (по № 4: во второй надесять день).

636—636 Киноварью.

637—637 № 5: 7012 сентября.

638 № 3 и 4: московскаго.

639—639 № 3 и 4: нет.

640 № 3 и 4: давати.

641—641

№ 3 и 4: устроить тех святыхцерквей.

642 № 3 и 4: начати и.

643 № 3 и 4: созидати новой.

644—644 № 3 и 4: советом.

645 № 3, 4 и 5: нет.

646 № 3 и 4: монастырского.

647 № 3, 4 и 5: селом.

648—648

№ 3 и 4: по селом заводят (№ 3: и созидают) церкви.

649—649 № 3 и 4: из тех церквей.

По № 3 и 4 этим словом оканчи­вается глава.

651—651

№ 3 и 4:Послание от цареградскаго святейшаго кир Филофея патриарха.

652 № 5: доб. патриарха.

653 № 3 и 4: епископом.

№ 3 и 4: мнози.

№ 3 и 4: и священная дающе(деюще).

656—656 № 3 и 4: алтарю от алтаря да ядят.

657 № 5: 20 доб. хрус.

658—658 № 5: перпир 118.

Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

659 № 3, 4 и 5: воображает рече.

660—660

№ 3 и 4: три златницы на собор

взимати, сииречь полтора рубля

с алтыном.

661—661 № 3 и 4: нет.

662—662 № 3 и 4: нет.

№ 3 и 4: отец.

664 № 3 и 4: душеполезных.

665—665 № 3 и 4: 50 дней.,

666—666 № 3 и 4: нет.

667—667

№ 3 и 4: удавленины те еревой и зайцов не продавали.

№ 5: доб. в торг.

669—669

№ 3 и 4: плясания в навечерии праздника рождества Христова и.

670—670 Слова внесены в текст из № 3, 4 и 5.

671—671

№ 3 и 4: созда Манасия царь потреб ик всему войску своему, и сотвори пред двема дворы дом господен, и приведе чада своя ко огню, и волшебствова; и сотвори волшебник и гадателей многих, и многое зло сотвори пред господем богом.

672—672

№ 3 и 4: нет.

673—673

№ 3 и 4: в неделю разрешати а не вязати.

674—674 № 3 и 4:

государевы и властители тех новых.

№ 3 и 4: новых.

676—676

№ 3 и 4: брата братия отделяются и ставят свои домы.

677 № 3 и 4: Касьяну.

678—678

№ 3 и 4: понужди слушати только по Фонасьевс

679 № 3 и 4: нет.

680—680

№ 3 и 4: люди великие нужды ради; № 5: люди великие нужные.

681—681

№ 3 и 4: и митрополит Иоасаф и архиепископ и иже с ними царской приговор и святительской во всем благоразумно разсужали и против всех статей приговорили потомуже, что добро тако быти, как уложено.

682 № 5: доб. государь.

№ 5: нам.

684 АЭ: духовных и.

685—685 АЭ: Василие Ивановиче.

686 АЭ: вотчичь.

687—687 АЭ: нет.

688—688

Внесено в текст из № 5; в АЭ. Находится в самом конце текста.

689 № 5 и АЭ: докладу.

691 АЭ: июня.

692—692

АЭ: государь преосвященный Макарей, митрополит всеа Русии, жалобницы новгородских священни­ков дал архиепископу великого Новагорода и Пскова владыке Сера-пиону, и что в первой жалобнице про подводы написано, и митрополит сказал: как ездил он из великого Новаграда к государю к Москве, и во Псков, и у монастырей и у город­ских попов подводы имал, а того не упомнит поколку подвод имал; и приговорил архиепископ.

АЭ: доб. архиепископу не имати.

694 АЭ: нет.

695—695

АЭ: архиепископлим бояром и дьяком суд впредь по соборному уложению, а в суде у них быти или соборным священником, и старостам и целовальником продажи в суде не чинити ни которыми делы: а

недельщиком на поруки давати священников и дияконов перед священники же десятскими от прямых исцов, а не от нарядных.

696—696 АЭ: нет.

АЭ: доб. по старине, по гривне.

698—698

АЭ: Также в Великом Новеграде по всем церквам и по улицам старостам, и уличаном избирати попов и дияконов.

АЭ: доб. а денег у них на церковь и себе мзды не имати ничего.

700—700

АЭ: и от проскурниц, и от пономарей,

попом и уличаном прихожаном

посулов не имати, но бога ради

избирати священников с одного,

чтоб были искусни и непорочны от

всякого зазора неподобного.

701—701

АЭ: ы на его место пригожь и грамоте.

АЭ: доб. а денег на нем уличаном, церковному приходу, не имати же.

703 АЭ: по государех.

АЭ: доб. а особ но им по собором, за тот корм, денег не давати.

705 АЭ: царской.

706 АЭ: царские.

707 АЭ: царскому.

708—708 АЭ: жалобнице тех же новгородских

священников.

709 АЭ: доб. новгородской.

АЭ: которой поп, за всю неделю, на урочный день, по их уставу, в

собор.

711—711 АЭ: га гривна взяти, да на нем же

велети за ослушание приставу хоженого взяти в полы тое гривны.

712—712

АЭ: и по монастырем приидет праздник, и к тем праздником протопопу посылать диякона из софейскаго собора, и что у праздника христолюбцы соборному диякону сдают, то ему и есть, а у попов и у дияконов у праздничных из их вытей из молебных денег поделу им не имати. А про гривны праздничныя Софейской протопоп Петр сказал перед митрополитом, на соборе, что они праздничные гривны на попех не емлют, а дают деи им те празд-

Российское

законодательство

X—XX веков

ничныя гривны уличане, приход церковной. И вперед от которого праздника приход, уличане, про­топопа с братьею ним почтят, и им то взяти, а на попех и на дияконех протопопу с братьею праздничных гривен нигде не имати. Такоже и у проскурнии, проскурные пошлины протопопу с братьею.

АЭ. доб со архиепископы, со архиепископом новгородским Сера-пионом и со архиепископом ростов­ским с Иикандром, и с епископом резанским Касьяном, да с епископом суздальским Афонасьем, да с епис­копом тверским Акакием, да с епис­копом сарским Савою, да с еписко­пом коломенским Феодосием, да с епископом вологодским Кипреяном.

КОММЕНТАРИЙ714 Глава 1

В первой главе памятника сообщается о проведении Стоглавого собора, составе его участников, порядке работы и круге вопросов, разрешением которых он занимался. Та­ким образом, она имеет вводный характер и во многом объясняет содержание последующих глав Стоглава.

Название первой главы дает, казалось бы, точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 года (1551г.) по юлианскому календарю. Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседа­ний собора или определяет время начала составления «со­борного уложения». Первой точки зрения придержива­лись Е. Е. Голубинский, В. Бочкарев. В наше время ее поддерживал Л. В. Черепнин. Вторая точка зрения, обосно­ванная Д. Стефановичем, была развита в советское время А. А. Зиминым, Н. Е. Носовым, С. О. Шмидтом. Более справедливой представляется позиция Л. В. Черепнина, кото­рый, разделяя работу собора на два этапа — совещание с об­суждением ряда вопросов и обработка материалов совеща­ния, считает, что это были одновременные процессы. Такоеобъяснение подтверждается и самой структурой Стоглава, по­следовательностью расположения глав и их содержанием. Кроме того, уже Н. Лебедевым и В. Бочкаревым были приве­дены доказательства, что текст Стоглава более или менее яс­но отражает порядок работы собора.

В первой главе в общих чертах намечена программа собора: собор отвечал на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники собора, как следует из тек­ста, ограничивались высказыванием своих мнений по предло­женным темам.

В главе много говорится об участниках собора. Представля­ется необходимым кратко охарактеризовать их политические убеждения и личные качества715, поскольку они существенно повлияли на суть принятых на соборе решений.

Прежде всего это — царь, Иван Васильевич. О роли царя на соборе в литературе высказывались противоречивые мне­ния. Одни авторы считали, что Стоглав «принадлежит царю более, нежели духовенству: он мыслил и советовал; оно толь­ко следовало его указаниям» (Н. М. Карамзин). Другие по­лагали, что через царя действовали ближайшие советники Ива­на, в особенности Сильвестр (И. Н. Жданов). Так или иначе, вопросы царя и его речи перед собором вошли в Стоглав це­ликом либо во фрагментах.

Однако решающую роль в работе собора, по нашему мне­нию, сыграло высшее духовенство, виднейшие представители которого названы в памятнике. От их политических взглядов зависело решение вопросов, а некоторые



2015-11-27 354 Обсуждений (0)
Российское законодательство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)