Российское законодательство
X—XX веков 135№ 3 и 4: доб. божия. № 2: своих. № 2: весе*. 138 № 2 и5: нет; № 2 и 4: инс 139 № 2, 3 и 4: нет. 140 № 4: доб. преставился. 141 № 3 и 4: рождества. 142 № 3 и 4: иноки. 143 № 3 и 4: нет. 144—144Зги слова внесены в текст из № 3 и4. 145 № 3 и 4: доб. аз же. 146 № 2: подписал. 146—146 № 3 и 4: и уставные грамоты под сей судебник подписал пред вами. 147№ 3 и 4: пособствуйте. 148 № 5: уложите. 149—149 № 3 и 4: вашей святильской пастве. 150 № 3 и 4: моего. 151 № 3 и 4: предания. 152№ 3 и 4:побеседуйте. И 4: нет. № 2 и 5: среду. №4: доб. от государя царя; № 3: доб. от государя царя сицс глаголет. № 3 и 4: доб. ы весь священный собор. 156№ 5 доб. чину. 157№ 2: доб. и дьяконы. 158№ 3 и 4: доб. и речете И 4: .мои. № 2 и 5: днгижысы отдая; № 3 и4: о антимисех. № 2, 3 И 4: заповедеж. 162—162 № 3 И 4: совершенно бы образы божий писали со всяким опасением и искуством. 163—163 № 3 и 4: о .эна.менах венечных. № 2: И от того продажа. 165 № 3 и 4: двоеженцу. 166 № 5 доб. ставят. 167 № 2: по них ученики учатся. № 3 и 4: училищах. 169№ 2: доб. нерадении и о нашям. 170—170№ 3 и 4: нет. 171— 171 № 3 и 4: нет 172 № 2; доб. им. № 3 и 4: вопрос 9. Счет следующих вопросов идет на единицу вперед до 23 вопроса, который соединен с 22-м. № 3 и 4: доб. чтобы им быть во властех. 174—174 № 3 и 4: ц службы божесгвенныя не служат. 175 № 5 доб. их. 176 № 2: доб. отказывают и. 177—177№ 3 и 4: нет. 178 № 2: доб. им. 179 № 2: в орды отвозят. 180 № 3: сквернами. 181 № 2: доб. творится. 182—182 в № 2: */то со образы божиими ходят и скитаются по миру. И 4: нет. 184—184 № 3 и 4: i дивятся. 185—185 № 3 и 4: вотчинные села. 186—186 Ms 2, 3 и 4: нет. 187 № 2, 3 и 4: нет. 188—188 ™ 3 и 4: и что о сем боженственное писаные глаголег или. 189—189 №3 и 4: нищим и прочим на потребу достоит. № 3 и 4: мирским попом. № 3 и 4: исповедывают. 192 № 2: чего. 193 № 3 и 4: матери моей. 194 № 2: доб. бы своих. 195 № 3 и 4: истинный. 196—196 № 3 и 4: нет. 197 № 2: доб. церковных. 198 № 2, 3 и 4: срамныя. № 3 и 4: доб. творят. 200—200 № 3 и 4: нет и вопросы 22 и 23 соединены в один; далее счет вопросов во всех рукописях идет одинаково (см. вопр. 8). 201 № 2: достоит. 202 № 3 и 4: обыскати и. 203 № 2, 3 и 4: свягынял*. 204 № 3 и 4; урочного. .№ 2, 3 и 4: у чинит и. № 3 и 4; доб. подкусывают. 207 № 2: что крестьянин. Стоглав 386 208 Российское № 2. отнесено к следующей главе, законодательство Х-ХХ веков 209-209 № 4 вопрос 28 о том же 210—210 № 3 и 4 о непокаянии грешных. 211 № 2 содолгского греха 212 № 3 и 4 соблюде ы и-эведе. 213 № 2 нашых 214—214 № 3 и 4 и воск на свещи и прилипни месячные 215—215 № 3 и 4 и за зборы е праздники и за упокой холят 216 № 2 доб ни павечерницы 217 № 3 и 4 мати моя 218 № 3 и 4 матери моей № 3 и 4 дворы 220 № 2 доб и иныя доходы В других списках Иже крестияне давленину ядят (и о том № 2) 222 № 5 разсудити и 223 № 2 что 224 № 2 доб и ев Духа 225—225 № 3 и 4 а на литоргии всегда Отца и Сына и ев Духи поют 226—226 № 2 бы соборне уложили о том 227 X» 3 и 4: доб вино церковное и 228 № 3 и 4 мяса № 5 рыбы № 3 и 4 доб внося олтарь же 230—230 Слова внесены в текст из № 2 231—231 № 3 и 4 больши № 5 доб а правила святых апостол и святых отеи, о сем запрещают, и впредь како сему достоит быти 233—233 № 3 и 4 киноварью с новой строки дозде царския вопросы JVT° 2 сем 235—235 № 3 и 5 сослужебники своими. 236 № 3, 4 и 5 протопопов 237—237 № 3 и 4 и даровал бы им благородная чада в наследие рода их 238—238 № 3 и 4 нет 239 № 2, 3 и 4 нет 240 № 3 и 4 доб дне 241 № 2, 3 и 4 нет 242 № 3 и 4 учинили № 2 доб (ова же от жития святаго Фалласия Якоже тамо глаголет, тако откровено бысть святому до шестого часа глаголя приемлемы суть хри-стиянския службы на небесех Прочее же рече аще будут не приемлемы до утренняго), сия же главизна зде в писании свидетельство положися 244 № 3 и 4 нет №3 и 4 доб звонити и пети обедню в полчаса дни 246—246 №3 и 4: а святую бы и божественную литургию 247 № 3 и 4 доб Григория богослова. 248 № 2 честным 249 № 3 и 4 нет № 3 и 4: Глава 9 Ответ соборный 4 ко царю указ 251—251 Слова внесены в текст из № 2 и 5. 252 № 2 и 5 нет 253 № 2 и 5 нет 254—254 № 3 и 4 so олтари 255 Это слово написано киноварью 256 № 2 доб и отжени от нас всякого врага и супостата и умири нашу жизнь Господи, и помилуй мир свой и спаси душа наша, яко благ и человеколюбец 257 № 3 и 4 о патриархе 258 № 3 и 4 или 259—259 № 3 и 4 Ответ соборный 5 о царских дверех 260—260 ^- -> и 4 Глава 11 ответ соборной 6 261—261 №3 и 4 святыя горы и студийскаго 262—262 № 3 и 4 ответ соборной 9 263—263 № 3 и 4 Глава 15 ответ соборной 10 о попех 264—264 № 3 и 4 нет 265 № 2 Апостол убо Павел. 266 № 2 пророк Давыд 267—267 № 3 и 4 поучение попам ответ соборный 11 268 № 2 доб Давыдовы 269—269 № 3 и 4 с другом 270 № 2 переменяючи первее 271—271 №3 и 4 ответ соборном 12 о дегыно-М крещеный № 3 и 4 доб в печатных служебниках 272—272 Эти слова написаны киноварью, 273—273 № 3 и 4 а мужеск пол а другий женск Больши не подобает - 274 № 3 и 4 огвет соборной 13 275 № 5 доб и вечере 276—276 № 2 того отрока и отроковицы, №3 и 4 того, № 5 отрока пятинаде- сяти лет, а отроковиц дву падесяти лет 387 Стоглав Российское законодательство X—XX веков №3 и4 прочее, якоже пишет в служебнике 278 № 3 и 4 вдовцех 279—279 № 3 и 4 Ответ соборным /4 о тол же венчании 280 № 3 и 4 должно есть ведати 281 № 2 доб оба 282—282 №3 и 4 ответ соборной /5 правило о втором браце — Следующие слова, как и в № 5, отнесены в текст главы 283 № 3 и 4 доб патриарха № 3, 4 и 5 следующий за этими слова отнесены в текст главы 285 № 2, 3, 4 и 5 /8 № 3 и 4 вино или ино питие пияное до времени 287 № 3, 4 и 5 истреэвятся. № 3 и 4 иже есть диякы, котории хотящий дияконства (№ 4: священства) 289—289 № 3 и4 умирати и без причастия, № 2 без покаяния и без причастия и без даров божиих умирати 29Q № 3 И 4 ответ соборный № 2 доб .моего государства № 2 доб пределе и 293 № 3 и 4 пети. 294 № 2- доб и дьяки № 3 и 4 нет 296 № 3 и 4 плотского 297 № 2 доб налойному 298 № 4 умели 299 №3 и 4 ответ соборной 300—300 №3 И 4 старейшинам священническим, которым разумным № 2 доб сударей и 302 № 3 и 4 доб иконы старыя. 303 № 3 и 4 иконы 304 № 2 доб книги. 305—305 № 3 и 4 нет 306—306 № 3 и 4 впредь только учнут тако творити продавцы и купцы 307 № 3 и 4 пределе* № 2 волостем 309 № 2 доб и дьяконы № 2 доб человека № 3 и 4 со кресты 312 № 3 и 4 доб духовных 313 № 2 и 5 доб две-ма персты. № 5 долгия № 3 и 4 властию 316 № 2 бо разумеем 317 № 3 И 4 показует 318 №3 и 4 доб не творити тех 319—319 №3 И 4 по вся дни брегли койждо над своею властию и спрашивали 320—320 № 3 и 4 по херотониям 321—321 № 3 и 4 которые протопопы и попы и дьяконы учнут жити в слабости и в лености и во 322—322 № 3 и 4 нет 323—323 № 2 или дьяконом не подобает уботаковая слушати ни смотрити 324—324 № 2 церковном пении и о церкви божий небретчи № 2 доб священники 326—326 №3и4 те сами отлучатся сану своего и мест своих по священным правилам 327 ■Н2 э и 4 эти слова отнесены в текст 328 № 2 доб молебен 329 № 3 и 4 святитель же 330—330 9 3 и 4 крестом староста своих попов и дияконов и народ весь 331 № 2 3 4 и 5 тому № 2 доб своего, № 3, 4 И 5 доб своя 333—333 № 3 и 4 нет 334—334 № 3 и 4 нет 335—335 № 3 и 4 глаголе № 5 рече № 2 3 4 и 5 упрекалися 337 № 2 убийца 338—338 №3и4пророк Захария серповидец № 3 и 4 земное 340—340 №3 и 4 в церкви стояти со страхом и трепетом и бога молити со слезами о своих согрешениях 341—341 №3 и 4 речей и словес во время божественного пения 342—342 № 3 и 4 а тафей бы отнюдь на главы в церкви не клали №3 и 4 то предание проклятого и безбожною Махмета 344—344 № 2 Слова написаны в рукописях киноварью 345 № 3 и 4 убо рече — нет 346—346 № 3 и 4 Слова написаны в рукописях киноварью № 5 доб (Левит 19) — На поле киноварью в к низе Матфеовой в составе 300 — глава 9 в кормчей глава 47 лист 388 и в потребнике в номоканоне Глава 174 348 № 5 доб суща учаконено есть Стоглав Российское Законодательство X—XX веков доб киноварью поучение № 3 и 4 доб киноварью от священных правил №2 3 и 4 нет 352 № 3 и 4 переводов № 5 доб творения 354 № 2 доб уложити и 355—355 № 3 и 4 своих и племянников у себе в монастырех 356 № 2 святым честным 357 № 3 и 4 доб о иконописцех № 2 доб на воздусе 359—359 № 3 и 4 писано тут № 2 доб свяи^енниуы 361 № 3 и 4 доб Богородицы 362 № 2 доб на дискосе 363—363 № 2 среди дискоса в подножие святаго христова агньца 364 № 2 доб святаго дискоса ЪЬЪ—ЪЬЬ № 3 и 4 зде в соборной церкви и по всем святым церквам так не творят № 3 и 4 доб а черному священнику или 367—367 № 3 и 4 попов и дьяконов и дьяков № 2 разсудити 369 № 3 и 4 нет 370—370 № 3 и 4 нет № 2 добиграют и пропиваются И оне бывпредь от того престали б 372—372 № 3 и 4 нет 373 № 3 и 4доб в неделю 374№ 2 добделех и 375 № 5 о злых ересех 376 № 3 и 4 верующий 377—377 №3 и 4 свою царскую грозу учинитии заповедь 378—378 № 2 во своей области № 2 доп и по всем волостем и по селом во своих пределах 380 № 3 и 4 доб и в наказании 381 № 3 и 4 доб и в проклятии 382—382 № 3 и 4 умерших с великим воплем 383—383 № 3 и 4 Богоявления господня № 2 доп и Васильева дни кесарийскаго 384 № 3 и 4 клоктания № 2 допи по волосгеж и по погостом 386—386 № 3 и 4 Богоявления № 2 и крещения и Васильева дни кесарийскаго № 3 и 4 велии,ем дни откличка народъницы 388—387 № 2 окличках нарадунице 388—388 № 2 оклычках на радунице № 3 и 4 н народъницы оклички 389—389 № 3 и 4 да извержется сана своего № 3 и 4 доб в первый № 2 доб святаго Иоанна крестителя, № 3 и 4 доб Иоанна предтечи 392—392 № 3 и 4 Ответ (№ 4 28; В предтече вы праздники усекновение честныя главы 393—393 № 2 и святителя и все 394 № 2 3 и 4 и о гол! вопросити № 2 доб .монастыре* и во святых 396—396 № 2 во своелг монастыри и обители № 3 и 4 во своей области 397 № 3 и 4 беседовати 398 № 2 устроити № 2 и 5 положите 400 № 2 и 5 доб еселенскиж 401—401 № 4 — киноварью /?озде конец царским вопросам и соборным ответам 402 № 3 и 4 пеги 403—403 № 3 и 4 преданию и по уставу 404 №2 доб по закону и по 405 № 3 н 4 запрещению 406 № 3 и 4 доб ыконники неучи 407 № 2 доб иконы 408—408 № 3 и 4 от бога осудятся 409—409 № 3 и 4 или просити пенязя 410 № 5 продаянию 411—411 № 3 и 4 человек от жития сего сиречь без причастия таковый лишен святительныя благодати 412 № 2 3 4 и 5 освящен 413—413 № 3 и 4 Сему толкование Освященных богови на службу сосуд или завеса, или постав злат или поволока, аще масло, или воск или ино что не подобает паки приимати от церкви в домы и скренити 414—414 № 2 3 и 4 в нынешнем законе 415 № 3 и 4 доб писание 416 № 3 и 4 доб а не царская 417—417 № 3 и 5 нет Стоглав Российское Законодательство X—XX веков 418 № 3 и4: доб. и по всем градом. 419 № 2: всем. № 3 и 4: честном. 421№ 3 и 4: доб. еже рече. № 3 и 4: доб. Далматский. 423 № 5: доб. грамоте. 424—424 № 2 и 5: киноварью. 424 № 2: доб. глава. 425—425 № 3 и 4: ни чим монастырским не владели. № 3 и 4: доб.строители и. № 2: иных. 428—428 № 3 и 4: безбояэние. 429 № 3 и 4: ыэсгупленые. 430—430 № 5: чрево насыщая труд их. 431 № 5: пастырем. 432 № 3 и 4: не отрече. № 2, 3, 4 и 5: требовании. 434№ 3 и 4:и вотчины. 435 В№ 2: между 52 и 53 главами помещена Грамота митрополича: Грамота митрополича. Благословение. Л реосвященнаго митрополита Макария всеа Русии в честную обитель успения пресвятей при-чистыя владычице нашея Богородица во обитель во общий монастырь на Симоново духовному настоятелю архимандриту Алексию яже о Христе с братиею. По совету и по повелению боговенчаннаго царя и государя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Руссии самодержца, и о святем дусе с своими детьми с его богомольцы: со архиепископы и с епископы, со архимандриты и игумены, и со всем священным собором русския митрополия отныне и впредь с божиею помощию соборне уложихом по вопросам благочестиваго царя о многоразличных церковных чинех и о исправлении, о монастырских чинех и общеп ре дательном житии, и о пьяньственном питии, и о святительском суде, и о прочих священных чинех по преданию святых апостол и святых отец и по священным правилом и по божественному уставу ничтоже претворяюще. И ныне о том вкратце написахом о святых и честных монастырех и о прочих священных чинов по священным правилом, к вам в монастырь на собор послахом за своею печатью. И как у вас будет наше послание, и вы б соборне пев молебны господу богу и пречистой Богородицы и небесным силам и великим чюдотворцем и всем святым и молили б всесильного бога о устроении земском, и о тишине, и о многолетном здравии благочестиваго царя государя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, и о его благочестивой царицы и о великой княгини Анастасии, и о их б ого дарованной дщери царевны и великой княжне Марье, и о его брате князе Георгии Васильевиче, и о его княгине, и о князе Владимере Андреевиче, и о их кни-гинях, и болярех, и о всем христолюбивом воинстве и чтобы господь бог умножил лет живота их благочестивому царю и его христолюбивой царицы, и даровал бы им сыны « наследники царствию их, и возвысил бы господь бог царскую десници его надо всеми его недруги и враги, и устроил бы царство мирно и вечно, в род и род и во веки и во многия роды. Аминь. Да на том же бы естя соборе передо всю братьею наше послание к вам соборное прочли со всяцем вниманием и что в нем писано, и вы б с божиею помощию о всем о том потщалися духовне и телесне исправити, елика ваша сила. И о том от господа бога сугубую мзду восприимете и от благочестиваго царя благодарение и жалование, и от всенародного множества хваление, и от нашего смирения соборное благословение. А милость божия и пре-чистыя Богородицы и великих чюдо-творцов молитвы и благословение, да нашего смирения соборное благословение да есть всегда и будет с вашим преподобством во веки, аминь. Писана на Москве лета 7059-го месяца июля. Далее за этой грамотой следует приписка киноварью: Да с тою же грамотою послати по монастырем поучение главы; ис тое же соборныя книги выписати глава 49, глава 50, главы 5/, 52. Глава 75-я, 76-я, 67-я, 68-я, Глава 31-я царских вопросов, глава 68-я. Обыкновенными чернилами. Потътоже убо слово. А что в митрополии и во архиепископьях и в епископьях по которым градом и по десятинам искони вечно уставле-ные жили десятильники (слова из 68 главы Стоглава). 436—436 № 2: по вся священныя мужи и прочие вся причетницы, и иноки, и монастыри; № 3 и 4: но вся священный мужи и причетники, и иноки, и прочая вся управления и попечения все местным епископам. 437№ 3, 4 и5: избирает. Нет. 439 2: собирают и поставляют; № 5: собирают и поставляют и управляют; № 3 и 4: избирают и поставляют и управливают. 440 № 2, 3 и 4: доб. и. 441 № 5: толкование. № 3 и 4: подобает ему судище епископле. Этимсловом оканчивается рукопись Стоглава № 2. 444 № 3 и 4: подобает. 445—445№ 3 и 4: и тому отмщати повелеваем, подобает ему главу мечем усекнути. 446—446 № 3 и 4: той вселенней даны святителем суды церковные. 447—447 № 3 и 4: дахом владети. А святителем священнического чина и иноческого, и всего причта церковного им не судити ни в чем или прикоснутися. 448 № 5: церковънаго. 449 № 3 и 4: ни которого. 450 № 5: or. № 3 и 4:доб. православных веры. 452№ 3 и 4: галиарином. 453 № 3 и 4: всем. 454 № 3 и 4: ино. Стоглав Российское законодательство X—XX веков 455—455 № 3 и 4 есть царство Haute судившс узаконовах и положихом елика суть 456—456 № 3 и 4 противися цареву еже узаконенному повелению благочестно № 3 и 4 доб на югу и на севере 458—458 № 3 и 4 церковный пошлины отданые к богу аще 5 № 3 и 4 доб искусни 459—459 № 3 и 4 не подобает сих святителей и причет их 460 № 5 вдовство № 3 и 4 ведмовство 461—461 № 3 и 4 един же другого 462 № 3 и 4 со скотиною с 463 № 3 и 4 доб или вдова № 3 и 4 родит или кто доведет на кого содомской блуд 465—465 № 3 и 4 нет 466—466 № 3 и4 аз такоже все дал по прежних царей уложению №3 и4 доб и архиепископам и епископам 468 № 3 и 4 нет 469 № 3 и 4 странник 470—470 № 3 и 4 яко порты чернеческия сверх же тех людей церковных богадельныя 471—472 № 3 и 4 девяти 473 № 3 и 4 уложиша № 5 возгласиша 474—474 № 3 и 4 Послание преосвященного кишрияна митрополита киевского и всея Русии во Псков о святительском суде Сице 475—475 № 3 и 4 и святых правил проклятия № 3 и 4 божественных правил и моего благословения и начнет 477 № 5 купили 478—478 № 3 и 4 нет 479—479 №3 и4 О том же правила святыхотец Глава 66 480—480 № 3 и 4 нет 481—481 № 3 и 4 а что пономарем (-1) архимаритов и игуменов и игуменей и строителей и священнических и священнический и иноческий чин, и весь причет церковный что у них церковных (I) жалованный грамоты 482 № 3 и 4 доб и татбы 483—483 № 3 и 4 посадским людем и всяческим черным людем 484 № 3 и 4 властей 485—485 № 3 и 4 делех всяких 486—486 № 3 и 4 нет 487 № 3 и 4 нет 488—488 № 3 и 4 нет 489 № 3 и 4 своими 490—490 № 3 и 4 нет 491 № 3 492 АИ доб который судил № 3 и 4 доб и прочий 494 АИ езду 495—495 № 3 и 4 нет 496—496 № 3 и 4 нет 497—497 № 3 и 4 нет 498 АИ доб те 499 № 3 и 4 нет 500 № 3 и 4 нет 501—501 № 3 и 4 нет 502 № 3 и 4 доб суд АИ доб и по духовным 504—504 № 4 и в бои и в грабежу и в прочих духовных делех 505—505 № 3 и 4 списывать списки слово в слово и к тем спискам десяцкие и старосты и целовальники руки свои прикладывали б и печатали б и все потому делают якоже и преды написахом чтобы было брежно, чтобы тех списков воровством никто не переписывал АИ печати 507 № 3 и 4 нет 508—508 № 3 и 4 сыску 509 № 3 4, 5 АИ доб и безволокитно 510 № 3 и 4 нет 511 АИ доб ставитись 512—512 № 3 и 4 нет 513—513 № 3 и 4 нет АИ на них 515 № 3 и 4 и закащики 516—516 № 3 и 4 нет 517 № 3 и 4 и закащиком 518—518 АИ нет 519—519 № 3 и 4 постовой и льготной 519—520 № 3 и 4 нет 521—521 №3и4сбирают старосты поповския и десяцкия во всех 522—522 № 3 и 4 нет 523—523 №3 и4 с бояры их и десяцкими 524-524 К» 3 и 4 нет АИ бы ту венечную пошлину сполна 526 № 3 и 4 нет Стоглав Российское законодательство X—XX веков 527—527 № 3 и 4: нет. 528 № 3 и 4:творили. 529 № 3 и 4: нет. 530 АИ: доб. поповскым. 531 АИ: от того унялися. 532 № 5: доб. и перехожих. 533—533 № 3 и 4: нет. № 3 и 4: нет. 535—535 № 3 и 4: нет. 536—536 № 3 и 4: нет. 537—537 № 3 и 4: потому которые даньсбирают у них те надзирают. 538—537 АИ: на святителей дань сбирают. 539—539 № 3 и 4: нет. 540 АИ: доб. попы. 541—541 № 3 и 4: духовных и искусных могущих и иных пользовати во всем душевном спасении. 542 № 5: духовые 543—543 № 3 и 4: нет. 544—544 № 3 и 4- нет. № 5 АИ: поклажаех и в боехи вграбежех. 545—545 № 3 и 4: кабалам и в поклажаех и в боех и в грабежех. 546 № 3 и 4: доб. и татбы. 547—547 № 3 и 4: старостам и десяцким поповским судити и давати приставом.
554 № 5: доб. и з записми. АИ: доб. на недельщике. 556 АИ: лишку и. 557—557 АИ: нет. 558—558 № 3 и 4: старостами десяцкими. 559 АИ: доб. но том без суда. 560—560 АИ: нет. 561 № 3 и 4: доб. в посулех. ЬЫ—ЬЫ № 3 и 4: исцу, а ему от приказу отказать и от боярства и от дворечества изврещи. 563—563 № 3 и 4: нет. 564—564 № 3 и 4: нет. 565—565 № 3 и 4: кого государь пожалует изберет, которому пригоже в том чину быть. 566—566 № 3 и 4: нет. 567 № 5: доб. и черницам. 568 № 3 и 4: доб. и черницам. 569—569 № 3 и 4: не давати перед старосты и перед десятники. 570 № 3 и 4: нет. V 571—571 № 3 и 4: денег не имати и ничтожеЩ' насильством взяти.
575—575 №3 и 4: церквам обедней не служат. 576—576 № 3 и 4: да являются тиуну и он их записывает. 577—577 № 3 и 4: не явятся тиуну служить. 578 № 3 и 4: нет. 579 № 3 и 4: тиуну. 580—580 № 3 и 4: нет. 581—581 № 3 и 4: служити не велеть. 582—582 № 3 и 4: приехали за поруками и за приставы, и ему тех служити не отпущать, потому что приехали за поруками и за приставы тягатися. 583 № 3 и 4: пустым. 584 № 3, 4 и 5: уреченные. 585—585 № 3 и 4: церкви будут с прихожаны. 586—586 № 3 и 4: бы тех церквей жили приходом и пашнею, а чтобы церкви были с пением и пусты бы не стояли о том святителем дозирать накрепко. 587—587 № 3 и 4: и черниц давали. 588 № 3 и 4: нет. 589—589 № 3 и 4: Крыму или где-нибудь в дальних ордах от поганых из плену. 590 № 3 и 4: доб. к Москве. 591—591 № 3 и 4: нет. 592—592 № 3 и 4: ничтоже не имать, и вы не токмо плененых искупите, но душу свою полагайте, да сподобитеся от Господа бога в день судный милости. 593 № 3 и 4: нет. 594—594 № 3 и 4: нет. 595 № 3 и 4: исповедовали. 596—596 №3 и 4: тружалися, и рукоделие бы, и богу молилися. 597—597 № 5: ходящих безчинно со святыми иконами. Стоглав • 398 Российское законодательство X—XX веков 598 № 3 и 4: доб. церкви. 599 № 3 и 4: доб. бичми. 600 № 3 и 4: пастырем. № 3 и 4: отчины и. 602 № 3 и 4: доб. отчины и. 603 № 3 и 4: реки и села. 604—604 № 3 и 4: правила святаго вселенского собора 12 и 13 и 5. 605 № 3 и 4: отчины. № 3 и 4: запрещении. 607 № 3 и 4: доб. выкупить. 608 № 3 и 4: доб. денег. 609—609 № 3 и 4: нет. 610 № 3, 4 и 5: нет. 611 № 5: доб. и игумений. 612—612 № 3 и 4: и он идет в монастырь стрижется. 613 № 3 и 4: служит. 614 № 3, 4 и 5: с ныл. 615 № 3 и 4: всего. 616 № 5: нет. 617 № 3 и 4: отверженных. 618 № 5: доб. будет. 619—619 Слова внесены в текст из № 5. 620 № 2 и 4: нет. 621 № 5: наказа. 622—622 № 3 и 4: о вдовствующих попех грамота. 623—623 № 3 и 4: и великий князь Яван Васильевич. 624—624 № 3 и 4: нет. 625—625 № 3 И 4: со сослужебники своими. 626—626 № 3 и 4: нет. 627—627 № 3 и 4: и Касьяно-м архиепископо*. 628 № 3 и 4: архиепископом. 629—629 № 3 и 4: нет. 630 № 3 и 4: нет. № 3 и 4: вдовым святей литургии. 632—632 № 3 и 4: тем едовцем от церкви во всех дохолех церковных третья доля. 633—633 № 3 и 4: нет. 634—634 № 3 и 4: которые попы и дияконы вдовые похотят во иноческое одеяние облещися сиречь пострищися. 635—635 № 3 и 4: нет; далее идет текст: О поставлении и о пошлинах Божиею милостию царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, соборне посоветовав с Симоном митрополитом всея Русии и со всеми архиепископы и епископы, и со всем освященным собором, по правилом святых апостол и святых отец уложили они святители отныне и впредь. Что им: митрополиту и архиепископам и епископам,— от ставления от попов, и от дияконов, и от архимари-тов не имать ничего, ни поминков. Та-коже и от ставленых грамот печатнику от печати не имать, и дияку от подписи не имать, и всем нашим пошленикам не имать ничего. А ста-вити нам ставлеников нонича и впредь возрастом во дияконы 25 лет, а в попы соверихити 30 лет. А ниже тех лет ни попа ни диякона не ставити отнюдь ни которыми делы. А которой из нас митрополит или архиепископ и епископ от сего дни впредь нерадением дерзнет се уложение и укрепление преступить, да возмет что от ставления, или от места священнического мзду, сиречь посулу — да извержется сана своего по правилом святых апостол и святых отец, а поставленный от него без всякого ответа. И к сей грамоте изложению государь царь и великий князь печать свою приложил, а митрополит и архиепископы, и епископы руки свои приложили. Писано на Москве 7012 сентября в 10 день (по № 4: во второй надесять день). 636—636 Киноварью. 637—637 № 5: 7012 сентября. 638 № 3 и 4: московскаго. 639—639 № 3 и 4: нет. 640 № 3 и 4: давати. 641—641 № 3 и 4: устроить тех святыхцерквей. 642 № 3 и 4: начати и. 643 № 3 и 4: созидати новой. 644—644 № 3 и 4: советом. 645 № 3, 4 и 5: нет. 646 № 3 и 4: монастырского. 647 № 3, 4 и 5: селом. 648—648 № 3 и 4: по селом заводят (№ 3: и созидают) церкви. 649—649 № 3 и 4: из тех церквей. По № 3 и 4 этим словом оканчивается глава. 651—651 № 3 и 4:Послание от цареградскаго святейшаго кир Филофея патриарха. 652 № 5: доб. патриарха. 653 № 3 и 4: епископом. № 3 и 4: мнози. № 3 и 4: и священная дающе(деюще). 656—656 № 3 и 4: алтарю от алтаря да ядят. 657 № 5: 20 доб. хрус. 658—658 № 5: перпир 118. Стоглав Российское законодательство X—XX веков 659 № 3, 4 и 5: воображает рече. 660—660 № 3 и 4: три златницы на собор взимати, сииречь полтора рубля с алтыном. 661—661 № 3 и 4: нет. 662—662 № 3 и 4: нет. № 3 и 4: отец. 664 № 3 и 4: душеполезных. 665—665 № 3 и 4: 50 дней., 666—666 № 3 и 4: нет. 667—667 № 3 и 4: удавленины те еревой и зайцов не продавали. № 5: доб. в торг. 669—669 № 3 и 4: плясания в навечерии праздника рождества Христова и. 670—670 Слова внесены в текст из № 3, 4 и 5. 671—671 № 3 и 4: созда Манасия царь потреб ик всему войску своему, и сотвори пред двема дворы дом господен, и приведе чада своя ко огню, и волшебствова; и сотвори волшебник и гадателей многих, и многое зло сотвори пред господем богом. 672—672 № 3 и 4: нет. 673—673 № 3 и 4: в неделю разрешати а не вязати. 674—674 № 3 и 4: государевы и властители тех новых. № 3 и 4: новых. 676—676 № 3 и 4: брата братия отделяются и ставят свои домы. 677 № 3 и 4: Касьяну. 678—678 № 3 и 4: понужди слушати только по Фонасьевс 679 № 3 и 4: нет. 680—680 № 3 и 4: люди великие нужды ради; № 5: люди великие нужные. 681—681 № 3 и 4: и митрополит Иоасаф и архиепископ и иже с ними царской приговор и святительской во всем благоразумно разсужали и против всех статей приговорили потомуже, что добро тако быти, как уложено. 682 № 5: доб. государь. № 5: нам. 684 АЭ: духовных и. 685—685 АЭ: Василие Ивановиче. 686 АЭ: вотчичь. 687—687 АЭ: нет. 688—688 Внесено в текст из № 5; в АЭ. Находится в самом конце текста. 689 № 5 и АЭ: докладу. 691 АЭ: июня. 692—692 АЭ: государь преосвященный Макарей, митрополит всеа Русии, жалобницы новгородских священников дал архиепископу великого Новагорода и Пскова владыке Сера-пиону, и что в первой жалобнице про подводы написано, и митрополит сказал: как ездил он из великого Новаграда к государю к Москве, и во Псков, и у монастырей и у городских попов подводы имал, а того не упомнит поколку подвод имал; и приговорил архиепископ. АЭ: доб. архиепископу не имати. 694 АЭ: нет. 695—695 АЭ: архиепископлим бояром и дьяком суд впредь по соборному уложению, а в суде у них быти или соборным священником, и старостам и целовальником продажи в суде не чинити ни которыми делы: а недельщиком на поруки давати священников и дияконов перед священники же десятскими от прямых исцов, а не от нарядных. 696—696 АЭ: нет. АЭ: доб. по старине, по гривне. 698—698 АЭ: Также в Великом Новеграде по всем церквам и по улицам старостам, и уличаном избирати попов и дияконов. АЭ: доб. а денег у них на церковь и себе мзды не имати ничего. 700—700 АЭ: и от проскурниц, и от пономарей, попом и уличаном прихожаном посулов не имати, но бога ради избирати священников с одного, чтоб были искусни и непорочны от всякого зазора неподобного. 701—701 АЭ: ы на его место пригожь и грамоте. АЭ: доб. а денег на нем уличаном, церковному приходу, не имати же. 703 АЭ: по государех. АЭ: доб. а особ но им по собором, за тот корм, денег не давати. 705 АЭ: царской. 706 АЭ: царские. 707 АЭ: царскому. 708—708 АЭ: жалобнице тех же новгородских священников. 709 АЭ: доб. новгородской. АЭ: которой поп, за всю неделю, на урочный день, по их уставу, в собор. 711—711 АЭ: га гривна взяти, да на нем же велети за ослушание приставу хоженого взяти в полы тое гривны. 712—712 АЭ: и по монастырем приидет праздник, и к тем праздником протопопу посылать диякона из софейскаго собора, и что у праздника христолюбцы соборному диякону сдают, то ему и есть, а у попов и у дияконов у праздничных из их вытей из молебных денег поделу им не имати. А про гривны праздничныя Софейской протопоп Петр сказал перед митрополитом, на соборе, что они праздничные гривны на попех не емлют, а дают деи им те празд- Российское законодательство X—XX веков ничныя гривны уличане, приход церковной. И вперед от которого праздника приход, уличане, протопопа с братьею ним почтят, и им то взяти, а на попех и на дияконех протопопу с братьею праздничных гривен нигде не имати. Такоже и у проскурнии, проскурные пошлины протопопу с братьею. АЭ. доб со архиепископы, со архиепископом новгородским Сера-пионом и со архиепископом ростовским с Иикандром, и с епископом резанским Касьяном, да с епископом суздальским Афонасьем, да с епископом тверским Акакием, да с епископом сарским Савою, да с епископом коломенским Феодосием, да с епископом вологодским Кипреяном. КОММЕНТАРИЙ714 Глава 1 В первой главе памятника сообщается о проведении Стоглавого собора, составе его участников, порядке работы и круге вопросов, разрешением которых он занимался. Таким образом, она имеет вводный характер и во многом объясняет содержание последующих глав Стоглава. Название первой главы дает, казалось бы, точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 года (1551г.) по юлианскому календарю. Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний собора или определяет время начала составления «соборного уложения». Первой точки зрения придерживались Е. Е. Голубинский, В. Бочкарев. В наше время ее поддерживал Л. В. Черепнин. Вторая точка зрения, обоснованная Д. Стефановичем, была развита в советское время А. А. Зиминым, Н. Е. Носовым, С. О. Шмидтом. Более справедливой представляется позиция Л. В. Черепнина, который, разделяя работу собора на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материалов совещания, считает, что это были одновременные процессы. Такоеобъяснение подтверждается и самой структурой Стоглава, последовательностью расположения глав и их содержанием. Кроме того, уже Н. Лебедевым и В. Бочкаревым были приведены доказательства, что текст Стоглава более или менее ясно отражает порядок работы собора. В первой главе в общих чертах намечена программа собора: собор отвечал на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В главе много говорится об участниках собора. Представляется необходимым кратко охарактеризовать их политические убеждения и личные качества715, поскольку они существенно повлияли на суть принятых на соборе решений. Прежде всего это — царь, Иван Васильевич. О роли царя на соборе в литературе высказывались противоречивые мнения. Одни авторы считали, что Стоглав «принадлежит царю более, нежели духовенству: он мыслил и советовал; оно только следовало его указаниям» (Н. М. Карамзин). Другие полагали, что через царя действовали ближайшие советники Ивана, в особенности Сильвестр (И. Н. Жданов). Так или иначе, вопросы царя и его речи перед собором вошли в Стоглав целиком либо во фрагментах. Однако решающую роль в работе собора, по нашему мнению, сыграло высшее духовенство, виднейшие представители которого названы в памятнике. От их политических взглядов зависело решение вопросов, а некоторые
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |