Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ



2015-12-06 450 Обсуждений (0)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Отношения с Византией. Империя была южным соседом восточных славян, их главным торговым партнером, а часто они сталкивались в войнах. Славянские и варяжские князья, зная о богатствах Византии, часто со­вершали набеги на ее берега. В середине IX в. греки наруши­ли какие-то условия торговли, и летом 860 г. 200 (по др. данным 360) русских челнов оказались в Босфоре. Патри­арх Фотий с ужасом вспоминал: варвары нахлынули, "как морская волна, и истребили живущих, как полевой зверь траву". Императору Михаилу пришлось подписать с росами выгодный для них "договор мира и любви". Нестор датиру­ет поход 866 г. и сообщает, что им руководил Аскольд. Часть историков считает, что это были 2 разных похода.

Очень подробно пишет Нестор о походе Олега в 907 г. Он говорит уже о 2 тыс. ладей, по "40 мужей" в каждой. Многочисленность воинов Олега и их жестокость вынуди­ли греков запросить мира. Они уплатили дань, обязались содержать русских послов и купцов, разрешать этим купцам беспошлинную торговлю и т. д. В 911 г. был подписан но­вый договор. Этот рассказ Нестора особенно важен тем, что ОН донес до нас текст договора Олега с греками — первый дошедший до нас документ из истории русского права. Но сообщение Нестора противоречиво. Оно изобилует преувеличениями и деталями явно фольклорными: Олег прибил щит ко вратам Цареграда, он велел поставить ладьи на колеса, и ветер погнал их к Царьграду. А главное — греки молчат о походе 907 г. Лев Гумилев даже считал, что Нестор через 200 лет после событий приписал Олегу поход и договор Аскольда. Большинство историков не согласно с Гумилевым. В 941 г. на греков напал Игорь, но его флот был сожжен «греческим огнем». При 2-м походе Игоря в 944 г. греки уплатили дань без боя. Однако договор с греками 945 г. был уже менее выгоден для Руси. При Ольге отношения с греками улучшились, ее с почетом принимал император.

Русь и степь. Южнорусские степи часто подвергались набегам кочевников. В VI в. сюда вторглись орды арабов (обров). Они издевались над славянами, запрягали женщин в телеги вместо быков. В VII в. авары были разбиты франками. Летопись приводит поговорку: "Погибоша, аки обре". В VII в. из Азии пришли хазары, осевшие между Волгой и Доном. Славяне и хазары часто переходили от конфликтов к добрососедству. Выше сказано, что часть славян платила дань хазарам. Но она не была обременительна. Хазары обеспечивали безопасность торговых путей, и через их земли прошел торговый путь из Руси на Восток. В X в. славяне освободились от дани хазарам. Но русские князья часто называли себя хазарским титулом "каган". В 898 г. на Днепр вторглись венгры. Олег был разбит. Не сумев взять Киев, венгры удовлетворились данью. Заключив договор с Олегом, они ушли на запад. В конце IX в. в Причерноморье вторглись и печенеги. Особенно опасны они стали в X в.

Походы Святослава. Нестор пишет, что он перед походом слал к врагам гонцов со словами: "Иду на вы", походах не возил за собой ни возов, ни котлов, а жарил мясо на углях; Спал, положив седло под голову. В 965 г. он землю вятичей спустился вниз по Волге и, вопреки своему обычаю, неожиданно с тыла напал на войско хазар. Огнем и мечом прошел он по всей хазарской земле. По пути Хазарию он разгромил булгар и буртасов (мордву), а на обратном пути победил вятичей. Восточные границы Руси расширились (но не были укреплены). Хазарский каганат уже не оправился от удара и вскоре распался. Но он был своего рода плотиной на пути кочевников с востока. Теперь она рухнула. В южных степях стали хозяйничать печенеги. Потом явились половцы.

В 967 г. Святослав напал на дунайских болгар, быстро разбил их и занял крепость Переяславец на Дунае, желая сделать его столицей: "То середа земли моей. Ту сходится от Грек злато, шелк, вина и плоды, из Чех и Угор сребро и ко­ни, из Руси меха и рабы". Но на Киев напали печенеги. Гон­цы из Киева упрекали князя: "Ты чужой земли ищешь, а свою покинул". Святослав вернулся, отогнал печенегов и опять ушел на Дунай. На мирное предложение Византии он предложил ей "покинуть Европу и убираться в Азию". В ре­шающей битве 971 г. греки вдесятеро превосходили рус­ских, и те дрогнули. Нестор привел речь князя: "Не посра­мим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут". Воодушевленные воины разбили греков, те бежали. (Греки пишут о своей победе.) После мира с греками на об­ратном пути домой Святослав решил зимовать на о. Буян в устье Днестра. Там начался голод. Киевляне продуктов не прислали. Характер Святослава изменился к худшему. Он зверски расправился с христанской частью дружины и по­слал в Киев приказ сжечь церкви. Весной 972 г. он двинулся в Киев, но у днепровских порогов печенеги убили его и перебили дружину. Нестор пишет, что печенегов натравили болгары, ряд авторов винит в этом греков, а Л.. Гумилев — христиан Киева. Об отважном воине и великом полководце спорят историки. Но народ забыл его, не посвятив ему ни одной былины. Его подвиги были бесполезны для родины.

Красное Солнышко. В народе сложился, це­лый цикл былин о сыне Святослава Владимире, хотя тот не был столь великим полководцем и даже не унаследовал хра­брости отца. Владимир вновь покорил вятичей и радими­чей, успешно воевал с поляками и литовцами — ятвягами. Но он отказался от дальних заморских походов и занялся укреплением границ. Главной заботой была борьба с печенегами, совершившими набеги в 992, 996, 997 гг. Отбив набеги, князь стал строить крепости вдоль притоков Днепра и «набирати мужи лучшие от словен и кривич, от чюди и вятич», хотя им печенеги не угрожали. Граница стала делом общегосударственным и была надежно укреплена.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Язычество. Славяне, как и др. народы древности, были язычниками. Они поклонялись множеству богов и духов. Одни относились к местному, племенному или даже родовому культу, другие были общеславянскими персонажами или заимствованы извне. Число языческих персонажей — не менее 400 имен и названий. Вся жизнь славян была связана с фантастическим и поэтичным миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы, которым требовались жертвы. Жрецы, волхвы, ведуны еще не стали единым сословием со строгой соподчиненностью и системой поборов. Важное место занимал культ предков. В могилу воина клали останки коня, оружие, украшения. Сжигалась (часто добровольно) жена или невеста. Над могилой насыпали курган и совершали тризну — поминки. Сохранился рассказ о кровавой тризне, устроенной в 971 г. Святославом на Дунае. Воины сожгли тела павших товарищей, а потом, творя тризну, предали смерти множество пленников и пленниц, топили в Дунае... Петухов и младенцев. В Х в. для многих стало ясно, что язычество устарело.

Проникновение христианства. Нестор пишет, что еще апостол Андрей побывал на Днепре и предсказал создание здесь великого города. Это легенда. Но по IX в. разные источники, хотя и кратко, сообщают о 1-м крещении Руси в 860-х гг., после похода Аскольда в Византию, и о создании "русской епархии". Это 1-е христианство в Киеве было подавлено Олегом. Но уже при заключении договора Игоря с греками в 944 г. часть его дружины составляли христиане, и клятву они принесли в церкви св. Ильи в Киеве. Ольга сама крестила и посетила Царьград. Она безуспешно склоняла к крещению сына. Святослав проявлял веротерпимость, но после похода на Дунай перебил христиан в своей дружине и грозил сделать то же в Киеве. Видимо, христиан там уже было много.

Языческая реформа Владимира. После смерти Святослава вспыхнула усобица между его детьми. Киевским князем стал Ярополк, добрый юноша, благожела­тельный к христианам. Княживший у древлян Олег нелепо погиб в столкновении с воинами Ярополка. Сын Святослава от рабыни Владимир княжил в Новгороде. Он нанял за мо­рем варягов, собрал большое войско и двинулся на Киев. С помощью воеводы-предателя он организовал убийство Яро­полка. Он также убил полоцкого князя Рогволда и надругал­ся над его дочерью Рогнедой. Нестор, видимо, сгущает крас­ки в описании пороков Владимира — язычника, чтобы под­черкнуть его преображение после крещения. Он насильник, братоубийца, "женолюбец'', у него 800 наложниц в трех гаре­мах. Став в 980 г. правителем всей Руси, он столкнулся с тем, что единству страны мешали местные, племенные культы, и решил централизовать язычество. На высоком берегу Днеп­ра были поставлены идолы 6 главных богов: бога неба Стрибога, бога света Даждьбога, бога солнца Хорса, крылатого пса Семаргла, богини плодородия Мокоши и главы пантеона, бога грозы Перуна, покровителя князей, воинов и жре­цов. Другие боги запрещались. Возродились уже несколько забытые человеческие жертвы. Но сверху, по приказу новую веру не создать. Со временем Владимир в этом убедился.

Принятие христианства. С годами князь стал разочаровываться в язычестве. Видимо, повлияло и раскаяние в разврате, братоубийстве, пьянстве. Влияло ито, что многие соседи Руси уже исповедовали веру в единого Бога. Но князь колебался в выборе. Нестор пишет, что в 986 г. его убеждали мусульмане из Булгар, иудеи из Хаза­рин, христиане (греки и посланцы папы). Князь и бояре выбрали христианство греков — с Византией Русь имела более прочные связи. Религиозная связь была скреплена династической — Владимир силой (взятием Херсонеса) вынудил императоров Византии выдать за него принцессу Анну. В 988 г. (по др. версиям в 990 г.) князь издал приказ: "Если не придет кто завтра на реку — да будет мне враг". Нестор лукавит, говоря, будто креститься киевляне «с радостью пошли, ликуя: "Было бы это плохим, не приняли бы это князь и бояре"». Рассказывая, как рубили и жгли идолов, как подвергли поруганию идола Перуна, Нестор признает, что киевляне "оплакивали его неверные". Но серьезного сопротивления в Киеве и др. южных городах не было, там христианство уже укоренилось. Новгородцы же взялись за оружие, заявляя: "Лучше помрети, неже боги дата на поругание". Лишь когда Добрыня (дядя князя) приказал жечь их дома, новгородцы подчинились. Многие из тех, кто крестился по принуждению, тайно хранили верность язычеству. Долго сохранялось "двоеверие". Сама церковь много заимствовала из язычества.

Значение христианства. Оно было огромно. Ускорилось развитие русской культуры. Через посредство Византии Русь приобщилась к античному наследию. Укрепились и политические, культурные, династические связи Руси с христианскими странами Европы. (Но позже, после раскола христианства в 1054 г. тесные связи с Византией обернулись свертыванием контактов с "латинским" Западом). Укрепилась власть князя, имевшая, по учению церкви, божественное происхождение. Это требовало от подданных повинования князю, а от князя — осознания своей ответственности. Христианство более адекватно, чем отживающее язычество, соответствовало нарождавшемуся феодализму. Церковь содействовала смягчению нравов. Она запрещала многоженство, похищение невест, ритуаль­ные убийства жен, невест, рабов на тризнах. Крещение Руси упрочило ее единство, ускорило слияние разных племен единый русский народ.

 



2015-12-06 450 Обсуждений (0)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)