Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные черты религии как типа мировоззрения




 

Когда мы даем характеристику религии, то должны учесть многозначность этого слова. Что же может подразумеваться под религией?

1. Прежде всего, религия является типом мировоззрения. Это значит, что она формулирует определенные ценности и идеалы, а не только знания о мире.

2. Религией также является система особых действий, предназначенных для достижения определенных целей. По-другому, совокупность этих действий называют культом, который, как правило, выражается в форме обрядов, ритуалов, богослужений, молитв.

3. Под религией подразумевают организацию верующих, которую обычно называют церковью, общиной или сектой.

4. Наконец, мы можем говорить о религии как социальном институте, когда данное мировоззрение, культ и организация верующих приобретают легитимный характер и начинают играть в обществе определенную роль.

Выделим две принципиальные черты, которые определяют своеобразие религии как типа мировоззрения. Во-первых, это утверждение о существовании и особых свойствах сверхъестественного, а во-вторых, вера как способ коммуникации со сверхъестественным. Поэтому мировоззрение, которое отрицает существование сверхъестественного и возможность связи с ним, называется атеистическим.



Что такое сверхъестественное? Это некоторый мир, который находится за пределами нашего человеческого опыта, не обладает физическими характеристиками и вообще не подчиняется законам материального мира. Обычно это божество. Здесь можно выделить религии политеистические, т.е. признающие существование множества божеств, и монотеистические, т.е. признающие существование единого божества. К последним принято относить иудаизм, христианство, ислам. Как правило, в монотеистических религиях божество наделяется свойством абсолютности. Абсолютность предполагает отсутствие всяческих ограничений, а также наличие соответствующих свойств. Прежде всего, это вездесущность или вездеприсутствие, всезнание, всемогущество и всеблагость. В ряде религий божество является некоторой безличной силой, которая действует с автоматизмом законов природы. Но во многих религиях, таких как христианство, ислам, иудаизм, божество воплощает и личностное начало. Следует добавить, что есть религии, в которых отсутствует представление об абсолютном божестве. Примером может служить буддизм.

Но религия состоит не просто из утверждений о существовании абсолютного божества. Она формулирует некоторые принципы отношения божества к миру. Прежде всего, оно не зависит от мира, а, наоборот, и является определяющим началом по отношению к нему. В тех религиях, которые исходят из существования личного абсолютного божества или Бога, такое определяющее начало проявляется в следующих чертах. Это креационизм, т.е. учение о сотворении мира Богом. Теоцентризм илиучение о Боге как основе существования мира, его целостности, устойчивости. Иначе говоря, Бог не просто творит мир. Мир существует, т.е. длится во времени и пространстве, только благодаря воле Бога и. отдельно от него просуществовать не сможет. Провиденциализм, т.е. учение о плане или предназначении, который Богом предписан миру. Это значит, что мир не просто создан и действует как хорошо отлаженная машина. Миру уготовлена волей Бога определенная цель. Можно сказать, что с точки зрения религии мир не только функционирует, но и развивается или движется в определенном направлении. Эсхатология, т.е. учение об окончании мира и мирового процесса. План, предписанный миру, как раз и состоит в том, что он когда-то сотворен и когда-то закончится. Кроме того, мировой финал не означает буквальной гибели мира. Религия предполагает преображение мира, которое принято называть соединением мира с богом. И, наконец, еще одной существенной чертой отношения бога к миру следует назвать сотериологию. Сотериология – это учение о смысле или цели человеческого существования. Смысл этот состоит в спасении. Подчеркнем, что не во всех религиях обязательно присутствие всех перечисленных характеристик. Или не везде они присутствуют в столь явно выраженной форме.

Уже эти черты религиозных представлений показывают, что религия не является просто системой знания о мире. Она не только объясняет, как устроен мир, кто его создал и т.д. Религия, как мы увидели, формулирует цели или ценности, к которым призывает стремиться и на которые направляет человека.

В чем же особенность религиозного мировоззрения? Прежде всего – это специфика основной человеческой цели. В отличие от других мировоззрений религия указывает на существование двух различных миров: земного и потустороннего, подчеркивает их принципиальное различие и говорит о посмертном существовании или необходимости спасения из мира земного. Он трактуется как место человеческого страдания. Страдает человек: от своей ограниченности. Т.е. он всегда полон неудовлетворенных желаний, и главным образом потому, что он смертен. Поэтому спасение будет состоять в преодолении человеческой конечности. Он не станет равным божеству, но будет избавлен от страданий благодаря тому, что получит полноту общения с Богом. Состоится спасение не в земном мире, а в потустороннем. Но утверждение о том, что земная жизнь есть страдание, не означает бессмысленности земного существования. Чтобы достичь спасения следует не убегать от земной жизни, а пройти испытание на право заслужить спасение. Испытание осуществляется в ходе исполнения определенных требований.

Вот здесь мы выходим ко второй важнейшей стороне религии: вере как способу связи человека с божеством. Почему? Ведь чтобы спастись следует верить. Но что значит верить? В самом простом смысле веру можно определить как принятие каких-либо утверждений без доказательства опытом (чувствами) или разумом (рассуждением). Почему для религии так важна именно вера? Прежде всего, потому, что иными способами нельзя удостовериться в существовании божества, особенно если оно носит абсолютный характер. Его нельзя увидеть, услышать, нельзя доказать его существование путем логических рассуждений.

Как тогда человек узнает о божестве и его существовании? Как правило, посредством откровения, т.е. предполагается, что Бог открывается человеку через знаки, пророчества, предзнаменования, а с точки зрения христианства, и непосредственно в человеческом облике, как Иисус Христос. Поскольку это в основном знаки, то божество никогда ни открывается человеку полностью. Ведь оно абсолютно, а человек – нет, и поэтому не может вместить в себя полноту знания о божестве. Вот почему религия всегда подчеркивает, что существование божества есть тайна, загадка, нечто непостижимое, поэтому человек всегда должен ощущать беспокойство, трепет, тревогу, сомнение в совершенстве своей религиозной жизни. Это означает, что от человека требуется не только признавать существовать божества, но и испытывать определенные эмоциональные состояния, переживания. Совокупность таких состояний называют религиозным опытом. Он складывается не только из знаний людей о том, что есть божество и какими свойствами оно обладает, но включает в себя эмоции, страсти, состояния чувств.

Но вера состоит не только в признании существования божества. Ведь с ним связываются человеческие желания, надежды и ожидания. Поэтому вера обладает сложной структурой. Можно выделить следующие составные части: вера-уверование, вера-упование и вера-обязательство или вера-верность.

Вера-уверование нам уже знакома. Это признание существования божества.

Второй составной частью является вера-упование т.е. надежда на то, что божество обладает такими свойствами или осуществит такие действия, которые важны для человеческого существования. Это надежды на помощь божества, например на спасение, т.к. большинство религий признает недостаточность человеческих сил для достижения спасения. Следует подчеркнуть, что это вера. Ведь в то, что оно будет спасен, человеку приходится верить. Никаких других доказательств получить нельзя.

Однако вера предполагает и взаимные обязательства. Недаром религию называют встречей бога и человека. Поэтому третьей составной частью веры является вера-обязательство, т.е. признание необходимости для человека обладать определенными свойствами или осуществить определенные действия, чтобы участие бога в судьбе человека было положительным.

Если посмотреть на историю религии, то можно увидеть разные типы обязательств, которые брали на себя верующие. Самым древним можно видимо считать жертвоприношения, обряды, ритуалы. Другим видом является следование определенным правилам поведения (заповеди, моральные нормы). Характерной формой обязательств являются определенные физические и духовные процедуры (йога, экстаз, аскетизм, отшельничество, монашество). И, наконец, ближе к современности возникает представление о том, что условием спасения может стать не просто исполнение некоторых правил поведения, но и мирская деятельность в целом. Успех в делах, например в предпринимательской активности, может служить мерилом избранности Богом.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)