Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности места религии в традиционных и индустриальных обществах




 

Для традиционных обществ, вступивших в эпоху цивилизаций, религия фактически выступала единственным способом связи людей. Рыночная экономика не была развита. Мифологическое или языческое мировоззрение делило людей по принципу «Мы – Они» и предписывало совершенно разные нормы поведения по отношению к своим и чужим. Оно не ориентировало различные касты, сословия, общины на контакты. Но если для архаических небольших изолированных коллективов такое положение дел было вполне нормальным, то для существования цивилизаций совершенно неприемлемым.

Вот почему лидеры возникающих государств, объединяющих разнообразные племена и народы, как правило, приходили к необходимости замены традиционного мифологического мировоззрения религиозным. Более того, государство было заинтересовано в превращении религии в общеобязательное для всех мировоззрение. А поскольку общество не могло позволить своим членам право выбора в силу отсутствия материального и духовного изобилия, то религия становилась единственным и навязываемым типом мировоззрения. Это значит, что за несоблюдение религиозных предписаний карало общество и государство путем воздействия общественного мнения и государственных органов.



Таким образом, мы можем отметить особенность положения религии в традиционных обществах. Она превращается в общеобязательное мировоззрение, во-первых. Во-вторых, религия пронизывает все стороны общественной жизни. Религиозные представления становились определяющими мотивами поведения людей в социальной, экономической и духовной жизни. Например, люди организовывали хозяйство не ради получения прибыли, а потому что считали, что хорошо организованная жизнь угодна богу и способствует спасению. Войны очень часто велись из-за расхождений в толковании вопросов веры.

В индустриальном обществе происходит процесс, который принято обозначать словом «секуляризация» или отделение, освобождение от влияния религии различных сфер социальной и личной жизни. Религия перестает быть причиной или толчком развития экономики, политики и т.д. Основным принципом мировоззрения становится принцип свободы совести и свободы вероисповедания. Свобода совести представляет собой право верить или не верить. Свобода вероисповедания состоит в праве человека выбирать, иметь и распространять тот или иной тип веры по своему усмотрению.

Секуляризация приводит к отделению организации верующих, в первую очередь, церкви, от государства и государства от церкви. Это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела церкви. Оно также не может навязывать гражданам то или иное вероисповедание. Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели сформировать какое-либо отношение к религии. Но государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Члены всех религиозных и атеистических объединений имеют равные с остальными гражданами права на участие в политической жизни, например. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором.

С другой стороны, церковь также не может вмешиваться в дела государства, в вопросы определения гражданами своего отношения к религии. Церковь не имеет права поручать своим органам выполнение каких-либо государственных функций. Все эти принципы закрепляются в конституциях индустриальных демократических обществ.

Причина секуляризации состоит в том, что индустриальные общества основаны на принципах рыночной экономики. А это значит, что связи между людьми и социальными группами осуществляются посредством развития экономики, разделения труда и активизации рыночных отношений, которые ставят людей во взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга. Поэтому религия как условие единства общества утрачивает свою необходимость. Развитие среднего класса, пропаганда социальной мобильности и роста потребления, создание системы социальной защиты в демократических государствах обеспечивает лояльность граждан к индустриальному обществу. Поэтому учение о мире как страдании и учение о спасении как смысле человеческой жизни перестают господствовать в мировосприятии современного человека. Но отметим, что не во всех современных обществах процесс секуляризации осуществлен во всей полноте или признается необходимым.

В результате в обществе религия превращается в отдельный автономный социальный институт. Причем в реализации ряда функций (коммуникативной, мировоззренческой, компенсаторной) ему приходится конкурировать с другими институтами. Религиозные искания становятся личным делом гражданина и следствием его личного выбора. Это не означает, что религия утрачивает свое значение в современных индустриальных обществах. Индустриальное общество – это общество эпохи цивилизаций. А это значит, что все положительные и отрицательные свойства цивилизации, которые когда-то породили религию, в нем сохраняются. Поэтому и религиозные искания сохраняют свое значение. Плюрализм современного мировоззрения требует, чтобы существовали разные варианты духовных исканий человека. В этом отношении религия представляет собой один из культурных опытов, добытых человечеством на этом пути.

ВЫВОДЫ

 

1. Основными чертами религии являются утверждение о существовании и особых свойствах сверхъестественного мира и вера как способ связи с этим миром.

2. Религия является мировоззрением, потому что формулирует не только знания об окружающем мире, но и идеалы (смысл жизни), к осуществлению которых должен стремиться человек.

3. С возникновением традиционных цивилизаций религия превращается в социальный институт, потому что превращается в организацию верующих, священнослужителей, начинает выполнять в обществе мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную функции и приобретает легитимный характер.

4. В традиционных обществах религия становится основным способом объединения общества, поэтому поддерживается силой государства, пронизывает все сферы общества и нетерпима к иным религиям и формам мировоззрения. В индустриальных обществах происходит процесс секуляризации, который приводит к формированию и закреплению принципов свободы совести и свободы вероисповедания, отделению церкви от государства и государства от церкви. Религия становится результатом личного выбора каждого человека.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему религия основана на вере?

2. Почему мы считаем религию мировоззрением

3. При каких условиях религия в обществе превращается в социальный институт

4. Что означают принципы свободы совести и свободы вероисповедания?

5. Что означает отделение государства от церкви и церкви от государства?

6. Почему в индустриальных обществах происходит процесс секуляризации?

 

 

СЛОВАРЬ

 

Религия – тип мировоззрения, а также социальный институт, основанный на вере в сверхъестественное

Церковь – организация верующих, основанная на открытости для всех индивидов

Секта – организация верующих, основанная на закрытости, изоляции своих членов от остального общества

Культ (обряд, ритуал) – совокупность особых действий, предназначенная для связи верующего с объектом веры (сверхъестественным, божеством)

Вера – принятие каких-либо утверждений без доказательств фактами или рассуждениями и необходимости их доказывать

Свобода совести – принцип отношения индивида к любому мировоззрению, предполагающий право свободного выбора мировоззрения, а в частности, право верить или не верить

Свобода вероисповедания - принцип отношения к религии, предполагающий право свободного выбора религиозных убеждений

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. Главный признак религии - это вера в сверхъестественное

2. Основная цель религии - сделать человека нравственным

3. Религия отвлекает человека от реальной действительности

4. Религия – это любая система мыслей и действий, которая дает человеку систему ценностей и объект для поклонения

5. Религия - это один из видов мировоззрения

6. Культ является обязательным элементом религии

7. Религия и наука - это разные виды знаний и способы их получения

8. Секта отличается от церкви количеством людей

9. Религия создана господствующими классами, чтобы отвлекать угнетенные классы от борьбы за свои права

10. С развитием науки потребность в религии отомрет

11. Люди создали религию только потому, что не могли дать верное объяснение действию сил природы

12. Религии без веры не может существовать

13. Вера характерна для людей, не обладающих способностью рассуждать

14. Компенсаторная функция религии состоит в том, что она подменяет для человека реальный мир иллюзиями и вымыслами, в которых человеку удобнее жить

15. Свобода совести состоит в праве человека выбирать любую религию

16. Мировоззренческая функция религии состоит в том, чтобы объединить людей

17. Все люди являются религиозными, потому что все во что-то верят

18. Отделение церкви от государства означает, что за правонарушения верующего наказывает церковь

19. Секуляризация приводит к тому, что религия становится частным делом каждого человека

20. Отделение церкви от государства означает, что верующие не могут участвовать в политической жизни общества

21. Отделение церкви от государства и государства от церкви – это один из признаков демократического общества

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Религия – прежде всего

а) вид мировоззрения

б) вид знаний о мире

в) особый род вымысла

г) совокупность моральных требований

 

2. Религия отличается от науки, прежде всего, тем, что

а) не дает истинные знания

б) обладает более важными для человека знаниями

в) дает не знания, а мировоззрение

г) не использует эксперименты для доказательства своих утверждений

 

3. Первоочередная задача религии

а) дать человеку знания о мире

б) сделать человека нравственным существом

в) указать человеку и человечеству путь к спасению

г) объединить коллектив

 

4. Религия требует от людей веры, потому что

а) научные методы будут разоблачать религию

б) потому что верить легче, чем знать

в) потому что доверчивыми людьми легче управлять

г) потому что другими способами доказать существование божества нельзя

 

5. К обязательным элементам религии не относится:

а) религиозная вера

б) религиозная община

в) отделение церкви от государства

г) представления о существовании сверхъестественного

 

6. Религия отказывается от сотрудничества с наукой, прежде всего, потому, что

а) боится, что методы науки будут разоблачать религию

б) цели науки и цели религии совершенно чужды друг другу

в) Наука отрицает веру как главный принцип познания

г) ученые более критичны по роду своих занятий и поэтому не способны к вере

 

7. «…Религиозные представления произошли… из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы» З. Фрейд. Какая функция религии нашла свое выражение в этих словах?

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) компенсаторная

г) интегративная

д) познавательная

 

8. «Смотри: у нас, христиан, есть десятки тысяч книг, и все они не учат ничему иному, как только творить добро, уклоняясь от зла. Глупец не желает идти на проповедь: ведь он услышит о том, от чего не может отстать, и станет он тогда еще более грешным, чем если б о том не знал. Но не может служить извинением то, что тебе неведома истина, как надлежит спасать душу, ибо Господь дал тебе пять чувств, чтобы ты ходил в церковь и слушал проповедь…» (По А.Я. Гуревич. Средневековый мир. М., 1990). Какая функция религии нашла свое выражение в этих словах?

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) компенсаторная

г) интегративная

д) познавательная

 

9. «Для религии опасность представляет не наука, а практика повседневного существования. Здесь человек перестал заниматься поисками высшей цели в жизни и сделал из себя инструмент, служащий экономической машине, его же руками и построенной» (Э. Фромм). Какая функция религии нашла свое выражение в этих словах?

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) компенсаторная

г) интегративная

д) познавательная

 

10. «Вы знаете, что было сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две. Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет отнять у тебя, не отворачивайся». (Евангелие от Матфея). Какая функция религии нашла свое выражение в этих словах?

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) компенсаторная

г) интегративная

д) познавательная

 

11. Церковь отделена от государства. Это означает, что

а) церковь не может участвовать в политической жизни общества

б) верующие не имеют таких же прав, как остальные члены общества

в) церковь не может выполнять государственные функции

г) религиозные учреждения должны находиться подальше от государственных

 

12. Государство отделено от церкви. Это означает, что

а) оно не может заставлять граждан принимать ту или иную религию

б) за правонарушения верующих карает церковь, а не государство

в) образование верующим дают в церкви

г) оно не может вмешиваться, когда церковь карает еретиков

 

13. Свободу совести от свободы вероисповедания отличает:

а) право выбирать любую религию

б) право верить или не верить

в) право выбрать религию или секту

г) право ходить молиться в церковь или не ходить

 

14. Секта отличается от церкви

а) количеством людей

б) закрытостью, замкнутостью для окружающих

в) негуманными методами воздействия на сознание своих членов

г) искажением каноническогорелигиозного учения

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Религия есть любая система мыслей и действий, которая предоставляет человеку систему ориентиров и объект, которому он может поклоняться» Э. Фромм. Прав ли автор в таком определении религии? Если нет, то чего не хватает этому определению?

2. «Религия - это система символов, которая призвана установить мощные, пронизывающие и долгосрочные настроения и интересы у людей путем формулировки концепции общего порядка существования и окружения этих концепций такой аурой фактичности, чтобы эти настроения и интересы казались исключительно реалистическими» К. Гиртц. Как вы поняли смысл этого определения религии? Прав ли автор, давая такое определение?

3. «Религия есть переживание священного» И. Вах. Прав ли автор в таком определении религии? Если нет, то чего не хватает этому определению?

4. «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает» Э. Дюркгейм. Прав ли автор в таком определении религии? Если нет, то чего не хватает этому определению?

5. «Христианство ни при каких условиях не нуждается в том, чтобы сделать веру разумной с помощью научной формы; напротив, оно должно сохранять религию от приемов, которые употребляются в научном мышлении». Как вы поняли смысл этого рассуждения? Почему автор настаивает на том, чтобы религия никак не была связана с наукой?

6. «Верую не в то, что абсурдно, а потому, что абсурдно» Августин. А какую мысль хотел выразить этими словами автор высказывания?

7. «Очевидно, существует естественная тенденция верить. Каждый является верующим. Не все верят в одно и то же, но все верят во что-нибудь» П. Джонсон. Значит ли это, что все люди являются религиозными?

8. «Вера сама по себе есть внутренний психологический факт, а не формула... Вера христианская, прежде всего, есть переживание». Из «Журнала Московской патриархии». Какую особенность веры подчеркивает это высказывание? Как вы думаете, дана ли здесь исчерпывающая характеристика религиозной веры?

9. «Если мы поднимем вопрос, на что опирается требование верить в религиозные учения, то получим три ответа… Во-первых, они заслуживают веры, потому что уже наши предки им верили; во-вторых, мы обладаем свидетельствами, дошедшими до нас от той самой древности; а в-третьих, поднимать вопросы о доказательстве догматов веры вообще запрещено» З. Фрейд. Какие причины религиозной веры выделены автором? Как вы думаете, верно ли указаны причины, по которым следует верить положениям религии?

10. «Подобно опиуму религия создает видимость временного облегчения страдания людей, но в то же время оказывает на них вредное воздействие, поддерживая в них постоянную потребность в отвлечении от действительности, прививая антинаучную систему представлений». Прав ли автор в определении роли религии в жизни человека и общества?

11. «Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» К. Маркс. Как вы думаете, какая идея нашла отражение в этих словах? Как вы думаете, при каких условиях это утверждение верно, а при каких – нет?

12. «...Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» Ф. Энгельс. Как вы думаете, какая идея нашла отражение в этих словах? Как вы думаете, при каких условиях это утверждение верно, а при каких - нет?

13. «Все религии воздвигнуты на почве страха. Непогода, гром, бури... – вот причины этого страха. Человек, который чувствовал себя бессильным перед происходящим в природе, искал для себя прибежище под защитой существ, которые были сильнее, чем он сам. Лишь позднее честолюбцы, политики научились извлекать выгоду для себя из легковерия народа» де Сад. Как вы думаете, прав ли автор этого высказывания? А можно ли привести аргументы, опровергающие или не подтверждающие его концепцию?

14. Почему религия отрицательно относилась и относится к магии?

15. Христианство учит, что человек за страдания будет вознагражден. Но многие люди, которые вели праведную жизнь, провели ее в страданиях и обещанного вознаграждения не получили. Значит ли, что религия обманывала их?

16. Согласно Будде существуют четыре типа вопросов, которые отличаются друг от друга характером ответов на них. На одни вопросы дают однозначные ответы, на другие с оговорками, на третьи - отвечают встречным вопросом, на четвертые - отклонением самого вопроса. Вопросы, на которые отвечают отклонением, следующие: «Мир вечен или нет?», «Мир бесконечен или нет?» А почему, как вы думаете, с точки зрения буддизма на такие вопросы отвечают отклонением вопроса? Какую ошибку совершают те, кто задают такой вопрос религиозному учителю?

17. Многие философы и ученые считали, что с развитием и углублением научных знаний и технологий потребность в религии отомрет. На чем основывались их убеждения? В чем состояла их ошибка в оценке перспектив религии?

18. «Интеграция (объединение) есть функция религии. И наоборот, где действительно реализуется эта функция интеграции, ученый должен говорить о религии, хотя бы речь шла о секуляризованных идеологиях или ритуалах» Фон Габленц. Как вы думаете, какая мысль выражена в этих словах? Есть ли в этих рассуждениях ошибка и в чем она?

19. «Религия выполняет специфичную функцию, свойственную только ей и отделяющую ее от иных форм общественного сознания. Этой функцией и является функция иллюзорно-компенсаторная, т.е. функция иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями» Д.М. Угринович. Как вы думаете, прав ли автор в своем определении основной функции религии? На чем может быть основано такое понимание задач религии?

20. В конституциях многих современных демократических государств записано право человека на свободу выбора религиозных убеждений. Почему современные общества позволяют человеку самому выбирать себе верования, а традиционные общества не позволяли? Причина в их неразвитости или в чем-то еще?

21. Религия настаивает на том, что человек должен спасаться из того мира, в котором он живет, чтобы попасть в мир иной. Почему же тогда многие государства в прошлом делали такую религию государственной и обязательной для всех?

22. В древневавилонской поэме 2 тыс. до н.э. есть такие слова: «Кто волю богов в небесах узнает? Решения богов в глубинах кто постигнет? Откуда смертным знать пути божьи?» Как вы думаете, какая переломная духовная и социальная ситуация могла быть отражена в этих словах (А в христианстве человеку известна ли воля бога и если известна, то в отношении кого?).

23. В древневавилонской поэме 2 тыс. до н. э. говорится: «Я чтил богов, приносил жертвы, возносил молитвы, однако я болен, беден, а неправедный добивается успеха». Как вы думаете, какая переломная ситуация в духовной и социальной жизни людей прошлого может быть отражена в этих словах?

24. Историки заметили, что во всех цивилизациях древности от Европы до Китая во 2-1 тыс. до н. э. появились поэмы одинакового содержания под названием «Невинный страдалец», где человек жаловался, что он добросовестно исполняет все обряды и ритуалы, а жизнь его от этого не улучшается. Как вы думаете, какая переломная духовная и социальная ситуация в жизни людей той эпохи могла найти отражение в этих текстах?

25. Как сообщают историки, многие ученые прошлого и современности оказывались верующими людьми. Разве можно совместить занятия наукой и веру в бога? Если можно, то почему? Или эти люди были непоследовательными как в науке, так и в религии?

26. Христианство возникло в Римской империи в 1-2 вв. н. Э. Во 2-3 вв. численность верующих стала довольно высокой. Возникли общины, которые руководились епископами. Сложилась церковная иерархия, культ. Вспомните историю. Значит ли это, что христианство превратилось в социальный институт? А когда, при каких условиях оно стало социальным институтом? А в 19 в. во многих странах Западной Европы прошел процесс секуляризации. Значит ли это, что христианство перестало быть социальным институтом?

 

 

3.2. Наука как форма духовной жизни общества

 

3.2.1. Основные особенности научного познания и знания

3.2.2. Структура научного знания

3.2.3. Наука как социальный институт

 

Цели и задачи темы

 

1. Сформулировать основные черты и особенности научного знания путем его сравнения с обыденным знанием и религией.

2. Дать анализ основных элементов структуры научного знания: теория, эмпирия, парадигма.

3. Выявить причины и условия возникновения и развития науки и показать их связь с основными чертами и структурой научного знания.

4. Сформулировать и дать характеристику функций науки в обществе.

5. Дать представление о проблемах взаимоотношения науки и общества через характеристику сциентизма и проблемы соотношения науки и морали.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.05 сек.)