Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Этногенез восточных славян




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Астраханский филиал Московского Государственного Университета

Экономики, Статистики и Информатики

 

Соколов Е.Е.

 

 

История Отечества

Курс лекций

Астрахань 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Предмет истории как науки. Исторические источники. Восточные славяне

в IV-VIII вв. 3

Тема 2. Древнерусское государство в IX — начале XIII вв. 8

Тема 3. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства 16

Тема 4. Культура Древней Руси 21

Тема 5. Борьба русского народа с монгольским нашествием и крестоносцами. 24

Тема 6. Возвышение Москвы. Образование единого российского государства 30

Тема 7.Россия в правление Ивана IV Грозного (1533 -1584 гг.) Реформы и

опричнина 35

Тема 8. «Смутное время» в России. Начало правление династии Романовых 40

Тема 9. «Реформы Петра I» 48

Темы 10. Правление Екатерины II (1762—1796 гг.) 52

Тема 11. Эпоха дворцовых переворотов. (1725-1762 гг.) 56

Тема 12. Россия в конце 18 в. Царствование Павла I (1796 – 1801 гг.) 59

Тема 13. Россия в первой четверти 19 в. Царствование Александра I (1801-1825 гг.) 61

Тема 14. Россия в правления Николая I(1825 – 1855 гг.) 66

Тема 15. Реформы 60-70-х гг. 19 в. Царствование Александра II (1855-1881 гг.) 69



Тема 16. Контрреформы Александра III (1881-1894 гг.) 75

Тема 17. Россия в начале 20 в. Правление Николая I. Революция 1905-1907гг. 78

Тема 18. Россия в первой мировой войне. Революции 1917 г. Гражданская война 1918-1922 гг. 82

Тема 19. СССР в 1920-1930- е гг. 86

Тема 20. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) 91

Тема 21. СССР со второй половины 40-х гг. до середины 60-х гг. 98

Тема 22. СССР во второй половине 60-х – в середине 80- х гг. «Эпоха Л.И. Брежнева». 103

Тема 23. «Перестройка» в СССР. Распад Советского Союза107

Тема 24. “Социально-экономическое и политическое развитие России в 90-х годах xx – века.”

Список использованной литературы 112
Тема №1. Предмет истории как науки. Исторические источники. Восточные славяне в IV-VIII вв.

План темы:

1. Предмет истории.

2. Исторические источники.

3. Этногенез восточных славян.

4. Хозяйство и быт восточных славян.

5. Религия восточных славян.

Цель изучения: ознакомление с предметом истории и с историческими источниками.

Рассмотрение и анализ политической, экономической и религиозной жизни восточных славян.

Изучив данную тему, студент должен:

a) понимать, что изучает наука история;

b) знать основные группы исторических источников;

c) всесторонне изучать и уметь рассказать о политической, экономической и религиозной жизни восточных славян.

При изучении данной темы необходимо:

1) изучать данные лекции;

2) изучать дополнительную литературу по данной теме;

3) ответить на тесты к теме.


 

Предмет исторической науки. Исторические источники.

История — наука, исследующая прошлое человечества во всем его многообразии с целью понимания настоящего и тенденции развития в будущем. История пытается изучить прошлое, понять его в движении, открыть законы этого движения. Несомненна как образовательная, так и воспитательная роль истории как науки.

Только человек, знающий историю своей страны, может считаться образованным. Вместе с тем история и воспитывает. Знание сложной, героической, а подчас и трагической истории своей страны, своих предков делает человека истинным патриотом и гражданином своей Родины.

Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которым он зачастую не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет назад.

Между реально существующей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого, т.е. научно-воссозданной картиной мира — стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником.

Исторический источник — это все остатки прошлого, свидетельства минувших веков.

Принято выделять следующие группы исторических источников:

1) письменные;

2) вещественные;

3) лингвистические;

4) фото кино документы.

Письменные источники делятся на отечественные и зарубежные.

К письменным источникам следует относиться осторожно, т.к. в силу в силу различных причин они могут быть далеки от истины. Особенно это касается зарубежных источников о истории России.

Вещественные источники — это различные археологические находки. Наука археология находится в тесном взаимодействии с историей. Если письменные источники обычно дают представление о политической и общественной жизни страны, то вещественные источники могут рассказать о экономике, быте и занятиях наших предков.

Лингвистические источники связаны с языком народа, точнее с его развитием. Дело в том, что и в современном русском языке немало оборотов, которые дожили до наших дней с глубокой древности. Например и сегодня многие суеверные люди, испугавшись чего-то, произносят: «Чур меня!».

При этом они даже не подозревают, что это обращение к своим умершим предкам с просьбой о защите, о помощи.

Фотокинодокументы как исторический источник актуальны лишь при изучении истории 19 и 20 веков, т.к. ранее кино, ни фотографий не существовало.

Этногенез восточных славян

Термин «славяне» появляется в письменных источниках достаточно поздно — в VI в. нашей эры. Однако не вызывает сомнения, что история славян уходит в глубокую древность.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине 19 в. Исследования этого времени показали принадлежность славян к индоевропейской общности народов (германцы, балты, славяне, иранцы).

По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале 2 тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в 1 тыс. н.э. разделилась на балтийскую и славянскую. Российский историк А. Шахматов, проанализировав сведения о славянах у античных авторов, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

В настоящее время большинство специалистов определяют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат.

Уже в середине 1 тысячелетия н.э. племена восточных славян занимали огромную территорию от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке.

В VI-VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен:

- поляне (по среднему течению Днепра);

- древляне (на северо-западе, в бассейне р. Припять);

- славяне ильменские (по берегам р. Волхов и озера Ильмень);

- дреговичи (в бассейне р. Березина);

- вятичи (в верховьях р. Оки);

- кривичи (в верховьях рек Днепр и Волга);

- полочане (по Западной Двине);

- радимичи (на реках Соже и Десне);

- волыняне и дулебы (на Волыни);

- уличи и тиверцы (на самом юге, у Черного моря).

 

Таким образом, к 8 в. н.э. восточные славяне занимали следующие территории: центральную, западную и юго-западную части современной Украины, всю территорию современной Белоруссии, а также западные, северо-западные и часть центральных областей современной России.

Во второй половине 1 тыс. н.э. происходить формирование древнерусской народности, основу которой составили восточные славяне. Однако с самого начала древнерусская народность складывалась в результате смешения нескольких этнических компонентов: славянского, финно-угорского, а также германского, тюркского и отчасти северокавказского.

Финно-угорские племена заселяли всю территорию современной центральной России. Встреча славянских и финно-угорских племен носила мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминании об упорной борьбе между славянами и финнами.

Огромные незаселенные пространства делали бессмысленной борьбу из-за земель. Да и сами русские искали не военной добычи, а безопасных мест для проживания.

Происходило заселение, а не завоевание новых земель.

 

Хозяйство и быт древних славян.

Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных деревянным или земельным валом. Жилища были деревянные.

В 6-8 вв. основными занятиями славян были охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Занятие земледелием было затруднено следующими факторами:

1) в лесах, где в основном проживали славяне, заниматься земледелием сложно;

2) занять плодородные южные степи славянам мешали кочевники.

 

Несмотря на это, в более позднее время основными занятиями славян стали земледелие и скотоводство.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Это обусловило развитие кузнецкого ремесла. Также были развиты такие ремесла как гончарное, плотничное, кожевенное, ткацкое. Главной ценностью были меха ценных пушных зверей (куницы, белки, соболя). Мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег.

Первые «денежные» единицы славян — «куна» (шкурка куницы), «векша» (шкурка белки).

Центрами ремесел и торговли стали первые города (Киев, Новгород, Чернигов), возникших вдоль важнейших водных торговых путей.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1082)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7