Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА



2015-12-07 471 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие государства

Государство -

1) в широком смысле – для обозначения общества как такового или какой-либо особой формыобщества;

2) в узкомсмысле - для обозначения какого-либо органа общества, нации или территории той или иной страны;

Нужно учитывать:

1. государство саморазвивающийся механизм, находится в движении => нельзя сформулировать определение, которое подходило бы для всех государств на любом этапе развития;

2. нельзя смешивать «понятие» и «понимание» государства. Понятие – базовая дефиниция для того, чтобы начать познание. Понимание – целостная совокупность идей, взглядов на различные стороны государства.

Исторически:

Государство появилось где-то в 56 тыс. лет назад. Кемет (египетское государство), и Шумер (шумерское государство).

 

Понимание государства в истории

Аристотель: «Государство – есть общение свободных людей, политическое общение граждан для цели достижения общего блага (высшее благо – созерцание Бога)».

Марк Туллий Цицерон: «Государство - есть достояние народа («res populi»)». «Народ» не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом («демос», которы может скатиться до «охлос» - толпа). Народ - соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione). Иными словами, государство – общность правопорядка (всё таки Цицерон был юристом).

Никколо Макиавелли: «Государство – политическое состояние, отражающее отношения «господства-подчинения»». Он пытается рассматривать государство как результат политической борьбы (народа и знати). Борьба народа и знати => причинная развития государства. Народ не хочет подчинятся и быть угнетаемым. Знать хочет управлять и угнетать народ. В результате борьбы этих стремлений государство приходит к свободе, единовластию или произволу какой-либо партии. Цель государства – безопасность личности, защита собственности.

Жан Боден: «Государство – это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву».

Гуго Гроций: Государство – «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (почти как Цицерон).

Томас Гоббс: «Государство - единое лицо, которое множество людей сделало ответственным за его действия путём договора, чтобы через оно могло использовать силы и средства для мира и общей защиты». Государство – Левиафан, чудовище.

Джон Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

 

Кант: «Государство – объединение множества людей, подчинённых правовым законам» (как Цицерон). По сути, государство – люди, объединенные категорическим императивом (идеи правового гос-ва). Цель гос-ва не сделать человека счастливым (т.к. счастье у каждого своё), а сделать его моральным, т.е. установить такое прав, что свобода одного соответствовала свободе другого => гораздо полезнее для общественного согласия.

 

Гегель: Гегель, когда пишет о государстве учитывает то, что он жил в Пруссии => не только философия, но и политика и идеология. Был чиновником. «Государство – высшая самоцель, высшее проявление свободы, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства»

Т.е. государство для него (а) высшее проявление свободы, реализованная идея свободы; (б) разумное начало;(в) земной Бог, шествие бога на земле.

 

Иеремия Бентам (либерал): «Государство – механизм для достижения общего счастья max кол-ва людей и их безопасности».

 

Маркс, Энгельс: «Государство – инструмент поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми».«Государство есть комитет по управлению делами буржуазии» (Манифест Коммунистической Партии).

 

Бакунин: «Государство – система организованного насилия. Преступно априори».

 

Петражицкий: «Государство – факт императивно-атрибутивной психики (т.е. правовая эмоция: не только долг, но и правомочие), содержанием которой является эмоциональное переживание одним лицом своего права властвовать и другими лицами - своей обязанности подчинятся». Право первично, государство вторично.

 

 

Понятие «государства»

Наиболее приемлемым, с точки зрения М. Н. Марченко, современным определением государства, является следующее:

Государство - организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (ТГП под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько).

Государство - это обусловленная исторической эволюцией общества постоянно действующая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для всех членов общества, для любых лиц и организаций в пределах определенной территории.

2. Сущность государства

Сущность– главное, устойчивое, определяющее, закономерное в явлении.

Существует несколько подходов к сущности государства:

1. Марксистский подход к сущности государства (классовый подход) => ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КЛАССА

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем, марксистское понимание государства нуждается в критическом переосмыслении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций.

Государство в соответствии с такой трактовкой рассматривалось как организация политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры; машина для подавления одного класса другим.

2. Общесоциальный, общечеловеческий подход к сущности государства => ДЛЯ ВСЕХ

Почти все многочисленные немарксистские учения о государстве (Коркунов, Чичерин, Шершеневич) сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей своей привлекательности такого подхода он тоже односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую.

3. Подход к сущности государства, объединяющий два вышеперечисленных подхода => ДЛЯ ВСЕХ, НО ТОТ, КТО У ВЛАСТИ РЕШАЕТ СВОИ ЗАДАЧИ

Однако, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы бытьинструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, из специфических классовых задач.

Поэтому, по мнению М. Н. Марченко, трудно согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая вообще отказаться от классового подхода.

Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться одно другому.

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

1. Публичная власть – наличие выделенного из общества аппарата власти и управления.

Публичная власть – (1)это такая власть, которая не сливается с обществом, не совпадает с ним, а стоит как бы над ним; (2) и одновременно это такая власть, которая официально публично действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.

 

Основу публичной власти составляют:

а) аппарат власти и управления;

б) аппарат принуждения.

 

Итак, первый признак государства - это наличие в обществе отделенной от него публичной власти.



2015-12-07 471 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)