Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Бен обрабатывать. А остальное отдай мне». Биляль так и сделал,




и ‘Умар разделил оставшуюся часть между мусульманами. Та-

ким образом, ‘Умар следил за рациональным использованием

Природных ресурсов в своём государстве.

Свобода мнения. Ислам гарантировал человеку свободу мне-

ния, и ‘Умар всегда стоял на страже этой свободы в своём го-

Сударстве. В его эпоху люди высказывали своё мнение, не боясь

Возможных последствий, и даже критиковали действия самого

‘Умара , если считали их неправильными. ‘Умар восприни-

144 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе

Мал такого рода критику спокойно, как и полагается достойно-

Му и богобоязненному правителю.

Спрашивать с правителя за всё, что он делает, было впол-

Не обычным явлением в мусульманском обществе того времени.

Народ следил за действиями правителя и критиковал их. Люди

Свободно высказывали своё мнение и давали оценку его полити-

Ческим ходам и решению имущественных вопросов, и подобные

Действия считались признанными конституционными правами

В исламском государстве того времени. Источником этих прав

Являются Коран и Сунна. Принцип свободы общественного мне-

Ния и ответственности правителя перед народом всегда призна-

Вался мусульманами.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал людям, что, если они

Увидят в нём какую-то кривизну (то есть отклонение от прямого

пути), пусть выправят её. Тогда поднялся один человек и сказал:

«Клянусь Аллахом, если мы увидим в тебе какую-нибудь кривиз-

ну, мы выправим тебя своими мечами!» ‘Умар отреагировал на

Подобное заявление очень спокойно: «Хвала Аллаху, по милости

Которого в моей общине есть люди, готовые выправить ‘Умара

Своими мечами».

А когда ‘Умар раздавал ткань для пошива рубах, а потом

Люди увидели на нём рубаху, сшитую из двух кусков ткани, то

один человек заявил, что они не станут слушать ‘Умара и под-

Чиняться ему, пока он не объяснит, почему взял себе два куска,

а людям дал по одному. И ‘Умару пришлось объяснять, что из-

За его очень высокого роста ему не хватило одного куска ткани

для пошива рубахи и его сын ‘Абдаллах ибн ‘Умар отдал ему свой

Кусок ткани, чтобы он сшил себе рубаху по росту.

Вспомним, как однажды халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб обра-

Тился к людям с речью, запрещая им требовать большие махры

При заключении браков и призывая ограничить махр определён-

Ным размером, а одна из слушавших его женщин громко сказа-

ла ему: «У тебя нет права требовать этого, о ‘Умар!» Он спросил:

«Почему же?» Она сказала: «Потому что Всевышний Аллах ска-

Зал: “Если вы пожелали заменить одну жену другой и если од-

Глава первая. Начало правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба 145

Ной из них вы подарили кантар38, то ничего

Не берите себе из этого. Неужели вы стане-

Те отбирать это, поступая лживо и совершая

очевидный грех?” (4:20)» ‘Умару ничего не

Оставалось, кроме как признать: «Права жен-

Щина, и ошибся мужчина».

Свобода в исламе распространяется на все

Сферы человеческой жизни. Ислам предо-

Ставляет человеку различные виды свободы

При условии, что её источником является раз-

Ум человека, а не его пристрастия и прихоти

И что он использует эту свободу во благо се-

Бе и обществу.

Потворствовать своим страстям и прихо-

Тям, бездумно удовлетворять свои животные

Желания, впадать в вольнодумство и вседоз-

Воленность, осквернять святыни, сеять сму-

Ту, а также агрессивно относиться к другим

Людям и причинять им вред — это не свобода.

У свободы есть границы, которые разумный

Человек не преступает, дабы не посягать на

Свободу других, ибо свобода человека заканчи-

Вается там, где начинается свобода другого.

‘Умар не позволял распространять за-

Блуждения и задевать честь людей под пред-

Логом свободы мнения.

Мнение ‘Умара о женитьбе на женщи-

нах из числа людей Писания. ‘Умар вы-

Ступал против женитьбы мусульман на иу-

Дейках и христианках, и, когда Хузайфа ибн

аль-Яман[32] женился на иудейке, он написал

Ему, чтобы тот развёлся с ней.

Огромное богатство.

[32] Абу ‘Абдал-

Лах Хузайфа ибн

Аль-Яман. Как и его

Отец, он был извест-

Ным сподвижни-

Ком. Наперсник По-

Сланника Аллаха r.

Скончался в Ма-

Даине (Ктесифоне)

В 35 или 36 г. х., че-

Рез сорок дней по-

сле убийства ‘Усмана

ибн ‘Аффана .

146 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе

Абу Захра сказал: «Мусульманину лучше жениться на мусуль-

Манке, потому что у них, как у последователей одной религии,

больше общего, чем у последователей разных религий. ‘Умар

Запрещал мусульманам жениться на женщинах из числа людей

Писания, за исключением тех случаев, когда этот брак имеет вы-

сокую цель вроде политического союза…»

Всевышний Аллах сказал:

Не женитесь на язычницах, пока

Они не уверуют. Безусловно, ве-

Рующая невольница лучше языч-

Ницы, даже если она понравилась

Вам. Не выдавайте мусульманок

Замуж за язычников, пока они

Не уверуют. Безусловно, верую-

Щий невольник лучше язычни-

Ка, даже если он понравился вам.

Они зовут к Огню, а Аллах зовёт

К Раю и прощению со Своего со-

Изволения. Он разъясняет лю-

Дям Свои знамения — быть мо-

Жет, они помянут назидание.

Сура 2 «Корова», аят 221

Однако, если мусульманке запрещается выходить замуж за не-

Мусульманина, кем бы он ни был, то мусульманину разрешается




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)