Вопрос 3. Западная Беларусь в составе Польши
Выясните значение термина «Западная Беларусь». В данном контексте он используется в политическом смысле и предполагает название этнической территории Беларуси, которая 18 лет находилась в составе Польши. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах БССР была разделена на две части. Далее остановитесь на административно-территориальном делении западно-белорусских земель в составе Польши. Это Виленское, Новогрудское, Полесское и восточная часть Белостокского воеводств— 24 % территории и 11 % населения польского государства. Охарактеризуйте численность и национальный состав населения Западной Беларуси. Изучая социально-экономическое состояние восточных воеводств, охарактеризуйте промышленное производство, сельское хозяйство и социальную сферу. Рассматривая развитие промышленного производства в белорусских воеводствах, отметьте, что в начале 1920-х гг. его удельный вес в индустриальном потенциале Польши составлял 3 %, а количество занятых рабочих – менее 5 %. Определите структуру западно-белорусской промышленности, назовите наиболее крупные предприятия. Проследите за цикличностью экономического развития Польши, выделив кризисы, поразившие народное хозяйство (конец 1924 г., 1929–1933 гг.). Подчеркните особенность польской «великой депрессии» конца 1920-х – начала 1930-х гг., ее глубокий и затяжной характер из-за общей экономической слабости и зависимости от иностранного капитала. Разбирая специфику сельскохозяйственного производства, остановитесь на аграрном характере экономики Западной Беларуси (80 % населения занимались сельским хозяйством, тогда как в Польше - 63 %). Охарактеризуйте производственные отношения этого сектора народного хозяйства: (частная собственность на землю, наличие помещичьих латифундий). Опишите социальный состав западно-белорусской деревни; скажите, кого и по каким критериям относили к кулачеству, кого - к середнякам. Назовите удельный вес различных категорий крестьянства (кулаки, середняки, бедняки). Расскажите о категориях сельскохозяйственных рабочих: надсмотрщики, ремесленники, ординарии, посылки, каморники, столовники. Разберитесь в сущности аграрных реформ польского правительства 1920-х гг. Они представляли собой перераспределение части помещичьих и государственных земель путем продажи их мелкими частями (парцеллами, отсюда – парцелляция), а также комасацию (хуторизацию) крестьянских хозяйств и ликвидацию сервитутов. Кто такие осадники, какие функции они выполняли? Сделайте обобщение о характере аграрных реформ и их социально-экономических последствиях. Далее остановитесь на характеристике социальной сферы западно-белорусского края, материальном положении населения: жилье, условиях труда, социальном страховании, заработной плате, образовании. Отметьте дискриминацию белорусов, полуголодное существование, инфляцию и дороговизну, эмиграцию. Расскажите о действиях польских властей по искоренению национального самосознания белорусов и их ополячиванию. Затем перейдите к особенностям внутриполитической жизни западно-белорусских земель, сконцентрируйте внимание на национально-освободительном движении 1920-х гг. Запомните, что до 1926 г. его характерной чертой являлось сочетание партизанской борьбы с парламентскими и другими легальными методами политической деятельности. Расскажите, что представляла собой белорусская фракция в Сейме, избранном в конце 1922 г., каким был ее партийный и социальный состав. Что такое Белорусский посольский клуб? Охарактеризуйте политические партии и организации, действовавшие в Западной Беларуси: Белорусская партия социалистов-революционеров (БПС-Р); Белорусская революционная организация (БРО); Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ); Коммунистический союз молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ); Белорусская крестьянско-рабочая громада (БКРГ); Белорусская христианская демократия (БХД); Товарищество белорусской школы (ТБШ). Какие задачи они ставили и как их решали? Расскажите о партизанском движении в белорусских воеводствах, руководителях вооруженной борьбы против польского режима. Почему повстанческое движение пошло на спад и прекратилось в середине 1920-х гг.? Как известно, в мае 1926 г. в Польше произошел государственный переворот. Охарактеризуйте новый политический режим, который получил название «санация». Покажите, что репрессии против белорусского национально-освободительного движения усилились. Характеризуя общественно-политическую ситуацию в западно-белорусском крае второй половины 1920-х гг., подчеркните активизацию легальных, парламентских методов борьбы. С чем это было связано? Расскажите об избирательной кампании в польский Сейм (4 марта 1928 г.) и участии в ней политических организаций Западной Беларуси. Расскажите о белорусской фракции в новом Сейме, ее партийном составе, о деятельности белорусского посольского клуба «Змаганне» и его судьбе. Отметьте значительную роль в развитии национально-освободительного движения Товарищества белорусской школы (ТБШ), которое функционировало до конца 1936 г. Назовите важнейшие направления его деятельности. Экономический кризис 1929—1933 гг. вызвал обострение социальной напряженности в Западной Беларуси и рост стачечной борьбы. Скажите, где проходили наиболее крупные стачки и забастовки, определите их характер. Нарастание угрозы новой мировой войны вызвало необходимость создания единого антифашистского фронта. Расскажите об особенностях его формирования в Западной Беларуси. Отметьте, что в 1938 г. исполком Коминтерна по инициативе И.В. Сталина принял решение о роспуске Компартии Польши и ее составной части – КПЗБ. Почему это произошло? Дайте оценку этому событию и его последствиям. Подведя итоги изучения вопроса, подчеркните, что межвоенный период характеризовался трудными испытаниями для белорусского народа, которые были связаны с его разделением на два государства и борьбой за воссоединение.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |