Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение и природа государства



2016-01-05 790 Обсуждений (0)
Происхождение и природа государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Происхождение государства носит у Аристотеля естествен­ный характер. Оно обусловлено общительной, политической или, точнее, полисной природой человека. Сначала возникаетсемья как результат стремления полов друг другу. Человеческая семья как сту­пень к государству предполагает отношения между мужем и женой (брачные отношения), между родителями и детьми (отцовские отно­шения), хозяевами и рабами (господские отношения), а также отноше­ния собственности. Поэтому семья — это «общение естественным путем, возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (Политика. 1252Ь.10).

Далее семьи объединяются вселения, а общество, состоящее из нескольких селений, образуетгосударство. Таким образом, госу­дарство есть завершающая и наивысшая форма человеческого об­щения. Цель этого общения — благая жизнь и общая польза: «Об­щество, состоящее из нескольких селений, — пишет Аристотель, — есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потреб­ностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа» (Политика. 1252Ь. 30). Поэтому, хотя исторически человек, семья и селение предшествуют государству, свое истинное существование они получают лишь как элементы государства. Таким образом, человек может реализовать свою природу только в государстве. Живущие же вне его — существа в нравственном отношении недоразвитые (исключая богов). Поэтому Аристотель полагает, что варвары — рабы по природе и нахождение в рабстве у эллинов приносит им только пользу.

Рабы являются частью семейной собственности, и на них рас­пространяются господские отношения. Аристотель подчеркивает отличие господских и семейных отношений от политических. Власть господская и отцовская — это власть над неравными, власть же по­литическая — это власть над свободными и равными: «Существует и такая власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными. Эту власть мы называем властью госу­дарственной» (Политика. 1277Ь.10).

Свои представления о природе государства Аристотель развивает в полемике с Платоном, критикуя его идеи, высказанные в «Государстве»


Глма 4

АРИСТОТЕЛЬ

 


 


и отчасти в «Законах». По мнению Аристотеля, проекты идеальных государств Платона не достигают своей цели: дружелюбия и едино­душия. Такое состояние политического общения является идеалом и для Аристотеля. Однако средства достижения этой цели, предло­женные Платоном, он считает порочными и уничтожающими саму цель. Аристотель имеет в виду отношение Платона к семье и соб­ственности. Введение общности жен и детей противоречит природе человека и приведет не к крепким дружеским отношениям, а напротив, к взаимному пренебрежению.

Кроме того, такая общность не только не сможет устранить оскорбления, убийства, драки и т. п., но даже будет им способство­вать. Так случается всегда, когда плохо знаешь окружающих тебя людей. В общем, если дружба и будет, то не настоящая, а какая-то «разбавленная».

Что касается введения общности имуществ, то это также не приведет к дружбе, а будет иметь обратный результат. Ведь хорошо известно, что те, которые владеют чем-то сообща, ссорятся гораздо чаще, чем те, которые имеют частную собственность. Далее, лишив стражей частной собственности, Платон противопоставляет их всем остальным и делит единое государство на два враждебных, совершая, таким образом, то, чего пытался избежать. Наконец, «невозможно сделать все государство счастливым, если большинство его частей или хотя бы некоторые не будут наслаждаться счастьем» (Политика. 1264Ь.20).

Причина платоновских ошибок, по мнению Аристотеля, заклю­чается в том, что Платон решил переделать человека, а это невоз­можно. Человек — существо эгоистическое. Ему свойственно лю­бить самого себя и заботиться о том, что принадлежит ему лично. «Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им; ме­нее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди про­являют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: большее число слуг иной раз служит хуже, чем если бы слуг было меньше» (Политика. 1261Ь. 20).

Счастливый полис, конечно, предполагает единство граждан, но единство не абсолютное, а относительное. Если следовать логике Платона и стремиться к максимальному единству, то мы сначала придем к семье, а затем к отдельному человеку. Но «по своей природе государство представляется неким множеством», пишет Аристотель.


Раздел 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Оно состоит из людей, обладающих разнообразными качествами, и это благотворно сказывается на жизни государства. «Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не слу­чится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонии заменил унисоном или ритм одним тактом» (Политика. 1263Ь. 30-35).



2016-01-05 790 Обсуждений (0)
Происхождение и природа государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение и природа государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)