Формы государства (политии)
Исследование форм государства (политии) Аристотель начинает с определения понятия гражданина, ибо государство — это союз граждан. В зависимости от того, кто считается гражданином, государство и приобретает определенную форму. Аристотель хочет избежать частностей и дать «безусловное» определение гражданина. Гражданами он объявляет тех, кто участвует в суде и народном собрании, т. е. статус гражданина предполагаетобязательное участие в политической жизни. Гражданин должен обладать специальной добродетелью, не совпадающей с добродетелью человека. Во-первых, Аристотель сравнивает граждан с моряками на судне. Все они выполняют разные работы и занимают неодинаковое положение, поэтому и добродетель каждого из них будет отличаться (вспомним, что добродетель — это пригодность). «Но, — пишет Аристотель, — какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание — цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй» (Политика. 1276b. 30). Итак, все граждане объединяются общей целью и ради ее достижения исполняют возложенные на них задачи. Во-вторых, Аристотель пишет, что добродетели властвующего и подвластного различны, но гражданин — это тот, кто и властвует, и подчиняется. Обе эти способности заслуживают похвалы: «...добродетель гражданина, по-видимому, и заключается в способности прекрасно и властвовать, и подчиняться» (Политика. 1277а. 25). Тот, кто властвует над свободными, должен сам пройти школу подчинения:
«...Нельзя хорошо начальствовать, не научившись подчиняться. Добродетель во всем этом различна; но хороший гражданин должен уметь и быть способным и подчиняться и начальствовать, и добродетель гражданина заключается в умении властвовать над свободными и быть подвластным» (Политика. 1277Ь. 15). Данное определение гражданина относится главным образом к демократическому устройству полиса, а к остальным может и не подходить. Поэтому Аристотель уточняет, что в иных случаях гражданином является любое лицо, наделенное определенными полномочиями. Он заявляет: «Гражданин только тот, кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими» (Политика. 1278Ь. 5). Каждый полис имеет свое внутреннее устройство, «организацию обитателей государства» (Политика. 1275а) и «распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти...» (Политика. 1278в. 10). Этот распорядок и называется«полития». Таким образом, государство — это не простой союз граждан, а особым образом организованная система управления этим союзом. Это союз граждан и должностных лиц. Территория, население и власть — признаки государства.Но если впоследствии первые два признака будут считаться определяющими, то для Аристотеля власть, вернее форма ее организации, является не просто ведущим признаком, но самой сущностью (эйдо-сом) государства. При ее изменении изменяется и само государство. Полития, являясь формой полиса, конкретизирует его и придает ему действительность. Конкретная форма государства обусловлена многими факторами. Прежде всего это качества «материи» государства— его граждан: соотношение между бедными и богатыми, благородными и неблагородными, добродетельными и недобродетельными и т. д. Эти группы Аристотель называет частями государства. «Таким образом, — пишет он, — неизбежно получается столько же видов государственного строя, сколько имеется способов управления в зависимости от превосходств и отличительных свойств, присущих составным частям государства» (Политика. 1290а. 10). Частями государства Аристотель называет и органы управления полисом: законосовещательный орган, систему должностей и ^дебные органы. Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ Законосовещательный орган является носителем верховной власти в государстве. Законодательная власть «непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства» (Политика. 1279а. 25). Итак,число правящих— первый критерий классификации форм государства. В зависимости от этого происходит распределение должностей и определятся порядок организации судебной власти. Однако одного количественного критерия явно недостаточно. Очень важно, чтобы достигалась цель, ради которой люди объединяются в полисы, — реализация человеком своей политической природы: «Человек по природе есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к взаимному сожительству» (Политика. 1278Ь. 20). Тем не менее проявляется и стремление к пользе, ведь полис — это дружеское общение ради пользы.«Общая польза» как цель властвующих используется Аристотелем в качестве второго критерия классификации форм государства. Получаются три правильные формы государства и три неправильные. К правильным формам относитсямонархия в форме царской власти,аристократия и полития (в данном случая термин «полития» Аристотель употребляет в ограничительном значении, используя его применительно к той форме государства, при которой большинство правит ради общей пользы).Неправильными, отклоняющимися формами являютсятирания, олигархия, демократия. Поясняя свою мысль, Аристотель пишет: «Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них не имеет» (Политика. 1279Ь. 5). Отклоняющиеся формы государства, строго говоря, полисами не являются. Они не справедливы по своей сути. Ведь «государственным благом является справедливость, т, е. то, что служит общей пользе» (Политика. 1282b. 15). А раз так, то они не основаны на праве. «Понятие справедливости, — утверждает Аристотель, — связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» (Политика. 1253а. 35). Поэтому законы, которые создаются в условиях отклоняющихся форм, несправедливы, т. е. не имеют отношения к праву, так как выражают лишь интересы правящих. Кроме того, политическое общение — это общение свободных и равных людей, а в данном случае мы имеем дело с отношением господства.
Первой среди правильных форм стоитцарская власть. Аристотель предлагает различать несколько ее видов. Первый вид — царская власть лакедемонского образца. Она основана на законе, а царь является только военным вождем. Аристотель называет такую монархию пожизненной стратегией. Она бываетнаследственная иливыборная. Второй вид —варварская царская власть. Она схожа с тиранией, так как варвары склонны к рабству, но не является таковой в чистом виде. От тирании ее отличает то, что она основана на законе и преемственности. Третий вид царской власти Аристотель называет эсимнетией (греч. «эсимнет» — начальник). Этот вид существовал в древности у эллинов, когда власть основывалась на законе, но не являлась наследственной. Четвертый вид —царская власть «героического времени». «В древние времена цари управляли непосредственно всеми делами, касающимися государства, руководили его внутренней и внешней политикой; впоследствии же, после того как от некоторых функций своей власти они отказались сами, а другие были отняты у них народом, в одних государствах за царями сохранилось только право жертвоприношений, в других — где все-таки может идти речь о царской власти — цари удержали за собой лишь право быть главнокомандующим за пределами страны» (Политика. 1285Ь. 15). Наконец, пятый вид— этонеограниченная власть одного. Ее Аристотель уподобляет домохозяйственной власти: «Подобно тому как власть домохозяина является своего рода царской властью над домом, так точно эта всеобъемлющая царская власть есть в сущности домоправительство над одним или несколькими государствами или племенами» (Политика. 1285Ь. 30). Этот последний вид и лаке-демонский являются основными, полагает Аристотель. Аристократия — такое государственное устройство, в котором У власти находятся добродетельные мужи. «Сущность аристократического строя, — пишет Аристотель, — заключается, по-видимому, в том, что при нем почетные права распределяются в соответствии с добродетелью, ведь основой аристократии является добродетель...» (Политика. 1294а. 10). Только в условиях аристократии «хороший муж и хороший гражданин — одно и то же» (Политика. 1293Ь. 5). Так же как и царская власть, аристократия имеет несколько видов в зависимости от порядка избрания на должности. В том случае, если учитываются только нравственные качества, мы имеемсовершенную аристократию. В качестве примера отклонений приводятся Карфаген и Лакедемон. В Карфагене «государственное устройство Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ сочетается и с богатством, и с добродетелью, и с народом». В лаке-демонском государстве «принимаются в расчет только два из указанных условий, т. е. добродетель граждан и народ... получается смещение двух видов — демократического и основанного на добродетели» (Политика. 1293Ь. 15-20). Четвертый вид аристократии— полития, склоняющаяся к олигархии. Вообще аристократия близка к политии, наиболее совершенной форме правления. Однако прежде, чем приступить к ее анализу, следует рассмотреть отклоняющиеся формы государства. Тиранию Аристотель определяет как «деспотическую монархию в области политического общения» (Политика. 1279Ь. 15) и считает ее наихудшим государственным устройством (Политика. 1289Ь). Хотя по формальным показателям тирания является отклонением от царской власти, она может возникнуть и из олигархии, и из демократии. Большинство тиранов вышли из демагогов, которые, опираясь на народ, чернили знать, другие — из царей, забывших отеческие заветы, третьи — из олигархов. Но в любом случае в тирании соединяется зло, присущее крайним олигархиям и крайним демократиям. От олигархий тираны берут стремление к богатству, от демократий — борьбу со знатными, «стремление и тайно и явно губить их, отправлять их в изгнание, как противников, стоящих на их пути к власти» (Политика. 1311 а. 15). Это один из основных способов, с помощью которых тиран поддерживает свою власть: выдающиеся и свободомыслящие люди представляют для него главную опасность. Тираны пытаются заставить людей молчать, меньше общаться, поощряют доносительство, возбуждают в народе взаимную вражду. Они разоряют своих подданных для того, чтобы содержать свою охрану, которая состоит исключительно из наемников, и для того, чтобы «подданные, занятые ежедневными заботами, не имели досуга составлять против него заговоры» (Политика. 1313Ь. 20). С этой же целью тиран склонен постоянно вести войны. В общем, тираны любят все дурное. Они сохраняют свою власть низменными средствами: вселяют в людей малодушие, взаимное недоверие и лишают их политической энергии. Другой способ сохранения тирании предполагает противоположную манеру поведения, близкую к царской. Однако это лишь видимость. «Спасительное средство для тирании, — пишет Аристотель, — сделать ее скорее похожей на царскую власть, заботясь при этом только об одном: удержать в своих руках силу, чтобы властвовать над людьми, не только желающими этого, но и не желающими»
^Политика. 1314а. 35). Тиран должен казаться домоправителем и опекуном подданных, поэтому следует не транжирить деньги, проявлять заботу о подданных. Тирану и его приближенным следует быть скромнее, подчеркивать богобоязненность, воздерживаться от насилия, в особенности по отношению к честолюбивым людям, а если и наказывать, то делать вид, что наказываешь по-отечески, и т. д. Это не означает, что тиран становится царем. Он не добродетелен, он лишь пытается казаться таким, «вселять в своих подданных, по крайней мере, такое представление о нем» (Политика. 1314Ь. 20). Но тирания, так же как и олигархия,— неустойчивая, кратковременная форма государства. Как правило,олигархией называют власть немногих и богатых. По Аристотелю первый признак не является обязательным. «Олигархическим строем, — пишет он, — следует признать такой, при котором она (верховная власть. —И. К.) принадлежит богатым, и лишь случаю следует приписать то, что одних (бедных. — И. К.) много, а других (богатых. — И. К.) немного» (Политика. 1290Ь. 5). При классификации олигархий Аристотель прежде всего исходит из характера распределения богатства в полисе.Первый видхарактеризуется умеренностью собственности, распределением ее среди большинства граждан и осуществлением власти на основании закона. Он близок к политии. Вовтором заметна концентрация собственности в руках меньшинства и значительный ее рост. Власть еще основывается на законе, но только лишь потому, что олигархи «не настолько еще сильны, чтобы управлять без закона, они устанавливают подходящий для них закон» (Политика. 1293а. 25).Третий вид получается тогда, когда все должности сосредоточиваются в руках богачей, и принимается закон об их наследовании.Четвертый вид — беззаконная олигархия. Аристотель называет ее династией, здесь властвуют люди, а не закон. Она близка к крайним видам Демократии и тирании. Демократия — сложное и многообразное государственное устройство. При демократии верховная власть сосредоточена в руках большинства. Однако так же, как в случае с олигархией, число правящих не является сущностным признаком этой формы государства. Власть принадлежит свободнорожденным и неимущим, а то, что их большинство, следует приписать случайности, полагает Аристотель. «Таким образом, демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ верховную власть в своих руках» (Политика. 1290 b. 20). Принципами демократии являются свобода и равенство. Равенство «осуществляется в количественном отношении, а не на основании достоинства» (Политика. 1317Ь. 5). В демократии все граждане пользуются равными правами, поэтому свобода, основанная на равноправии, предполагает, что граждане по очереди правят и подчиняются. Аристотель выделяет и второе начало демократии: «.. .жить так, как каждому хочется; эта особенность, говорят, есть именно следствие свободы, тогда как следствие рабства — отсутствие возможности жить как хочется... Отсюда уже возникло стремление не быть вообще в подчинении — лучше всего ни у кого, если же этого достигнуть нельзя, то по крайней мере хотя бы поочередно» (Политика. 1317b. 15). Этим определяется порядок замещения должностей и организация верховной власти. Каждый, когда до него доходит очередь, избирается на ту или иную должность, как правило, по жребию и только один раз; имущественный ценз, если и существует, то невысокий; срок нахождения в должности максимально короткий; верховную власть осуществляет народное собрание. Все или почти все участвующие в народном собрании, суде и замещающие должности получают вознаграждение. «И если олигархия характеризуется благородным происхождением, богатством и образованием, то признаками демократии должны считаться противоположные свойства, т. е. безродность, бедность и грубость» (Политика. 1317Ь.40). Всего существует пять видов демократии.Первый вид демократии основан на равенстве в том смысле, что ни бедные, ни богатые не имеют никаких преимуществ. Все в равной степени принимают участие в государственном управлении, и постановления большинства имеют решающее значение.Второй вид предполагает введение невысокого имущественного ценза для занятия должностей. Третий и четвертый виды демократии близки друг к другу. Они различаются характером получения гражданства, но в обоих случаях властвует закон.Пятый вид демократии имеет место тогда, когда властвует не закон, а простой народ. Решающее значение здесь имеют постановления народного собрания по различным вопросам (псе-физмы). Главную роль играют демагоги. (Политика. 1291Ь. 30^40 — 1292а. 1-10). В другом месте Аристотель выделяет четыре вида демократии, отталкиваясь от социальной структуры полиса. При демократии правит АРИСТОТЕЛЬ ппостой народ, но виды этого народа бывают разные: земледельцы, пемесленники, торговцы, моряки, поденщики и т. д. Они составляют материю государства. Лучшая материя для демократии, по мнению Аристотеля, — земледельцы, а несколько хуже — скотоводы. Дело в том, что земледельческий труд оставляет мало свободного времени. Земледельцам не свойственно желать заниматься посторонними делами. «Им приятнее труд, чем занятие политикой и управлением там, где получение должностей не сопряжено с большими материальными выгодами. Ведь люди в массе своей больше стремятся к прибыли, нежели к почету» (Политика. 1318Ь. 15). Вообще земледельцы готовы терпеть любое государственное устройство, «лишь бы только никто не мешал им заниматься своим делом и не отнимал у них ничего; при этих условиях одни из них быстро богатеют, а другие не испытывают нужды» (Политика. 1318Ь. 20). Земледельцы склоняются к умеренной демократии, которая, с одной стороны, не требует больших затрат времени, а с другой — позволяет контролировать деятельность должностных лиц. Весь народ участвует в выборах должностных лиц и принимает отчеты от них, но для избрания на должность устанавливается имущественный ценз и учитываются способности человека. Такой государственный строй Аристотель оценивает достаточно высоко, потому что занимать должности будут порядочные и знатные люди, избранные по воле народа. И те, и другие будут довольны таким порядком. Народ не будет завидовать знатным, а знатные не будут находиться под управлением тех, кто хуже их, вместе с тем народ будет контролировать их деятельность. В этой системе управления свойственное демократии своеволие — возможность жить как хочется — будет сведено до минимума. «Быть в некоторой зависимости от других, — пишет Аристотель, — и не иметь возможности делать все, что тебе заблагорассудится, — дело полезное: ведь предоставление каждому возможности поступать по его желанию не может оберегать против того дурного, что заложено в каждом человеке. И таким образом, неизбежно получается то, что наиболее полезно в государстве, — правят порядочные люди, наименее склонные впадать в ошибки, а народная масса ни в чем не терпит умаления. Ясно, что такой вид демократии является наилучшим и по какой причине: пото-№/, что при нем народ обладает определенными качествами» (Полити-ка- 1319а). Данный вид демократии наиболее близок к политии. Полития — это та форма государства, к которой Аристотель питает наибольшую симпатию. «Говоря попросту, — пишет он, — Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ полития является как бы смешением олигархии и демократии» (Политика. 1293Ь. 25). Как понимать Аристотеля? Каким образом при смешении двух неправильных форм государства получается форма, наиболее близкая к идеалу? Речь идет о «смешении» бедности и богатства, т. е. о созданиисреднего класса. В каждом государстве существуют три части: очень богатые, очень бедные и стоящие посередине между ними. «Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь то и другое приносит государствам вред» (Политика. 1295Ь. 10-15). Люди этих типов вообще не способны к политическому общению: они не умеют властвовать и подчиняться одновременно. Иное дело — средние люди. «Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума» (Политика. 1295Ь.5). Крайности всегда плохи, а государство, состоящее из средних людей, имеет наилучший государственный строй, а само оно стремится к тому, чтобы его граждане были равны и одинаковы. Там, где средний класс многочисленный, государство наиболее устойчиво, в нем редко случаются раздоры. Установить политию очень сложно. Государства чаще всего склоняются к двум основным формам: либо к демократии, либо к олигархии. «В силу указанных причин средний государственный строй либо никогда не встречается, либо редко и у немногих» (Политика. 1296а. 35). Таким образом, полития — некая эталонная форма правления. Аристотель дает ряд вполне конкретных советов, следуя которым можно приблизиться к этой форме государства. Они относятся, как пишет Аристотель, «к области устройства народного собрания, должностей, судебных установлений, войска и гимнастических упражнений» (Политика. 1297а. 15). Необходимо установление цензов, введение штрафов за отказ от участия в политической жизни и вознаграждений за участие в ней. Бедных нужно вознаграждать за исполнение гражданских обязанностей, богатых — штрафовать за уклонение от их исполнения. Имущественный ценз должен быть таким, чтобы число граждан, имеющих право управления государством, превышало число людей, этого права не имеющих. Очень важно, чтобы бедные не терпели унижений со стороны богатых. АРИСТОТЕЛЬ дедо в том, что бедные, хотя бы они и были лишены почетных прав, все-таки остаются спокойными, если никто их не оскорбляет и не отнимает у них того, что им принадлежит» (Политика. 1297Ь. 5).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |