Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 5. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ



2016-01-05 768 Обсуждений (0)
ГЛАВА 5. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские системы Эпикура и стоиков возникли в то время, когда греческие полисы, попав под владычество сначала Македонии, а затем Рима, не просто потеряли независимость, но постепенно раз­рушались, уступая место иным формам политического устройства. Если Платоном и Аристотелем ценность полисной жизни сомнению не подвергалась и они были озабочены поиском ее идеальной формы, то эпикурейцев и стоиков эти проблемы не интересовали.Индивидуа­лизм и космополитизм пришли на смену ценностям полисной жизни.

Эпикур

Эпикур (341-270 гг. до н. э.) основал свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах, купив в предместье города сад, где вдали от тревог и суеты стали собираться его ученики. Эпикур был весьма разносторонним ученым. Он занимался логикой, физикой и этикой. Однако сохрани­лись лишь несколько писем и отдельные фрагменты его работ, по которым можно восстановить общую направленность его мысли. Этике посвящены письмо Эпикура к Менекею и ряд фрагментов.

Главный герой Эпикура — мудрец. Только он ведет разумную, а значит, блаженную жизнь. Мудрец счастлив, потому что он умеет наслаждаться жизнью.Принцип удовольствия пронизывает всю этику Эпикура. Однако удовольствие может пониматься по-разному. Эпикур в письме к Менекею объясняет, что он имеет в виду: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не удовольствия распутников, заключающиеся в чувствен­ном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не согла­шающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свобо­ду от телесных страданий и от душевных тревог».' Чтобы стать свободным, надо удовлетворять только те желания, которые естест­венны и необходимы для жизни. Поэтому следует жить скромно и ни во что не вмешиваться: «Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности», — советует Эпикур (с. 222). Таким образом, философ проповедуетаполитичность мудреца,

' Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 221-222. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.


ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ

Глава ^

удалившегося от толпы. Но это не всегда возможно, да и далеко не все люди — мудрецы. Поэтомугосударство и законы необходимы для того, чтобы обезопасить людей друг от друга и обеспечить спра­ведливость.

Справедливость, полагает Эпикур, имеетдоговорное проис­хождение: «Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сноше­ниях людей друг с другом... она есть некоторый договор о том, что­бы не вредить и не терпеть вреда» (с. 217). Иными словами, справедливость естьдоговор о полезном. Содержание этого дого­вора может меняться в зависимости от конкретных условий, поэто­му изменяется и представление о справедливом и несправедливом. Законы, которые издаются, справедливы, если они идут на пользу взаимному общению, и несправедливы, если его нарушают.

Вместе с тем политическое общение остается несовершенным, так как оно неизбежно связано с волнениями и тревогами. Истинная свобода и безопасность достигаются только благодаря тихой, обо­собленной и потому безмятежной жизни. Эпикур — последователь­ный индивидуалист.

Таким образом, согласно Эпикуру государство и право имеют чисто утилитарный характер: в какой-то степени они обеспечивают безопасность людей, но никогда не могут гарантировать ее оконча­тельно.

Греческие стоики

Основателем стоической школы былЗенон (336-264 гг. до н.э.), родом из города Китая на Кипре. В 30-летнем возрасте он перебрал­ся в Афины и занялся философией. Зенон читал лекции в портике, по-гречески — «стоя». Отсюда и произошло название школы — сто­ическая. В истории школы выделяют три периода: 1)Древняя Стоя (Зенон, Клеанф (331-232 гг. до н. э.),Хрисипп (277-208 гг. до н. э.));

2) Средняя Стоя (Панэтий (185-110 гг. дон.э.), Посидоний (135-51 гг. До н. э.)); 3)Новая, илиРимская, Стоя (Сенека (3-65 гг.),Эпик-т^т (50-130 гг.),МаркАврелий (121-150 гг.)). Труды греческих стои-^в не сохранились, поэтому об их взглядах можно узнать только из Отдельных фрагментов и свидетельств других философов.

В центре стоической этики, как и в этике Эпикура, находитсяобраз ^^реца, т. е. человека, ведущего правильную, а значит, счастливую


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

жизнь. Однако ее суть стоики понимают иначе, чем Эпикур. Прин­цип удовольствия ими отрицается. Счастье заключается не в нем, а в том, чтобы жить согласно с природой. Весь мир един и упорядочен. В нем господствует и им управляетсудьба; она определяет все при­чинно-следственные связи и имеет много имен: Бог, ум, Зевс и т. д.2 «Судьба есть причинная цепь всего сущего или же разум, по которо­му движется мир»,— утверждал Зенон (VII. 149). Следовательно, свобода заключается не в преодолении необходимости, а в следова­нии ей.Свобода и необходимость тождественны. Разум дан челове­ку, чтобы познать необходимость, а воля, — чтобы следовать ей. Свободен тот, кто по велению своего разума сам подчиняет себя не­обходимости. Этим положением обусловлены и политико-правовые взгляды стоиков.

Закон природы — один на всех, все равны перед ним. Он спра­ведлив и не зависит от чьей-либо воли. «Справедливое существует от природы, а не по установлению, равно как и закон, и верный ра­зум (так говорит Хрисипп в книге "О прекрасном")». (VII. 129). По­лучается, что, с одной стороны, свободным может стать только муд­рец, и в этом утверждении проявляются индивидуалистические мотивы стоицизма, а с другой — справедливость имеет общечело­веческое значение. Поэтому философия стоиков, преодолевая гра­ницы отдельных полисов, обосновываеткосмополитизм. Все люди становятся гражданами одного мирового государства. Греческий исто­рик Плутарх свидетельствует, что «государственная система осно­вателя стоической школы Зенона сводится к единственному поло­жению, чтобы мы жили не особыми городами и общинами, управляемыми различными уставами, а считали бы всех людей сво­ими земляками и согражданами, так, чтобы у нас была общая жизнь и единый распорядок, как у стада, пасущегося на общем пастбище».3

Человек, полагают стоики, общителен и деятелен. Поэтому стои­ческий мудрец не избегает политической деятельности, он, как и все, является гражданином всемирного государства. Наилучшая форма государства —смешанная, включающая в себя элементы демокра­тии, царской власти и аристократии.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. М., 1998. VII. 136. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа.

3 Плутарх. О судьбе и доблести Александра //Соч. М.,1983.1. 6.




2016-01-05 768 Обсуждений (0)
ГЛАВА 5. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 5. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)