Обязанности светской власти
Земная власть установлена Богом для содействия Его замыслу о спасении человека, с тем чтобы каждый подданный царства земного достиг Царства Небесного. Необходимость осуществления этого i Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к Фессалоникиицам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 11, кн. 2. С. 597-598. 16 Иоанн Златоуст. Толкование на Книгу пророка Даниила // Там же. Т. 6, кн.2.С.507.
высокого предназначения светской власти обусловливает систему ее обязанностей. Обязанности светской власти раскрываются Иоанном Златоустом при толковании им следующих слов апостола Павла: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римл. 13. 3-4).Первая обязанность правителя как «Божьего слуги» состоит вискусстве поощрения добра и наказания зла: «Начальствование, — пишет Иоанн Златоуст, — есть искусство... и притом искусство высшее всех искусств... Искусные начальники наказывают и отсекают людей злых, а добрых и кротких возвышают».'7 Для того Бог и вооружил правителей, чтобы «они устрашали дерзких», ведь «люди порочные, если бы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бедствиями». Однако, подчеркивает при этом Златоуст, «не начальник создает страх, а наша порочность» (Толкование на Первое Послание к Тимофею. С. 659). Таким образом, правитель независимо от того, наказывает ли он, или награждает, «исполняет Божий закон»: «защищает добродетель и изгоняет порок, чего и сам Бог хочет» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 776-777). Царь действует против зла опосредованно, страхом наказания научая подданных повиновению, ведь «многие навыкли добродетели ради начальников, а впоследствии прилепились к ней из страха Божия. На людей более грубых не столько действует будущее, сколько настоящее» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 777). Вторая обязанность правителя рассматривается Златоустом в руслеконцепции симфонии церковной и светской власти. Хотя ее официальное выражение принадлежитимператору Юстиниану(VI в.), однако о ее существовании можно говорить уже применительно к IV в. Данная концепция предполагала согласованное взаи-^действие церковной и светской власти в достижении общей для них цели, соответствующей целям божественного промысла, — создание условий для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. В рамках данной теории отношения между 17 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к Коринфянам // Там же- Т. 10, кн. 2. С. 609-610. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте гаавы. Раздели ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ средневековая двумя властями мыслились как отношения со-служения замыслу Бога о спасении человека. «Страх со стороны начальников, — пишет Златоуст, — не позволяет расслабевать от беспечности, а утешение церкви не попускает падать от уныния: и посредством того и другого Бог устрояет наше спасение. Он и начальников вооружил, дабы устрашали дерзких; Он же и священников рукоположил, чтобы утешали скорбящих» (Беседы к Антиохийскому народу о статуях. С. 85). Правитель рассматривается Златоустом как помощник церковной власти: царь «делает для тебя добродетель более достижимой, так как наказывает злых, а добрым оказывает благодеяния и почести и этим содействует воле Божьей... Я даю тебе советы относительно целомудрия, и он того же требует по законам; я увещеваю тебя, что не должно быть любостяжательным и похищать, и он над тем же поставлен судиею, таким образом, он наш сотрудник и помощник, на это он и послан Богом» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 776). Вместе с тем Златоуст отмечаетдуховное превосходство церковной власти над светской, подчеркивая, что «иные пределы царской власти, и иные пределы священства, последнее больше первой», ведь «царь получил власть распоряжаться делами земными, и больше этой власти не имеет ничего, а престол священства утвержден на небесах».18 Желая лучше показать различия между двумя властями, Златоуст обращается к рассмотрению их конкретных обязанностей: царь разрешает долги денежные, священник — долги грехов; «первый действует принуждением, второй — увещанием; первый владеет оружием чувственным, второй — оружием духовным; первый ведет войну с варварами, второй — с демонами». ^Именно поэтому еще в Ветхом Завете священники помазывали царей, и «теперь Бог подклоняет главу их под руки священника, научая нас, что последний владеет большей властью, нежели царь, так как "меньшее от большего благословляется (Евр. 7. 7)"» (Слово о начальстве, власти и славе. С. 631). Из теории симфонии вытекало главное, промыслительное призвание светской власти — оказыватьзащиту и покровительство церкви. Иоанн Златоуст воздает хвалу императорам, которые настоящим царством воспользовались для приобретения будущего Царства, 18 Иоанн Златоуст. Беседы на слова пророка Исаии // Там же. Т. 6, кн. 1. С. 411-412, 417. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы. 19 Иоанн Златоуст. Слово о начальстве, власти и славе // Там же. Т. 12, кн. 2. С. 630. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.
«устраивая Церкви, почитая священников, уничтожая блуждания еретиков».20 При этом святитель полагает, что правитель «страхом и почестями предрасполагает души людей, чтобы они были способны воспринять слово учения» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 777). В кругобязанностей подвластных входит обязанность совершать молитвы за начальствующих. Иоанн Златоуст ссылается при этом на слова апостола Павла, заповедовавшего «совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (II Тим. 2. 1-2). Желая нашего спасения, пишет Златоуст, «Бог учредил власти для общей пользы». Поэтому было бы несправедливо, «если бы в то время, как другие выступают в поход и облекаются в оружие с тою целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже молитв» (Толкование на Первое Послание к Тимофею. С. 659). Для того чтобы правитель был способен выполнить свои обязанности, он должен обладать определенными качествами. Златоуст прежде всего признает необходимымправославие и благочестиецаря, в противном случае правитель является тираном. «Не говори мне о царской власти там, где беззаконие»; под беззаконием здесь понимается непослушание царя божественным заповедям (Беседы на слова пророка Исаии. С. 412). Стремящийся к начальству гражданскому должен научиться прежде начальствовать над самим собой как должно (Толкование на Второе Послание к Коринфянам. С. 611). Истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не дозволяет утверждаться в душе власти удовольствий, так как «кто поставил разум начальником над страстями души, тот легко стал бы начальствовать и над людьми согласно законам Божьим, так что был бы для подчиненных наподобие отца, обходясь с гражданами со всякой кротостью». Тиран же тот, кто «начальствует... над людьми, а сам рабствует гневу, властолюбию и удовольствиям». Такой человек не достоин Царствовать, поскольку, во-первых, «может показаться смешным для подчиненных, что носит золотой... венец, а благоразумием не увенчан, что все тело его блистает порфирою, а душа остается неукрашенною; а, во-вторых, он не будет знать и того, как распоряжаться 20 Иоанн Златоуст. Одиннадцать бесед // Тамже. Т. 12, кн. 1. С. 294-295. 113 РазделII_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬЯ властью, потому что тот, кто оказался не в состоянии управлять самим собою, как сможет исправлять других законами?». Таким образом главное «отличие начальника в его состоянии по душе, то есть управляет ли он своими страстями». Человек же, управляющий людьми но раболепствующий страстям, недостоин быть царем, это «раб более всех людей», «так как тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе тысячи венцов» (Слово о начальстве, власти и славе. С. 629-631). Таким образом, делает вывод Иоанн Златоуст, нет царя «бессильнее преступающего Божественные законы, равно как и нет царя сильнее защищающего Божественные законы» (Беседына слова пророка Исаии. С. 418). ГЛАВА 3. АВГУСТИН Аврелий Августин (354-430) жил в то время, когда античный языческий мир уходил в прошлое, а на смену ему шел мир христианский. Рождалось новое миропонимание. Августин занимает здесь выдающееся место: по глубине мысли он не уступал своим античным предшественникам. Им было написано около сотни произведений, главное из которых—«О Граде Божьем» (413^427).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |