Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обязанности светской власти



2016-01-05 479 Обсуждений (0)
Обязанности светской власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Земная власть установлена Богом для содействия Его замыслу о спасении человека, с тем чтобы каждый подданный царства земного достиг Царства Небесного. Необходимость осуществления этого

i Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к Фессалоникиицам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 11, кн. 2. С. 597-598.

16 Иоанн Златоуст. Толкование на Книгу пророка Даниила // Там же. Т. 6, кн.2.С.507.


Глава 2

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

 


 


высокого предназначения светской власти обусловливает систему ее обязанностей.

Обязанности светской власти раскрываются Иоанном Златоустом при толковании им следующих слов апостола Павла: «Начальству­ющие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не боять­ся власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание де­лающему злое» (Римл. 13. 3-4).Первая обязанность правителя как «Божьего слуги» состоит вискусстве поощрения добра и наказа­ния зла: «Начальствование, — пишет Иоанн Златоуст, — есть ис­кусство... и притом искусство высшее всех искусств... Искусные на­чальники наказывают и отсекают людей злых, а добрых и кротких возвышают».'7 Для того Бог и вооружил правителей, чтобы «они устра­шали дерзких», ведь «люди порочные, если бы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города бесчисленными бед­ствиями». Однако, подчеркивает при этом Златоуст, «не начальник создает страх, а наша порочность» (Толкование на Первое Послание к Тимофею. С. 659). Таким образом, правитель независимо от того, наказывает ли он, или награждает, «исполняет Божий закон»: «за­щищает добродетель и изгоняет порок, чего и сам Бог хочет» (Бесе­ды на Послание к Римлянам. С. 776-777). Царь действует против зла опосредованно, страхом наказания научая подданных повинове­нию, ведь «многие навыкли добродетели ради начальников, а впо­следствии прилепились к ней из страха Божия. На людей более гру­бых не столько действует будущее, сколько настоящее» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 777).

Вторая обязанность правителя рассматривается Златоустом в руслеконцепции симфонии церковной и светской власти. Хотя ее официальное выражение принадлежитимператору Юстиниану(VI в.), однако о ее существовании можно говорить уже примени­тельно к IV в. Данная концепция предполагала согласованное взаи-^действие церковной и светской власти в достижении общей для них цели, соответствующей целям божественного промысла, — соз­дание условий для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. В рамках данной теории отношения между

17 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к Коринфянам // Там же- Т. 10, кн. 2. С. 609-610. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте гаавы.


Раздели ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ средневековая

двумя властями мыслились как отношения со-служения замыслу Бога о спасении человека. «Страх со стороны начальников, — пишет Зла­тоуст, — не позволяет расслабевать от беспечности, а утешение церк­ви не попускает падать от уныния: и посредством того и другого Бог устрояет наше спасение. Он и начальников вооружил, дабы устра­шали дерзких; Он же и священников рукоположил, чтобы утешали скорбящих» (Беседы к Антиохийскому народу о статуях. С. 85). Пра­витель рассматривается Златоустом как помощник церковной вла­сти: царь «делает для тебя добродетель более достижимой, так как наказывает злых, а добрым оказывает благодеяния и почести и этим содействует воле Божьей... Я даю тебе советы относительно цело­мудрия, и он того же требует по законам; я увещеваю тебя, что не должно быть любостяжательным и похищать, и он над тем же по­ставлен судиею, таким образом, он наш сотрудник и помощник, на это он и послан Богом» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 776).

Вместе с тем Златоуст отмечаетдуховное превосходство цер­ковной власти над светской, подчеркивая, что «иные пределы цар­ской власти, и иные пределы священства, последнее больше пер­вой», ведь «царь получил власть распоряжаться делами земными, и больше этой власти не имеет ничего, а престол священства утверж­ден на небесах».18 Желая лучше показать различия между двумя вла­стями, Златоуст обращается к рассмотрению их конкретных обязан­ностей: царь разрешает долги денежные, священник — долги грехов;

«первый действует принуждением, второй — увещанием; первый владеет оружием чувственным, второй — оружием духовным; пер­вый ведет войну с варварами, второй — с демонами». ^Именно по­этому еще в Ветхом Завете священники помазывали царей, и «те­перь Бог подклоняет главу их под руки священника, научая нас, что последний владеет большей властью, нежели царь, так как "мень­шее от большего благословляется (Евр. 7. 7)"» (Слово о начальстве, власти и славе. С. 631).

Из теории симфонии вытекало главное, промыслительное при­звание светской власти — оказыватьзащиту и покровительство церкви. Иоанн Златоуст воздает хвалу императорам, которые настоя­щим царством воспользовались для приобретения будущего Царства,

18 Иоанн Златоуст. Беседы на слова пророка Исаии // Там же. Т. 6, кн. 1. С. 411-412, 417. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.

19 Иоанн Златоуст. Слово о начальстве, власти и славе // Там же. Т. 12, кн. 2. С. 630. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.


Глава '

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

 


 


«устраивая Церкви, почитая священников, уничтожая блуждания еретиков».20 При этом святитель полагает, что правитель «страхом и почестями предрасполагает души людей, чтобы они были способны воспринять слово учения» (Беседы на Послание к Римлянам. С. 777).

В кругобязанностей подвластных входит обязанность совер­шать молитвы за начальствующих. Иоанн Златоуст ссылается при этом на слова апостола Павла, заповедовавшего «совершать молит­вы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (II Тим. 2. 1-2). Желая нашего спа­сения, пишет Златоуст, «Бог учредил власти для общей пользы». Поэтому было бы несправедливо, «если бы в то время, как другие выступают в поход и облекаются в оружие с тою целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже мо­литв» (Толкование на Первое Послание к Тимофею. С. 659).

Для того чтобы правитель был способен выполнить свои обя­занности, он должен обладать определенными качествами. Златоуст прежде всего признает необходимымправославие и благочестиецаря, в противном случае правитель является тираном. «Не говори мне о царской власти там, где беззаконие»; под беззаконием здесь понимается непослушание царя божественным заповедям (Беседы на слова пророка Исаии. С. 412). Стремящийся к начальству граж­данскому должен научиться прежде начальствовать над самим со­бой как должно (Толкование на Второе Послание к Коринфянам. С. 611). Истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не дозволяет утверждаться в душе власти удоволь­ствий, так как «кто поставил разум начальником над страстями души, тот легко стал бы начальствовать и над людьми согласно законам Божьим, так что был бы для подчиненных наподобие отца, обходясь с гражданами со всякой кротостью».

Тиран же тот, кто «начальствует... над людьми, а сам рабствует гневу, властолюбию и удовольствиям». Такой человек не достоин Царствовать, поскольку, во-первых, «может показаться смешным для подчиненных, что носит золотой... венец, а благоразумием не увен­чан, что все тело его блистает порфирою, а душа остается неукра­шенною; а, во-вторых, он не будет знать и того, как распоряжаться



20 Иоанн Златоуст. Одиннадцать бесед // Тамже. Т. 12, кн. 1. С. 294-295. 113


РазделII_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬЯ

властью, потому что тот, кто оказался не в состоянии управлять самим собою, как сможет исправлять других законами?». Таким образом главное «отличие начальника в его состоянии по душе, то есть управ­ляет ли он своими страстями». Человек же, управляющий людьми но раболепствующий страстям, недостоин быть царем, это «раб более всех людей», «так как тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе тысячи венцов» (Слово о начальстве, власти и славе. С. 629-631). Таким образом, делает вывод Иоанн Златоуст, нет царя «бессильнее преступающего Божественные законы, равно как и нет царя сильнее

защищающего Божественные законы» (Беседына слова пророка Исаии. С. 418).

ГЛАВА 3. АВГУСТИН

Аврелий Августин (354-430) жил в то время, когда античный языческий мир уходил в прошлое, а на смену ему шел мир христи­анский. Рождалось новое миропонимание. Августин занимает здесь выдающееся место: по глубине мысли он не уступал своим антич­ным предшественникам. Им было написано около сотни произведе­ний, главное из которых—«О Граде Божьем» (413^427).



2016-01-05 479 Обсуждений (0)
Обязанности светской власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обязанности светской власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)