Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение об обязанностях гражданина



2016-01-05 569 Обсуждений (0)
Учение об обязанностях гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалог «О государстве» начинается с установления иерархии естественных и политических наук. Первенство безоговорочно от­дается наукам политическим. Называются две причины такого по­ложения дел. Во-первых, Цицерон опирается на авторитет Сократа, цитируя его утверждение о том, что «вопросы о явлениях природы либо недоступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей» (О государстве. I. X. 15). Во-вторых, знания о при­роде не делают людей лучше и счастливее (О государстве. I. XIX. 32).

Науки политические имеют совершено иной характер, так как они непосредственно связаны с жизнью людей. Изучение этих наук делает людей полезными государству, это «самая славная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность» (О го­сударстве. I. XX. 33). Но и здесь знание ради самого знания бессмыс­ленно. Ценны те знания, которые применяются на практике. Поли­тическая философия дает знания для практической государственной Деятельности.

Государственные деятели занимают высшее положение в об­ществе, в том числе и в моральном смысле. Путь государственной Деятельности — путь, по которому идут лучшие люди. Все полити­ческие произведения Цицерона прямо или косвенно направлены против Эпикура и его школы. Эпикур проповедовал отказ от поли­тической деятельности как недостойной мудреца. «По их словам (эпику-Реицев. — И. К.), к государственной деятельности большей частью ^ремятся люди, совершенно не достойные честного дела, люди, Равняться с которыми унизительно, а сражаться, особенно когда толпа возбуждена, опасно и чревато несчастьем» (О государстве. I. V. 9).


Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМР

Цицерон возмущен такой позицией. По его мнению, доблесть тех кто основывает и сохраняет государства, приближается к доблести богов. В сущности, иначе и не мог говорить гражданин и патриот Рима. Политический абсентеизм Эпикура, вызванный кризисом гре­ческих полисов, глубоко чужд Цицерону. Другая причина (тоже, впро­чем, очевидная) заключается в том, что Цицерон оправдывал свою жизнь, наивысшими достижениями которой он считал успехи на государственном поприще. Участие в политической жизни он счи­тает гражданской обязанностью свободных людей, которые способ­ны в равной степени и властвовать, и подчиняться. Свобода, таким образом, не только предоставляет политические права, но в большей степенинакладывает политические обязанности.

Участие в политической жизни связано со справедливостью. Справедливость заключается не только в том, чтобы не чинить про-тивозакония самому, но и в том, чтобы противодействовать тем, кто противозакония совершает, и стремиться к общему благу. «Бывают и люди, которые либо в своем стремлении сберечь свое имущество, либо, так сказать, из ненависти к людям говорят, что они своими собственными делами заняты и, казалось бы, не причиняют ущерба никому. Первого вида несправедливости они не совершают, но до­пускают второй; ибо они отворачиваются от общественной жизни, так как не прилагают к ней ни старания, ни труда, ни своих способ­ностей» (Об обязанностях. I. IX. 29).

Становится понятным столь возвышенное отношение Цицерона к государственным деятелям. Они посвятили себя служению спра­ведливости и должны обладать соответствующими качествами. Они мудры, справедливы, воздержаны, красноречивы, образованы и т. д. Служа общим интересам, они оберегают узы, связывающие людей, человеческое общество и государство. Далеко не все способны к такой ответственной деятельности. Но те, кто способны, должны без про­медления браться за это дело: «занимать магистратуры и вершить делами государства; ведь иначе невозможно ни управлять государ­ством, ни проявить величие духа» (Об обязанностях. I. XXI. 72).

Что же касается рядового гражданина, то статус свободного человека накладывает на него соответствующиеобязанности по участию в делах государства.

Каждый человек вступает в отношения со многими людьми, и все они важны и дороги. Но, тем не менее, существует иерархия этих отношений. На первое место ставятся связи с государством, на второе —


Рекомендуемые источники ч исследования

с родителями, затем с детьми, домочадцами, друзьями. Иначе говоря, общественные дела ставятся выше частных. Ну а «при защите сво­боды граждан нет частных лиц» (О государстве. II. XXV. 46). Защита свободы — первейшая обязанность гражданина. Цицерон восторга­ется Брутом, убившим Цезаря. Для него он образец истинного граж­данина, спасающего государство от разложения.

Политические и правовые взгляды Цицерона характерны для переломных эпох, когда неудовлетворенность существующим пра­вом заставляет искать метаюридические критерии для его оценки. Таким критерием для Цицерона выступает справедливость, а борь­ба за нее провозглашается долгом и обязанностью истинного граж­данина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античные мыслители заложили основы европейской философии, в том числе, философии права и политики. Но всегда следует пом­нить о своеобразии их взглядов на мир права и политики. Властные отношения персонифицировались — гражданин властвовал над гражданином. Власть же можно осуществлять посредством силы (тогда форма государства является извращенной) или на основе пра­ва (тогда мы получаем правильную форму государства). Право рас­сматривается как веление разума, ассоциируется со справедливостью, равенством, свободой и порядком и противопоставляется произволу как проявлению человеческих страстей. Но вместе с тем свобода мыслится как коллективная ценность. Поэтому не отдельный чело­век, а полис видится высшей ценностью. В отношении отдельного человека доминирует идея личного долга,а не личного права.





2016-01-05 569 Обсуждений (0)
Учение об обязанностях гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение об обязанностях гражданина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)