Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕК-А



2016-01-05 582 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕК-А 0.00 из 5.00 0 оценок





было законов, не было и собственности. Уничтожьте законы, исчезнет и собственность».13

Оценивая социальную роль права собственности, Бентам рас­сматривает его как благо для всех людей: как имеющих, так и не имеющих ее. Он выступает против точки зрения, согласно которой появление собственности явилось причиной разделения общества на имущие и неимущие классы. «Создавая собственность, законы создают богатство, но не создают бедности, бедность есть первона­чальное состояние человечества...».14

Бентам выступает против посягательств на собственность, рас­сматривает ее как благо, как условие развития цивилизации, средство облагораживания общества, роста его благосостояния и гуманности.

Положительно оценивая право собственности, философ высту­пает против идеи ее перераспределения и установления фактического имущественного равенства. В обязанность законодателю вменяется охрана существующего распределения собственности. Этот долг имеется у законодателя потому, что главной целью гражданских зако­нов является безопасность общества, а посягательства на собственность разрушают эту безопасность.

Вместе с тем Бентам признает, что существующее в современ­ном ему обществе распределение собственности не вполне справед­ливо, что оно не отвечает интересам отдельных слоев населения. Отмечая, что «установление равенства есть химера», философ вме­сте с тем считает, что «возможно... уменьшение неравенства».''' С этой целью им был разработан собственный проект уменьшения нера­венства. Идеалом мыслителя являласьсобственность средних раз­меров, относительно равномерно распределенная между членами общества.

Уголовно-правовые взгляды Бентама находятся в рамках клас­сической школы уголовного права, сформировавшейся в конце XVIII в. Как известно, основными идеями этой школы являлись сле­дующие: уголовная ответственность только за виновное деяние; ра­венство всех перед законом; уголовная противоправность как обяза­тельный признак преступления; необходимость предупреждения преступлений; отмена негуманных наказаний. Все указанные прин­ципы данной школы были восприняты и развиты Бентамом.

13 Там же. С. 338.

14 Там же. С. 339.

15 Там же. С. 345.


ИЕРЕМИЯ БЕНТАМ

Еще в 1780 г. Бентам выделил три признака преступления (об­щественная опасность, противоправность, наказуемость), которые не претерпели существенных изменений вплоть до наших дней и признаются современной наукой уголовного права.

Бентам выделял четырецели наказания: возмещение ущерба, причиненного преступлением; предупреждение совершения новых преступлений (частная и общая превенция); исправление преступ­ника; возмездие (удовлетворение интересов потерпевшего) как по­бочная цель.

Английский юрист создал собственный проект идеальной тюрьмы Паноптикон, девизом которой было «Милосердие, справедливость, бдительность». Одно из основных отличий указанного заведения — в необычности его архитектуры. Здание должно быть округлой формы, чтобы сидящий в центре его надзиратель мог одновременно следить за всеми заключенными. Такая архитектура позволила бы существенным образом снизить расходы на содержание персонала тюрем. Подоб­ный принцип надзора может быть применен не только к тюрьмам, но и вообще к любым заведениям, в которых содержится значитель­ное число людей (например, работные дома, больницы, фабрики и заводы, училища и т. д.).

Помимо изменения архитектуры тюрем философ также пред­лагает полностью сменить концепцию содержания преступников в них. Принудительный труд заключенных, обучение их ремеслу, од­новременное сочетание кротости и строгости в обращении с ними, соблюдение гигиенических правил — вот те принципы, которые ле­жат в основе Паноптикона. Бентам также настаивает на необходи­мости опеки над преступниками, отбывшими тюремное заключение.

Цельюмеждународного права, по мнению Бентама, является польза всех наций и стран; именно принцип полезности должен ле­жать в основе международных отношений.

Бентам признает право нации на ведение войны и проводит аналогию между внутригосударственным процессуальным правом и правом войны. Последнее рассматривается как механизм обеспе­чения интересов государства на международной арене, воплощения в жизнь его внешнеполитических установок. Вместе с тем мыслитель формулирует гуманные правила ведения войны. Он говорит о том, Wo наказания не должны применяться к нации в целом, а только к ее главе; при ведении войны нужно стремиться ослабить правитель­ство государства, а не народ.


Раздел IV

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА

Тем не менее идеал международного общения состоит в пре­кращении войн, о чем свидетельствует произведение Бентама «План всеобщего и вечного мира» (1789). Одним из средств уменьшения внешнеполитической агрессии являетсядемократическая форма правления. Народ в демократической республике не позволит пра­вительству вести войну на народные деньги, не позволит кому-либо обогащаться в ходе войны, а также воспользоваться военным поло­жением для узурпации власти. Другим средством преодоления войн может выступить создание международной конфедерации европей­ских государств, управляемой конгрессом, в который каждое госу­дарство направляет по два делегата. В этой конфедерации проводит­ся принцип равенства государств-участников, сохраняется право на полную автономию.

Правовая концепция Бентама оказала огромное влияние на по­следующее развитие правовой мысли. Его учение предвосхитило школуюридического позитивизма Дж. Остина, которого считают его учеником и последователем. Ряд идей английского правоведа был воспринят немецким юристомР. Иерингом.



2016-01-05 582 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕК-А 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕК-А

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)