ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
Глава• от человека, в виде логически замкнутой системы норм или дополняющей ее системы естественно-правовых принципов: «сущность gr-o, — убежден ученый, — скорее в жизни людей, рассматриваемой с особой стороны». Поэтому, делает вывод Савиньи, «когда ныне наука права отрешается от этого объекта, то научная деятельность может продвинуться по своему одностороннему пути, не будучи сопровождаема соответствующим воззрением на сами правоотношения, — наука тогда может достичь высшей степени формального совершенства, но лишится связи с реальностью». Правовая наука должна стремиться воспринять опыт римских юристов, у которых «теория и практика собственно совсем не различаются; их теория усовершенствована до непосредственного применения, а их практика облагородилась постоянно через научную трактовку. В каждом положении усматривают они равным образом случай применения, в каждом правовом случае — равным образом правило, его определяющее; и в легкости, с коей они таким образом переходят от всеобщего к особенному и от особенного ко всеобщему, состоит их бесспорное мастерство» (Vom Beruf... S. 30-31). Таким образом, по мнению Савиньи, правовая наука должна превзойти в понимании права предшествующие времена и только в такие времена, которые «в просвещении и в деле познания стоят выше минувших», и следует предпринимать кодификацию, долженствующую быть своего рода итогом правового развития нации (Vom Beruf... S. 21). Поэтому наиболее эффективное правовое средство объединения Германии Савиньи видел «в органически прогрессирующей правовой науке, могущей объединить целую нацию» (Vom Beruf... S. 161). В современной же ситуации, полагал ученый, создание гражданского кодекса обернется тем, что его содержание будет определяться либо «так называемым всеобщим правом разума без оглядки на что-либо существующее» (Vom Beruf... S. 17-18), либо заимствованными недостатками Кодекса Наполеона. При этом Савиньи оспаривает всеобщее мнение о данном кодексе как о выдающемся достижении юридической техники, полагая, что данный акт «содержит механически смешанные итоги революции и прошлого права» (Vom Beruf... S. 75). Таким образом, и в том, и в другом случае, по его мнению, цель правового сплочения немецкой нации не будет достигнута: «Уложение, — утверждает Савиньи, — лишится тех духовных сил нации, посредством коих оно единственно могло бы прийти в похвальное состояние (Vom Beruf... S. 23). Уложение, не выросшее Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕУЧЕНИЯ ХК BFifA из познания собственного национального права, неотъемлемой традицией которого является римское право, станет лишь узами над живыми народными ценностями и подлинной органической историей германской нации. А потому прежде чем правовой наукой будет обретен подлинно «народный стиль», что позволит создать действительно «народное уложение» (Vom Beruf... S. 160), следует воздержаться «от применения к нашему правовому положению врачующего ножа» (Vom Beruf... S. 115). В последовавшей за этими двумя выступлениями полемике Савиньи и формирующаяся школароманистов были зачислены в разряд политическихконсерваторов, их оппоненты —германисты,настаивавшие на необходимости отказа от традиции римского права и немедленной разработке общегерманского гражданского уложения, — влибералы. Обсуждение практического вопроса о кодификации стало для Савиньи поводом к развитию собственных философско-правовых идей, положивших начало формированию новой — исторической — школы права. С целью развития исторического подхода к праву Савиньи в 1815 г. основал «Журнал исторического правоведения», который стал первым в истории мировой науки специальным историко-правовым периодическим изданием. Именно в предисловии к первому тому журнала появилось самообозначение нового направления в правоведении — «историческая школа» — в противоположность «неисторической школе» естественного права. Савиньивпервые в классическом правоведении сформулировал представление о праве как онепрерывно становящемся социо-культурном явлении, имеющемсобственную историю и обусловленном «духом народа» («Volksgeist»). Воспринимаемое сегодня как очевидность суждение Пухты — «право имеет историю»23 — тогда стало свидетельством разрыва юридической науки с рационалистической естественно-правовой традицией XVIII в. В известном смысле можно говорить о том, что формирование исторического подхода к праву в рамках основанной Гуго и Савиньи школы представляло собой закономерную реакцию на длительное господство в правоведении естественно-правовой философии, теоретически оправдавшей революционные социально-политические потрясения конца XVIII в.
23 Пухта Г. Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872. С. 42. ки на это издание даются в тексте главы. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА Глава 3 рационализму как методу конструирования и исследования права былпротивопоставлен историзм. формирование исторического направления в правоведении сопровождалось выяснением и развитием собственного— исторического — метода, позволявшего понять, «в каком отношении находится прошедшее к современности или становление к бытию».24 Право предлагалось рассматривать как непрерывно становящееся явление, которое поэтому может быть понято только в историческом рассмотрении. История, по мнению Савиньи, представляет собой не просто изучение явлений прошлого в их самоценной значимости, но является «единственным путем к истинному познанию нашего собственного состояния» (Vorrede. S. 4). Пухта, поясняя впоследствии метод исторической школы, предлагал отличать его от «антикварного» исследования, которое «ограничивается древними, прошедшими состояниями» и которое обычно и принимают за историческое изучение. Подлинно же историческое исследование, по его мнению, «имеет дело с настоящими [состояниями], только рассматривает их в движении, в процессе образования» (Энциклопедия... С. 95). Такое истинное познание и призвана обеспечить историческая школа с ее принципиально новым по сравнению с XVIII в. пониманием права: не как результата рациональной дедукции, но как исторического явления, созидаемого «духом народа»: «Историческая школа, — писал Савиньи, — принимает содержание права обусловленным целостным прошлым нации» (Vorrede. S. 6). Для Савиньи, как и других представителей исторической школы, было характерно свойственное немецкой романтической философии того временинеприятие рационалистического антиисторического духа XVIII столетия, когда, по его мнению, «во всей Европе царило совершенно непросвещенное стремление к просветительству»: «Понимание и ощущение величия и самоценности других времен было утеряно; место этого заступило безграничное упование современности, которая полагала себя призванной к достижению абсолютного совершенства» (Vom Beruf... S. 4-5). В начале ЯХ в. ситуация изменилась, и у Савиньи были все основания сделать вывод о том, что «исторический смысл возобладал повсюду, и рядом с ним нет места тому беспочвенному высокомерию», и если 24 Savigny F. К., van. Vorrede // Zeitschrift flir geschichtliche Rechtswissenschaft. °u. 1. Berlin, 1815. S. 2-3. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы. Раздел IV
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |