Концепция трех стадий развития государства и культуры
Свое представление об историческом процессе, субъектами которого, как и у Данилевского, были самобытные культуры, Леонтьев изложил в книге«Византизм и славянство» (1874). <1 К. Н. Леонтьев, наш современник. СПб., 1993. С. 275-276. 10 К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1995. С. 415.
В соответствии с основными постулатами органицизма, характерного в целом для консервативного мышления, Леонтьев полагает, чтопонятие исторического развития культур может быть объясненопо аналогии с процессами развития явлений органического мира. С такой «органической» точки зрения развитие, по мнению мыслителя, представляет собой «постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенную индивидуализацию, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой — от всех сходных и родственных явлений». Таким образом, развитие предстает для Леонтьева в виде постепенного движения от «бесцветности» и «простоты» к «оригинальности и сложности», в виде «увеличения богатства внутреннего и постепенного укрепления единства». Высшая точка развития, полагает он, есть «высшая степень сложности»," достигнув которой организм начинает постепенно упрощаться, что выражается в уменьшении числа индивидуализирующих его признаков: «Перед окончательной гибелью индивидуализация как частей, так и целого слабеет. Гибнущее становится и однообразнее внутренне, и ближе к окружающему миру, и сходнее с родственными, близкими ему явлениями» (с. 72). Будучи врачом, Леонтьев поясняет этот процесс развития на примере воспаления легких. Начинается оно «большей частью так просто, что его нельзя строго отличить от простой простуды и от множества других и опасных, и ничтожных болезней. Болезнь не развита, не сложна еще и потому не индивидуализирована... Чем сложнее становится картина, тем в ней больше разнообразных отличительных признаков, тем она легче индивидуализируется, классифицируется, отделяется, и тем она все сильнее, все влиятельнее. Если дело идет к выздоровлению организма, то картина болезни упрощается... сложность и разнообразие признаков, составляющих картину болезни, уменьшаются». Таким образом, делает вывод Леонтьев, «все вначале просто, потом сложно, потом вторично упрощается». Этот «триединый процесс», убежден мыслитель, свойственен не только органическому миру, но и «всему, существующему в пространстве и времени», в том числе «государственным организмам» и культурам (с. 72-73). Культура, в определении Леонтьева, есть «сложная система извлеченных идей (религиозных, государственных, лично нравственных, ' Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. С. 69. — Далее ссылки на это изда-чие даются в тексте главы. Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX философских и художественных), которая вырабатывается всей жизнью наций». Как продукт, она «принадлежит государству; как достояние она принадлежит всему миру» (с. 111). Соответственно каждая культура и свойственная ей государственная форма последовательно проходят в своем развитии следующие три стадии: 1)первоначальной простоты; 2)цветущей сложности; 3)вторичного смесительного упрощения (с. 75). Государство, по мнению Леонтьева, можно уподобить дереву которое достигает своего полного расцвета, повинуясь действию «внутренней, вложенной в него идеи» (с. 77). В начале исторической жизни любого государства, полагает мыслитель, мы видим «простоту и однообразие, больше равенства и больше свободы», чем будет в период расцвета; точно так же, «взглянув на растение, выходящее из-под земли, мы еще не знаем с достоверностью, что из него будет». Затем, в эпоху «цветущей сложности», мы видим «укрепление власти, разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей», — «дерево выразило вполне свою внутреннюю морфологическую идею» (с. 78). За цветущей сложностью неизбежно следует вторичное упрощение, выражающееся в большем однообразии частей государства, смешении сословий, «подвижности и шаткости властей, принижении религии, сходстве воспитания», что приводит к смерти своеобразной культуры и гибели государства (с. 82-83). Развитие государства, полагает Леонтьев, сопровождается постепенным «выяснением, обособлением свойственной ему политической формы»; упадок государства выражается в расстройстве этой формы. Государственная форма, убежден мыслитель, у каждой нации своя, и в своей «главной основе она неизменна до гроба исторического». Она вырабатывается «не вдруг и не сознательно сначала; не вдруг понятна; она выясняется лишь в ту среднюю эпоху наибольшей сложности и высшего единства, за которой следует, рано или поздно, порча этой формы и затем разложение и смерть» (с. 80). По мнению Леонтьева, «наибольшая долговечность государственных организмов» составляет 1000 или 1200 лет, хотя «культуры, соединенные с государствами, большей частью переживают их» (с. 84). При этом «демократические республики жили меньше аристократических», и «более сословные монархии держались крепче менее сословных». Леонтьев задается вопросом о том, на какой стадии развития находятся европейские государства, каков их исторический возраст?
Именно IX в., когда произошло «усиление власти папы, разрыв с византийским Востоком, принятие Карлом Великим императорского титула», следует «считать началом собственно европейской государственности». С IX по XIV в. Европа «разнообразно и неравномерно развивается», «объединенная в духе, в идеалах собственно культурных и бытовых, но раздробленная в интересах государственных». XIV-XVIII вв. — эпоха цветущей сложности, расцвета европейской культуры. Начиная с XVIII в. Европа, по мнению Леонтьева, вступает в завершающую стадию своей исторической жизни — стадию вторичного упрощения (с. 91-92). Каковы симптомы этого процесса «окончательного, упростительного смешения»? Леонтьев указывает общие для социальных и органических явлений признаки упадка: 1) утрата индивидуализирующих особенностей, которые раньше отличали явление от подобного; 2) большее, чем раньше, «сходство составных частей, большее внутреннее равенство, большее однообразие состава» (с. 77). Этипризнаки упрощения и смешения, свидетельствующие об упадке культуры, Леонтьев находит в политической жизни современной ему Европы.Во-первых, с провозглашением свободы вероисповедания различные религии оказываются уравненными «в общем индифферентизме» (с. 96). Как симптом упрощения, проявившегося в религиозной жизни европейской культуры, Леонтьев рассматривает протестантскую профанацию христианства, нашедшую свое выражение в том, что оно стало рассматриваться не как «божественное, в одно и то же время и отрадное, и страшное учение», но как «аллегория», «моральная басня, дельное истолкование которой есть экономический и моральный утилитаризм». Вместо «мысли о любви к Богу, о спасении души, о соединении с Христом» среднего европейца теперь занимают исключительно «заботы о всеобщем практическом благе» (с. 91). Во-вторых, наряду срелигиозным индифферентизмом,в качестве симптома упрощения европейской культуры Леонтьев воспринимает иразрушение иерархически организованного, сложногосословного строя, упадок родовой аристократии. Он отмечает, что в соответствии с нынешними «эгалитарными верованиями» ро-Довую аристократию считают ныне «праздным украшением жизни, броде красивых хохлов или ярких перьев у птиц». Вместе с тем «именно те исторические миры были и плодовитее и могущественнее других, в которых, при монархических склонностях, сверх того Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХ1Х в еще и аристократия родовая держалась упорнее» (с. 113). «Права человека», провозглашенные Французской революцией, мыслитель рассматривает как «демократизацию германского индивидуализма» служившего некогда «для дисциплины европейской», ибо тогда он был «уделом немногих, обуздывавших всех остальных», теперь же ставшего достоянием каждого говорящего: "Господа! Все люди имеют одинаковые права!"» (с. 91, 92). Таким образом «сословное всесме-шение разъедает Запад со времени провозглашения "прав человека" в 89-м году» (с. 311). В-третьих, всеобщеестремление к усредненности приводит к «однообразию лиц, учреждений, мод, городов и вообще культурных идеалов и форм» (с. 159). Провозглашениевсеобщего равенстваприводит к тому, что разнообразие социальных положений, «воспитания и характеров бледнеет». При этом, подчеркивает Леонтьев, в теории признается «недостаточность этого политического равенства» и заявляются уже требования «равенства всякого, полного, экономического, умственного, полового» (с. 93-94). Формирование среднего класса, по мнению Леонтьева, есть также «упрощение и смешение», вдохновленное стремлением «все свести к общему типу так называемого "буржуа"» (с. 101). Мыслитель полагает, что европейский индивидуализм, выражающийся в возможности каждого говорить о своих равных со всеми правах, на самом деле лишь «губит индивидуальность характеров» (с. 178). Леонтьев убежден в том, что «даже рабство и всякие стеснения во многих случаях развивают личность — и народную, и единичную больше (т. е. выразительнее), чем общеевропейская нынешняя свобода», которая есть «не что иное, как право и возможность— стать такими, как все» (с. 177). С его точки зрения «нынешняя свобода, нынешняя легальная эгалитар-ность больше всего и способствует тому, чтобы все большее и большее количество людей находилось бы в однородном положении и подвергалось бы однообразному воспитанию» (с. 319). В-четвертых, признаком упадка европейских государств является повсеместноеторжество представительных учреждении и англосаксонских конституционных идей. Вследствие этого, по мнению Леонтьева, европейские государства «испортили у себя более или менее в частностях ту государственную форму, которая выработалась у них в период цветущей сложности» (с. 97), все они «опять стремятся сойтись на почве эгалитарной разнузданности» (с. 103). Политическое однообразие Европы в будущем может привести
к объединению европейских государств в «федеративную, грубо рабочую республику», в «одну всеевропейскую республиканскую федерацию», что, вероятно, произойдет ценой отказа от «всех местных отличий, от всех сколько-нибудь чтимых преданий», ценой разрушения главных столиц, которые «так долго способствовали разделению западных народов на враждебные национальные станы» (с. 111). В-пятых, в качестве симптома упадка европейской культуры Леонтьев рассматривает истремление к созданию национальных государств: «Движение современного политического национализма есть не что иное, как видоизмененное только в приемах распространение космополитической демократизации» (с. 309), которая «давно уже трудится над разрушением великих культурных миров Запада» (с. 307, 309). Целью такой «группировки государственности по племенам и нациям» является «переход в государство космополитическое, сперва всеевропейское, а потом, быть может, и всемирное» (с. 314). Свою, на первый взгляд, парадоксальную мысль Леонтьев объясняет тем, что стремление какой-либо нации к политическому объединению и политической независимости сводится лишь к желанию установить у себя некуюсреднеевропейскую эгалитарно-республиканскую форму и провозгласить права человека, а потому «племенное объединение» влечет за собой «большее однообразие как в самой объединенной среде, так и по отношению сходства с соседними государственными обществами» (с. 313). Таким образом, делает вывод Леонтьев, «чисто племенная идея не имеет в себе ничего организующего, творческого; она есть не что иное, как частное перерождение космополитической идеи всеравенства и бесплодного всеблага», выражается ли она «в широких и обманчивых претензиях парижской демагогии или в уездных желаниях какого-нибудь мелкого народа приобрести себе во что бы то ни стало равные со всеми Другими нациями государственные права» (с. 68). Вот как изображает Леонтьев историческую ситуацию в Европе во второй половине 19 века: «Везде одни и те же более или менее Демократизированные конституции. Везде германский рационализм, псевдобританская свобода, французское равенство, итальянская распущенность или испанский фанатизм, обращенный на службу той же распущенности. Везде гражданский брак, преследования католиков, везде презрение к аскетизму, ненависть к сословности и власти, везде надежды слепые на земное счастье и земное полное равенство» (с. 94). Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ На основании сделанного анализа Леонтьев делает вывод о том что «Европа в XIX в. переступила за роковые 1000 лет государствен^ ной жизни»: «она вторично смешалась в общем виде своем, составные части ее стали против прежнего гораздо сходнее, однообразнее» (с. 96). Все европейские государства «сделали огромные шаги на пути эгалитарного либерализма, демократизации, равноправности; на пути внутреннего смешения классов, властей, провинций, обычаев, законов и т. д.». Результатом этих процессов стало то, что они «больше стали похожи друг на друга, чем были прежде» (с. 317). При этом Леонтьев подчеркивает, что «сложность машин, сложность администрации, судебных порядков, сложность потребностей в больших городах, сложность действий и влияние газетного и книжного мира, сложность в приемах самой науки» не опровергает его выводов. С его точки зрения, «это все лишь орудия смешения — это исполинская толчея, всех и все толкущая в одной ступе псевдогуманной пошлости и прозы: все это сложный алгебраический прием, стремящийся привести всех и все к одному знаменателю». Несмотря на сложность приемов эгалитарного прогресса, его «цель груба, проста по мысли» — это средний человек; «буржуа, спокойный среди миллионов точно таких же средних людей» (с. 95). Для подтверждения своих выводов Леонтьев приводит слова Прудона о том, что «цель всей истории состоит в том, чтобы обратить всех людей в скромных, однородного ума и счастливых, не слишком много работающих буржуа» (с.101). Революция в интерпретации Леонтьева не есть «антилегальное движение», она есть «стремление ко всеобщему смешению и ко всеобщей ассимиляции в типе среднего труженика», «стремление уравнять и обезличить людей в типе среднего, безвредного и трудолюбивого, но безбожного и безличного человека» (с. 284). В отличие от предшествовавших культур, также переживших процесс вторичного упрощения, европейские государства упрощаются «самосознательно, рационально, систематически» с помощью специально созданной для этого идеологиилиберализма (с. 103), которая представляет собой «сознательную систему разрушения» своеобразных культур и государств (с. 165). Основываясь на своей идее исторического развития как постепенного восхождения от простоты к цветущему многообразию, Леонтьев делает вывод о том, что «эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития», он «не есть процесс развития: он есть процесс
вторичного, смесительного упрощения», «уничтожения тех индивидуальных особенностей, которые были органически свойственны общественному целому в эпоху цветущей сложности (с. 76, 96). Таким образом, свобода вероисповедания, означающая фактически религиозный индифферентизм, всеобщее равенство, права человека, конституционализм, эгалитарные национальные движения с точки зрения Леонтьева есть лишьсимптомы упадка западноевропейской культуры. В связи с этим мыслитель недоумевает, почему предсмертную болезнь хотят считать идеалом будущего (с. 83). На стадии вторичного упрощения появляютсяконсерваторы,которые «хотят лечить и укреплять организм». Они выполняют свой долг, «замедляют разложение, возвращая нацию, иногда и насильственно, к культу создавшей ее государственности». Однако они обречены и «не их вина, что они не надолго торжествуют; не их вина, что нация не умеет уже выносить дисциплину отвлеченной государственной идеи, скрытой в недрах ее» (с. 83). Леонтьев очень дорожил своей идеей о вторичном упрощении цивилизаций, видя в ней развитие теории культурно-исторических типов Данилевского: «Данилевскому принадлежит честь открытия культурных типов. Мне — гипотеза вторичного и предсмертного смешения».'2 Однако и Россия, в представлении Леонтьева, ничуть не моложе Европы: «С чего бы ни начали считать нашу историю, с Рюрика ли (862), или с крещения Владимира (988)», в любом случае получается около тысячи лет. Эпоха цветущей сложности России связывается Леонтьевым с деятельностью Петра, с которого «началось более ясное, резкое расслоение нашего общества, явилось то разнообразие, без которого нет творчества у народов», а также Екатерины II, которая, усиливая неравенство, «вела Россию к цвету, к творчеству и росту». Она уменьшила в дворянстве «служебный смысл» и тем самым возвысила «собственно аристократические его свойства», благодаря чему оказался возможным расцвет русской культуры в первой половине XIX в. (с. 32-33). В либеральных реформах Александра II мыслитель усматривает начало процесса вторичного упрощения. Полемизируя с Данилевским, Леонтьев пишет, что наше сравнительное умственное бесплодие в прошедшем не может служить доказательством нашей молодости. «Тысячелетняя бедность творческого духа 12 К. Н. Леонтьев, наш современник. С. 289. Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX i еще не есть ручательство за будущие богатые плоды» (с. 115). Итак молодость России сомнительна. «Мы прожили много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела» (с. 117). Социальная концепция Социальным идеалом Леонтьева было иерархически организованноесословное общество с абсолютно-монархической формой правления. Мыслитель обосновывает идею социальной иерархии, неравенства с христианской, эстетической и органической точек зрения. Сословный социальный строй, предполагающий наличие родовой аристократии, во-первых, является условием задержания народа «на пути к безверию и своеверию» (с. 286), во-вторых, он эстетичен в отличие от антиэстетичного образа среднего буржуа, в-третьих, он является выражением сложности социального организма, а сложная система обладает большей устойчивостью, долговечностью, чем простая, т. е. эгалитарная. В этом смысле Леонтьева можно считать представителемэлитарного, аристократического, монархизма. По мнению Леонтьева,эгалитарная республика «неизбежно, через равномерную и слишком большую личную свободу, ведет к безбожию, к торжеству антихристианских начал», к тому же эта форма правления «наиболее удобна для проявления анархических наклонностей в народе» (с. 325). Мыслитель полагает, что «всеобщее равноправие и равномерное благоденствие, если бы и осуществилось на короткое время, то убило бы всякую мораль». Такие нравственные добродетели, как «милосердие, доброта, справедливость, самоотвержение», могут проявляться только тогда, когда есть «горе, неравенство положений, обиды, жестокость и т. д.».13 Он убежден в том, что «высшая степень общественного благоденствия материального и высшая степень политической справедливости была бы высшей степенью без-нравственности», т. е. состояния, в котором нет «ни разврата, ни добродетелей: первый не будет допущен, а вторая будет не нужна, так как все равны, и потому все одинаковы» (с. 162). Леонтьев полагает, что только «сильная царская власть», опирающаяся на родовую аристократию, способна задержать народные толпы на пути антихристианского прогресса. Для того чтобы 13 Там же. С.270. К. Н. ЛЕОНТЬЕВ Глава • «царская власть была долго сильна», необходимо, чтобы между «простонародными толпами, своекорыстными, страстными, глупыми, подвижными, легко развратимыми» и «Престолом Царским возвышались прочные сословные ступени, необходимы боковые опоры для здания долговечного монархизма». Более того, Леонтьев полагает, что «сами сословия, или, точнее, сама неравноправность людей и классов важнее для государства, чем монархия» (с. 287-288). С точки зрения представления об обществе как организме, расцвет которого есть наивысшая степень сложности его структуры, мыслитель полагает, что сложный «сословный строй прочнее бессословного», т. е. простого, эгалитарного: «При существовании крепких и самоуверенных сословий, привычных к власти и не тяготящихся ею, государства живут дольше» (с. 295). По его мнению, ни одно общество не сможет простоять более ста лет «при равенстве и свободе» (с. 172), так как «без разнородности и антитез нет ни организации, ни движения, ни жизни вообще» (с. 134). Леонтьев убежден в том, что «государство держится не одной свободой и не одними стеснениями и строгостью»: «Оно держится неуловимой пока что для социальной науки гармонией между дисциплиной веры, власти, законов, традиций — с одной стороны, а с другой — той реальной свободой лица, которая возможна даже и в Китае, при существовании пытки» (с. 178). Рассматривая либеральные реформы 60-х годов как начало эгалитарного процесса, Леонтьев высказывает предположение о том, что Россия в недалеком будущем может стать «во главе того общереволюционного (т. е. эгалитарного. — Е. Т.) движения, которое неуклонно стремится разрушить когда-то столь великие культурно-государственные здания Запада» (с. 298). Процесс вторичного смешения, открывшийся в «социальных организмах романо-германского мира» (с. 159) и ведущий их к смерти, был, по мнению Леонтьева, подготовлен либерализмом — идеологией систематического разрушения государств и культур, которая является выражением «боязни всего последовательного и всего выразительного» (с. 170). По мнению Леонтьева, современный емуэгалитарный либерализм готовит почву для последующего торжества ^Циализма и коммунизма: «Повсеместное господство мещанского капитализма может быть весьма непродолжительно. Но пережить его придется всей Европе неизбежно. С чистой повсеместной капиталистической и "рациональной" республикой социализму, выждав ^ое время, гораздо легче будет справиться, чем с таким более сложным Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в обществом, в котором церковь, монархия и высшие сословия еще не совсем утратили свое влияние» (с. 283). Эту подготовительную работу по разрушению авторитета церкви, монархии и аристократии и проводит либерализм, на смену которому приходят коммунисты _ либералы «самые крайние, в принципе не ограниченные» (с. 157). Леонтьев предвидит опасность того, что «тот слишком подвижный строй, который придал всему человечеству эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX в.», приведет к «глубокому перерождению человеческих общества на совершенно новых и вовсе уже не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах»: «Быть может, явится рабство своего рода, рабство в новой форме, вероятно, — в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин государству. Будет новый феодализм — феодализм общин, в разнообразные и неравноправные отношения между собой и ко власти общегосударственной поставленных» (с. 179). Для Леонтьева очевидно, что коммунизм приведет «с одной стороны, к меньшей подвижности капитала и собственности, с другой — к новому юридическому неравенству, к новым привилегиям, к стеснениям личной свободы и принудительным корпоративным группам; вероятно даже к новым формам личного рабства или закрепощения» (с. 155). Таким образом, доведенная до крайних выводов идея личной свободы через посредство крайней анархии приведет кдеспотическому коммунизму. По мнению Леонтьева, «социализм (т. е. глубокий и отчасти насильственный экономический и бытовой переворот) теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере, для некоторой части человечества» (с. 180). При этом мыслитель высказывает предположение, что «великий человек, истинно великий вождь, могучий диктатор может нынче явиться только на почве социализма» (с. 334). Слова Леонтьева о том, что «эта новая культура будет очень тяжела для многих, и замесят ее люди столь близкого уже XX века никак не на сахаре и розовой воде равномерной свободы и гуманности, а на чем-то ином, даже страшном для непривычных» (с. 180), сегодня звучат как сбывшееся пророчество.
с з. Концепция византизма Концепция византизма представляет собой опыт осмысления Леонтьевым главного, по его мнению, события исторической жизни России, определившего своеобразные черты русской культуры, — принятия православия от Византии. Данная концепция была разработана мыслителем в противоположность концепции панславизма Данилевского. По мнению Леонтьева,славизм, т. е. славянский культурно-исторический тип, на формирование которого надеялся Данилевский, пока еще представляет собой «сфинкс, загадку», нечто «аморфиче-ское, стихийное, неорганизованное». С точки зрения мыслителя, славизм имеет исключительно этнографический смысл: это племенная общность, не выработавшая своеобразной системы государственных, религиозных, эстетических и других идей, что позволило бы рассматривать ее как самобытную культуру. «Напрасно, — пишет Леонтьев, — мы будем искать какие-нибудь ясные, резкие черты, какие-нибудь определенные и яркие исторические свойства, которые были бы общи всем славянам» (с. 42). Более того, политическое освобождение и объединение славян, которое, по мнению Данилевского, должно стать главной целью государственной политики России, Леонтьев рассматривает как «дело весьма опасное, если не совсем губительное» (с. 335), в результате которого мы окажемся «без подготовки лицом к лицу с миллионами эгалитарных и свободолюбивых братьев славян» (с. 327). Стремление славян к политической независимости и созданию собственных национальных государств Леонтьев рассматривает исключительно как выражение общеевропейских космополитических идей: «Панславизм же во что бы то ни стало — это подражание и больше ничего. Это идеал современно европейский, унитарно либеральный, это стремление быть как все. Эта все та же общеевропейская революция»,— делает вывод мыслитель (с. 336). Именно поэтому Леонтьев рассматривает политику России в отношении славянства как служащую революционным (в значении Леонтьева) и космополитическим целям Европы. В отличие от «племенного, бессмысленно простого славизма» (с- 116),византизм, в интерпретации мыслителя, есть «особого рода культура, имеющая свои отличительные признаки». В сфереполи-гической византизм проявляется в формесамодержавия, в рели-^озной — предстает в видеправославия, в областинравственных Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX, идеи для византизма не характерениндивидуализм, т. е. то «крайне преувеличенное понятие о личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом». Кроме того, византийский нравственный идеал склонен «к разочарованию во всем земном в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству», а также отвергает «надежду на всеобщее благоденствие народов». В этом смысле ви-зантизм есть «сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства» (с.19). Византизм, таким образом, у Леонтьева противопоставляется не только славизму, существования которого как самобытной цивилизации он не признает, но и западноевропейской культуре, отличительной особенностью которой мыслитель считает чувство «чрезмерного самоуважения лица», исторически связанное с «цветущей эпохой рыцарства» и определившее специфику ее последующего развития. Так, по его мнению, это чувство, «перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев общества, сделало из всякого поденщика и сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства» (с. 20). В более узком смысле определяя византизм каксимфонию церкви и царя (с. 40), Леонтьев относит «начало полного торжества» византизма к эпохе императора Константина (IV в.). В IX в. византийская цивилизация «приобретает своему гению Россию». Поскольку Русь в момент своего крещения «не вступила в период цветущей сложности и многообразного гармоничного творчества», то «бесцветность и простота» тогдашней русской культуры, «свежесть и простодушие» народа способствовали «чистому и беспрепятственному» восприятию византизма (с. 21, 28). Византизму мы обязаны не только верой, но и своей государственностью: «Византийские идеи и чувства, — убежден Леонтьев, — сплотили в одно тело полудикую Русь. Византийский образ Спаса осенял на великокняжеском знамени верующие войска Дмитрия на том бранном поле, где мы впервые показали татарам, что Русь московская уже не прежняя раздробленная, растерзанная Русь». Исторически сложившаяся форма правления России — «родовое и безграничное самодержавие наше» — также окрепло «под влиянием византийской культуры» (с. 34). При этом К. Н. ЛЕОНТЬЕВ Пеонтьев подчеркивает, что «монархическое начало является у нас единственным организующим началом, главным орудием дисциплины» (с.36). Таким образом, делает вывод Леонтьев, византизм как симфония церкви и царя «глубоко проникает в самые недра нашего общественного организма»: «сила наша, дисциплина, история просвещения, поэзия — одним словом, все живое у нас сопряжено органически с родовой монархией нашей, освященной православием, которого мы естественные наследники и представители во вселенной». Византизм, убежден Леонтьев, «организовал нас, система византийских идей создала величие наше», соединившись «с нашими патриархальными началами, с нашим еще грубым в начале славянским материалом» (с. 40). Целостнаяформула византизма Леонтьева такова: «I.Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно. 2.Церковь должна быть независимее нынешней. Иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее. Церковь должна смягчать государственность. 3.Быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве. 4.Законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее; одно уравновесит другое. 5.Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе».14 Под знаменем византизма, убежден Леонтьев, «мы будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда-нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости!» (с. 35). Изменяя «даже в тайных помыслах наших этому византизму, мы погубим Россию» (с. 40). Было бы ошибкой воспринимать Леонтьева как проповедника национальной исключительности. По его мнению, «любить племя за племя — натяжка и ложь», ибо что такое племя «без системы своих Религиозных и государственных идей» (с. 41). Систему таких своеобразных идей, создавших величественное здание «православно-культурного русизма», Леонтьев и увидел в византизме. В отличие от ^авянофилов Леонтьев был далек от идеализации «племенных» 14 Там же. С. 265. Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX « качеств русского народа: «Народ наш, — писал мыслитель, — пьян, лжив нечестен и успел уже привыкнуть, в течение 30 лет (т. е. с 1861 г. —Е. Т.) к ненужному своеволию и вредным претензиям» (с. 290). Леонтьев высказывает предположение, что «через какие-нибудь полвека, не более, он из народа "богоносца" станет, и сам того не замечая, "народом-богоборцем" и даже скорее всякого другого народа» (с. 291). Полагая, что «наша будущность пойдет по пути самой крайней революции» (с. 276), Леонтьев предсказывает в будущем «разрушительно социалистическое назначение России» (с. 279): «Что мы такое: действительно ли новый культурный мир, как думал Данилевский орудие ли примирения Церквей без всякой особой гражданской оригинальности, как желает и надеется Влад. Соловьев, или, наконец мы таим в загадочных недрах нашей великой отчизны задатки самого ужасного отрицания и нигилизма, задатки самого гнусного и кровожадного хамства?» (с. 275).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |