Эта естественная потребность людей во взаимном общении
и реализуется прежде всего в образованиисемейного союза, в котором уже проявляется иерархический принцип социального взаимодействия. Таким образом, ученый подчеркивает естественный, вытекающий из природы человека характер власти и повиновения. Однако естественность человеческой потребности в иерархически организованном общении указывает для Победоносцева на ее сверхъестественный источник: «Учреждение семейного союза, нравственная связь между членами семьи, природа мужчины и женщины... все это установлено законами самыми коренными, самыми священными» (с. 444). Победоносцев отмечает, что «под первоначальным семейственным устройством образовалось гражданское общество и каждого начальника семьи сделало гражданином». В частности, в Риме именно «семья была ячейкой социального и политического устройства». В Новое время «народы Европы образовались и выросли на основании общинного быта», представляющего собой разновидность быта патриархального. Эти семейные союзы «крепко держали человека в его жизни и деятельности, и ими делалось все общественное и государственное устройство»(с. 269, 280, 294). Патриархальное происхождение государства обусловило, как полагал Победоносцев, ипатриархальное восприятие личности и власти монарха. Задача верховной власти, полагает ученый, «состоит в довершении в общественном строе идеи родительской власти, *-' 1 и олицетворением коей она должна служить».'° Историческая роль семейного союза в генезисе монархической государственности определила, по мнению Победоносцева, его значение в качестве социальной основы современной ему монархии. Патриархальная структура общества рассматривается ученым как важнейшее условие, обеспечивающеесоциальную актуальность монархического строя, для которого «в высшей степени важно существование и умножение благоустроенных семейных союзов» (с. 141). Социальная устойчивость традиционной монархической государственности обеспечивается постоянным воспроизведением в семье имеющих общественное значение навыков власти и подчинения. Именно в семье воспитывается способность к свободному * Победоносцев К. П. Очерк жизни и деятельности Ле-Пле // Ле-Пле. Основная конституция человеческого рода. М., 1897. С. XVI. ГмваЗ_К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ повиновению как необходимому условию человеческого общежития. Победоносцев подчеркивает государственное значение воспитываемой в иерархически организованном семейном союзе способности «приказывать и повиноваться». Он пишет: «Мудрость приказания, мудрость послушания, способность к тому и другому — вот истинная, верная мера культуры и доблести человеческой для каждого, кто бы он ни был; всякое добро — в обладании этими обоими качествами; всякое зло — в отсутствии этих качеств. Кто умеет приказывать и повиноваться, тот годный человек; кто не умеет, тот негодный» (с. 439^40). Последовательное осуществление договорной теории, полагает Победоносцев, неизбежно должно привести к разрушению патриархальной структуры общества, составляющей социальную базу монархии. Механистическая конструкция гражданского общества как произвольной совокупности равных друг другу индивидуумов, соединенных на основании договора, по мнению ученого, приводит к утрате социально-конституирующего значения семейных взаимосвязей, основанных на иерархических различиях в положении членов семьи. Договорная теория происхождения государства в противоположность консервативному убеждению вуниверсальности иерархического принципа социальной организации исходит из априорного предположения о том, что «нет между человеческими существами никакого неравенства, которое могло бы иметь влияние на определение законных прав и обязанностей».19 По мнению Победоносцева, этот вывод следует из теории «радикального индивидуализма», который «упорно стремится к совершенному разрушению всякого авторитета во всех сферах бытия человеческого и, отвергая его в религии, в государстве и в обществе, столь же решительно изгоняет его из семьи». Провозглашаемое этой доктриной «самодержавие каждой единицы» утверждает «за каждым человеком безусловную свободу и воспрещает безусловно всем и каждому какую бы то ни было власть над другим человеком».20 Идея всеобщего «уравнения всех единиц общественного быта» ставит перед подчиненной стороной в семейных отношениях закономерные вопросы: «По какой логике обязан ты повиноваться родителям? Кто тебе велел уважать их, когда они по твоему разумению того не стоят? Что, как не случайное 19 Победоносцев К П. Свобода, равенство и братство// Гражданин. 1873. №35-37. С. 976. 20 Победоносцев К. П. Курс гражданского права. В 3 т. СПб., 1896. Т. 2. С. 95-96. — Далее ссылки на это издание (далее — Курс) даются в тексте главы: первая цифра означает номер тома, вторая — страницы. Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХК в. явление природы, связь твоя с ними и разве ты не свободный человек, прежде всего равный всем и каждому?» (с. 312). Таким образом, попытка осуществлениямеханистической теории общества, во-первых, приводит кдезорганизации существующих в семье и государстве иерархических отношений власти и подчинения, во-вторых, порождаетпроблему рационального (взамен естественного и исторического) обоснованияповиновения. Эту проблему и призван разрешить «мнимый закон контракта между народом и правительством» (с. 328), который, по мнению Победоносцева, вполне соответствуя «отвлеченному началу мышления», находится «в полном разладе с основными началами природы и жизни». Естественная сила семейного родства, составлявшая историческую основу социального взаимодействия, заменяется, в конечном итоге, связью договорной, основанной на рациональном познании субъектами взаимных интересов. Таким образом, конструкция общества согласно постулатам договорной теории приводит к разрушению его традиционной патриархальной структуры, так как «в силу этого учения основной единицей общества не должна почитаться семья: ее составляет каждый человек в особенности и сам по себе» (Курс, 2, 95-96). Разрушение патриархальной структуры общества, а также ослабление авторитета родительской власти составляло, по мнению Победоносцева, одну из главных целей революционного правительства во Франции. Таким образом, уничтожение «благоустроенных семейных союзов», свойственное, как полагал Победоносцев, «новейшей демократии», неизбежно ведет «к раздроблению общества на единообразные единицы, взаимно не связанные и оторванные от земли, следовательно, бессильные и беспочвенные» (с. 141). В связи с этим сохранение патриархальной организации общества как социального строя, наиболее соответствующего монархии, составляет, с точки зрения Победоносцева, одну из важнейших задач государственной политики.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |