Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственное обоснование власти



2016-01-05 573 Обсуждений (0)
Нравственное обоснование власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Победоносцев был убежден в том, что государственная власть не может основать требования общеобязательности своих предпи­саний исключительно на имеющейся в ее распоряжении материаль­нойсиле принуяодения: «Для приведения в порядок свободной дея­тельности человечества, — пишет ученый, — недостаточно одних средств стеснения и репрессии», так как «действие их имеет только


К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ

Глам^_

отрицательное значение и само подвержено заблуждениям, ошиб­кам увлечениям грубой силы, страсти и недомыслия» (с, 348).

По его мнению, власть, ищущая справедливого верховенства в обществе, должна стать «носительницей правды». «На правде, — убежден Победоносцев, — основана по идее своей всякая власть, и поелику правда имеет своим источником и основанием Всевышнего Бога и закон Его, в душе и совести каждого естественно написанный, — то и оправдывается в своем глубоком смысле слово: нет власти не от

Бога» (с. 426, 427).

Однако для Победоносцеванравственно обоснованной была отнюдь «не всякая власть», а исключительномонархия. Именно мо­нархия как верховная власть нравственного закона в наибольшей сте­пени, по его убеждению, соответствует нравственной природе чело­века, главным качеством которой является совесть — «средоточие и опора закона нравственного» (с. 348). Совесть — «око Божие в душе человека» (с. 192)— обусловливает преимущественноестремлениенравственно раздвоенной природы человекак морально-должному,к правде, в достижении которой он обретаетдуховную цельность:

«Свойственно душе человеческой, от Бога рожденной, искать правды и стремиться к ней», ибо «без правды, — подчеркивает Победонос­цев, — жить не может человек». Именно этим, по его мнению, объяс­няется то, что человек, «с тех пор как раздвоилась его природа, яви­лось различие добра и зла», постоянно ищет «примирения и опоры в верховном судье этой борьбы, в живом воплощении властного начала порядка и правды». «Человечество, — убежден Победоносцев, — до­коле жива еще в нем тяга к добру и правде, с сознанием своего раздво­ения и бессилия, не перестанет верить в идеал власти и повторять попытки к его осуществлению». «Оно хранит в себе веру в высшее начало жизни, и посреди слез и крови, подобно слепцу, ищущему вождя, ищет для себя власти», в которой надеется обрести «посреди всяких извращений своеволия мерило правды» (с. 426-427). В представле­нии Победоносцева только монархическая власть, являющаяся «но­сительницей правды», удовлетворяет коренному, неизменно присуще- человеческой природе, стремлению к правде: такая власть, «достойная своего призвания, вдохновляет людей: она служит для всех зерцалом правды. Видеть такую власть— великое счастье для каждого Человека, любящего правду, ищущего добра» (с. 435).

Основнаяфункция власти, избравшей своим основанием бо­жественную «правду», состоит в различении «между добром и злом,


Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ |х,

между истиной и ложью во всех сферах человеческой деятельности» Соответственно и «первое отправление власти есть обличение правды и различение неправды». Именно эта различающая способность власти объясняет всеобщую «веру во власть и неудержимое тяготение к ней всего человечества» (с. 426).

В божественной заповеди власть имеет объективный критерий справедливости. «Первый закон власти, — убежден Победонос­цев, — "мерило праведное"», которое «дает силу судить каждого по достоинству и воздавать каждому должное, не ниже и не свыше его меры» (с. 438). По мнению мыслителя,справедливость властных требований является необходимым условием ихвнутренне свобод­ного исполнения подданными.

В представлении Победоносцева, избрать основанием власти начало божественной «правды», означает подчиниться ее источни­ку — Богу. Отсюда вытекаетидея власти как религиозного слу­жения: «Власть, — убежден мыслитель, — не для себя существует, но ради Бога, и есть служение, на которое обречен человек. Дело власти есть дело непрерывного служения, а потому, в сущности, — дело самопожертвования». Победоносцев видит «непререкаемый, единый истинный идеал власти в слове Христа Спасителя: "Кто хочет быть между вами первым, да будет всем слуга"» (с. 426-427).

По мнению ученого,монархия как верховная власть нравствен­ного закона представляет собой форму правления, свойственную исключительнорелигиозной (христианской)культуре. Возмож­ность падения монархии и замены ее системой народовластия обу­словлена, в представлении мыслителя, процессом разложения рели­гиозной культуры, в результате которого утрачивается понимание жертвенной — «Бога ради» — природы власти и повиновения. Су­ществующие в монархии духовно-правильные отношения между властью и подданными нарушаются, как только одна из сторон, преж­де всего носитель верховной власти, выходит из подчинения боже­ственной заповеди, забывая тем самым о долге правления: «По мере того, как бледнеет сознание долга, сознание достоинства, расширяясь и возвышаясь не в меру, производит болезнь, которую можно на­звать гипертрофией власти». «По мере усиления этой болезни, —-полагает Победоносцев, — власть может впасть в состояние нрав­ственного помрачения, в коем она представляется сама по себе и сама для себя существующей. Это уже будет начало разложения вла­сти» (с. 429).


К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ

Глава I

Отступление власти от следования вечным началам божественной правды приводит к тому, что народ, который всегда «ищет наверху, у власти, защиты от неправды и насилий и стремится там найти нрав­ственный авторитет в лице лучших людей, представителей правды», не находя «в верхних, властных слоях общества нравственного при­мера и руководства», «поникает духом и развращается» (с. 435).

С разрушением религиозного переживания мира, когда совесть уже не является достоверным духовным свидетельством бытия Бога, власть и подчинение утрачивают своютрансцендентную пер­спективу. Десакрализация политической культуры ведет к падению монархии и установлению системы вторичного народовластия, в которой идея власти и повиновения как жертвы «для Господа» теря­ет актуальность. Победоносцев рассматривает парламентарный строй как «торжество эгоизма, высшее его выражение», все учреждения которого служат «для удовлетворения личного честолюбия и тще­славия и личных интересов представителей» (с. 286). Таким обра­зом, по убеждению мыслителя, только встречный процесс упадка духовности власти и ослабление веры народной могут породить пред­ставительные учреждения как политическую форму, наиболее соот­ветствующуюсекуляризованному обществу.

Если монархия, в его представлении, является верховной властью божественной правды, то основанием демократии является противопо­ложное начало: «Что основано на лжи, не может быть право. Учрежде­ние, основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое. Одно из самых лживых политических начал есть начало народовла­стия. Та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской рево­люции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной» (с. 284). «Ложность» системы вторичного народовла­стия — в том, что ее возникновение на обломках монархической систе­мы есть свидетельство отступления народа и власти от следования веч­ным началам божественной правды. Если правда, полагаемая Победоносцевым в основание монархии, состоит в служении монарха и подданных Богу, то ложь демократии, по его мнению, состоит в эгои­стическом стремлении субъекта новой демократии, утратившего акту­альность ощущения объективной духовной реальности, удовлетворить потребности своей естественной, а не этической природы.

По мнению Победоносцева, субъектом демократии является человек, каков он есть «по природе», а не каким он должен быть. Однако по своей природе «всяк человек есть ложь, по природе всякий


Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

раздвоен сам в себе, по природе всякий склонен гордостью ума прини­мать свою правду вместо правды Божией». Эта естественная природа человека, рассматриваемая Победоносцевым как «ложная», греховная усилиями философов школы Руссо была признана совершенной. «Учение о совершенствах демократии» (с. 291) основывается, пола­гает Победоносцев, на этом «ложном» представлении о совершен­стве естественной природы человека. При разрушении религиозно­го переживания мира, в результате которого совесть уже не является достоверным духовным свидетельством объективности бытия Бога, в нравственно раздвоенной природе человека грех и ложь одержи­вают временную победу над «прирожденным» всякой душе челове­ческой стремлением к правде. Следовательно, демократия, опреде­ляемая Победоносцевым как «великая ложь нашего времени», основывается на лжи, присущей, вследствие грехопадения, природе каждого человека. Таким образом, «ложность» вторичной демокра­тии — в том, что как раз тогда, когда совесть людей наиболее отвра-тилась от источника света и затемнилась грехом, они решили поло­житься на нее в «великом и ужасном деле правления». Однако, в представлении ученого, человек «вопреки всем учениям, провозгла­шающим свободу плоти и похоти, всегда будет стремиться к идеаль­ному единству и совершенству» (с. 190), чем обусловлен, по его мнению, временный характер торжества парламентаризма.



2016-01-05 573 Обсуждений (0)
Нравственное обоснование власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственное обоснование власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)