Соотношение закона и заповеди
Правовые представления Победоносцева отвечают на два важных для христианского правосознания вопроса: 1) возможно ли духовное оправдание права и 2) каковы условия внутренней обязательности его предписаний для христианской совести. Задачанравственного обоснования права приводит Победоносцева к традиционной в историко-правовом аспекте проблеме соотношения права и нравственности. По его мнению, нравственное начало «составляет высшее оправдание и коренную сущность всякого закона» (Курс, 2, 79). Отвергая как рационалистическую, так и утилитарную концепции нравственности, Победоносцев видит ее высшую духовную санкцию «только в религии, то есть в сознании бытия Божия и будущей жизни».21 Таким образом, нравственный закон 21 Победоносцев К. П. Свобода... С. 1008. К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ существует для Победоносцева исключительно в значениибожественной заповеди. «Закон, с одной стороны, правило, с другой сто- цц _ заповедь, и на этом понятии о заповеди утверждается нравственное сознание о законе». Нравственная заповедь, «полагая свыше властное разделение между правдою и неправдою», производит «раздвоение первобытного понятия между законным и незаконным» (Курс, 2, 80). Таким образом, полагает Победоносцев, «основным типом закона» неизменно остается «Моисееве десятисловие» (с. 317). Духовное оправдание праву сообщает его соответствие нравственному закону как высшей норме человеческих отношений, заповеданной Богом. Победоносцев, подчеркивая иррациональный элемент в человеческой природе, убежден внеэффективности обращения законодателя исключительно крациональным мотивам правового поведения человека. Он отмечает недостаточность одного лишь рационального объяснения сознанию, что добродетель есть долг человека. Право, основанное на рациональных предположениях о нравственно должном, обращенное к «разумной» природе человека, по мнению Победоносцева, лишено вне системы принуждения безусловно обязывающего волю характера. Вместе с тем он полагает, что законодатель не должен также апеллировать к материальным мотивам правового поведения (с. 378). Законодатель, с его точки зрения, не может основываться на «предположении о всеобщей безнравственности» (тогда «к чему и писать законы?»), но обязан доверять «духовной, высшей стороне человеческой природы». Именно совесть предполагается Победоносцевым тем духовным органом, который способен воспринять нравственное значение закона и обеспечить внутреннюю обязательность его предписаний. Таким образом,социальное действие права обеспечивается восприятиемнравственной ценности права в индивидуальном — «совестном»—правосознании. Его основу составляет религиозное чувство, поскольку оно предполагает ответственность «за неправду йе перед слепым правосудием человеческим, но перед всевидящим (ЗДом Божьим». Именно к религиозному чувству неизменно апеллирует законодатель, считая его «самым крепким и определенным ^вством в человеке». «Это обращение... только тогда должно исчез-Иуть из законодательства, когда законодатель убедится, что религи-°зное чувство потеряло всю свою силу в массе народной». Однако, "олагает Победоносцев, такого состояния «не может предположить Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в законодатель, покуда не утратил веры в могущество высших нравственно-религиозных побуждений».22 Следование закону происходит «во имя Бога, во имя священнейшего, высшего интереса вечной жизни и вечного правосудия»23 и, таким образом, приобретает характер своего рода религиозного послушания. Однакодуховно просвещенная совесть обязывается к исполнению правовых предписаний лишь при условии их нравственной обоснованности. При отсутствии духовного соответствия между предписаниями закона и заповеди законодательство становится «ложью и насилием» над христианской совестью. В этом случае закон, бессильный обязать совесть, «является только повелением силе материальной, а не выражением правды и справедливости».24 В то же время духовно непросвещенная совесть, полагает Победоносцев, вполне удовлетворяется «слепым, рабским подчинением внешней власти». Соблюдение правовых запретов мыслитель также связывает с нравственной отзывчивостью христианской совести, неизменно квалифицирующей преступление закона как преступление божественной заповеди. Однако это возможно лишь в том случае, если «закон запретительный» является выражением высшей правды, воплощенной в божественной заповеди. Если же, полагает Победоносцев, спустить «высокое знамя правды с закона, совесть лишится своего твердого мерила, не будет в законе того жала, которое призвано будить ее». Он отвергает любые попытки соглашения закона с наличным уровнем нравственности, что, по его мнению, приведет лишь к тому, что преступник лишится «возможности чувствовать, что он совершает неправду», и, таким образом, «грязь и нагота станут являться на вид без стыда и без сознания». Победоносцев признает безусловно необходимым, чтобы «начало правды стояло высоко, в виду всех, не подвергаясь колебанию и сомнению», и чтобы «в виду его не забывалась и не засыпала совесть в общественном и в частном сознании» (Курс, 2, 81). Согласие «закона запретительного» с заповедью веры обеспечивает его безусловную обязательность для христианской совести. 22 Победоносцев К. П. Записка о гражданском судопроизводстве // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 26. СПб., 1863. С. 28-29. 23 Победоносцев К. П. О присяге тяжущегося // Там же. Т. 46, ч. 1, кн. 1-5-Б. м., б. г.С. 78. 24 Победоносцев К. П. Записка о гражданском судопроизводстве. С. 29. К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ Психическое действие законного прещения несомненно, когда схо-пится с началом нравственным», воплощенном в законе, ибо в этом случае человек сознает свою ответственность «перед всевидящим судом Божьим». Поэтому, полагает Победоносцев, «в законе несравненно важнее нравственное значение запрещения» (Курс, 3, 82, 83). Перед эффективностью системы принуждения «нравственно-религиозного учения» «бледнеет» «даже уголовное законодательство со своими прощениями». Таким образом, заключает Победоносцев, «основная, непререкаемая санкция закона» состоит в том, что нарушение закона, независимо от материальной кары, «немедленно обличается в душе у нарушителя — его совестью» (с. 317-318), которая «одна дает нашим действиям правую цену» (с. 348), поэтому «притеснитель не смеет явиться со своим насилием перед лицом закона» (Курс, 3, 82). Вместе с тем не следует забывать и о том, что «закон запретительный (не делай, не прикасайся) во имя высшего духовного начала» прежде всего имеетвоспитательное значение, поскольку он «призван ограничивать своею заповедью»низшие побуждения человеческой природы (Курс, 2, 80). В связи с этим Победоносцев полагает, что всякая система человеческой дисциплины, и прежде всего право, должна побуждать человека к ежедневному упражнению «высших ощущений духа» и борьбе «с низшими ощущениями» (с. 317).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |